Огарёв Николай Платонович

123

[24.11(6.12). 1813, Петербург, — 31.5(12.6).1877, Гринвич], поэт, публицист, обществ, деятель. В 1832—33 слушатель нравств.-полит, отделения Моск. Ун-та. В 1856 эмигрировал в Англию. В 1865—75 жил в Швейцарии. Вместе с А. И. Герценом (познакомились ок. 1825- 1826) издавал альм. «Полярная звезда» (1855—68) и газ. «Колокол» (1857—67).Первые статьи на пед. Темы относятся к 1836—37. В 1847 составил подробный план «школы с. Х-ва». В теоретич. Введении к плану О. Различал невежество двух типов. «простое незнание истины», устраняемое в процессе обучения, и «искажённое понятие истины» (привычка к рабству, косность в х-ве и в быту), преодоление к-рого требует перестройки всего образа жизни учащихся, т.е. Воспитания. Назв. Проектировавшегося уч.

Заведения «Нар. Политехн. Школа» подчёркивало ориентацию О. На гл. Принцип парижской Политехн. Школы — спец. Образование на базе общего. 4-летний курс наук должен был тесно сопрягаться с круглогодичной физич. Работой (столярное и др. Ремёсла, «устройство моделей», ведение фермы, даже постройку и пуск завода). В обучении предусматривался естеств.-науч. Уклон. В преподавании гуманитарных дисциплин (история, география) доминировал прагматич. Аспект, обеспечивающий возможность «прямого нападения на предрассудки». В программе использовались уч. Книги только гражд. Печати. Выпускники (10—15 мальчиков, поступивших в школу в 12—14 лет) освобождались от крепостной зависимости, но должны были 4 года учительствовать. Предусматривалось, что все предметы преподаёт один учитель («лаборант»), к-рый вместе с О.

Должен составить «нар.-уч. Книгу». Однако поиски учителя, способного и желающего в одиночку вести «почти университетский курс», были безуспешны. В нек-рых своих разделах проект О. Восходит к популярным утопич. Идеям 1-й пол. 19 в. (прежде всего Ш. Фурье). Организация школы мыслилась на манер фаланстера, для к-рого характерно сочетание конечной высокогуманной цели и педантичной регламентации повседневной жизни, ограничений свободы поведения (напр., запрет отлучаться из школы домой на протяжении всего обучения). О. Был увлечён этим проектом, к-рый поддержал, в частности, Н. А. Герцен. Попытку реализовать его на практике предпринял друг О. — H. M. Сатин, открывший в 1849—50 «пансион» (вероятно, только женский) в Старом Акшено, где обучали грамоте и рукоделию.К проблеме нар.

Образования О. Постоянно возвращался на страницах Вольной печати. В цикле «Русские вопросы» (1857) он требовал изъять нар. Школы из компетенции Мин-ва гос. Имуществ и передать их Мин-ву нар. Просвещения, чтобы они, как и прочие уч. Заведения, находились под наблюдением ун-тов. О. Поддержал частную и обществ, инициативу в открытии новых школ, полагая, что «там разовьётся безвозмездное преподавание на обществ, сборы». «Земля, воля, образование» — формула, отвечающая на гл. Вопрос прокламации «Что нужно народу» (1861). В ст. «На новый год» (1861) сформулированы новые принципы нар. Образования в связи с предстоящей крестьянской реформой. Бесплатное и равное обучение, упразднение всех сословных уч. Заведений, в т. Ч. Семинарий, «допущение женщин к университетскому образованию», развитие сети «частных уч.

Заведений», «учреждение странствующих учителей» для крестьян и рабочих (в их функции, как пояснено в позднейшем конспиративном док-те, входила и рев. Пропаганда), полная свобода преподавания. В ст. «Что надо делать народу» (1862) О. Подчеркнул необходимость выделения средств для обучения не только детей, но и взрослых.Ок. 1868 О. Составил предназначенный для России проект «О пропагандистских земледельч. Коммунах», включающий пункт об устройстве школы «для развития земледелия». С этим проектом, очевидно, связан и другой — «Нар. Земле-дельч. Училища», к-рый предполагался к публикации в подцензурной печати. Не столь подробный, как план 1847, этот док-т сохранял его установку на поли-техн. Характер обучения. 3-летний курс преследует цель «земледельч.

Образования» и включает черчение, начала физики и химии, историю земледелия и др. Практич. Занятия подразумевают овладение ремёслами и навыками фабричного труда. Новации — обучение девушек (обсуждается даже вопрос о совм. Классах) и воскресные лекции священников для самых старших учеников (что диктовалось, видимо, цензурными соображениями).Откликаясь на студенч. Волнения кон. 60-х гг., О. В ст. «Наша повесть» (1869) выразил надежду на дальнейшее сближение образования и народа, начавшееся, по его мнению, с создания воскресных школ. Здесь же О. Резко критиковал внедрение классич. Образования, отстаивая преподавание опытной науки — необходимого союзника «нар. Свободы».Соч. Избр. Социально-полит, и филос. Произведения, т. 1—2, М., 1952—56.

О воспитании и образовании, М., 1990 (совм. С А. И. Герценом).Лит. Гершензон М. О., История молодой России, М. — П., 1923. Зейли-гер-Рубинштейн Е. И., Н. П. Огарев о воспитании и нар. Образовании, М., 1966.А. О. Осповат..

