Обществоведение, В Рос. Федерации

133

Уч. Предмет в ст. Классах ср. Школы, на ст. Курсах ср. Спец. Уч. Заведений.Преподавание О. В сов. Школе было впервые введено в 1920-х гг. Курс О. Интегрировал в себе сведения об истории, экономике и праве. История как самостоят, уч. Предмет сохранилась лишь на завершающей ступени шк. Образования — 8—9-е кл. Интеграция была продиктована концептуальными подходами к методике сов. Школы, строившейся на альтернативных по отношению к дорев. Школе началах. О. Должно было привить учащимся цельное марксистское мировоззрение, понимание рев. Характера социалистич. Строительства и подготовить к непосредств. Участию в нем.В основу О. Было положено изучение истории возникновения, развития и распада капиталистич. Строя с преим. Вниманием к периодам пром. Капитализма и империализма.

Но из курса исключались предшествовавшие эпохи. Первобытное общество, Др. Восток, античный мир, возникновение феодализма. Рус. История не рассматривалась в виде особого курса, а давалась в тесной связи с осн. Этапами европ. И мировой истории. Однако последовательно изучались этапы классовой борьбы в Рос. Гос-ве. В курсе О. Изучались. Разл. Формы организации пром. И с.-х. Труда (ремесло, кустарничество, мелкое крест, х-во, колхоз, совхоз и пр.). Экон. Связи между городом и деревней. Формы и средства обмена, структура народно- и мирохоз. Связей и пр.Сведения о сов. Праве в курсе О. Знакомили школьников прежде всего с организацией органов сов. Власти и их обществ.-полит, ролью, с правовыми нормами в сфере труда, землепользования, деятельности профсоюзов и т.

Д. В сер. 30-х гг. О. Как уч. Предмет было упразднено.Вновь введено по пост. ЦК КПСС (апр. 1960 и др.) с 1962/63 уч. Г.Шк. Практика выявила низкую эффективность этого уч. Предмета с точки зрения образоват.-воспитат. Задач. Кризис О. Объясняется как «внешними» (по отношению к собственно образоват. Работе в уч. Заведениях), так и «внутренними» причинами. К числу первых относится гл. Обр. Кризис сов. Обществ, наук в целом. С кон. 20-х гг. В них возобладали представления, грубо упрощавшие социальную действительность в стране и мире. Было утеряно целостное представление о мире, к-рый механически разделялся на две абсолютно противоположные обществ, системы. Взаимоотношения между ними изображались как враждебно-конфронтационные. Обстановка в СССР и др.

Странах социализма раскрывалась без учёта реальных сложностей и противоречий. Идеологизация О. Привела к доктринёрству, идеологич. Диктату, составлявших т. Н. Основы науч. Коммунизма. К «внутренним» причинам неудачи О. Относятся несовершенство учебников и неподготовленность значит, части учителей к работе с материалом курса. Эти и др. Обстоятельства обусловили схоластич. Характер курса О., знания учащихся были неглубоки, схематичны, бессистемны. Преподавание курса давало результаты, противоположные ожидаемым. Сопоставляя информацию, полученную на уроках, с действительностью, учащиеся проникались недоверием к догмам, к-рое нередко переносилось и на все идейные основы сов. Гос-ва и общества.Во 2-й пол. 80-х гг. В СССР началось переосмысление шк.

О. С учётом требований, адекватных развернувшимся процессам демократизации обществ, жизни и утверждения гласности. В Рос. Федерации курс О. Включается в обновляемое содержание подготовки старшеклассников в соответствии с законодательно провозглашёнными (1992) принципами гума-нистич. Характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности и любви к Родине. Курс О. Призван показать сложность и противоречивость связей человека с окружающим миром, и прежде всего с обществом.Опыт разработки качественно нового уч. Предмета показал его целесообразность как синтеза курсов истории, права и собственно О. При этом возможны разл. Варианты интеграции уч.

