Ольденбурги

136

Педагоги, обществ, деятели, братья. Сергей Фёдорович О. [14(26).9.1863, с. Бянкино, ныне Нерчинского р-на Читинской обл., — 28.2.1934, Ленинград], востоковед, археолог, этнограф, организатор науки, акад. АН СССР (акад. Петерб. АН с 1900). В 1904—29 непременный секр. АН. Окончил ф-т вост. Языков Петерб. Ун-та (1885). Преподаватель (с 1889) и проф. (с 1894) там же. Вместе со своим братом Фёдором Фёдоровичем О. Был одним из идейных руководителей студенч. Науч.-лит. Об-ва, ставившего целью распространение грамотности, издание книг для народа. Члены об-ва (В. И. Вернадский, В. В. Келлер, И. М. Гревс, Д. И. Шаховской, А. И. Ульянов, Н. В. Чехов) сотрудничали с изд-вами «Товарищество И. Д. Сытина» и «Посредник», вели работу в К-те грамотности. По свидетельству Гревса, братья Ольденбурги были «символами целого направления, к-рое вносило в рус.

Общество свободу и культуру».Сергей Фёдорович был одним из организаторов Лиги образования. С 1905 видный деятель партии кадетов. Депутат 4-й Гос. Думы, в 1912—17 чл. Гос. Совета от академич. Курии.После Февр. Рев-ции 1917 выступал за учреждение Мин-ва изящных иск— в (охрана памятников, «насаждение» иск-ва в широких массах народа и др.). С мая 1917 чл. ЦК партии кадетов, в своей полит, программе отводившей особое место вопросам организации просвещения на началах свободы, демократизации и децентрализации (поощрение частной и обществ, инициативы, облегчение перехода к высш. Ступеням образования, автономия и увеличение числа ун-тов и др. Вузов, введение всеобщего бесплатного и обязат. Обучения в нач. Школе и подчинение её органам местного самоуправления, развитие внешк.

