Одарённые Дети

368

Дети, значительно опережающие своих сверстников в умственном развитии либо демонстрирующие выдающиеся спец. Способности (музыкальные, художественные и др.). В науч. Лит-ре и в обыденной речи О. Д. Нередко называют вундеркиндами (от нем. Wunder — чудо и Jund — ребёнок), подчёркивая тем самым исключительный характер их способностей.Существует определённая возрастная последовательность проявления одарённости в разных областях. Особенно рано может проявиться одарённость к музыке, затем — к рисованию. Вообще, одарённость к иск-ву обнаруживается раньше, чем к наукам. В науках раньше других проявляются способности к математике (почти у всех крупных математиков — до 20 лет). Общеинтеллектуальная одарённость может выражаться необычно высоким уровнем умственного развития (при прочих равных условиях) и качеств, своеобразием умственной деятельности.В нач.

20 в. Ч. Спирмен выдвинул двух-факторную теорию интеллекта, основанную на предположении о существовании фактора общей одарённости и многочисленных факторов спец. Способностей. Первый, по Спирмену, является определяющим в структуре способностей человека и находит своё выражение во всём многообразии частных, спец. Способностей. Дальнейшая разработка этой теории и результаты её критики сторонниками многофакторного подхода к интеллекту (Д. Гилфорд, Л. Тёрстон и др.) привели к тому, что большинство совр. Исследователей признаёт существование общей одарённости, так или иначе влияющей на успешность освоения и выполнения любого вида деятельности.С нач. 20 в. Осн. Методом «измерения» одарённости выступают т. Н. Тесты интеллекта (см.

Тесты). Однако многолетний опыт применения тестов интеллекта (в частности, в шк. Практике) продемонстрировал, что т. О. Фиксируются преим. Усвоенные знания и навыки, не обязательно свидетельствующие об уровне способностей. О признаках одарённости невозможно судить лишь на основании результатов стандартизиров. Испытаний. Одарённость детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребёнком той или иной содержательной деятельности. При этом ранние проявления одарённости ещё не предопределяют будущих возможностей человека. Чрезвычайно трудно предвидеть ход дальнейшего становления одарённости.Предметом острых дискуссий остаётся вопрос о природе и предпосылках одарённости.

Начиная с работ Ф. Гальтона, не теряет авторитета концепция врождённой одарённости. В сов. Педагогике общепризнанным считалось положение о прижизненном формировании способностей, что нередко приводило к недооценке врождённых задатков и отрицанию необходимости особого подхода к О. Д. Признавая, что внеш. Обстоятельства оказывают решающее воздействие на формирование способностей (при отсутствии необходимых условий природные задатки просто могут остаться нереализованными), нельзя отрицать того очевидного факта, что в равно благоприятных условиях разные люди могут демонстрировать разл. Уровень способностей, а также даже в весьма обеднённой в воспи-тат. Плане среде могут проявиться неординарные способности. Совр. Исследования в этой области направлены на то, чтобы с помощью электрофизиол., пси-хогенетич.

И др. Методов раскрыть соотношение биологического и социального в природе одарённости.О. Д., демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. Однако, как правило, одарённость охватывает широкий спектр индивидуально-психол. Особенностей. Большинству О. Д. Присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников.О. Д., как правило, отличают высокая любознательность и исследовательская активность. Психофизиол. Исследования показали, что у таких детей повышена биохим. И электрич. Активность мозга. Недостаток информации, к-рую можно усвоить и переработать, О. Д. Воспринимают болезненно. Поэтому ограничение их активности чревато негативными реакциями невротич.

Характера.О. Д. В раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Для них характерна более быстрая передача нейронной информации, их внутримозговая система является более разветвлённой, с большим числом нервных связей.О. Д. Обычно обладают отличной памятью, к-рая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличают способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями (Это, в частности, проявляется и в характерном для О д увлечении коллекционированием)Чаще всего внимание к О д привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксич конструкциями, а также умение ставить вопросы Многие Оде удовлетворением читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собств понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностейО д также отличают повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, к-рая им интересна.

Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают неск дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачиРаннее развитие способностей школьника существенно сказывается на всем стиле поведения и формирования его личности Такому ученику нет необходимости полагаться на постороннюю помощь, у него меньше бывает эмоциональных стрессов во время ответов у доски, на контрольных работах и экзаменах Сравнительная легкость овладения уч материалом способствует возникновению уверенности в своих силах, определенных навыков преобразовывать обстоятельства в соответствии с поставленными перед собой целямиНаряду с тем, что О д имеют ряд безусловных преимуществ перед своими сверстниками, им приходится сталкиваться и со специфич трудностями В первую очередь это связано с отношением родителей к одаренности своих детей.

