Оуэн (Оwen) Роберт

121

(14.5.1771, Нью-таун, Уэльс, — 17.11.1858, там же), англ, социалист-утопист. В 1800 стал совладельцем прядильной фабрики в Нью-Ланарке (Шотландия), где провёл филантропич. Реформы, облегчившие условия труда и жизни рабочих. В 1815 выступил с проектом закона, к-рый ограничивал рабочий день для детей и устанавливал обязат. Шк. Обучение. В 1816 открыл в Нью-Ланарке воспитат.-обра-зоват. Комплекс «Ин-т формирования характера», куда входили. Школа для маленьких детей от 1 до 6 лет (т.е. Ясли для детей от 1 года до 3 и дет. Сад для детей от 4 до 6 лет), дневная школа для детей от 6 до 10 лет, вечерняя школа для подростков от 10 до 17 лет, работавших на фабрике. Вечером там же проводились лекции и консультации для взрослого населения.

В 1818 О. Посетил Швейцарию, где познакомился с И. Ф. Оберли-ном, И. Г. Песталоцци, Ф. Э. Фелленбер-гом. В нач. 1820-х гг. Управление предприятием и ин-том перешло в руки квакеров, компаньонов О., не разделявших его пед. И социальных взглядов. О. Продолжил попытку осуществления своих идей в организованных им коммунистам, колониях в США и Великобритании, но успеха они не имели.О. Опирался на близкую философии Просвещения идею о решающем воздействии внеш. Среды на характер человека. Приписывая все бедствия и пороки пагубному влиянию частнособственнич. Отношений, неравенству, религ. Догматизму, невежеству, О. Связывал процветание и духовное возрождение человечества с коренным изменением устоев общества. Путь к социализму видел в мирном введении коммунистич.

Принципов, воплощённых в общинах — «с.-х. И пром. Посёлках сотрудничества».Частью коммунистич. Обновления мира считал реформу системы образования. О. Пришёл к заключению, что пед. Методы принесут мало пользы, если человеку не будут созданы условия жизни, препятствующие зарождению дурных чувств и побуждений. В идеальном обществе обязанности индивида совпадут с его интересами. Исчезновение классовых антагонизмов, свободное чередование физич. И умственных занятий, использование механизмов, облегчающих труд и создающих полное изобилие, будут содействовать формированию совершенного человека. Только справедливый строй позволит превратить воспитание в непрерывный, целенаправленный процесс, отвечающий потребностям индивида и общества.

Свои пед. Воззрения О. Изложил в кн. «Новый взгляд на общество, или Опыты формирования характера» (1813—14. Рус. Пер. 1865) и в др. Сочинениях.Систематич. Воспитание, согласно О., должно начинаться в младенчестве. Врождённые задатки людей неодинаковы, но с помощью продуманных пед. Мер можно развить требуемые способности и наклонности. Не отрицая роли семьи, О. Настаивал на совместном, равном для обоих полов обществ, воспитании, исключающем всякую проповедь религ. Догм. Дошк. Воспитание (дети от года до 6 лет) призвано заложить основы физич. Здоровья и нравств. Принципов, пробудить в ребёнке чувство коллективизма. В общинах дети старше 3 лет должны жить отдельно от родителей в помещениях, оборудованных спальнями, столовыми, классными комнатами.

Совершая под руководством воспитателей прогулки, они знакомятся с животным и растительным миром, явлениями природы, осн. Видами трудовой деятельности. Особое значение О. Придавал маршировке, пению, танцам и гимнастике, считая их упражнениями, к-рые лучше других закаливают ребёнка, прививают хороший вкус и манеры, приучают к дисциплине. Наряду с познават. Играми эти занятия составляли основу и шк. Программы (дети от 6 до 17 лет).Задачу обучения О. Видел в развитии способности самостоятельно анализировать явления и факты, отделять истину от заблуждений, осн. Внимание уделял методам преподавания. Ребёнка следует знакомить только с реальными фактами, или «осязаемыми знаками», применять гл. Обр. Наглядные формы обучения, к-рые, по мнению О., исключают усвоение неверных или субъективных представлений.

