Огарёв Николай Платонович
[24.11(6.12). 1813, Петербург, — 31.5(12.6).1877, Гринвич], поэт, публицист, обществ, деятель. В 1832—33 слушатель нравств.-полит, отделения Моск. Ун-та. В 1856 эмигрировал в Англию. В 1865—75 жил в Швейцарии. Вместе с А. И. Герценом (познакомились ок. 1825- 1826) издавал альм. «Полярная звезда» (1855—68) и газ. «Колокол» (1857—67).Первые статьи на пед. Темы относятся к 1836—37. В 1847 составил подробный план «школы с. Х-ва». В теоретич. Введении к плану О. Различал невежество двух типов. «простое незнание истины», устраняемое в процессе обучения, и «искажённое понятие истины» (привычка к рабству, косность в х-ве и в быту), преодоление к-рого требует перестройки всего образа жизни учащихся, т.е. Воспитания. Назв. Проектировавшегося уч.
Заведения «Нар. Политехн. Школа» подчёркивало ориентацию О. На гл. Принцип парижской Политехн. Школы — спец. Образование на базе общего. 4-летний курс наук должен был тесно сопрягаться с круглогодичной физич. Работой (столярное и др. Ремёсла, «устройство моделей», ведение фермы, даже постройку и пуск завода). В обучении предусматривался естеств.-науч. Уклон. В преподавании гуманитарных дисциплин (история, география) доминировал прагматич. Аспект, обеспечивающий возможность «прямого нападения на предрассудки». В программе использовались уч. Книги только гражд. Печати. Выпускники (10—15 мальчиков, поступивших в школу в 12—14 лет) освобождались от крепостной зависимости, но должны были 4 года учительствовать. Предусматривалось, что все предметы преподаёт один учитель («лаборант»), к-рый вместе с О.
Должен составить «нар.-уч. Книгу». Однако поиски учителя, способного и желающего в одиночку вести «почти университетский курс», были безуспешны. В нек-рых своих разделах проект О. Восходит к популярным утопич. Идеям 1-й пол. 19 в. (прежде всего Ш. Фурье). Организация школы мыслилась на манер фаланстера, для к-рого характерно сочетание конечной высокогуманной цели и педантичной регламентации повседневной жизни, ограничений свободы поведения (напр., запрет отлучаться из школы домой на протяжении всего обучения). О. Был увлечён этим проектом, к-рый поддержал, в частности, Н. А. Герцен. Попытку реализовать его на практике предпринял друг О. — H. M. Сатин, открывший в 1849—50 «пансион» (вероятно, только женский) в Старом Акшено, где обучали грамоте и рукоделию.К проблеме нар.
Образования О. Постоянно возвращался на страницах Вольной печати. В цикле «Русские вопросы» (1857) он требовал изъять нар. Школы из компетенции Мин-ва гос. Имуществ и передать их Мин-ву нар. Просвещения, чтобы они, как и прочие уч. Заведения, находились под наблюдением ун-тов. О. Поддержал частную и обществ, инициативу в открытии новых школ, полагая, что «там разовьётся безвозмездное преподавание на обществ, сборы». «Земля, воля, образование» — формула, отвечающая на гл. Вопрос прокламации «Что нужно народу» (1861). В ст. «На новый год» (1861) сформулированы новые принципы нар. Образования в связи с предстоящей крестьянской реформой. Бесплатное и равное обучение, упразднение всех сословных уч. Заведений, в т. Ч. Семинарий, «допущение женщин к университетскому образованию», развитие сети «частных уч.
Заведений», «учреждение странствующих учителей» для крестьян и рабочих (в их функции, как пояснено в позднейшем конспиративном док-те, входила и рев. Пропаганда), полная свобода преподавания. В ст. «Что надо делать народу» (1862) О. Подчеркнул необходимость выделения средств для обучения не только детей, но и взрослых.Ок. 1868 О. Составил предназначенный для России проект «О пропагандистских земледельч. Коммунах», включающий пункт об устройстве школы «для развития земледелия». С этим проектом, очевидно, связан и другой — «Нар. Земле-дельч. Училища», к-рый предполагался к публикации в подцензурной печати. Не столь подробный, как план 1847, этот док-т сохранял его установку на поли-техн. Характер обучения. 3-летний курс преследует цель «земледельч.
Образования» и включает черчение, начала физики и химии, историю земледелия и др. Практич. Занятия подразумевают овладение ремёслами и навыками фабричного труда. Новации — обучение девушек (обсуждается даже вопрос о совм. Классах) и воскресные лекции священников для самых старших учеников (что диктовалось, видимо, цензурными соображениями).Откликаясь на студенч. Волнения кон. 60-х гг., О. В ст. «Наша повесть» (1869) выразил надежду на дальнейшее сближение образования и народа, начавшееся, по его мнению, с создания воскресных школ. Здесь же О. Резко критиковал внедрение классич. Образования, отстаивая преподавание опытной науки — необходимого союзника «нар. Свободы».Соч. Избр. Социально-полит, и филос. Произведения, т. 1—2, М., 1952—56.
О воспитании и образовании, М., 1990 (совм. С А. И. Герценом).Лит. Гершензон М. О., История молодой России, М. — П., 1923. Зейли-гер-Рубинштейн Е. И., Н. П. Огарев о воспитании и нар. Образовании, М., 1966.А. О. Осповат..
Дополнительный поиск Огарёв Николай Платонович
На нашем сайте Вы найдете значение "Огарёв Николай Платонович" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Огарёв Николай Платонович, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "О". Общая длина 25 символа