Общение

162

Взаимодействие двух или более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности. Один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка. Только в контакте со взрослыми людьми возможны усвоение детьми обществ.-ист. Опыта человечества и реализация ими прирождённой возможности стать представителями человеческого рода. Недостаток и ограничение О., как это видно на примерах психич. Депривации, существенно замедляют и обедняют развитие ребёнка. Согласно Л. С. Выготскому, все высшие психич. Функции человека первоначально формируются как внешние, т.е. Такие, в реализации к-рых участвуют не один, а минимум два субъекта. И лишь постепенно посредством интериориза-ции они становятся внутренними.

Разработка взглядов Выготского его последователями (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.) привела к созданию концепции дет. Развития как присвоения ребёнком обществ.-ист. Опыта в процессе взаимодействия с его носителями — взрослыми.В психологии при анализе О. Выделяются его разные аспекты. «коммуникация» (обмен информацией между людьми), «социальная перцепция» (восприятие и понимание человека человеком), «интеракция» (взаимодействие). Практически О. Выступает как совокупность этих компонентов.У человека существует самостоят, потребность в О., не сводимая к др. Нуждам (в пище, тепле, безопасности, во впечатлениях, в активности и др.) потребность к познанию самого себя и др. Людей, т.е. К оценке и самооценке. К 2,5 мес у детей можно констатировать оформление потребности в О.О.

Ребёнка и взрослого в большинстве случаев составляет лишь часть их более широкого взаимодействия, побуждаемого и др. Потребностями.Развитие мотивов О. Происходит в тесной связи с осн. Потребностями ребёнка, к к-рым относятся потребность в новых впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке. На этом основании выделяются 3 осн. Категории мотивов О. — познавательные, деловые и личностные.М. И. Лисина выделила 4 формы О., сменяющие друг друга на протяжении первых 7 лет жизни ребёнка. Ситуативно-личностное О. Ребёнка со взрослым (первое полугодие жизни) развивается на фоне своеобразной общей жизнедеятельности. Младенец ещё не владеет никакими приспособительными видами поведения, его отношения с окружающим миром опосредованы взаимоотношениями с близкими взрослыми, к-рые обеспечивают выживание ребёнка и удовлетворение всех его первичных орга-нич.

Потребностей. О. Младенца со взрослым протекает самостоятельно, вне к.-л. Др. Деятельности и составляет ведущую деятельность ребёнка данного возраста. В целях О. Детям необходимо научиться воспринимать воздействия взрослых, и это стимулирует формирование перцептивных действий в зрительном, слуховом и др. Анализаторах. Эти приобретения, усвоенные в сфере О., начинают затем использоваться и для знакомства с предметным миром, что приводит к общему прогрессу познават. Процессов.Ситуативно-деловая форма О. (6 мес — 2 года) протекает на фоне практич. Взаимодействия ребёнка и взрослого. Помимо внимания и доброжелательности ребёнок раннего возраста начинает испытывать потребность в сотрудничестве. Последнее не сводится к простой помощи.

Детям требуется соучастие взрослого, одновременная практич. Деятельность рядом с ними. Ведущими становятся деловые мотивы О., к-рые тесно сочетаются с познавательными и личностными. Важнейшими приобретениями детей раннего возраста являются понимание речи окружающих людей и овладение активной речью. Возникновение речи тесно связано с О. Будучи наиб, совершенным средством О., речь появляется для целей О. И в его контексте. Овладение речью позволяет детям преодолеть ограниченность ситуативного О. И перейти от чисто практич. Сотрудничества со взрослым к более высокой форме коммуникативной деятельности.Внеситуативно-познавательное О. (3- 5 лет) развёртывается на фоне познават. Деятельности детей, направленной на установление невоспринимаемых чувственно взаимосвязей в физич.

