Обучение

224

Совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе к-рой осуществляются развитие личности, её образование и воспитание.Понятие «О.» многозначно. Свойство обучаться принадлежит к числу фундаментальных свойств всех живых систем. Кибернетика понимает О. Ещё шире, говоря, напр., о самообучающихся системах.В ходе социального развития О. Становится отдельным, специфич. Видом обществ, деятельности, превращается в средство передачи социального опыта.Возможно выделение разных аспектов понятия «О.». На общепед. Уровне О. Рассматривается как один из видов деятельности по приобщению человека к совокупности обществ, отношений, в результате к-рой он формируется как личность. В дидактике О. Предстаёт в единстве преподавания как деятельности обучающих и учения как деятельности обучающихся при передаче последним социального опыта в форме содержания образования (см.

Образование). Методика преподавания рассматривает О. Как совокупность форм реализации преподавания и учения на материале конкретного уч. Предмета. В психологии О. Выступает как совокупность взаимосвязанных действий учителя и ученика, в результате к-рых происходит обогащение интеллекта учащегося, его психич. Развитие.Гл. Составляющие процесса О. — преподавание и учение. В их единстве заключается осн. Сущностная дидактич. Характеристика О. В элементарной форме отношение «преподавание — учение» проявляется в конкретном взаимодействии учителя и ученика, однако только к такому взаимодействию не сводится. В опосредованном виде это отношение заложено в программах О. Ученик в системе дидактич. Отношений выступает как объект преподавания и как субъект учения.

В этой двойственности функций проявляется активность учащегося как действующего субъекта. Объектом по отношению к ученику в данном случае является уч. Материал, к-рый учащийся должен усвоить. Деятельность ученика по усвоению уч. Материала планируется, организуется, направляется. Во взаимодействии учителя и ученика управляющая роль принадлежит учителю. Он воздействует на ученика, помогая становлению его как личности.Субъектно-субъектное отношение, характерное для личностно ориентированного обучения, существует внутри субъектно-объектного, им определяется и стимулируется.Отношение «преподавание — учение» определённым образом реализуется и в заочном обучении. Деятельность преподавания в этом виде О. Представлена в виде письм.

Заданий, учебников и др. Материалов.В условиях непрерывного образования, когда важнейшей задачей школы становится подготовка её воспитанников к самообразованию, по мере того как прямое пед. Воздействие заменяется опосредованным руководством, учение всё более принимает форму самостоят, познават. Деятельности. Вместе со снижением удельного веса непосредств. Преподавания в О. Дидактич. Отношение «преподавание — учение» становится всё более опосредованным, пока полностью не перейдёт в отношение познавательное.Главные и определяющие источники пед. Деятельности — текущие и перспективные потребности общества, его требования к личности. Эти требования получают воплощение в педагогически проработанном содержании образования, к-рое в отеч.

Пед. Традиции рассматривается в единстве с деятельностью, направленной на развитие личности. См. Развивающее обучение.Содержательная и процессуальная стороны О. Находятся в единстве и влияют друг на друга. В действительности содержание образования существует лишь в процессе О, однако оно может быть представлено в идеализиров виде в абстрактных теоретич построениях или в уч материалах Объем и структура таких материалов должны соответствовать закономерностям и принципам О, условиям, в к-рых оно протекает, возможностям и особенностям формирующейся личности учащихсяЕдинство образовательной, воспитывающей и развивающей функций О выступает как принцип пед деятельности, нужны спец усилия педагогов, чтобы его обеспечить Деятельность О должна быть спроектирована и осуществлена так, чтобы и содержательная, и процессуальная ее стороны, реализуемые в преподавании и учении, выполняли функции, определяемые потребностями личности, общества, гос-ва.В состав содержания образования кроме традиционно предусмотренных знаний, умений и навыков включаются также и элементы, отражающие опыт творческой деятельности и опыт личностного отношения к системе обществ ценностей Все эти элементы передаются учащимся в процессе О Передавая опыт эмоционально-ценностного отношения, педагог реализует воспитывающую функцию О В ходе О можно целенаправленно формировать определенные качства личности, напр путем включения в О материала, вызывающего у учащихся затруднения, преодоление к-рых способствует становлению их характера Однако применения только методов обучения недостаточно для формирования поведения в реальных жизненных ситуациях Если отношение «преподавание — учение» опосредовано через множество заранее запланированных, в известной мере, искусственных уч ситуаций, то воспитат отношение — реальное, жизненное Спец воспит работа нужна потому, что путем О передаются не сама определенная деятельность и формы отношений, а их идеальная модель, общие принципы, нормы См также Воспитывающее обучениеСуществуют разл системы организации О индивидуальное О, классно-урочная система, лекционно-семинар-ская система, предметно-курсовая система обучения, курсовая система обучения и др Каждая из них использует характерные организац формы, способствует созданию специфич условий О, воспитания и развития учащихсяЛит Лингарт И Процесс и струк тура человеческого учения M 1970, Крае некий В В Проблемы науч обо снования обучения (методол анализ) M 1977 Дидактика ср школы подред M H Скаткина, M, 19822, Теоретич основы процесса обучения в сов школе, M, 1989 В В Краевский.

