Неуспеваемость
Более низкий по сравнению с предусмотренным уч программой уровень усвоения учащимися содержания образования H служит препятствием для дальнейшего обучения, ведет к второгодничествуВ связи с тем, что в содержание образования входят не только знания, умения и навыки (уровень усвоения к-рых относительно точно может быть оценен по балльной шкале), но также опыт творческой деятельности и сформированность отношений личности, не поддающиеся формальной оценке, H нельзя отождествлять с неудовлетворит оценками H представляет собой явление более широкого плана, связанное с существенными недостатками общей культуры и воспитанности учащихсяH обусловлена трудностями создания в школе условий для индивидуализации обучения Н — одна из острейших проблем совр школыУстранение H осуществляется двумя путями — путем предупреждения и путем преодоления H С понятием «Н » тесно связано понятие «отставание», к-рым обозначается отд элемент Н, возникающий в ходе обучения (напр, пробел в знаниях, слабое овладение действием) Не устраненное своевременное отставание перерастает в НПредупреждению Н могут способствовать меры на уровне общей организации системы образования, конструирования уч плана и отбора содержания уч предметов, деятельности пед коллектива школы и каждого учителя Решению этой задачи соответствуют такие шк система, уч план и содержание образования, к-рые реализуют принципы индивидуализации и дифференциации обучения, учитывают возможности и запросы учащихсяМожно выделить нек-рые общие признаки отставания (они сгруппированы в дидактике по типам уч предметов) Для подобной диагностики служат разл приемы опроса, наблюдения за работой и эмоциональными реакциями учащихся на уроках и др При обнаружении отставания учитель может помочь учащемуся индивидуальными консультациями, доп занятиями в группах, привлечением к занятиям с отстающими успешно обучающихся одноклассников и др Наряду с оказанием оперативной помощи, учителю предстоит проанализировать обстоятельства, вызвавшие отставание, что особенно важно тогда, когда случаи отставания повторяются Причины его у отд ученика обычно связаны с физич состоянием, общим развитием, условиями жизни Но отставание может появиться и в результате невнимания к трудностям учащегося со стороны педагога.
Отставания мн. Учащихся обусловлены недостатком дифференциации обучения, слабого учёта возможностей и интересов учащихся, несоответствием объёма и сложности содержания программ отводимому на его усвоение времени. В работе учителя условия, вызывающие отставание, связаны с неэффективной методикой преподавания, однообразием применяемых организац. Форм обучения, невниманием к развитию творческих сил и познават. Интересов школьников, а также недостаточной компетентностью, негативными качествами личности педагога.Преодоление Н. Осуществляется на основе изучения учащихся, анализа их деятельности и разработки типологии неуспевающих школьников. Осн. Место в пед. Лит-ре, посвящённой преодолению Н., занимает анализ и классификация её причин.
Для преодоления Н. Применяются индивидуальные задания, разделение уч. Задач на отд. Этапы (шаги), особые условия опроса, доп. Занятия. Используется также условный перевод в след, класс учащихся, имеющих неудовлетво-рит. Годовые оценки по 2—3 уч. Предметам. Эта мера рассчитана на то, чтобы повысить ответственность самих учащихся и их родителей за результаты обучения. Условный перевод позволяет сократить число второгодников. Как показывает мировая практика, повторный курс не приносит пользы ученику, снижает общий уровень образованности молодёжи и наносит вред нравств. Воспитанию.Лит. Гельмонт А. М., О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления, М., 1954. Славина Л. С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам, М., 1958.
Психол. Проблемы неуспеваемости школьников, под ред. Н. А. Менчинской, М., 1971. Б а б а и с к и и Ю. К., Оптимизация процесса обучения. (Аспект предупреждения неуспеваемости школьников). Ростов н/Д., 1972. Его же, Оптимизация уч.-воспитат. Процесса (Метод, основы), М., 1982. Цетлин В. С., Неуспеваемость школьников и ее предупреждение, М., 1977. Его же, Предупреждение неуспеваемости учащихся, М., 1989. Кулисевич М., Основы общей дидактики, пер. С польск., М., 1986, гл. 11. Школа и психич. Здоровье уч-ся,«под ред. С. М. Гром-баха, М., 1988. В ur t С., The causes and treat-ment of backwardness, L., 1953. F a n 11 n i M., Weinstein G., The disadvantaged. Chal-lengetoeducation, N. Y.,[1968j. Le G all A., Les insucces scolaires. Diagnostic et redressement, Р., 19572.
Education in depressed areas, ed. By A. H. Passow, N. Y., 1966. Deprivation and dis-advantage. Nature and manifestations, ed. By A. H. Passow, Hamb., 1970. В. С. Цетлин..
Дополнительный поиск Неуспеваемость
На нашем сайте Вы найдете значение "Неуспеваемость" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Неуспеваемость, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Н". Общая длина 14 символа