Мире. С расширением своих возможностей дети стремятся к своеобразному теоретич. Сотрудничеству со взрослым, состоящему в совместном обсуждении событий, явлений и взаимоотношений в предметном мире. Важным признаком этой формы О. Служит появление дет. Вопросов о предметах и их разнообразных взаимосвязях. Это наиб, типично для мл. И ср. Дошкольников. У многих детей она остаётся высш. Достижением до конца дошкольного детства.Потребность ребёнка в уважении со стороны взрослого обусловливает особую чувствительность детей мл. И ср. Дошк. Возраста к оценке, к-рую дают им взрослые. Это ярко проявляется в их повышенной обидчивости, в нарушении и даже полном прекращении деятельности после замечаний или порицаний, а также в возбуждении и восторге детей после похвал.Важнейшим средством коммуникации на данном уровне О.

Становится речь, т. К. Только она открывает возможность выйти за пределы одной частной ситуации и осуществить то теоретич. Сотрудничество, к-рое составляет суть этой формы О. Она помогает детям неизмеримо расширить рамки мира, доступного для их познания, позволяет им приоткрыть взаимосвязь явлений. Вместе с тем познание мира предметов и физич. Явлений перестаёт вскоре исчерпывать интересы детей, их всё больше привлекают события, происходящие в социальной сфере.Внеситуативно-личностная форма О. Детей со взрослыми (6—7 лет) — высш. Форма коммуникативной деятельности в дошк. Детстве. В отличие от предыдущей, она служит целям познания социального, а не предметного мира, мира людей, а не вещей. Она формируется на основе личностных мотивов, побуждающих детей к взаимодействию, и на фоне разнообразной деятельности.

Игровой, трудовой, познавательной. Но теперь О. Имеет самостоят, значение для ребёнка и не является аспектом его сотрудничества со взрослым. Старший партнёр служит источником знаний о социальных явлениях и одновременно сам становится объектом познания как член общества, как особая личность со всеми её свойствами и взаимосвязями. В этом процессе взрослый выступает как высший компетентный судья. Наконец, взрослые служат для ребёнка эталоном, образцом того, что и как надлежит делать в разл. Условиях. Благодаря успехам детей в рамках внеситуативно-личностного О. Они достигают состояния готовности к школьному обучению, важной частью к-рой является умение ребёнка воспринимать взрослого как учителя и занять по отношению к нему позицию ученика.На протяжении дошк.

Детства мотив установления и сохранения положит, взаимоотношений со взрослым — один из ведущих, определяющих социальное развитие ребёнка. Взаимоотношения ребёнка со взрослым в большой мере зависят от содержания О. Со стороны взрослого. В условиях положит, отношения ребёнок доверительно относится к взрослому, стремится достигнуть успеха в деятельности и выполнять известные ему правила поведения. Общительность и доброжелательность взрослого — условия развития положит, социальных качеств у ребёнка. Отчуждение, раздражительность, невнимание со стороны взрослого могут привести к появлению у ребёнка замкнутости, агрессивности, лживости и т. П. В О. С ребёнком взрослый должен уметь подбирать эмоциональные формы воздействия.

Положит. И отрицат. Формы воздействия должны возникать не стихийно (в зависимости от настроения взрослого), а превратиться в своеобразную технику О., где осн. Фон составляют положит, эмоции, а отчуждение используется как форма порицания ребёнка за серьёзный проступок.Важную роль в развитии личности дошкольника играет влияние, оказываемое на него в процессе О. Со сверстниками. Симпатия к др. Детям, возникающая в раннем детстве, переходит у дошкольника в потребность в О. Со сверстниками, к-рая развивается на основе совместной деятельности детей в играх, при выполнении трудовых поручений и т. Д. В условиях обществ, дошк. Воспитания, когда ребёнок постоянно находится в О. С др. Детьми, вступает с ними в разнообразные контакты, складывается дет.