Нек-рые, обнаружив у своего ребенка ранние проявления одаренности, все свои пед усилия направляют на развитие его способностей в соответствии со своими представлениями о целях и задачах воспитания При этом, как отмечает А В Петровский, считая своего ребенка вундеркиндом, внимание обращают лишь на первую часть этого слова — акцентируют исключительность ребенка, забывая, что он остается все же ребенком Есчи одаренность проявляется в какой-то спе (ифич области (напр, ребенок дем jHCTpnpyeT выдающиеся муз способности), муз занятия заполняют его жизнь настолько, что препятствуют полноценному развитию прочих способностей Односторонность развития, к-рая в будущем может и не быть подкреплена выдающимися достижениями, крайне негативно скажется на всем многообразии личностных проявлений и интеллектуальных особенностейСтремясь избежать «дурного влияния» менее одаренных сверстников, нек-рые родители ограничивают общение ребенка с товарищами, составляют для него такое насыщенное расписание разл спец занятий, к-рое не оставляет ребенку ни времени, ни сил на типично дет «виды деятельности Особый ущерб наносится дет игре — ведущей деятельности в дошк возрасте Не будучи включенным в сюжетно-ролевые игры со сверстниками, такой ребенок теряет важный источник полноценного личностного развития, не осваивает в достаточной мере навыки межличностных отношений При этом оказывается несформированной т и личностная готовность — важный аспект готовности к школьному обучению Поступив в школу, одаренный ребенок может обладать высоко развитыми способностями и богатой эрудицией, но уступать сверстникам в умении налаживать отношения, идти на компромисс, разрешать конфликты В этом кроется опасность отторжения одаренного ребенка дет коллективом, формирования мнения о нем как о заносчивом и эгоистичном Одаренный ребенок, привыкший с легкостью усваивать и перерабатывать информацию (как правило, именно ту, к-рая его наиб интересует), в условиях систематич организованного шк.

Обучения может столкнуться с необходимостью более напряженной и целенаправленной умственной работы, навыка к-рой он еще не имеет Неизбежные неудачи, неожиданные и потому особенно неприятные, могут с первых дней шк обучения деморализовать ребенка и постепенно сформировать у него негативное отношение к уч деятельности Если ребенок приучен родными и близкими к сознанию своей исключительности, то низкие оценки и неодобрение, с к-рыми порой приходится сталкиваться в школе, он может расценить как проявление недоброжелательности учителяОтношения с педагогами у О д не всегда складываются благополучно Нек-рых учителей раздражают проявления их «чрезмерной» умственной активности (каверзные вопросы, реплики, отвлеченные рассуждения и т п) В условиях реальной шк практики, когда осуществление индивидуального подхода весьма затруднительно, О д нередко оказываются наряду с отстающими учениками на положении изгоев, к-рым со стороны педагога не уделяется достаточно вниманияРяд зарубежных (в частности, американских) и отеч педагогов и психологов отмечают традиц антиинтеллектуализм, черту, свойственную человеческим сообществам, что нередко порождает настороженное и даже недоброжелательное отношение ко всем, кто чем-то отличается от большинства Нек-рые родители предпочитают иметь «нормального» ребенка и потому стремятся воспрепятствовать его чрезмерному, по их мнению, умственному развитию Такая позиция также травмирует ребенка, мешает ему в полной мере реализовать свои возможностиОчевидно, что раннее проявление одаренности в дет возрасте требует пристального внимания к ребенку со стороны родителей и педагогов Желательно, чтобы обучение О д строилось на основе специально разработанных программ, к-рые способствовали бы полной реализации их творческого и интеллектуального потенциала, позволяя при этом избежать односторонности психич развитияК нач 90-х гг во мн странах разработано много программ выявления и поддержки одаренности, однако проблема не может считаться окончательно решенной Система специализиров школ, а также факультативов, кружков, секций и т п, призванных способствовать макс раскрытию юных дарований, еще далека от совершенства и не охватывает всего круга О д (в рамках этой системы выявляются и обучаются по спец программам гл обр дети, имеющие худож, спортивные и др спец способности)С целью оптимизации исследований в данной области и внедрения их результатов в пед практику в 1975 создан Всемирный совет по таланту и одаренности детей, объединяющий представителей 55 стран В 1987 состоялась 7-я Междунар конференция совета В 1988 разработана программа широкого междунар сотрудничества в области выявления, обучения и развития О д Так, в Москве предусмотрено создание Междунар школы, к-рая станет демонстрац центром, а также школой-моделью для эталонных пед стратегий и методик уч деятельностиЛит Лейтес H С, Одаренные дети, в кн Психология и психофизиология индивидуальных различий, M, 1977, его же, Способности и одаренность в детские годы, M, 1984, его же, Ранние проявления одаренности, ВП, 1988, N«4, Теплое Б М, Способности и одаренность, в его кн Избр труды, т l, M, 1985, Матюшкин А М, Сиск Д А, Одаренные и талантливые дети, ВП, 1988, № 4, Одаренные дети, [пер с англ], М, 1991, Ф p и м э и Д, Умные дети, М, 1996, Khatena J, Educationa.

