Непрерывное Образование

146

Философско-пед. Концепция, согласно к-рой образование рассматривается как процесс, охватывающий всю жизнь человека. Аспект образовательной практики, представляющий её как непрекращающееся целенаправленное освоение человеком социокультурного опыта с использованием всех звеньев имеющейся образоват. Системы. Принцип организации образования, образоват. Политики. В теории и практике Н. О. Особо акцентируется образование взрослых за пределами базовою образования — приобретение и повышение проф. Квалификации, переподготовка в процессе смены профессий, образование в ходе адаптации к меняющимся социальным условиям, досуговое образование и т. Д. В совр. Обществе идея Н. О. Приобретает характер парадигмы науч.-пед. Мышления.В мировой педагогике понятие Н.

О. Выражается рядом терминов, среди к-рых. «продолжающееся образование» (continuing education, continuous educa-tion), «пожизненное образование» (life-long education), «пожизненное учение» (lifelong learning), «перманентное образование» (permanent education, l'education permanente), «дальнейшее образование» (further education, Weiterbildung), «образование взрослых» (adult education, l'education des adultes, Erwachsenenbildung) и др. К понятию Н. О. Тесно примыкает «возобновляющееся образование» (recur-rent education), означающее получение образования «по частям» в течение всей жизни, отход от практики длит, образования в уч. Заведении, оторванной от трудовой деятельности, чередование образования с др. Видами деятельности, гл.

Обр. С работой.В истории филос.-пед. Мысли идеи Н. О. Восходят к представлениям мыслителей древности, религ.-филос. Учениям о непрерывном духовном совершенствовании человека. В европ. Пед. Традиции идеи Н. О. Связаны с представлениями о воспитании человека как члена общества и гражданина гос-ва, выдвигавшимися Платоном и Аристотелем. Глубоко разработанную филос.-пед. Концепцию Н. О. Выдвинул Я. А. Каменский, к-рый видел «всеобщее воспитание», приобщение всех без исключения людей к культуре («пампедию») как средство достижения социальной гармонии, «всеобщего исправления дел человеческих». Комен-ский представил всеохватывающую целостную картину воспитания и самосовершенствования человека на протяжении всей его жизни — от «школы рождения» до «школы смерти».Обращение совр.

Филос.-пед. Мысли, а затем и поворот специальных пед. Исследований к проблематике Н. О. Связан с образоват. Последствиями науч.-техн. Революции. После 2-й мировой войны в индустриально развитых странах образоват. Политика ориентировалась на задачи подготовки и совершенствования рабочей силы, средством решения этих задач выступало продолжение образования за пределами общеобразоват. Школы. В развивающихся странах Н. О. Выступало как функциональное дополнение к деятельности недостаточно развитых шк. Систем. В социально-образоват. Практике и одновременно с ней в пед. Теории отправной областью для развития Н. О. В 20 в. Стало образование взрослых, Н. О. Преим. Концентрируется в этой сфере. Пед. Проблемы Н. О. Нередко сосредоточиваются в области андрагогики.

В социально-образоват. Практике Н. О. Часто сводится к дополнительному и продолженному образованию взрослых (за пределами полученного ранее). Острота проблем Н. О. Применительно к образованию взрослых связана с его высоким социокультурным потенциалом, особой значимостью для гос. Образовательной и социальной политики в условиях социально-экон. Изменений в совр. Мире, в к-рые непосредственно вовлекается взрослое население. Особенно интенсивно развивается Н. О. В после-среднем звене (профессиональное, высшее, повышение квалификации и др.), где с акцентом на гибкие образоват. Услуги совмещаются возможности общеобразовательной и проф. Подготовки. Уч. Центры, центры образования взрослых, открытые ун-ты, региональные (общинные) колледжи.

Важным механизмом интеграции образоват. Учреждений в действующую систему формального образования является их аккредитация со стороны гос-ва либо конкретных институционализиров. Уч. Заведений (колледжей, ун-тов).Проблематику Н. О. Можно условно разделить на две осн. Области. Первая связана с построением системы Н. О. Как части социальной практики (социально-образоват. Аспект Н. О.). Вторая — с самим процессом освоения человеком нового жизненного, социального, проф. Опыта (психолого-пед. Аспект Н. О.). В социально-образоват. Практике ключевое значение для осуществления Н. О. Имеет преемственность звеньев образоват. Системы и разветвлённость каналов неформального образования за пределами базового образования. Реализация Н. О. В образоват. Системе опирается на её «вертикальную интеграцию», т.е.