Значения в других словарях
Обучение

процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки человека к жизни и труду. В процессе О. Реализуются цели образования (См. Образование) и воспитания (См. Воспитание). Главный путь получения образования — О. В учебных заведениях различного типа, однако О. Осуществляется не только в учебно-воспитательных заведениях, но и в семье, на производстве, в быту и др. Сферах. Помимо специально организуемого О., проводимого в определённом режиме под руководство..

Обучение

ОБУЧЕНИЕ - основной путь получения образования, процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством педагогов, мастеров, наставников и т. Д. В ходе обучения усваивается социальный опыт, формируется эмоционально-ценностное отношение к действительности. Развитие индивидуальных способностей, интересов учащихся осуществляется в процессе дифференцированного обучения. Тесно связано с воспитанием. Ведется в учебных заведениях и в ходе практической деятельности.. ..

Обучение

См. Воспитание.... ..

Обучение

Основной путь получения образования, процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством педагогов, мастеров, наставников и т. Д. В ходе обучения усваивается социальный опыт, формируется эмоционально-ценностное отношение к действительности. Развитие индивидуальных способностей, интересов учащихся осуществляется в процессе дифференцированного обучения. Тесно связано с воспитанием. Ведется в учебных заведениях и в ходе практической деятельности.. ..

Обучение

Ср.Процесс действия по знач. Глаг. Обучить, обучать, обучиться, обучаться.. ..

Обучение

ОБУЧЕ́НИЕ -я. Ср. К Обучи́ть - обуча́ть и Обучи́ться - обуча́ться. О. Грамоте.. ..

Обучение

См. Учить.. ..

Обучение

Обучения, мн. Нет, ср. Действие по глаг. Обучить-обучать и обучаться. ...Революция 1905г. Чрезвычайно много сделала для политического обучения масс. Ленин. Обучение языкам. Обучение войск. Начальное обучение. Заочное обучение. Совместное обучение.. ..

Обучение

- участие других людей в организации процесса учения. Учение - усилие самого ученика, усваивающего тот или иной материал.. ..

Обучение

(научение) у животных, изменения (краткосрочные или долговременные) в поведении, обусловленные индивидуальным опытом. Прошлый опыт фиксируется в ЦНС в виде следов памяти (энграмм) и может быть использован в дальнейшем. Одна из разновидностей О.- формирование ассоциативных связей, к-рые могут видоизменяться или разрушаться при изменении условий жизни особи (способность к забыванию не менее важна для обеспечения гибкости и приспособительности поведения, чем само О.). Осн. Варианты ассоциативного О..

Обучение

— основной путь получения образования. Целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством педагогов, мастеров, наставников и т. Д.. ..

Обучение

В психологии процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта. Обучение основывается на запоминании. Теории запоминания издавна опирались на опыт обучения и на вытекающие из него телесно-психические процессы. Легче и лучше всего запоминается то, что резко выделяется из всей массы усваиваемого материала, в силу чего возникает я,сно выраженное отношение фигуры и основы. Повторение при заучивании наизусть служит уяснению частностей в фигуре (гештальт), понимаемой как целое.. ..

Обучаемость

Индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения. Различают общую О. Как способность усвоения любого материала и спец. О. Как способность усвоения отд. Видов уч. Материала (разделов курсов наук, видов иск— в и практич. Деятельности). Первая является показателем общей, а вторая — специальной одарённости индивида. В основе О. — уровень развития познават. Процессов (восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи), мотива-ционно..

Обучающие Машины

Техн. Средства, с помощью к-рых по специально разработанной программе (обучающей или контролирующей) осуществляются операции обучения и самообучения. Термин «О. М.» носит условный характер, т. К. О. М. Не субъект обучения, но благодаря его лаконичности и в силу традиции нашёл широкое распространение. В отличие от технических средств обучения, выполняющих отд. Операции, относимые к той или иной дидактич. Функции (напр., диапроектор, предоставляющий учащимся визуальную информацию), О. М. Реализует..

Обучение Грамоте

Обучение чтению и письму Выбор способа О г. Определяется соотношением между устной и письменной речью, между звуками и буквами Способ О г. Опирается на знания о простейших элементах речи — звуках и их обозначении буквами Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т с писать, и воссоздавать по буквам звуки речи, т с читатьПроизношение каждого из осн., звуков определяется условиями его сочетания с другими Правильное чтение отражает свойства нормальной устной речи, что обусловливает ..

Общее Образование

Совокупность общезначимых нравств. И культурных ориентиров, знаний, умений и навыков, достаточных для осознанного и продуктивного участия человека в жизни общества. Общеобразоват. Знания служат основой науч. Миропонимания. Овладение ими содействует развитию позна-ват. Способностей и возможностей. Они являются фундаментом политехн. И проф. Образования. Основы О. О. Закладываются в общеобразоват. Уч. Заведениях. Оно углубляется и расширяется в процессе изучения общеобразоват. Дисциплин в проф. И в..

Дополнительный поиск Обучение Обучение

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Обучение" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Обучение, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 8 символа