Psychology of the gifted, № Y, 1982, B l o o m B S (ed), Deve-lopmg talent m young people № V 1985, Davis G A, Rimm S B, Education of the gifted and talented, Englewood Chffs (№ J), 1985, Gallagher J J, Teachmg the gifted child, Boston (Mass) — L, 19853B M Слуцкий.

Значения в других словарях
Одаренные Дети

(англ. Gifted children) -дети, обнаруживающие ту или иную специальную или общую одаренность (см. Одаренность общая).Существует определенная возрастная последовательность проявления одаренности в разных областях. Особенно рано может проявиться одаренность к музыке, затем - к рисованию. Вообще одаренность к искусству выступает раньше, чем к наукам. В научной области раньше др. Формируется одаренность к математике (почти все крупные ученые, проявившие себя до 20 лет, были математиками). См. Талант...

Огарёв Николай Платонович

[24.11(6.12). 1813, Петербург, — 31.5(12.6).1877, Гринвич], поэт, публицист, обществ, деятель. В 1832—33 слушатель нравств.-полит, отделения Моск. Ун-та. В 1856 эмигрировал в Англию. В 1865—75 жил в Швейцарии. Вместе с А. И. Герценом (познакомились ок. 1825- 1826) издавал альм. «Полярная звезда» (1855—68) и газ. «Колокол» (1857—67).Первые статьи на пед. Темы относятся к 1836—37. В 1847 составил подробный план «школы с. Х-ва». В теоретич. Введении к плану О. Различал невежество двух типов. «прост..

Огородников Иван Трофимович

[11(24).7.1900, с. Огородники, ныне Кировской обл., — 7.10.1978, Москва], педагог, ч.-к. АПН РСФСР (1955) и АПН СССР (1968), дер пед. Наук (1966), проф. (1935), засл. Деят. Науки (1971). Окончил физ.-хим. Отделение Вятского (ныне Кировского) пед. Ин-та и инструкторско-пед. Курсы (1921). Деятельность начал на пед. Курсах (г. Нолинск). С 1930 преподавал в вузах Москвы, в т. Ч. В МГУ, МОПИ, с 1949 — в МГПИ. Одновременно в 1944—47 зам. Нач. Гл. Управления высш. Уч. Заведений МП РСФСР. Изучал вопросы..

Одесский Университет Им. И. И. Мечникова

Осн в 1865 по инициативе Н И Пирогова на базе Ришельевского лицея (1817) как Новороссийский ун-т (единственный на Ю России) Имел ист -филол, физ -мат, юрид и (с 1890) мед ф-ты Крупный науч центр, здесь работали Мечников, И М Сеченов, А О Ковалевский, Н Д Стражеско, Н Д Зелинский, Н А Умов, Г И Танфильев, H H Ланге и др ученые В 1867—1919 издавались «Записки» До 1917 ун-т окончило ок 6 тыс чел Выпускниками ун-та были А А Богомолец, А М Панкратова, Н Нариманов, С Ю Витте, Н Ф Гамалея, Г М Фихтенго..

Одноклассные Начальные Училища В России 19 — 20 Вв

Уч. Заведения, дававшие элементарное образование. Проект создания О. Н. У. Был разработан в док-тах МНП. Положении о двухклассных и одноклассных уч-щах (1869) и инструкции для двухклассных сел. Уч-щ (1875). Положение 1869 предоставляло МНП право открывать на основании «приговоров» сел. Общин в наиб, крупных селениях земских губерний «образцовые» уч-ща, в основном одноклассные со сроком обучения не менее 3 лет, с одним учителем. Сел. Общины обязывались содержать О. Н. У. За свой счёт, а МНП — опл..

Дополнительный поиск Одарённые Дети Одарённые Дети

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Одарённые Дети" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Одарённые Дети, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 14 символа