Новиков Николай Иванович

251

[27.4(8.5).1744, родовое имение Тихвинское-Авдотьино, близ села (ныне города) Бронницы, под Москвой, — 31.7(12.8).1818, там же], просветитель, писатель, журналист, книгоиздатель. В 1755—60 учился в Дворянской гимназии при Моск. Ун-те. Служил в Измайловском полку. В 1767—69 сотрудник Комиссии по составлению проекта «Нового уложения», работа в к-рой способствовала формированию просветит, мировоззрения и антикрепостнич. Взглядов Н. Дальнейшую деятельность Н. Посвятил воплощению идеи нравств. Исправления общества с помощью распространения общеполезных знаний и разумно поставленного воспитания.Свою пед. Программу изложил в ряде статей журн. «Прибавление к "Московским ведомостям"» («О воспитании и наставлении детей», 1783.

«О раннем начале учения детей», «О сократическом способе учения», «Об эстетическом воспитании», «Фамильный разговор», 1784, и др.). Вопреки офиц. Политике гос. Воспитания, проводившейся И. И. Бецким, считал воспитание делом общества. По убеждению Н., воспитание должно быть направлено прежде всего на совершенствование человека. Для достижения гл. Цели воспитания — «образовать счастливых людей и хороших граждан» — программа Н. Предусматривала гармоничное развитие физич., нравств. И умственных способностей личности. Если Бецкой выдвигал на первый план нравств. Воспитание, необходимое для благополучия гос-ва, то Н. Ведущую роль отводил разуму, считая его основой истинной нравственности. Перед умственным и нравств. Воспитанием, по его мнению, стоят общие задачи.

Научить ребёнка самокритично оценивать свои поступки, видеть их причины и следствия, в любой работе находить пользу и удовольствие.Как осн. Средство умственного развития рассматривал систематич. Образование, формирующее науч. Подход к изучению явлений природы и общества. Н. Придавал значение не столько накоплению знаний, сколько способности логически мыслить, рассуждать, фантазировать. Предлагал строить обучение на основе самостоят, деятельности учащихся (наблюдения, сопоставления, анализа доступных им явлений и фактов), использовать занимательный и наглядный уч. Материал, связывать теоретич. Знания с ближайшими практич. Потребностями ребёнка и с его предполагаемым будущим поприщем. Начинать обучение, по Н., нужно в самом раннем возрасте.

При этом должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности детей.Пед. Концепция Н. Предусматривала определённые требования к личности педагога. Высокую нравственность, кругозор, знание педагогики и дет. Психологии, творческое отношение к делу воспитания, умение найти верный подход к ребёнку. Большую роль в формировании личности отводил семье, но отдавал предпочтение шк. Воспитанию, к-рое открывает возможности для общения и соревнования детей, учит поведению в обществе и осуществляется специально подготовленными для этого людьми. По убеждению Н., любое воспитание должно основываться на гуманных принципах, предполагающих уважение к личности ребёнка, независимо от сословной принадлежности.— В своей журналистской и издательской деятельности Н.

Руководствовался стремлением пробудить интерес к знаниям, науке и культуре во всех слоях рус. Общества, создать основу для развития уч. Заведений на обществ, началах. В нач. 1770-х гг. Издавал сатирич. Журн. «Трутень», «Пустомеля», «Живописец», «Кошелёк», где центр, место занимали проблемы патриархального невежества и галломании, забвения нац. Основ рус. Культуры. Предпринял ряд популярных изданий, знакомивших читателей с отеч. Историей и культурой («Опыт ист. Словаря о рос. Писателях», 1772. «Древняя рос. Вивлиофика», 1773—75). В 1775 вступил в масонскую ложу, использовал денежные средства масонского ордена в просветительных и благотворительных целях. Арендовав на средства масонов университетскую типографию в Москве (1779), Н.

Создал компанию, в к-рую вошли ещё две типографии. Значит, часть издаваемой Н. Лит-ры была предназначена для юношества (уч. Пособия, рус. И переводные худож. Произведения, соч. По естествознанию, истории, географии). Выпускал многочисл. Периодич. Издания, в т. Ч. Первый рус. Дет. Журн. «Дет. Чтение для сердца и разума» (1785—89). Публиковал произведения нем. И франц. Просветителей, классиков педагогики (Дж. Локк «О воспитании детей», 1788, Я. А. Коменский «Видимый мир», 17882), современные ему отеч. И переводные пед. Сочинения. Для распространения лит-ры Н. Развернул широкую книжную торговлю в столицах и провинции. Создал пед. И переводческую семинарии при Моск. Ун-те.В благотворит, и науч.-пед. Целях организовал на средства от журналов и добровольные пожертвования читателей две нач.