Общество. В нём ребёнок приобретает первые навыки установления взаимоотношений с окружающими, к-рые являются не наставниками, а равными ему участниками совместной жизни и деятельности.В условиях О. Со сверстниками ребёнок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к др. Людям, приспосабливать эти нормы и правила к конкретным ситуациям. В совместной деятельности детей непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстнику, умения отказаться от личных желаний ради достижения общей цели. В этих ситуациях дети не всегда находят нужные способы поведения. Часто между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свои права, не считаясь с правами сверстников.

Вмешиваясь в конфликты, улаживая их, воспитатель учит детей осознанному выполнению норм поведения. Существ, влияние на развитие личности оказывает складывающееся в группе обществ, мнение. В группе трёхлетних детей ещё нет общего мнения о тех или иных предметах, событиях, поступках. Мнение одного ребёнка обычно не влияет на мнение другого. Но в 4—5 лет дети начинают прислушиваться к мнению сверстников и подчиняются мнению большинства, даже если оно противоречит их собств. Впечатлениям и знаниям (т. Н. Конформность). В 6 лет конформность у детей значительно снижается. У дошкольников она является переходным этапом в овладении умением согласовывать свои мнения. Но у нек-рых детей она закрепляется и может стать отрицат.

Свойством личности.Развитие навыков О. Наиб, успешно осуществляется в игровой деятельности (в рамках последней наиб, эффективной оказывается и коррекция нарушений О.). Воспитателю, руководящему игровой деятельностью, следует уделять внимание всем её аспектам. Как собственно игровым отношениям, в к-рых моделируются взаимоотношения людей, так и отношениям по поводу игры, ярко отражающим уровень развития О. Детей.При поступлении ребёнка в школу роль взрослого почти не меняется, но учитель становится авторитетнее и влиятельнее родителей. Постепенно, по мере вхождения в коллектив сверстников, О. С товарищами приобретает для детей всё большее значение. В первом уч. Полугодии происходит своеобразное свёртывание О. По сравнению со ст.

Группой дет. Сада, что объясняется появлением нового вида деятельности — учёбы, переходом ребёнка в новую социальную ситуацию. Это обстоятельство требует определённого периода адаптации ребёнка, одним из аспектов к-рой является постепенное освоение новых социальных отношений в условиях нового коллектива. Ребёнку необходимо понять и усвоить нормы нового для него вида О. — О. В процессе учебной деятельности. Кроме того, происходит существ, изменение состава окружающих его людей, что требует от ребёнка определённых (у многих детей — немалых) усилий для того, чтобы определить своё отношение к этим людям и установить с ними контакты.Потребность в эмоциональном контакте реализуется мл. Школьниками в сферах отношений со взрослыми, со сверстниками, реже с ребятами ст.

Или мл. Возраста. Со взрослыми учащиеся 1—3-х кл. Общаются гл. Обр. В семье и школе. Интенсивность О. Со взрослыми у детей этого возраста различна в зависимости от содержания и форм организации жизнедеятельности, стиля О. Взрослых с детьми, инициативности взрослых. В мл. Шк. Возрасте, в отличие от последующих возрастов, содержание О. С взрослыми охватывает все сферы жизнедеятельности детей. Благополучие в О. С взрослыми создаёт благоприятную эмо-циальную базу, уверенность ребёнка в успехе О. Со сверстниками. Оценка взрослыми тех или иных сверстников оказывает прямое воздействие на желание мл. Школьника общаться с тем или иным товарищем. Контакты детей друг с другом возникают гл. Обр. По след, причинам. Предыдущий опыт О. Пространств, близость (место жительства, соседство в классе).