Материала по О. И его сочетания с уч. Курсами нач. И ср. Ступеней общеобразоват. Школы. По одному из вариантов в нач. Школе отд. Сведения об обществе и родной стране ученики могут получить в курсе «Окружающий мир». В 5—7-х кл. Преподаются 3 курса истории (всемирная история, история народов России и история отд. Нац.-гос. Образований), в 8—11-х кл.— курс под условным назв. «Человек и общество», к-рый вбирает в себя материал, ранее распределявшийся по частным курсам. Основы гос-ва и права, этика и психология семейной жизни и др. Однако по этой схеме ср. Ступень оказывается лишённой собственно общество-ведч. Уч. Дисциплин (курсы античной и ср.-век. Истории дают недостаточно материала для осознания обществ, процессов кон. 20 в.). Вызывает возражения и интеграция курса теории гос-ва и права, к-рый в период превращения Рос.

Гос-ва в правовое должен бы приобрести значение юрид. Всеобуча и претендовать на самостоятельность.Изучение курса «Человек и общество» (авторы Л. Н. Боголюбов, Л. Н. Иванова и др.) должно помочь выпускникам ср. Уч. Заведений определить собств. Обществ.-полит. Позицию, самостоятельно действовать в условиях плюрализма мнений, исповедовать терпимость к противоположным мнениям и позициям.При определении содержания курса приоритет отдаётся социальным потребностям человека, живущего в реорганизующемся обществе. Важнейшими в курсе выступают юрид., этич., экон. И экологич. Проблемы. Юрид. Всеобуч должен осуществляться на протяжении всех лет обучения в уч. Заведении, но на долю нового курса падает наиб, нагрузка. На ст. Ступени общеобразоват.

Шк. Подготовки происходит становление знаний правовых принципов и норм, способности реализовать свои права и обязанности, готовности к защите законными средствами своих прав и прав др. Граждан. Правовая культура рассматривается как основа политической.Вклад О. В формирование правовой культуры учащихся и их гражд. Ответственности может быть достаточно весомым, если пропедевтич. Изучение основ права начнётся ещё на ср. Ступени школы. В содержание курса могут включаться вопросы истории и философии права в проблемном освещении, роль человека, гражданина в системе правоотношений. Необходим также и спец. Отбор уч. Материала, способствующего профилактике противоправного поведения.В этич. Курсе на первое место выходит ориентация учащихся на такие важнейшие личностные качества, как духовность, нравств.

Культура, интеллигентность, чувство собств. Достоинства, совестливость, милосердие, терпимость и др. Знание моральных норм тесно связано с нравственным воспитанием. Политизация нравств. Воспитания препятствует воспитанию как нравственности, так и полит, убеждённости.В рамках экон. Курса целесообразно ориентировать на освоение учащимися знаний о хоз. Отношениях, разл. Формах собственности, сущности трудовых отношений как фактора совершенствования экон. Развития. Курс О. Призван раскрывать проблемы (в т. Ч. Нравств.-правовые) сохранения окружающей среды, выживания человечества.Особое место занимают вопросы рели-говедения. Религии рассматриваются как исторически значимые элементы духовной культуры народов и всего человечества, средство нравств.

Совершенствования людей. Учитывая значимость, к-рую приобретает в совр. Условиях религ. Тематика, возможны и самостоят, курсы по этой проблематике.Разрабатываемый обществоведч. Курс «Человек и общество» состоит из двух частей. В программу 1-й (8—9-х кл.) включаются знания о сущности человека, о возможностях, способностях, интересах людей, их включённости в нравств. И правовые отношения, 2-я часть содержит сведения об обществе в целом, об этапах его развития, об обществ, сознании, нациях и нац. Отношениях.Особой проблемой при построении курса О. Является открытость материала, степень критичности уч. Информации. Освещение ошибок и преступлений, имевших место в истории сов. Гос-ва, не должно нанести ущерб мировоззрению формирующейся личности.