Преемственность ступеней формального образования — дошкольного, начального, среднего и послесреднего, при к-рой каждый уровень образования предполагает возможность перехода на последующий. Важный содержательный признак Н. О. — «горизонтальная интеграция», т.е. Соотнесённость образования, получаемого вне формальной образоват. Системы (в т. Ч. Спонтанно приобретаемых знаний и жизненного опыта), с образованием в рамках уч. Заведений и специально организованных образоват. Программ.Среди функций Н. О. Условно выделяют компенсирующую (восполнение пробелов в базовом образовании), адаптивную (оперативная подготовка и переподготовка в условиях меняющейся производств, и социальной ситуации) и развивающую (удовлетворение духовных запросов личности, потребностей творческого роста).

В развитых странах распространены вспомогательные, компенсирующие уч. Программы для выпускников ср. Школ с пробелами в общеобразоват. Подготовке, продолжающих образование или проходящих производств, обучение. В развивающихся странах — образовательные программы по формированию основ грамотности. Широкое распространение получают программы, дающие «второй шанс» при перемене места работы или смене профессии. В ряде стран развиваются программы, обеспечивающие преемственность образования в ср. Школе и послесреднем звене (ср. Специальное, высшее, последиплом-ное образование, производств, обучение и повышение квалификации). В индустриально развитых странах распространены уч. Центры для взрослых, обычно сотрудничающие с традиционными высшими и ср.

Специальными уч. Заведениями (ун-тами, колледжами и др.) и предлагающие широкий спектр образоват. Услуг — от одноразовых краткосрочных курсов для лиц, желающих приобрести конкретный набор умений или подготовку по к.-л. Специальности, до развёрнутой образоват. Программы, включающей подготовку к продолжению образования в ун-те. Значит, усилия гос., деловых и обществ, орг-ций направлены на развитие программ Н. О. В контексте обновления проф. Опыта, повышения квалификации и переобучения. Особое внимание уделяется нетрадиц. Областям Н. О. — образованию инвалидов, женщин, включающихся в производств, сферу, досуговому образованию по интересам для ушедших на пенсию (лиц «третьего возраста»).Каналы реализации Н. О. Охватывают всю сферу формального и неформального образования, включают гос.

Образовательную систему, частные уч. Заведения, очное, вечернее обучение и заочное обучение. Значит, возможности осуществления Н. О. Связаны с каналами т. Н. Дистантного образования (средства почтовой связи, теле- и радиокоммуникации, компьютерного доступа к банкам информации по телефонным каналам и т. Д.). В связи с растущим уровнем информатизации общества, расширением возможностей доступа к разнообразным информац. Фондам уч. Заведения всё в большей степени выполняют ориентирующую роль во взаимодействии человека с гибкой и разветвлённой информац.-образоват. Сетью.Основой практики Н. О. Стала установка на изучение и удовлетворение образоват. Потребностей, создание широкого набора образоват. Услуг.В психолого-пед. Аспекте характерная тенденция в теории и практике Н.

О. — опора на самообразование, освоение умений и навыков учения, развитие ценностных ориентации в духе «учения через всю жизнь», широкое использование активных форм и методов обучения, подход к обучению как процессу преобразования жизненного и проф. Опыта. Важной чертой практики Н. О. Становится самостоят, выбор образоват. Целей и средств их достижения. Идея Н. О. Связана с переходом образоват. Теории и практики от парадигмы преподавания, в рамках к-рой человек выступает как «объект обучающих воздействий», к парадигме Н. О., предполагающей гума-нистич. Тип отношений участников образоват. Процесса, саморазвитие обучающихся.В личностном плане Н. О. Реализуется не только за счёт функционального включения человека в образоват.

Процесс или организационных мер, обеспечивающих «преемственность звеньев», но и благодаря формированию внутр. Личностной позиции, обеспечивающей преемственность образования во внутр. Мире личности. Н. О. Является способом выработки её смысловых, жизненных ориентиров, включая и проф.-образовательный, одной из жизненно важных линий самореализации, к-рая осуществляется средствами образования. Н. О. Выступает как путь и средство творческого роста личности, конструктивного преодоления ситуаций социального и проф. Жизненного кризиса. Для психолого-пед. Исследований важнейшей областью проблематики Н. О. Является проблема самоактуализации человеком своих ценностей и творческого потенциала в образоват. Процессе.С нач. 70-х гг. Идеи Н.

