Обобщение

172

(лат. Generalisatio), в обучении, мыслительное действие, выявляющее отношение и связи частных и общих свойств усваиваемого материала. О. — одно из осн. Мыслит, действий, присутствует в любой деятельности, позволяя человеку обнаруживать в многообразии предметов нечто общее, необходимое ему для правильной ориентации в окружающем мире. О. Неразрывно связано с процессом абстракции и в обучении позволяет учащимся обнаруживать и выделять в усваиваемых частных знаниях объединяющее их общее свойство, дающее им нек-рую целостность, что обеспечивает мышлению учащихся определённость, последовательность и дисциплинированность.О. В обучении имеет два вида — эмпирическое и теоретическое. Э м и и р и ч. О. Осуществляется путём сравнения группы предметов (или представлений о них) и выявления их одинакового, повторяющегося или общего свойства, обозначаемого особым словом и становящегося содержанием эмпирич.

Понятия. Эмпирич. О. Служит основой формирования как житейских представлений, так и эмпирич. Понятий в науке, характерно для нач. Стадий познания. Формирование у учащихся эмпирич. Понятий считается одной из важных целей обучения и достигается посредством соответствующего расположения материала учебника. На основе эмпирич. О. Учащиеся усваивают путём обнаружения родо-видовых отношений и свойств раз л. Способы классификации предметов и явлений, растений и животных (биология), частей слова и предложений (грамматика), плоских и объёмных фигур (геометрия) и т. Д. Создание и иерархия эмпирич. О. Подчинены задаче опознания единичного предмета как относящегося к определённому месту классификации, что является условием применения нек-рого правила в обращении с этим предметом.

Ориентация на опознават. Признаки рода и вида предметов служит основой применения учащимися разнообразных, усвоенных ими правил действия. Опора на классификацию помогает им включить один и тот же предмет то в узкие, то в более широкие по объёму группы (классы). Знание эмпирич. Общего, будучи результатом сравнения и словесного обозначения, есть нечто абстрактное и отвлечённое. Переход от образов восприятия к эмпирич. Общему (к понятию) — это переход от конкретного и чувственного к абстрактному и мыслимому. Для обеспечения такого перехода в процессе обучения используются разл. Средства наглядности. Одним из наиб, распространённых способов реализации этого вида О. В обучении является применение информационно-рецептивного метода обучения.

Регулярное использование эмпирич. О. В обучении культивирует у человека эмпирич. Мышление.Теоретич. О. Осуществляется путём анализа системы, к-рый состоит в её преобразовании с целью выявления нек-рого абстрактного исходного отношения как генетически общей основы этой системы. Абстрактность исходного отношения состоит в том, что оно в самом начале анализа лишь в односторонней и неразвитой форме представляет целостную (конкретную) систему. Фиксируя такое отношение в знаково-симво-лич. Виде, учащиеся создают теоретич. О. И, опираясь на него, раскрывают закономерные или существенные связи этого исходного отношения с разл. Частными проявлениями системы, всё более конкретизируя своё знание о ней. При таком движении мысли от абстрактного к конкретному учащиеся мысленно воспроизводят целостность изучаемой ими системы.

Знание теоретич. Общего, будучи результатом аналитич. Преобразования системы, прежде всего обнаруживается в мыслит, способах выделения и удерживания специфики ее исходного отношения в процессе его мысленного «увязывания» с разл. Частными проявлениями системы. Средством обнаружения генетич. Общей основы нек-рой системы служит её реальное или мысленное преобразование. Это средство используется при такой организации обучения, в к-рой учащиеся усваивают знания в процессе решения уч. Задач. Преобразовывая её условия, они находят общий принцип правильного подхода ко мн. Др. Однородным задачам (движение мысли «от общего к частному»). Усвоение знаний посредством решения уч. Задач развивает у человека основы его теоретич. Мышления.

Теоретич. О. Присуще образованию понятий, используемых при создании развёрнутых систем знания. Этот вид О. Характерен для достаточно развитого уровня познания.В совр. Концепциях шк. Педагогики и детской психологии принята точка зрения, согласно к-рой в процессе обучения дошкольников и мл. Школьников необходимо ориентироваться на эмпирич. О. Лишь в подростковом и более старшем возрасте знания усваиваются путём их теоретич. О. В 60-—70-х гг. Нек-рые экс-перим. Исследования продемонстрировали возможность реализации теоретич. О. Уже в мл. Классах школы.Лит. Давыдов В. В., Виды обобщения в обучении, М., 1972. Его же, Проблемы развивающего обучения, М., 1986. М а х м у-т о в М. И., Проблемное обучение, М., 1975. III и м и и а А. Н., Логико-гносеологич.

Основы процесса формирования понятий в обучении, М., 1981. Горский Д. П., Обобщение и познание, М., 1985. В. В. Давыдов..

Значения в других словарях
Обобщение

форма приращения знания путём мысленного перехода от частного к общему, которой обычно соответствует и переход на более высокую ступень абстракции (См. Абстракция). Пример. Переход от наблюдения над совокупностями индивидуализированных объектов к мысленному их разбиению на классы равночисленных совокупностей и далее к понятию натурального числа. О. — одно из важнейших средств научного познания, позволяющее извлекать общие принципы (законы) из хаоса затемняющих их явлений, унифицировать и в «еди..

Обобщение

ОБОБЩЕНИЕ - переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т. П.) предметов рассматриваемой области. Влечет за собой появление новых научных понятий, законов, теорий.. ..

Обобщение

-я, ср.. ..