Совместная деятельность и игры. Мл. Школьники вступают в О. Тогда, когда для этого имеются конкретные предметно-практич. Основания, к-рые обусловливают содержание их О., его длительность, интенсивность и устойчивость. К концу мл. Шк. Возраста стремление к одобрению со стороны товарищей начинает преобладать над стремлением к одобрению взрослых. Это новое обстоятельство влечёт значит, изменения в социальной ситуации развития мл. Школьника и подготавливает переход к новому этапу возрастного развития ребёнка — подростковому возрасту. Одна из важнейших черт, характеризующая социальную ситуацию развития в ср. Шк. Возрасте, — наличие уже достаточно сложившегося коллектива сверстников, в к-ром дети стремятся найти и занять своё место.

Типичным для подростков является желание завоевать авторитет и признание товарищей, что создаёт у подростка ярко выраженную потребность как можно лучше отвечать их требованиям. Характерное для подростков стремление к самостоятельности (т. Н. Личностной автономии) выражается гл. Обр. В противодействии влиянию взрослых при усиливающейся зависимости от влияния сверстников. Если это влияние негативно, существует опасность искажения личностного развития подростка, закрепления асоциальных форм поведения. Резкая реакция взрослых (родителей и педагогов) на стремление подростков к личностной автономии и ориентацию на нормы и ценности молодёжной субкультуры иногда принимает форму широкомасштабных запретов и ограничений, попыток регламентировать и формализовать все аспекты их жизнедеятельности, в т.

Ч. И О. Малую эффективность такой стратегии доказывает возникновение разнообразных неформальных объединений молодёжи, для к-рых осн. Стимулом к объединению служит неприятие «взрослого» стиля О.О. Со сверстниками, сравнение себя с другими при наличии уже достаточно развитых познават. Возможностей детей ср. Шк. Возраста приводят к тому, что важнейшим содержанием их психич. Развития становится развитие самосознания. У подростков возникает интерес к собственной личности, к выявлению своих возможностей и их оценке. В результате на протяжении ср. Шк. Возраста у подростков складываются относительно устойчивая самооценка и основанный на ней уровень притязаний. Это порождает новую потребность быть не только на уровне требований окружающих, но и на уровне собств.

Требований и собств. Самооценки.В юношеском возрасте потребность в О. Становится более глубокой по своему содержанию. Расширяется область духовного и интеллектуального О. Школьников. Появляется новая, исключительно эмоционально насыщенная форма проявления этой потребности — любовь.Очевидно, что О. — одна из самых сложных сторон пед. Воздействия на ребёнка. Через живое и непосредств. О. Педагога с ребёнком осуществляется главное в пед. Работе — воздействие личности на личность. В пед. Процессе недопустимо ограничивать О. Только одной функцией — информацией. Необходимо использовать весь многофункциональный репертуар О., т.е. Реализовывать задачи и обмена информацией, и организации взаимоотношений, и познания личности ребёнка, и оказания воздействия.

Для педагога важно умение воспринимать и интерпретировать психол. Ситуацию в дет. Коллективе. Это, с одной стороны, даёт необходимую информацию о состоянии и настроении детей, с другой — влияет на выбор методов обучения иГТТедТо] — это проф. О. Учителя и учащихся, к-рое направлено на достижение уч. И воспитат. Целей. Оно не сводится только к деловому О. На уроках, а включает разл. Формы О., в т. Ч. И доверительное, вне урока. Вместе с тем это О. Людей, занимающих разл. Социальные позиции, что обусловливает наличие определённой социальной дистанции между ними. Управление уч. Деятельностью осуществляется путём О., и его способ выступает как существ, компонент стиля пед. Руководства. Пед. О. Требует от учителя психол. Культуры, сущность к-рой, согласно А.

А. Бодалёву, сводится к следующим положениям. Разбираться в др. Людях и верно оценивать их психологию. Адекватно эмоционально откликаться на их поведение и состояние. Выбирать по отношению к каждому такой способ обращения, к-рый, не расходясь с требованиями морали, в то же время наилучшим образом отвечал бы индивидуальным особенностям тех, с кем приходится общаться.Важной предпосылкой эффективности пед. О. Является соблюдение социальной дистанции, особенно в доверительном О., происходящем вне рамок уч. Процесса. Уменьшение этой дистанции, к-рое иногда наблюдается у неопытных учителей и находит своё выражение в фамильярности отношений, как правило, ведёт к утрате авторитета. Чрезмерное увеличение социальной дистанции также приводит к отрицат.