О. Широко пропагандируются ЮНЕСКО. В докладе Междунар. Комиссии по развитию образования Н. О. Предлагалось в качестве руководящей концепции для будущего развития образования во всех странах мира (Париж, 1972). Н. О. Стало лозунгом, провозглашённым на 3-й Междунар. Конференции ЮНЕСКО (Токио, 1972). На 19-й Ген. Конференции было выдвинуто развёрнутое понимание Н. О. Не ограниченное ни во времени (по срокам), ни в пространстве (по месту обучения), ни по методам обучения, оно объединяет всю деятельность и ресурсы в области образования и направлено на достижение гармоничного развития личности и прогресса в преобразовании общества. Одновременно Н. О. Выступает и как средство связи и интеграции элементов существующей системы образования, и как «основополагающий принцип организац.

Перестройки разл. Звеньев образования». В качестве ведущих принципов Н. О. Выделяются. Гуманистич. Характер, демократизм (равенство доступа), всеобщность (включенность всего населения в разл структуры и уровни образования), интеграция (формальных и неформальных образоват структур традиционного и нового типа), гибкость (уч планов и программ, альтернативность способов организации уч процесса, вариативность стратегий обучения), релевантность (связь с жизнью индивида, проф и социальной деятельностью)В СССР с 70-х гг H о провозглашалось как общий подход к развитию системы образования в стране В 1986 была поставлена задача создания «единой системы непрерывного образования» В практике же H о нередко либо тяготело к широкой, но вместе с тем несколько размытой просветительской деятельности лекториев, «народных ун-тов» и т п, либо редуцировалось применительно к конкретным направлениям образоват деятельности, где наряду с формальными попытками развить систему непрерывного идейно-полит воспитания и образования велось создание конкретных систем непрерывного проф образования и повышения квалификации (напр, разработка систем типа «школа — педвуз — школа» в области непрерывного пед образования) Идея H о получила широкое распространение в отеч теории и практике образования и, несмотря на заметную декларативность, лозунговый характер, оказала заметное влияние на развитие пед мышленияРазработка в Рос Федерации проблематики H о отличается остротой, связанной с изменениями в жизни общества в условиях перехода к рыночным отношениям, социокультурной ситуацией, в к-рой проф гибкость и мобильность не сводятся только к области производств деятельности человека, но становятся как социальной, так и личностной проблемой и непосредственно отражаются на образоват сфере Особое значение приобретают социально-практич и науч -прикладные подходы к H о, к-рые направлены на его гуманизацию переориентацию с обезличенных потребностей гос-ва или ведомств на образоват потребности человека, включение образоват процесса в контекст социальной и производств жизни человека, его личностного роста Разработка проблем Нов Рос Федерации обусловлена с отходом от жесткой централизации гос регулирования образования, с социальной потребностью переключения в режим широкой и гибкой системы образоват услуг Важнейшие проблемы H о связаны с интеграцией сложившейся образоват системы и уч заведений нового типа, координацией и интеграцией рос образования с мировым образоват сообществомВ ряде стран действуют региональные, нац и междунар центры, разрабатывающие проблематику и координирующие программы и информац обмен по вопросам H о (преим в русле H о взрослых) Европ центр по вопросам образования и досуга, Европ ассоциация по образованию взрослых (European Association for the Education of Adults), Афр ассоциация по грамотности и образованию взрослых (Afncan Association for Literacy and Education of Adults) и др Крупнейшей нац ассоциацией по H о является Амер ассоциация по образованию взрослых и H o (American Association for Adult and Contmumg Education), к-рая издает журн «Adult Education Quarterly A Journal of Research and Theory» С 1973 действует Междунар совет по образованию взрослых (International Council for Adult Education), издается журн «Convergence International Journal of Adult Education» (Торонто, Канада) В Центре непрерывного образования ун-та Брит Колумбии совм с Междунар советом по образованию взрослых с сер 80-х гг издается серия монографий по H о и образованию взрослых, ведется выпуск многотомного библ труда «Adult Education m Continental Education, An Annotated Bib-liography of Enghsh-language Materials», описывающего издания после 1945 С нач 80-х гг выходит «International Journal of Lifelong Education» С 1994 в Канаде начато издание междунар электронного журнала «The International Journal of Contmumg Education Practice», посвященного практике H oЛит Коменскии Я А, Всеобщий совет об исправлении дел человеческих, Избр пед соч, ч 2, M, 1982, Даринский А В, Непрерывное образование, СП, 1975, W 1, Владиславлев А П, Непрерывное образование Проблемы и перспективы, M, 1978, Проблемы непрерывного образования в совр условиях социального прогресса и научно-техн революции Материалы Первой Всесоюзн науч конференции, ч 1—2, М, 1981, Горохов В А, Коханова Л А, Основы непрерывного образования в СССР предисл В Г Онушкина M, 1987 Теоретич основы непрерывного образования, под ред В Г Онушкина, M 1987, Куписевич Ч Проблемы непрерывного образования, ВВШ, 1988, №1, Владиславлев II А Система образования в европ странах СЭВ Экон и социальные проблемы, M, 1989, Непрерывное образование как пед система Сб науч тр НИИ проблем ВШ, M 1989, ОнушкинВ Г КулюткинЮ Н, Непрерывное образование — приоритетное направление науки, СП, 1989, № 2, О с и и о в В Г, Социально-филос анализ совр концеп ции непрерывного образования, Ер, 1989 Перспективы развития системы непрерывного образования, под ред Б С Гершунского, M, 1990, Концепция непрерывного последиплом-ного образования, под ред А А Вербицкого M, 1991, ЗинченкоГ II Предпосылки становления теории непрерывного образова ния, СП, 1991, № 1, Гуманистич тенденции в непрерывном образовании в России и США, под ред M В Кларина, И H Семенова, M, 1994, Knowles M S, The modern practice of adult education, Chi 1980, The termmology of adult education, P, 1979, Giere U, M a e-h i r a Y, Directory of wnters on hfelong educa tion, Hamb, 1980, Charters A N, Com panng adult education worldwide, S F, 1981, Mernam S B, Simpson E L, A guide to research for educators and tramers of adults, Melb (Fl), 1984, Twentieth Century Ihm kers m adult education, ed P Jarvis, L, 1987, Materials and methods m contmumg education, ed G Klevms, Los Ang, 1987, Learnmg strate gies for post-literacy and continumg education a cross-national perspective, Hamb, 19882, Theory and practice m the study of adult education, the epistemological debate, ed by B P Bnght, L — № Y, 1989, Charles A N, S i d d i q u i D A, Comparative adult education state of the art with annotated resource guide, Vancouver, 1989, H o u l e С O, The literature of adult education, S F, 1992 M В Кларин..