И проф. Образования). В июле — сент. 1917 мин. Нар. Просвещения Врем, пр-ва (его заместители — графиня С. В. Панина и Вернадский). Руководитель комиссии по науч. Учреждениям и чл. Комиссии по реформе высш. Уч. Заведений, рассматривавшей проекты создания ун-тов в Перми, Ростове-на-Дону, Иркутске, Тифлисе, Ташкенте, Таврического. Тифлисского политехн. Ин-та, Киевского геогр. Ин-та, Екатеринославских высш. Женских курсов, а также реорганизацииДемидовского лицея в Ярославский ун-т При участии О в комиссии обсуждались планы создания сети высш уч заведений, реформы фармацевтам образования, учреждения статистич ин-та, реорганизации Лесгафтовских курсов, был утвержден устав евр ин-та теологии Началась работа по передаче церковноприходских школ и учительских семинарий в ведение МНП (закончившаяся при преемнике О на посту министра нар просвещения, также чл ЦК партии кадетов С С Салазкине) Был организован ряд частных уч заведений, дававших повышенное образование клинический ин-т великой княгини Елены Павловны, Грузинский ун-т в Тифлисе, польские филос -религ курсы в Петрограде Было улучшено материальное положение про-фессорско-преподават состава Под руководством О обсуждались проекты организации франко-рус ин-та с техн уклоном и обучением на франц яз и об образовании Укр АН в КиевеПосле Окт рев-ции О, выражая тревогу за судьбу отеч науки и культуры, оказался, по словам А В Луначарского, «одним из самых крепких и самых нужных звеньев между сов властью и крупнейшей мировой и нашей интеллигенцией и сыграл в этом отношении выдающуюся роль» Инициатор (1922) и пред Комиссии учета и изучения науч сил при АН, ред серии справочников «Наука и науч работники СССР» (в 5 частях, 1928—34) В 1930—34 директор Ин-та востоковедения АН СССР (созданного на базе руководимого им с 1916 Азиат музея)Автор трудов по индологии и иранистике, фольклору, иск-ву, этнографии народов Востока, а также России и Зап Европы Руководил науч экспедициями в Воет Туркестан (1909—10, 1914—15) Инициатор ряда рус науч экспедиций в Центр Азию и Тибет Руководитель издания междунар серии «Bibhotheca buddhica Собрание буддийских текстов» (с 1897)Лит Академик С Ф Ольденбург К 50-летию науч обществ деятельности, Л, 1934, «Память», в 3, M, 1978, Париж, 1980, с 447- 454, С Ф Ольденбург Сб, M, 1986 (библ)M E ГолостеновФедор Федоровиче [1862- 23 7(5 8) 1914], педагог, деятель образования По окончании ист -филол ф-та Петерб ун-та (1885) преподаватель педагогики и психологии в пед классах одной из жен гимназий в Петербурге С 1887 до конца жизни педагог-руководитель в Тверской жен учительской школе им II П Максимовича, заведовал уч -воспи-тат частью, преподавал педагогику, психологию, методику, вел пед практику Школа была 5-летней, большое место в ее общеобразоват курсе отводилось предметам естеств -матем цикла, изучению рус языка Много внимания уделялось эстетич воспитанию, в т ч через систему внеклассных занятий (выпуск лит сборников, устройство спектаклей, лит и муз вечеров, чтений и т п)Последователь К Д Ушинского в области дидактики, О работал над обновлением содержания пед образования на f основе тесной связи психол -пед дисциплин, методики нач обучения, истории педагогики с уч -воспитат практикой Создал обоснованную систему пед практики, к-рая предусматривала наблюдения практиканток за учащимися, посещение открытых уроков учителей школы или самого О, подготовку практикантками своих уроков, включая чтение метод лит-ры, консультации, подготовку пособий, составление конспектов уроков, проведение опытных уроков и их последующий подробный разбор (т и беседы) После практич занятий в образцовом уч-ще при школе в течение всего последнего года обучения выпускницы выезжали в сел школы на 2 нед для самостоят проведения всех видов работы учителя Стремясь избежать формализма в преподавании пед дисциплин и оживить его, О широко использовал худож лит-ру, подчеркивая, что она имеет глубокое пед содержание В то же время он считал необходимым освоение полного систематич курса педагогики В своей работе О практиковал сочинения учениц на воспитат темы, рассматривая их как средство развития пед мышления будущего учителяО изучал постановку обучения в школах Тверской губ, выезжал в Англию и Германию для знакомства с опытом общеобразоват школ и пед уч заведений Способствовал распространению пед и науч знаний среди учителей нач и ср школ Тверской губ, основав в 1907 пед кружок (насчитывал ок 170 чел), ежегодно публиковавший в местной печати свои отчеты Был создателем и руководителем земского справочно-пед бюро О положил начало организации текущей шк статистики в России В 1913—14 по совместительству читал курс лекций «Земство и нар образование» на экон отделении Петерб политехн ин-та Принимал активное участие в работе общеземских съездов по нар образованию (1911) и статистике нар образования (1913)Лит Клевенскии М, Ф Ф Ольденбург (Некролог), «Вестник воспитания», 1914, № 6, Чехов H В, Ф Ф Ольденбург (Не кролог) «Рус школа» 1914 J * 9—10 Ф а л -б о p к Г Ф Ф Ольденбург 1862—1914 (Некролог), «Школа и жизнь», 1914 №34, Корни л о в А А Воспоминания о юности Ф Ф Ольденбурга, «Рус мысль», 1916, авг, С л а невский В V, К истории Тверской учительской школы II П Максимовича, СП, 1946, ММ—5 В У Сланевский.

Значения в других словарях
Ольденбурги

(Oldenburg) несколько династий, происходивших от рода немецких графов Ольденбурга (См. Ольденбурги). Представители дома О. Правили в Дании в 1448—1863 (первый король из династии О. — Кристиан I) и в соединённых с ней Кальмарской унией Норвегии (в 1450—1814) и Швеции (в 1457—1523, с перерывом), а также в Шлезвиг-Гольштейне (в 1460—1863). Одна из боковых линий О. — Готторпы. О. Положили начало (через боковые линии) династии Глюксбургов (См. Глюксбурги). ..