Наоборот, утаивание реальных фактов прошлого приводит к тому, что учащиеся неадекватно начинают воспринимать и то положительное, что было и существует в развитии стран, входивших в СССР.Важное место занимает вопрос о содержании обществоведч. Образования в ср. Звене общего ср. Образования. Обществоведч. Сознание школьника 5—7-х кл. Было предельно обеднено. Перспективны предложения по введению в программу принципиально нового уч. Курса с условным назв. «Граждановедение». При этом у школы появится возможность выбора курса для 8—9-х кл. («Человек и общество» или «Граждановедение»).Осн. Замысел курса «Граждановедение» предусматривает реализацию междисциплинарного подхода. Интегриро-ванность достигается не столько использованием компонентов отд.

Областей знаний, сколько раскрытием многоаспектных и комплексных проблем. Такой подход обусловлен задачами учёта возрастных возможностей учащихся, их реальной заинтересованностью в изучаемом материале.Курс включает темы, как правило, комплексно раскрываемые в ходе изучения. Человек, политика, экономика (труд, профессия). Мораль, гос-во и право. Знания о религиях. Интернационализм и патриотизм, защита Родины. Семья. Бережное отношение к природе. Культура. Воспитание в духе мира. Физич. Здоровье. В 5—7-х кл. Достигается макс, интегративность компонентов содержания на конкретном материале, рассчитанном на формирование достаточно прочных навыков абстрактного мышления в сфере обществ, отношений. В 8-х кл. Содержание курса обусловлено осмыслением нравств.

Отношений в обществе, формированием нравств. Культуры учащихся. Интеграция осуществляется на базе этич. Знаний. В 9-х кл. Содержание курса направлено на реализацию воспи-тат. Возможностей права. Интеграция обеспечивается на основе юрид. Знаний.Воспитат. Значение О. Заключается в возможности достижения органич. Связи между приобретением учащимся знаний о человеке и обществе и формированием их личности. Реализация воспитат. Возможностей курса О. Связана с решением 3 осн. Задач. 1) сообщением всей уч.-воспитат. Работе характера деятельности, направленной на развитие способностей учащихся к самостоят, осознанию человеческого общества и себя как развивающейся личности в этом обществе. 2) обеспечением макс, соответствия изучаемого материала реальным динамичным обществ, процессам, отражающим противоречивый характер хода преобразования общества.

3) диалектич. Связи изучаемого материала с конкретной практикой учащихся, их деятельностью в разл. Сферах обществ, жизни. В результате решения этих задач создаются предпосылки для выработки у школьников мотивов обществ, деятельности, соответствующих обществ, мотивам, и личностных потребностей, отвечающих обществ, потребностям, т.е. Закладываются основы гражданственности личности, реализуются важнейшие целевые установки гражд. Воспитания.Гражданственность и нравственность самого учителя определяют эффективность всего труда по реализации О. В школе. Ведущей частью пед. Мастерства учителя становится умение создавать предпосылки для возникновения нравств. Отношений в процессе взаимодействия учащихся. Учитель О. Должен хорошо разбираться во внутр.

И между нар. Политике, иметь по осн. Полит, вопросам свою точку зрения, знать совр. Проблемы молодёжи, брака и семьи, обладать прочными экон., правовыми, экологич. Знаниями, сведениями о межнац. И межре-лиг. Отношениях.В основе работы на уроке лежит решение познават. Задач, однозначных ответов на к-рые может и не быть. Обсуждение разл. Жизненных ситуаций, проблемные сообщения с их последующим обсуждением, самостоят, поиск новых ярких сведений по теме, выдвижение альтернативных точек зрения на одну проблему, ответы на тесты и их анализ, заполнение анкет и т. Д. Содержание работы определяет и структуру уч. Процесса. Изучение собственно нового материала по теме не должно занимать более 50% уч. Времени. Остальное отводится урокам-дискуссиям, лабораторным и практич.