Школы для бедных и сирот в Петербурге (1777—82). Составленная для этих школ программа помимо нач. Знаний закона Божьего, грамматики, арифметики включала нем. Язык, географию, геометрию, рисование. Предусматривалась возможность дальнейшего обучения ремёслам, также на обществ, средства. Школы пользовались большой популярностью, число учеников в них быстро росло, но по указанию Екатерины II они были закрыты.После подавления пугачёвского восстания (1775) просветительские взгляды и деятельность Н., его масонские связи оказались в конфликте с офиц. Политикой. С сер. 80-х гг. Началось преследование Н. В 1789 у него отняли университетскую типографию. В 1792 Н. Был арестован и без суда заключен в Шлиссельбург-скую крепость. При Павле I был освобождён (1796), но без разрешения продолжать свою деятельность.

Воспитательные идеи Н. Оказали влияние на мировоззрение и творчество А. Н. Радищева, развивались в сатирич. Произв. Д. И. Фонвизина, И. А. Крылова.Соч. Избр. Соч., М. — Л., 1951. Избр. Пед. Соч., М., 1959. Н. И. Новиков и его современники. Избр. Соч, М, 1961. Н. И Новиков, в кн. Антология пед. Мысли России XVIII в., М., 1985, с. 288—347 (библ., с. 471—72).Лит. Незеленов А., Н. И. Новиков - издатель журналов 1769—1785, СПБ, 187.5. Макогоненко Г. П., Н. Новиков и рус. Просвещение XVIII в., М. — Л., 1952. Линь-ко в а Н. П., Н. И. Новиков и его роль в истории рус. Психологии, в кн. Из истории рус. Психологии, под ред. М. В. Соколова, М., 1961. Запад он A. B., Новиков, М., 1968.А. О. Толстихина..

Значения в других словарях
Новиков Николай Иванович

Новиков Николай Иванович [27.4(8.5).1744. Родовое имение Тихвинское-Авдотьино, близ села (ныне города) Бронницы, под Москвой,‒ 31.7(12.8).1818, там же], русский просветитель, писатель, журналист, книгоиздатель. В 1755‒60 учился в дворянской гимназии при Московском университете. Служил в Измайловском полку. С 1767 сотрудник Комиссии по составлению проекта «Нового уложения», работа в которой стала важным этапом в формировании просветительских взглядов Н., его антикрепостнических убеждений. После р..

Новиков Николай Иванович

НОВИКОВ Николай Иванович (1744-1818) - русский просветитель, писатель, журналист, издатель. Издавал сатирический журнал "Трутень", "Живописец", "Кошелек", выступал против крепостного права. Организатор типографий, библиотек, школ в Москве, книжных магазинов в 16 городах. Издавал книги по всем отраслям знаний. В 1770-х гг. Примкнул к масонам. По приказу императрицы Екатерины II заключен в Шлиссельбургскую крепость (1792-96).. ..

Новиков Николай Иванович

Знаменитый общественный деятель прошлого века, род. 26 апр. 1744 г. В селе Авдотьине (Бронницкого у., Московской губ.) в семье достаточного помещика, нисколько лет обучался в Москве в университетской гимназии, но в 1760 г. "за леность и нехождение в класс" исключен был из "французского класса". В начале 1762 г. Н. Поступил на службу в Измайловский полк и, как часовой у подъемного моста измайловских казарм в день воцарения Екатерины II, был произведет в унтер-офицеры. Уже во время службы своей в ..

Новиков Николай Иванович

Новиков Николай Иванович - знаменитый общественный деятель. Родился 26 апреля 1744 г. В селе Авдотьине (Бронницкого уезда, Московской губернии), в семье достаточного помещика. Обучался в Москве в университетской гимназии, но в 1760 г. "за леность и нехождение в класс" исключен был из "французского класса". В начале 1762 г. Поступил на службу в Измайловский полк и, как часовой у Измайловских казарм в день воцарения Екатерины II , был произведен в унтер-офицеры. Уже во время службы своей в полку Н..

Новиков Николай Иванович

(1744—1818), книгоиздатель-просветитель. В 1755—60 учился в дворянской гимназии при Московском университете. В 1779 поселился в Москве, арендовал Университетскую типографию, которая помещалась на втором этаже здания Воскресенских ворот Китай-города. В 1782 Новиков приобрёл дом в районе Лубянской площади (не сохранился), куда перевёл типографию, книжную лавку и склад изданий. Был одним из учредителей «Дружеского учёного общества» (1782), которое распространяло его издания, организовало в Москве п..

