Острогорский Алексей Николаевич

259

[25.1(6.2). 1840, Петербург, — 2(15).10.1917, там же], педагог, дет. Писатель, журналист. Окончил 2-й кадетский корпус (1858) и Михайловскую артиллерийскую академию (1861) в Петербурге. В период обучения в академии преподавал в Василеостровском бесплатном уч-ще для бедных детей, где сотрудничал с Ф. Ф. Резенером, В. П. Острогорским, А. Н. Страннолюбским и др. В 1861- 1906 работал в уч. Заведениях воен. Ведомства. Учитель и воспитатель во 2-й воен. Гимназии, Пажеском корпусе. Директор и преподаватель математики в учительской семинарии в Москве (1877- 1882), руководитель и лектор отделения психол.-пед. Дисциплин на курсах при Пед. Музее воен.-уч. Заведений.Лит. Деятельность начал в кон. 50-х — нач. 60-х гг. В журн. «Искра», «Современник». В пед.

Журналах («Учитель», «Чтение для юношества», «Образование») публиковал статьи, посвящённые разл. Сторонам шк. Дела, в т. Ч. «Образцовый учитель» (1866), «Характеристика учеников» (1867), «О влиянии умственного развития на нравственное воспитание» (1869) и др. В 1869—77 редактор журн. «Дет. Чтение», для к-рого писал науч.-популярные статьи и худож. Произв., гл. Обр. Рассказы о явлениях природы, мире животных, а также биографич. Жанра. Позже произв. О. Для детей были объединены в сборники, выдержавшие неоднократные переиздания. «На досуге, этюды по естествознанию» (1864—65), «Среди природы» (1874), «В своём кругу» (1875), «По белу свету» и «У рабочих людей» (обе 1876).В 1883—1910 редактор журн. «Пед. Сборник», издававшегося Гл. Управлением воен.-уч.

Заведений. Во время работы О. К сотрудничеству в журнале были привлечены изв. Педагоги, психологи, врачи (В. И. Водовозов, П. Ф. Кап-терев, А. П. Флёров, А. С. Вирениус и др.), что способствовало его преобразованию в крупный орган обществ.-пед. Мысли. Там же были напечатаны программные работы О. «По вопросу о нравственности» (1887), «Справедливость в школьной жизни» (1888), «Образование и воспитание» (1897). Мн. Статьи О. 80- 90-х гг. Вошли в сб. «Пед. Экскурсии в область лит-ры» (1897). Особое место заняли его публикации по методике преподавания. «Постройки из кубиков, брусков и дощечек арифметич. Ящика» (1877), «Материалы по методике геометрии» (1884).Важным направлением деятельности О. Стало обобщение достижений новейшей рус. Педагогики. Составил и издал «Пед.

Хрестоматию» (1907) с целью познакомить учителей и родителей с «заветными мыслями» Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, В. Я. Стоюнина, Кап-терева, а также их ближайших предшественников, начиная с В. Г. Белинского. О. Собрал воедино и опубликовал, снабдив биографией автора, подготовленные Ушинским материалы для 3-го тома «Пед. Антропологии» («Собрание неизданных сочинений» К. Д. Ушинского, 1908).Пед. Взгляды О. Формировались под влиянием Н. А. Добролюбова и в особенности Н. Г. Чернышевского. Позднее ему была близка пед. Позиция Н. И.Пирогова, что получило отражение в кн. «Н. И. Пирогов и его пед. Заветы» (1914). В последние годы жизни О. Готовил к изданию кн. «Наследие Пирогова» (одна из глав — «Наука и воспитание» — напечатана в «Пед. Сборнике», 1916, № 1).Определяя пед.

Задачи школы, О. Подчеркивал преимущества массового образования в подготовке человека к активной, полноценной жизни в обществе В концепции существенно различение понятий воспитания, формирующего убеждения и характер человека, и образования, призванного давать знания, кругозор, развивать умственные силы Вслед за Пироговым О. Утверждал, что истинное знание предмета непременно оказывает влияние на духовное становление человека. Нравств совершенствование во многом определяется умственным развитием человека, а духовные ориентиры дает христ этика. При этом О. Подчеркивал важное значение для ребенка эмоционального восприятия мира, в связи с чем гл. Место в его трудах занимают проблемы влияния личности учителя на воспитанника Учителю, по мысли О, непременно нужно сделаться воспитателем, т.