Занятиям. Осн. Особенность методики преподавания курса — наличие у учителя собств. Метод, системы, нацеленной на конечный результат. Важнейший принцип преподавания О. — связь с жизнью.Система внеклассной, внешкольной работы позволяет в привлекательных для учащегося формах не только познавать окружающую действительность, но и становиться активным субъектом процесса преобразования этой действительности. Такой деятельностью может стать участие школьников в актах милосердия (в дет. Домах, домах для престарелых и инвалидов и т. Д.), в работе по благоустройству, по реставрации памятников архитектуры и т. Д. Педагогическая (а не только общественная) полезность такого рода деятельности определяется степенью сознательности участия в ней, мотивами и потребностями, формируемыми на занятиях.

В свою очередь, участие в деятельности должно пробуждать интерес к творческому познанию окружающей действительности на уроках О.Значит, роль в преподавании О. Принадлежит техническим средствам обучения. Наряду с традиционными (диафильмы, уч. Телевидение и т. Д.) помощь учителю окажут спец. Видеофильмы, к-рые, с одной стороны, могут способствовать лучшему усвоению изучаемого материала, с другой — их содержание может быть основой для занятий в форме дискуссий. Эффективное средство обучения — использование спец. Компьютерных программ, разработка к-рых будет сопровождать процесс создания нового курса О. Применение новых информац. Технологий — средство индивидуализации процесса изучения О.Лит ' Колосков А. Г, Боголюбов Л.

Н., Уроки мысли и действия, СП, 1987, № 4. Боголюбов Л Н., Иванова Л. Н., Каким быть школьному обще-ствоведч. Образованию?, СП, 1989, № 9. Муханов В. П., Об изучении сов. Права в школе. Настоящее и будущее курса, «Преподавание истории в школе», 1989, № 5. Соколов Я. В, Никитин А. Ф., Берман В. В., Концепция и проект программы курса «Граждановедение», там же, 1990, № 3.А. Ф Никитин, Я. В Соколов..

Значения в других словарях
Общение

Взаимодействие двух или более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности. Один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка. Только в контакте со взрослыми людьми возможны усвоение детьми обществ.-ист. Опыта человечества и реализация ими прирождённой возможности стать представителями человеческого рода. Недостаток и ограничение О., как это видно на примерах психич. Депривации, существенно замедляют и..

Общества Педагогические И Просветительские В России

В России до 1917 обществ.-пед. Орг-ции можно условно разделить на 3 осн. Типа. Просветительские и др., содействовавшие развитию образования в целом и отд. Его видов. Науч.-педагогические, разрабатывавшие вопросы теории и шк. Практики. Проф. Учительские орг-ции, способствовавшие объединению учителей, защите их юрид. И гражд. Прав, повышению их проф. Подготовки.Наиб, многочисленными были об-ва, содействовавшие развитию нар. Образования, вт. Ч. Об-ва вспомоществования учащимся — благотворит, орг-ци..

Объединённые Школы

Всеохватывающие школы (от англ, comprehensive school), в заруб, странах — общеобразовательные средние и неполные средние уч. Заведения с неск. Отделениями по осн. Направлениям уч. Работы (академическое, общее, проф.-тех., с.-х., домоводческое, пед. И др.) или комплекс сотрудничающих друг с другом школ с разл. Направлениями уч. Работы. О. Ш. Сочетают общеобразоват. И практич. Подготовку учащихся. Задача О. Ш. — охватить обязательным образованием «всех детей данной местности». Модель такой массово..

Объяснение

Дидактич. Процедура раскрытия существ. СвоДств изучаемого объекта, его внутр. Структуры и связей с др. Объектами. Приём обучения. О. Опирается на имеющийся у учащихся опыт (чувственный и логический, опыт рассуждений), а также включает в себя создание такого опыта.Одни и те же свойства и связи изучаемого объекта могут быть объяснены логически разными (одинаково верными) путями. Эффективность О. Зависит от активности (прежде всего мыслительной) воспринимающих его учащихся. Критерий эффективности —..

Дополнительный поиск Обществоведение, В Рос. Федерации Обществоведение, В Рос. Федерации

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Обществоведение, В Рос. Федерации" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Обществоведение, В Рос. Федерации, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 33 символа