Обобщение

Абстракция, синтез, синтезирование. Вывод, подытоживание, стилизация, универсализация, резюмирование, итог, суммирование, генерализация, резюме. ..

Обобщение

Переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т. П.) предметов рассматриваемой области. Влечет за собой появление новых научных понятий, законов, теорий.. ..

Обобщение

Ср.1) Процесс действия по знач. Глаг. Обобщить, обобщать, обобщиться, обобщаться.2) Состояние по знач. Глаг. Обобщить, обобщать, обобщиться, обобщаться.3) Общий вывод, общее положение, основанные на изучении отдельных фактов, явлений.. ..

Обобщение

ОБОБЩЕ́НИЕ -я. Ср.. ..

Обобщение

-я, ср. 1. См. Обобщить. 2. Общий вывод. Широкие обобщения.. ..

Обобщение

Обобщения, ср. (книжн.). 1. Только ед. Действие по глаг. Обобщить-обобщать. ...Не кто иной, как Ленин, взялся за выполнение серьезнейшей задачи обобщения по материалистической философии наиболее важного из того, что дано наукой за период от Энгельса до Ленина. Сталин. 2. Общий вывод, положение, мысль общего характера, возникающие в итоге изучения, исследования отдельных фактов, явлений. Ленинизм является обобщением опыта революционного движения рабочих всех стран. Широкие обобщения. Правильные о..

Обобщение

(англ. Generalization) - одна из основных характеристик познавательных процессов, состоящая в выделении и фиксации относительно устойчивых, инвариантных свойств предметов и их отношений. Простейший вид О., выполненной в плане непосредственного восприятия, позволяет человеку отображать свойства и отношения предметов независимо от частных и случайных условий их наблюдения. Наряду с этим человеку присущи 2 типа опосредствованного О., в процессе которого особую роль играют сравнения, анализ и синтез..

Обобщение

Переход на более высокую ступень абстракции путём выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т.п.) предметов рассматриваемой области. Влечёт за собой появление новых науч. Понятий, законов, теорий. ..

Обобщение

(от лат. Generalisatio. ..

Обобщение

(от лат. Generalisatio) мысленный переход от отдельных фактов, событий к отождествлению их (и н д у к тивное обобщение). От одной мысли к более общей, другой (логическое обобщение). Производя соответствующие отвлечения, переходят от, допустим, геометрии Евклида к геометрии Лобачевского, а это означает, что обобщать можно как суждения, так и научные теории. Вырисовывается даже такая схема как результат процесса обобщения. Единичное понятие – обобщенное понятие – суждение – закон науки – теория. П..

Нурминский Сергей Андреевич

[13(25).9.1839, с. Владимирское, ныне в Горномарийском р-не Республики Марий Эл, — 26.12.1914 (8.1.1915), Казань], деятель нар. Образования, просветитель мар. Народа, литератор, этнограф. Окончил Казанскую духовную академию (1864). Был смотрителем и учителем в Николаевском духовном уч-ще в Самарской губ. Инспектор (с 1870) и директор (с 1874) нар. Уч-щ Вятской губ. Директор Самарской учительской семинарии (1884—88), Вятской гимназии (1888—1903).Содействовал созданию и расширению сети школ в мар...

Обнорский Сергей Петрович

[14(26).6.1888, С.-Петербург, — 13.11.1962, Москва], языковед, акад. АН СССР (1939), д. Ч. АПН РСФСР (1944). Окончил Петерб. Ун-т (1910). Проф. Пермского (1916—22) и Ленингр. (с 1922) ун-тов. Преподавал в Ленингр. Пед. Ин-те (1923-^1), МГУ (1943-^6) и др. Вузах. Основатель и первый директор Ин-та рус. Языка АН СССР (1944—50), с 1952 руководитель сектора истории рус. Яз. И диалектологии. Осн. Работы по совр. Рус. Языку, его истории, диалектологии, лексикологии и лексикографии. Редактор академич. ..

Ободовский Александр Григорьевич

[23.3(3.4). 1796, Галич, ныне Костромской обл., — 17(29).6.1852, Петербург], педагог, теоретик и практик нач. Образования. По окончании в Петербурге гимназии поступил в Медико-хирургич. Академию, вскоре перевёлся в Гл. Пед. Ин-т. В 1816 вместе с др. Выпускниками ин-та Ф. Буссе, К. Свенске, М. Тимаевым был командирован в Европу для изучения разл. Систем нач. Образования. Познакомился с Белл-Ланкастерской системой взаимного обучения в Англии, деятельностью И. Г. Песталоцци в Швейцарии, с постановк..

Образование

Процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества.В О. Объединяются обучение и воспитание, обеспечивающие культурную преемственность поколений и готовность человека к выполнению социальных и проф. Ролей. В О. Индивид осваивает систематизированную совокупность нравств. И культурных ценностей, соответствующих его интересам и обществ, ожиданиям.О. В соответствии с интересами и способностями личности — одно из фундаментальных прав человека. Общезначимо..

Обобщение

(лат. Generalisatio) — мыслительная операция, пе­реход от мысли об индивидуальном, заключенной в понятии, суж­дении, норме, гипотезе, вопросе и т. П., к мысли об общем. От мысли об общем к мыслям о более общем. От ряда фактов, ситу­аций, событий к их отождествлению в каких-то свойствах с пос­ледующим образованием множеств, соответствующих этим свой­ствам (см. Индуктивное обобщение). Путем индуктивного О. Обра­зуются не только понятия, но и суждения. Под аналитическими понимаются О., осуществляем..

Дополнительный поиск Обобщение Обобщение

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Обобщение" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Обобщение, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 9 символа