Значения в других словарях
Огарёв Николай Платонович

Огарёв Николай Платонович [24.11(6.12).1813 ‒ 31.5(12.6).1877], русский революционер, публицист, поэт. Родился в Петербурге. Из дворян. С 1830 учился в Московском университете, где вокруг О. И его друга А. И. Герцена. ..

Огарев Николай Платонович

ОГАРЕВ Николай Платонович (1813-77) - революционер, поэт, публицист, революционер. Друг и соратник А. И. Герцена. В 1831 один из организаторов революционного кружка в Московском университете, в 1834-39 в ссылке. С 1856 эмигрант, один из руководителей Вольной русской типографии в Лондоне, инициатор и соредактор "Колокола". Разрабатывал социально-экономическую программу крестьянской революции в духе "русского социализма". Участник подготовки и создания революционного общества "Земля и воля" (1861-..

Огарев Николай Платонович

Огарев, Николай Платонович - известный поэт (1813 - 1877). Родился в богатой дворянской семье Пензенской губернии. Получил превосходное домашнее воспитание, поступил вольнослушателем в Московский университет. Важнейшим фактором юношеских лет Огарева, а затем и всей его жизни, является тесная, восторженная дружба с дальним родственником его, Герценом , который говорил, что он и Огарев - "разрозненные томы одной поэмы" и что они "сделаны из одной массы", хотя и "в разных формах" и "с разной криста..

Огарёв Николай Платонович

(1813, Петербург — 1877, Гринвич, Великобритания), поэт, публицист, революционный деятель. С 1820-х гг. Жил в Москве. Был связан тесной дружбой со своим дальним родственником А.И. Герценом. В 1827 во время прогулки по Воробьёвым горам оба дали друг другу клятву бороться против самодержавия (памятный знак, 1978). С 1830 вольнослушатель, с 1832 студент нравственно-политического отделения Московского университета. Одновременно служил в Московском архиве Министерства иностранных дел. Сотрудничал в ж..

Огарев Николай Платонович

Огарев, Николай Платонович - известный поэт (1813 - 1877). Родился в богатой дворянской семье Пензенской губернии. Получил превосходное домашнее воспитание, поступил вольнослушателем в Московский университет. Важнейшим фактором юношеских лет Огарева, а затем и всей его жизни, является тесная, восторженная дружба с дальним родственником его, Герценом , который говорил, что он и Огарев - "разрозненные томы одной поэмы" и что они "сделаны из одной массы", хотя и "в разных формах" и "с разной криста..

Огарёв Николай Платонович

(1813-77), революционер, поэт, публицист. Друг и соратник А. И. Герцена, В 1834-39 в ссылке. С 1856 эмигрант, одни из руководителей Вольной русской типографии в Лондоне, инициатор издания и соредактор журнала "Колокол". Разрабатывал социально-экономическую программу революции в духе "русского социализма". Участник создания общества "Земля и воля" (1861-62), агитационно-пропагандистской кампании С. Г. Нечаева (1869-70). Романтическая лирика, поэмы.. ..

Объяснительное Чтение

Система приемов обучения, направленная на развитие у учащихся нач классов навыков сознательного, правильного, выразительного и беглого чтения, их мышления и речи О ч предполагает также сообщение учащимся в связи с прочитанным первоначальных знаний о природе и обществеО ч возникло в рус школе в 50—60-х гг 19 в как реакция на господствовавшее до этого времени механич чтение и способствовало осмысленному восприятию прочитанного текста В 50-е гг 19 в О ч рассматривалось нек-рыми педагогами лишь как ..

Обязательное Обучение

Принцип организации системы образования. Законодательное введение обязанности для детей определённого возраста посещать школу и получать образование установленного объёма и содержания. О. О. Взаимодействует с принципом всеобщности обучения (см. Всеобщее обучение) и направлено на его обеспечение.Первые попытки установления обязанности посещать школу относятся к 17 в. (в нек-рых герм, гос-вах). С 19 в. В развитом шк. Законодательстве О. О. Конкретизируется через указание возраста или уровня получа..

Огородников Иван Трофимович

[11(24).7.1900, с. Огородники, ныне Кировской обл., — 7.10.1978, Москва], педагог, ч.-к. АПН РСФСР (1955) и АПН СССР (1968), дер пед. Наук (1966), проф. (1935), засл. Деят. Науки (1971). Окончил физ.-хим. Отделение Вятского (ныне Кировского) пед. Ин-та и инструкторско-пед. Курсы (1921). Деятельность начал на пед. Курсах (г. Нолинск). С 1930 преподавал в вузах Москвы, в т. Ч. В МГУ, МОПИ, с 1949 — в МГПИ. Одновременно в 1944—47 зам. Нач. Гл. Управления высш. Уч. Заведений МП РСФСР. Изучал вопросы..

Одарённые Дети

Дети, значительно опережающие своих сверстников в умственном развитии либо демонстрирующие выдающиеся спец. Способности (музыкальные, художественные и др.). В науч. Лит-ре и в обыденной речи О. Д. Нередко называют вундеркиндами (от нем. Wunder — чудо и Jund — ребёнок), подчёркивая тем самым исключительный характер их способностей.Существует определённая возрастная последовательность проявления одарённости в разных областях. Особенно рано может проявиться одарённость к музыке, затем — к рисованию..

Дополнительный поиск Огарёв Николай Платонович Огарёв Николай Платонович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Огарёв Николай Платонович" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Огарёв Николай Платонович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 25 символа