К школа оказывает пед. Воздействие всем строем жизни. Совместным трудом, товариществом, личной ответственностью ребенка, не смягчаемой семейными отношениями. Путь к самооценке, к осознанию воспитанником своего человеческого достоинства лежит через авторитет учителя, к-рый он завоевывает всем своим нравств. И интеллектуальным обликом. Для характеристики этич. Принципов шк жизни О использовал категорию справедливости, понимавшейся им как система общения воспитанников с лучшими представителями образованного поколения. «Внутренняя» справедливость (в отличие от внешней, руководствующейся формальными критериями) считается с побуждениями, наклонностями и привычками ребенка, взвешивает прошлое в его поведении и определяет необходимые меры, заглядывая в будущее.Дидактич.

Идеи О. Направлены на формирование способностей к логич. Мышлению, владению вниманием и волей, анализу жизненных явлений и фактов. О подчеркивал нецелесообразность ориентации шк. Программ на «среднего» ученика. «Отсутствие мысли в преподавании, вызываемое боязнью дать работу не по плечу слабым ученикам, сообщают урокам какую-то вялость, бесцветность Не знаю, многое ли от этого выигрывают слабые, но сильные теряют много» (Пед. Сборник, 1917, № 12, с. 168).Гл. Условием реализации своей пед. Программы О. Считал основательную проф. Подготовку учителя. Компоненты пед. Образования — психология, педагогика, спец. Дисциплины — должны, по О., составлять единое целое. Развивая характерную для отеч. Педагогики 2-й пол. 19 в. Идею гражд. Ответственности учителя, О.

Связывал с ней перспективу сближения образоват. И воспитат. Сторон шк. Дела.Соч. Образование и воспитание, СПБ, 1897, Семейные отношения и их воспитательное значение, в кн. Энциклопедия семейного воспитания и обучения, в 2, СПБ, 1898, Биб-лиографич указатель материалов по истории рус школы, СПБ, 1899—1900, Об отношении семьи к школе, в кн Энциклопедия семейного воспитания и обучения, в 22, СПБ, 1900, Дет альманах, СПБ, 19045, Избр пед сочинения, M, 1985 (библ)Лит Греков Ф В, Ладнов Ф К, Ист очерк учительской семинарии воен ведомства, M, 1905, КаптеревП Ф, А Н Острогорский «Н И Пирогов и его пед заветы», «Пед сборник», 1915, № 2, Д с м-ков M И., Русская педагогика в главнейших ее представителях, M, 19152, Памяти А Н Острогорского, «Пед сборник», 1917, № 12, Симонов И С, «Пед сборник»за50лет 1864—1914, П, 1914, его же, Жизнь и труды А Н Острогорского, П, 1918.

Г p у з-д с в II Н, Русские пед журналы до революции, СП, 1945, №7, Лебедев II А, А Н Острогорский, в кн. Антология пед. Мысли России второй пол XIX — нач XX вв, M, 1990 II А Лебедев.

Значения в других словарях
Острогорский Алексей Николаевич

ОСТРОГОРСКИЙ Алексей Николаевич (1840-1917) - российский педагог, писатель, редактор педагогических журналов "Детское чтение" (1869-77), "Педагогический сборник" (1883-1910). Труды по педагогике, методике преподавания геометрии, книги для детского чтения.. ..

Острогорский Алексей Николаевич

— известный педагог, генерал-майор. Род. В 1840 г. Образование получил во 2 кадетском корпусе и Михайловской артиллерийской академии. С 1877 по 1882 г. Был директором учительской семинарии военного ведомства. С 1883 г. Состоит редактором "Педагогического Сборника", выходящего при главном управлении военно-учебных заведений. С 1869 по 1877 г. Редактировал "Детское Чтение" с "Педагогическим Листком" и поместил в нем много своих работ, вышедших потом, в виде сборников, отдельными изданиями (три раз..