Использование книг в уч. Процессе допускалось только при работе с детьми старше 10 лет, у к-рых уже прочно сформировалось «рациональное мировоззрение, критич. Отношение к суевериям и предрассудкам».Учитель, по мнению О., должен дать нужное направление мыслительной деятельности учеников. От учителя требуются не глубина познаний, а прежде всего человеческие качества, умение воздействовать на детей добротой, силой примера. Любые формы наказаний и поощрений О. Считал недопустимыми, т. К. Они порождают гордыню или озлобленность. Повышенное внимание могло уделяться только детям, в силу объективных причин нуждающимся в особом уходе. В качестве наставников детей мл. Возраста рекомендовалось использовать подростков. Подобная практика делала бы их более требовательными к себе, приобщала к управлению обществом.

В школах О. Охотно прибегали к Белл-Лан-кастерской системе обучения.Важнейшими уч. Предметами О. Считал математику, химию, естеств. Историю, др. «полезные» науки, имеющие прямую связь с производит, деятельностью общин. Изучение гуманитарных дисциплин сводилось в системе О. К нази-дат. Примерам, доказывающим неразумность прежнего уклада жизни. С 5-летнего возраста дети в ходе игр привлекаются к посильным работам, постепенно овладевают всеми ремёслами, необходимыми для жизнедеятельности общины. Приобретённые знания и умения позволяют человеку выбирать разнообразные занятия, отвечающие его склонностям и потребностям общества.Процесс воспитания и обучения должен охватывать, по О., и взрослых членов общин. Разумно организованный досуг, предусматривающий лекции по науч.

И социальным вопросам, эстетич. Воспитание, призван способствовать укреплению привитых ранее нравств. Устоев и убеждений.Идеи утопич. Социализма О., получившие широкое распространение в Великобритании в 19 в., оказали влияние на обществ, мысль, социальные движения, на пед. Учения, в т. Ч. На требования реформы нар. Образования, выдвигавшиеся чартистами.Лит..-Т у м и м — А л ьм с д и и ге и H. A., Пед. Опыты и взгляды Р. Оуэна, М., 1960. Андерсон К. М., Оуэнисгы в Британии. Утопич. Социализм и обществ, движения в Англии, 1810—1830-е гг., М., 1989. О wen R. D a l e, An outline of the System of education at New Lanark, Glasgow, 1824. M o r t o n A. L., The life and ideas of R. Owen, L., 1962. Robert Owen on education, ed. By N. Silver, Camb., 1969.K.

M. Андерсон..

Значения в других словарях
Открытое Обучение

Способ организации уч. Работы в школах (преим. Начальных) ряда заруб, стран. Для О. О. Характерны отказ от классно-урочной системы и от оценки успеваемости на основе заданных норм, гибкая, «открытая» организация уч. Пространства, подвижный состав уч. Групп, а также свободный выбор ребёнком видов и способов уч. Работы. Занятия проводятся одновременно неск. Учителями со значит, числом учащихся (св. 100) в большом помещении, к-рое разделено подвижными перегородками или шк. Мебелью на соединяющиеся ..

Отчаяние

Состояние крайней безнадёжности, переживание жизненного краха. Включает гамму чувств. Тоску, страх, ужас, гнев, ярость, ощущения бессмысленности существования, депрессию. Характеризует психич. Самочувствие отд. Людей и социальных групп. Объективная основа О. — природные катастрофы и социальные катаклизмы, неизлечимые болезни и утраты близких, неудачи в работе, творчестве, личной жизни. Субъективный источник О. — отсутствие или слабость нравств.-психол. Установок на преодоление несчастий, деморал..

Оцхёли Иосиф Иванович

[16(28).9.1865, Кутаиси, — 9.4.1919, там же], груз, педагог и обществ, деятель. Окончил Новороссийский ун-т в Одессе (1889). В 1892 организовал в Кутаиси первый показательный дет. Сад с приготовит, классом. С 1901 работал инспектором в Кутаисской груз, школе, добился её преобразования (1905) в частную дворянскую гимназию — первую в Зап. Грузии. Здесь впервые ввёл (1917) преподавание на родном языке всех уч. Предметов курса ср. