Орлай Иван Семёнович

168

[1770 или 1771, Хуст, ныне в Закарпатской обл. Украины, — 27.2(11.3).1829, Одесса], врач, педагог, литератор, дер медицины (Дерпт, 1807). Получил гуманитарное образование в академии г. Надьварад (ныне Оради, Румыния) и (в 1788—89) во Львовском и Будапештском ун-тах. Преподавал в гимназии. В 1791 приехал в Россию. Окончил медико-хирургич. Уч-ще в Петербурге (1793). Совершенствовался в Венском и др. Ун-тах. В поездках за границу установил связи со мн. Деятелями культуры, в т. Ч. С И. В. Гёте. Был хирургом при имп. Дворе и в Семёновском полку (1800—10). В 1812—13 ординатор в Сухопутном генеральном госпитале. Науч.-мед. Деятельность О. Связана гл. Обр. С Медико-хирургич. Академией (поч. Чл. С 1817). Выступал в петерб. Журналах со статьями на ист. Темы. Его «История о карпато-россах...» (1804) — один из первых в России трудов по этой проблеме.По предложению О.

(1803) на рус. Службу из австр. Академий были приглашены проф. М. А. Балугъянский, В. Г. Кукольник, П. Д. Лодий и др. После кончины Кукольника О. Назначен (1821) дир. Нежинской гимназии высш. Наук (см. В ст. Лицеи). Ввёл здесь методы развивающего обучения с элементами состязательности учащихся. Уч. Группы комплектовались по результатам экзаменов. Иностр. Языки преподавались в особых «отделениях», где обучались гимназисты с примерно одинаковым уровнем лингви-стич. Навыков. Успешно обучавшиеся занимали на конкурсной основе места «старших» в группах и отделениях. О. Стремился привлекать учителей, проявивших себя не только в преподавании, но и в др. Видах творч. Деятельности. Уч. Проблемы обсуждались на пед. Конференциях. О. Открыл приём в высш. Классы гимназии, программы к-рых по отд.

Предметам сближались с университетскими. Стал практиковать внеурочные занятия, стимулировавшие индивид, творческие наклонности учеников. При гимназии действовали театр (с 1824), хор, выпускался самодеятельный лит. Журнал. Среди учеников О. В Нежине были Н. В. Гоголь, Н. В. Кукольник, педагог П. Г. Редкий, художник А. П. Мокриц-кии.В записке «О преобразовании училищ в России» (1825) высказался в пользу создания системы уч. Заведений, последовательно преемственной от начальных до высших. Продвижение по службе связывал прежде всего с образоват. Уровнем. По О., лицею принадлежит ведущее место в подготовке гос. Служащих в условиях неразвитой в России сети ун-тов. Частные пансионы, преследующие гл. Обр. Коммерческие цели, считал недопустимыми.

Особое значение придавал связи обучения с потребностями отд. Областей гос-в, рекомендовал в губернских гимназиях изучать языки тех народов, с представителями к-рых будут встречаться рос. Служащие.В 1826—29 был дир. Ришельевского лицея в Одессе. Реорганизовал управление лицеем. Членами его правления стали профессора и педагоги (ранее — высшие адм. Лица губернии). Ввёл должность учёного секретаря, ответственного за координацию уч. Работы. Дифференцировал программы и сроки обучения для лиц, избравших гражд. И воен. Карьеру. Самый длит, срок обучения установил для будущих педагогов. Активировал работу Пед. Ин-та, предусмотренного уставом лицея (1817). Среди учеников О. В Одессе был А. В. Золотое.Соч. О необходимости обучаться преимущественно отеч.

Языку и нечто об обучении языкам иностранным, Записки, издаваемые от Деп. Нар. Просвещения, 1825, кн. 1.Лит. Гимназия высших наук и лицей князя Безбородко, СПБ, 1881. Аристов Ф. Ф., Литературное развитие Подкарпатской (Угорской) Руси (1928), М., 1995. 3 о л о т у с-ский И., По следам Гоголя, М., 1984. Супронюк О. К., Литературная среда раннего Гоголя, Изв АН СССР, серия ОЛЯ, т. 50, 1991, № 1. Т. Ф. Аристова..

Значения в других словарях
Орлай Иван Семенович

(1771—1829) — писатель и педагог, род. В Венгрии, учился в львовском и пештском унив., потом в СПб. Медико-хирургическом училище. Назначенный помощником ученого секретаря медицинской коллегии, О. Собирал все замечательное по части медицины в России, многое переводил с разных языков на латинский, некоторые статьи пополнял и обрабатывал вновь. Все это коллегия нашла полезным напечатать, под заглавием. "Observationes Medico-Chirurgorum Ruthenici Imperii". В 1800 г. О. Назначен гоф-хирургом, в 1810 ..

Организационные Формы Обучения

Варианты пед. Общения между обучающими и обучаемыми в у ч.-воспитат. Процессе. Осуществляются непосредственно и опосредованно. Непосредств. Общение чаще всего происходит в и а р-н о и форме организации занятий (учитель — ученик, ученик — ученик). В этом случае обеспечивается немедленная первичная и вторичная обратная связь. Сразу после изложения нового материала учитель может проверить учащегося, установить, что усвоено учеником, а в чём он испытывает трудности. Обнаруживая с помощью учителя сво..

Ориентировочная Деятельность

Совокупность действий субъекта, направленных на активную ориентировку в ситуации, её обследование и планирование поведения. Термин «О. Д.» возник на основе теории И. П. Павлова, к-рый в качестве особой формы активности организма из ряда рефлексов выделил ориентировочный, указав на его спе-цифич. Функцию (установление связи между сигналом, реакцией и подкреплением) и происхождение из рефлекса «биол. Осторожности». Различают собственно ориентировочный рефлекс (настройка анализаторов на лучшее восп..

Орф (Оrff) Карл

(10.7.1895, Мюнхен, — 29.3.1982, там же), нем. Композитор, педагог, драматург, реформатор системы дет. Муз. Воспитания (ФРГ). Чл. Баварской академии иск— в (1950), академии «Санта-Чечилля» (Рим, 1957) и др. Пед. Эксперименты О. Начал в 1924, основав совместно с хореографом Д. Гюнтер школу гимнастики, музыки и танца для подготовки руководителей муз.-двигат. Воспитания — Гюнтершуле (Gunterschule). В процессе работы, используя метод ритмич. Гимнастики Э. Жак-Далекроза и новые тенденции в иск-ве тан..

Орфография

(греч. Orthographfa, от orthos — правильный и grapho — пишу), правила, устанавливающие единообразие способов передачи речи на письме. О. Определяет передачу звуков (фонем) буквами. Слитное, раздельное и дефисное написание слов и их частей. Употребление прописных букв. Способы переноса. Иногда как синоним О. Употребляется термин «правописание», имеющий и более широкое значение, включающее пунктуацию.Ввиду культурного и социального значения О., её нормализация в каждой стране составляет предмет на..

Дополнительный поиск Орлай Иван Семёнович Орлай Иван Семёнович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Орлай Иван Семёнович" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Орлай Иван Семёнович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 20 символа