Последствиям, затрудняет установление контакта между обучаемым и обучающим. Вместо симпатии и доверия к учителю появляется отчуждённость, О. Становится конфликтным, возникает ситуация «смысловых ножниц», т.е. Непонимание обоими партнёрами друг друга или (что встречается значительно чаще) непонимание одного из них другим, причём второй партнёр этого не замечает.Противоречия, возникающие между меняющимися возрастными особенностями детей и неизменными формами пед. О., способны привести к деформации взаимоотношений и отрицательно сказаться на качестве уч.-воспитат. Процесса. Педагог должен стремиться улавливать изменения в социально-психол. Запросах детей и последовательно учитывать их в процессе организации О.Лит.

КоломинскийЯ. Л., Психология личных взаимоотношений в дет. Коллективе, Мн., 1969. Его же, Психология общения, М., 1974. Леонтьев А. А., Психология общения, Тарту, 1974. Его же, Пед. Общение, М., 1979. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника, под ред. М. И. Лисиной, М., 1974. Проблемы общения и воспитание. [Сб. Ст.], ч. 1—2, Тарту, 1974. Развитие общения у дошкольников, под ред. А. В. Запорожца, М И. Лисиной, М., 1974. ЗлобиваЕ. Г., Общение как фактор развития личности, К., 1981. БодалевА. А., Личность и общение. Избр. Труды, М., 1983. Мудри к А. В., Общение как фактор воспитания школьников, М., 1984. Л и с и и а М. И., Проблемы онтогенеза общения, М., 1986. ДобровичА. Б., Воспитателю о психологии и психогигиене общения, М., 1987. Кан-Калик В. А., Учителю о пед.

Общении, М., 1987. Общение и формирование личности школьника, под ред. А. А. Бодалева, Р. Л. Кричевского, М., 1987. М. А. Степанова..

Значения в других словарях
Общение

Без многого может обходиться человек, но только не без человека. Людвиг Берне Единственная известная мне роскошь — это роскошь человеческого общения. Антуан де Сент-Экзюпери Достаточно оказаться с кем-нибудь в лифте, чтобы убедиться, как мало люди могут сказать друг другу. Славомир Врублевский Говорить можно с каждым, а поговорить, почитай, и не с кем. Феликс Хвалибуг Сегодня стоит подойти к двери, как она автоматически открывается. Стоит подойти к человеку, как он автоматически закрывается. Пер..

Общение

• широкое общение. ..

Общение

См. Дружба.... ..

Общение

Ср.Взаимные сношения, деловая, дружеская связь.. ..

Общение

ОБЩЕ́НИЕ -я. Ср. Взаимные сношения, деловая или дружественная связь. О. С друзьями. Тесное, дружеское о. О. С природой. В общении с людьми есть особая радость. Я привык к общению с рабочими. О. С вами мне особенно легко и приятно. Я не хочу вступать в о. С вами. Избавьте меня от общения с вашими друзьями.. ..

Общение

-я, ср. Взаимные сношения, деловая или дружеская связь. Тесное, дружеское о. О. С людьми.. ..

Общение

Общения, мн. Нет, ср. (книжн.). Взаимные сношения, связь. Тесное общение.. ..

Общение

(англ. Communication, intercourse, interpersonal relationship) - взаимодействие 2 или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного и/или аффективно-оценочного характера. Обычно О. Включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т. П.), обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности. Вместе с тем О. Удовлетворяет особую потребность человека в контакте с др. Людьми. Удовлетворение этой потребности, поя..