Ольденбурги

ОЛЬДЕНБУРГИ - несколько династий, происходивших от рода немецких графов Ольденбурга. Правили в Дании (в 1448-1863), а также в объединенных с ней унией Норвегии (в 1450-1814), Шлезвиг-Гольштейне (в 1460-1863), Швеции (в 1457-1523, с перерывом).. ..

Ольденбурги

Несколько династий, происходивших от рода немецких графов Ольденбурга. Правили в Дании (в 1448-1863), а также в объединенных с ней унией Норвегии (в 1450-1814), Шлезвиг-Гольштейне (в 1460-1863), Швеции (в 1457-1523, с перерывом).. ..

Ольденбурги

— несколько династий, происходивших из рода немецких графов Ольденбурга. Правили в Дании в 1448—1863 гг., а также в объединенных с ней унией Норвегии в 1450—1814 гг., Шлезвиг Гольштейне в 1460-1863 гг., Швеции в 1457-1523 гг., с перерывом.. ..

Ольденбурги

(Oldenburger), Ольденбургский дом, - неск. Династий, происходивших от рода нем. Графов Ольденбурга и правивших в ряде европ. Гос-в. Графская линия О., представители к-рой правили в графстве Ольденбург, в 1667 прекратилась. Дат. Королев. Линия О. (основатель - Кристиан I, сын ольденбургского графа Дитриха, ставший в 1448 королем Дании) правила в 1448-1863 в Дании, а также в объединенных с ней унией Норвегии (в 1450-1814), Шлезвиг-Гольштейне (в 1460-1863), Швеции (в 1457-1523, с перерывом). В 1863..

Олигофренопедагогика

(от греч. Oligos — малый, phren — ум и педагогика), отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения, пути коррекции недостатков психофи-зич. Развития умственно отсталых детей, а также вопросы их трудовой подготовки.Первые попытки воспитания и обучения умственно отсталых детей были предприняты во Франции в нач. 19 в. Ж. Итаром. В сер. 19 в. Франц. Врач и педагог Э. Сеген обобщил и оформил в виде целостной медико-пед. Системы собств. Практику воспитания слабоумных детей. Со 2-..

Олимпиады Предметные

Соревнования школьников по общеобразоват. Предметам, способствующие повышению интереса к изучению шк. Дисциплин, выявлению талантливых учащихся. О. Позволяют учащимся проверить и критически оценить свои возможности, определиться в выборе дальнейших путей своего образования. Проводятся О. Школьные, районные, городские, областные, в масштабе страны и международные. В О. Принимают участие школьники с 4-го кл., но наиб, часто организуются О. Для старшеклассников.О. Проводятся органами образования, Р..

Онтогенез

(от греч 5п, род падеж ontos — сущее и genesis — рождение, происхождение), процесс развития индивидуального организма от его зарождения до смерти Термин предложен в 1866 нем биологом Э Геккелем, противопоставлявшим его филогенезу — процессу формирования нек-рой систематич группы, напр биол вида Геккель считал, что индивидуальное развитие протекает в соответствии с биогенетическим законом, т с О представляет собой сокращенное воспроизведение филогенеза Впоследствии взгляды ученых на соотношение э..

Онушкин Виктор Григорьевич

(р. 4.9.1930, Ленинград, ум. В 1997), педагог, специалист в области образования взрослых, акад РАО (1993, д ч АПН СССР с 1985), дер экон наук (1967), проф (1967) Окончил юрид и экон ф-ты ЛГУ (1954), в 1957—67 преподавал в нем В 1967 директор Ин-та повышения квалификации преподавателей обществ наук, в 1967—75 директор исследований Междунар ин-та планирования образования при ЮНЕСКО (Париж), в 1975—76 проф ЛГУ, с 1976 директор НИИ общего образования взрослых АПН СССР (ныне Ин-т образования взрослых..

Дополнительный поиск Ольденбурги Ольденбурги

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ольденбурги" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ольденбурги, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 11 символа