Острогорский Алексей Николаевич

Острогорский, Алексей Николаевич, генерал от инфантерии - педагог и писатель. Родился в 1840 г. Получил образование во 2 санкт-петербургском кадетском корпусе и в Михайловской артиллерийской академии. Преподавал физику в учительской семинарии военного ведомства и в других учебных заведениях. Когда в 1864 г. Была предпринята реформа военных школ на общегуманитарной основе, Острогорский явился одним из ближайших устроителей нового дела по плану Д.А. Милютина , а в эпоху контрреформ старался по воз..

Острогорский Алексей Николаевич

Острогорский, Алексей Николаевич, генерал от инфантерии - педагог и писатель. Родился в 1840 г. Получил образование во 2 санкт-петербургском кадетском корпусе и в Михайловской артиллерийской академии. Преподавал физику в учительской семинарии военного ведомства и в других учебных заведениях. Когда в 1864 г. Была предпринята реформа военных школ на общегуманитарной основе, Острогорский явился одним из ближайших устроителей нового дела по плану Д.А. Милютина , а в эпоху контрреформ старался по воз..

Основы Производства. Выбор Профессии

В Рос Федерации уч курс, изучаемый в 8—9-х кл (до 1989/90 уч г. В 7—8-х) в рамках предмета трудовое и профессиональное обучение с целью расширения науч и техн кругозора учащихся, оказания им помощи в сознат выборе профессииВ содержание курса входят понятия о науч основах совр произ-ва и ведущих направлениях его интенсификации (структура экономики и производств предприятия, основы техники, технологии и организации произ-ва, науч -техн прогресс на произ-ве и т п), общие сведения по основам выбора ..

Острогорский Александр Яковлевич

[20.10(1.11). 1868, Гродно, — 1(14). 10.1908, Петербург], педагог, журналист, обществ, деятель. После окончания в 1892 юрид. Ф-та Петерб. Ун-та служил в уч. Отделе Мин-ва финансов, в 1895 был назначен чл. Учреждённой при МНП Комиссии по подготовке Всерос. Пром. И худож. Выставки в Н. Новгороде (1896), организовал на ней уч. Отдел, а в 1900 — рус. Отдел по нар. Образованию на Всемирной парижской выставке.Сотрудничал в журн. «Образование», став его ред.-издателем (с 1896), О. Значительно расширил ..

Острогорский Виктор Петрович

[16(28).2.1840, Петербург, — 31.3(13 4). 1902, В ал дай, ныне Новгородской обл.], педагог, литератор, обществ, деятель. Ученик В. Я. Стоюнина. Окончил филол. Ф-т Петерб. Ун-та (1862). Пед деятельность начал в студенч. Годы в Василеостровском бесплатном уч-ще. Преподавал словесность, историю рус и всеобщей лит-ры, читал курс выразит, чтения в уч. Заведениях Петербурга. О — автор лит.-критич. И биографич. Работ, посвященных творчеству рус писателей, статей и книг общепед, метод, и мемуарного харак..

Остроградский Александр Федорович

[1853 — 3.8 (22.7).1907, Петербург], сурдопедагог. Пед. Деятельность начал в Александровском кадетском корпусе, откуда в 1885 перешел в Петерб. Уч-ще глухих, хотя и не имел спец. Сурдопед. Подготовки. В 1886 командирован в Германию, где ознакомился с т. Н. Звуковым методом преподавания. В 1887 приступил к перестройке организационно-метод. Работы в Петерб. Уч-ще на основе принципов, изложенных им впоследствии в «Руководстве к первоначальному обучению глухонемых детей по звуковому способу» (1889)...

Дополнительный поиск Острогорский Алексей Николаевич Острогорский Алексей Николаевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Острогорский Алексей Николаевич" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Острогорский Алексей Николаевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 31 символа