Общение

ОБЩЕНИЕ - понятие, описывающее взаимодействие между людьми (субъект-субъектное отношение) и характеризующее базовую потребность человека - быть включенным в социум и культуру. Иногда термин "О." используется и для характеристики взаимодействий между различными социокультурными системами (например, межнациональное О.) В отличие от деятельности (по терминологии Хабермаса, "стратегического поведения"), О. (как "коммуникативное поведение") не предполагает внешней по отношению к себе цели и обретает ..

Общение

- осуществляемое знаковыми средствами (мимикой, символами, образами и т.п.) взаимодействие субъектов, вызванное потребностями их совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера. (Косолапов Н.А., с.104). ..

Общение

Понятие, описывающее взаимодействие между людьми (субъект-субъектное отношение) и характеризующее базовую потребность человека - быть включенным в социум и культуру. Иногда термин "О." используется и для характеристики взаимодействий между различными социокультурными системами (например, межнациональное О.) В отличие от деятельности (по терминологии Хабермаса, "стратегического поведения"), О. (как "коммуникативное поведение") не предполагает внешней по отношению к себе цели и обретает смысл в со..

Общение

I.ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА 1) слово "О." (греч. Койнониа) подразумевает "тесную связь", "близкие отношения, характеризующиеся наличием взаимных прав и обязательств", в к-рых одна из сторон может иметь нек-рые преимущества. 2) в разговорном греч. Языке слово койнониа ("общность") означало "участие в общем деле" или "отношения между людьми". 3) в ВЗ слово "О." указывает лишь на межчеловеческие отношения (2Пар 20:35. Пс 49:18). Отношения же человека и Бога определяются словом завет (см. Союз, завет). 4) в НЗ..

Обучение Грамоте

Обучение чтению и письму Выбор способа О г. Определяется соотношением между устной и письменной речью, между звуками и буквами Способ О г. Опирается на знания о простейших элементах речи — звуках и их обозначении буквами Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т с писать, и воссоздавать по буквам звуки речи, т с читатьПроизношение каждого из осн., звуков определяется условиями его сочетания с другими Правильное чтение отражает свойства нормальной устной речи, что обусловливает ..

Общее Образование

Совокупность общезначимых нравств. И культурных ориентиров, знаний, умений и навыков, достаточных для осознанного и продуктивного участия человека в жизни общества. Общеобразоват. Знания служат основой науч. Миропонимания. Овладение ими содействует развитию позна-ват. Способностей и возможностей. Они являются фундаментом политехн. И проф. Образования. Основы О. О. Закладываются в общеобразоват. Уч. Заведениях. Оно углубляется и расширяется в процессе изучения общеобразоват. Дисциплин в проф. И в..

Общества Педагогические И Просветительские В России

В России до 1917 обществ.-пед. Орг-ции можно условно разделить на 3 осн. Типа. Просветительские и др., содействовавшие развитию образования в целом и отд. Его видов. Науч.-педагогические, разрабатывавшие вопросы теории и шк. Практики. Проф. Учительские орг-ции, способствовавшие объединению учителей, защите их юрид. И гражд. Прав, повышению их проф. Подготовки.Наиб, многочисленными были об-ва, содействовавшие развитию нар. Образования, вт. Ч. Об-ва вспомоществования учащимся — благотворит, орг-ци..

Обществоведение, В Рос. Федерации

Уч. Предмет в ст. Классах ср. Школы, на ст. Курсах ср. Спец. Уч. Заведений.Преподавание О. В сов. Школе было впервые введено в 1920-х гг. Курс О. Интегрировал в себе сведения об истории, экономике и праве. История как самостоят, уч. Предмет сохранилась лишь на завершающей ступени шк. Образования — 8—9-е кл. Интеграция была продиктована концептуальными подходами к методике сов. Школы, строившейся на альтернативных по отношению к дорев. Школе началах. О. Должно было привить учащимся цельное маркси..

Дополнительный поиск Общение Общение

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Общение" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Общение, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 7 символа