Новиков Николай Иванович

(1744—1818), просветитель, писатель, журналист, книгоиздатель. В Петербурге с 1762, служил в лейб-гвардии Измайловском полку. С 1767 секретарь Комиссии по составлению проекта нового Уложения. С 1769, выйдя в отставку, издавал в Петербурге сатирические журналы «Трутень» (1769—70), «Пустомеля» (1770), «Живописец» (1772—73), «Кошелёк» (1774), в которых проводил мысль о несправедливости крепостного права, обличал неправосудие, взяточничество, галломанию, полемизировал с журналом Екатерины II «Всяк..

Новиков Николай Иванович

Новиков Николай Иванович - знаменитый общественный деятель. Родился 26 апреля 1744 г. В селе Авдотьине (Бронницкого уезда, Московской губернии), в семье достаточного помещика. Обучался в Москве в университетской гимназии, но в 1760 г. "за леность и нехождение в класс" исключен был из "французского класса". В начале 1762 г. Поступил на службу в Измайловский полк и, как часовой у Измайловских казарм в день воцарения Екатерины II , был произведен в унтер-офицеры. Уже во время службы своей в полку Н..

Новиков Николай Иванович

(род. 1744 – ум. 1818) – рус. Просветитель, социальный мыслитель, журналист, издатель. Верил в сотворение мира Богом и в бессмертие души. В центре его философских воззрений были проблема человека и нравственные вопросы. Каждый человек, по Новикову, должен прежде всего содействовать благу сограждан, отечества, тем самым утверждая свое человеческое достоинство. Путь же к его совершенствованию, к высшей нравственности лежит через знание. Невежество – причина всех человеческих бедствий и заблуждений..

Нил, Нейл, Нейлл

(Neul), Александр Сатерленд (17 10 1883, дер Кингс-мьюир, Шотландия, — 23 9 1973, Лей-стон, Англия), англ педагог Окончил Эдинбургский ун-т В 1921 под влиянием амер педагога Г Лейна организовал частную школу в Дрездене, к-рую вскоре перевел сначала в Австрию, а в 1924 в Англию, где она получила назв Саммер-хилл H — последоват сторонник теории свободного воспитания Осн принципами воспитания называл уважение к ребенку как к личности, развитие в ученике чувства собств достоинства и свободы Взгляды ..

Новгородцев Павел Иванович

[28.2(12.3).1866, Бахмут, ныне г. Артё-мовск Луганской обл., Украина, — 23.4.1924, Прага], философ, правовед, педагог, организатор образования, полит, деятель. Окончил юрид. Ф-т Моск. Ун-та (1888). С 1903 проф. По кафедре энциклопедии права и истории философии права там же. Преподавал также на Высш. Коммерч. Курсах, в 1906 избран директором, реорганизовал курсы в Моск. Коммерч. Ин-т. Читал лекции на Высш. Женских (Бестужевских) курсах и Нар. Ун-те А. Л. Шанявского.Вокруг Н. Сложилась школа филос..

Новикова Людмила Ивановна

(р. 22.1.1918, г. Горки, Белоруссия), педагог, акад. РАО (1993. Акад. АПН СССР с 1990), дер пед. Наук (1977), проф. (1979). По окончании механико-матем. Ф-та МГУ (1941) работала учителем математики, в 1944—49 директор ср. Школы (Моск. Обл.). С 1951 в системе АПН. Ст. Науч. Сотрудник, зав. Лабораторией, гл. Науч. Сотрудник. Осн. Направления науч. Деятельности- разработка теории воспитания (в т. Ч. Проблем воспитат. Коллектива, самоуправления учащихся, взаимодействия школы и среды, шк. Воспитатель..

Новое Воспитание

Течение в педагогике, возникшее в кон. 19 в. В рамках реформаторской педагогики. Идеи Н. В. Отражали потребность общества в подготовке через школу (гл. Обр. Среднюю) разносторонне развитых инициативных людей, готовых к активной деятельности в разл. Сферах экон., гос. И обществ, жизни. Это течение объединило мн. Педагогов, требовавших радикального изменения организации школы, содержания и методов воспитания и обучения, сыграло позитивную роль в развитии пед. Теории и шк. Практики в 20 в. Активным..

Дополнительный поиск Новиков Николай Иванович Новиков Николай Иванович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Новиков Николай Иванович" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Новиков Николай Иванович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 24 символа