Орлай Иван Семёнович
[1770 или 1771, Хуст, ныне в Закарпатской обл. Украины, — 27.2(11.3).1829, Одесса], врач, педагог, литератор, дер медицины (Дерпт, 1807). Получил гуманитарное образование в академии г. Надьварад (ныне Оради, Румыния) и (в 1788—89) во Львовском и Будапештском ун-тах. Преподавал в гимназии. В 1791 приехал в Россию. Окончил медико-хирургич. Уч-ще в Петербурге (1793). Совершенствовался в Венском и др. Ун-тах. В поездках за границу установил связи со мн. Деятелями культуры, в т. Ч. С И. В. Гёте. Был хирургом при имп. Дворе и в Семёновском полку (1800—10). В 1812—13 ординатор в Сухопутном генеральном госпитале. Науч.-мед. Деятельность О. Связана гл. Обр. С Медико-хирургич. Академией (поч. Чл. С 1817). Выступал в петерб. Журналах со статьями на ист. Темы. Его «История о карпато-россах...» (1804) — один из первых в России трудов по этой проблеме.По предложению О.
(1803) на рус. Службу из австр. Академий были приглашены проф. М. А. Балугъянский, В. Г. Кукольник, П. Д. Лодий и др. После кончины Кукольника О. Назначен (1821) дир. Нежинской гимназии высш. Наук (см. В ст. Лицеи). Ввёл здесь методы развивающего обучения с элементами состязательности учащихся. Уч. Группы комплектовались по результатам экзаменов. Иностр. Языки преподавались в особых «отделениях», где обучались гимназисты с примерно одинаковым уровнем лингви-стич. Навыков. Успешно обучавшиеся занимали на конкурсной основе места «старших» в группах и отделениях. О. Стремился привлекать учителей, проявивших себя не только в преподавании, но и в др. Видах творч. Деятельности. Уч. Проблемы обсуждались на пед. Конференциях. О. Открыл приём в высш. Классы гимназии, программы к-рых по отд.
Предметам сближались с университетскими. Стал практиковать внеурочные занятия, стимулировавшие индивид, творческие наклонности учеников. При гимназии действовали театр (с 1824), хор, выпускался самодеятельный лит. Журнал. Среди учеников О. В Нежине были Н. В. Гоголь, Н. В. Кукольник, педагог П. Г. Редкий, художник А. П. Мокриц-кии.В записке «О преобразовании училищ в России» (1825) высказался в пользу создания системы уч. Заведений, последовательно преемственной от начальных до высших. Продвижение по службе связывал прежде всего с образоват. Уровнем. По О., лицею принадлежит ведущее место в подготовке гос. Служащих в условиях неразвитой в России сети ун-тов. Частные пансионы, преследующие гл. Обр. Коммерческие цели, считал недопустимыми.
Особое значение придавал связи обучения с потребностями отд. Областей гос-в, рекомендовал в губернских гимназиях изучать языки тех народов, с представителями к-рых будут встречаться рос. Служащие.В 1826—29 был дир. Ришельевского лицея в Одессе. Реорганизовал управление лицеем. Членами его правления стали профессора и педагоги (ранее — высшие адм. Лица губернии). Ввёл должность учёного секретаря, ответственного за координацию уч. Работы. Дифференцировал программы и сроки обучения для лиц, избравших гражд. И воен. Карьеру. Самый длит, срок обучения установил для будущих педагогов. Активировал работу Пед. Ин-та, предусмотренного уставом лицея (1817). Среди учеников О. В Одессе был А. В. Золотое.Соч. О необходимости обучаться преимущественно отеч.
Языку и нечто об обучении языкам иностранным, Записки, издаваемые от Деп. Нар. Просвещения, 1825, кн. 1.Лит. Гимназия высших наук и лицей князя Безбородко, СПБ, 1881. Аристов Ф. Ф., Литературное развитие Подкарпатской (Угорской) Руси (1928), М., 1995. 3 о л о т у с-ский И., По следам Гоголя, М., 1984. Супронюк О. К., Литературная среда раннего Гоголя, Изв АН СССР, серия ОЛЯ, т. 50, 1991, № 1. Т. Ф. Аристова..
Дополнительный поиск Орлай Иван Семёнович
На нашем сайте Вы найдете значение "Орлай Иван Семёнович" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Орлай Иван Семёнович, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "О". Общая длина 20 символа