Значения в других словарях
Непал

Королевство Непал, гос-во в Юж Азии, в центр части Гималаев Пл 147,2 тыс км2 Нас ев 19 млн чел (1993) Офиц яз непальский (непали) Столица — КатмандуДо сер 19 в в Непале существовали лишь школы при буддийских монастырях и храмах, к-рые содержались на пожертвования прихожан (см Буддистские школы, Ламаистские школы) Обучение велось на санскрите В 1853 в Катманду открылась первая гос школа («Дарбар скул»), в 1890 — вторая («Санскритский колледж»), доступные гл обр детям высш чиновников и родовой зна..

Неполная Средняя Школа

Тип общеобразоват уч заведения В преемственных шк системах — промежуточное звено между начальной и полной ср школойВ дорев России к типу Н с III относились прогимназии (с 1864, имели 4—6 кл), реальные училища (в 1864- 88), высшие начальные училища (с 1912)Единая трудовая школа, созданная в РСФСР в 1918, делилась на 2 ступени первую — для детей 8—13 лет (5 лет обучения) и вторую — для детей 13- 17 лет (4 года) По содержанию образования к Н с III в этой структуре относились 6-й и 7-й года обучения..

Нервная Система

См. Высшая нервная деятельность.. ..

Неуспеваемость

Более низкий по сравнению с предусмотренным уч программой уровень усвоения учащимися содержания образования H служит препятствием для дальнейшего обучения, ведет к второгодничествуВ связи с тем, что в содержание образования входят не только знания, умения и навыки (уровень усвоения к-рых относительно точно может быть оценен по балльной шкале), но также опыт творческой деятельности и сформированность отношений личности, не поддающиеся формальной оценке, H нельзя отождествлять с неудовлетворит оце..

Дополнительный поиск Непрерывное Образование Непрерывное Образование

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Непрерывное Образование" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Непрерывное Образование, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 23 символа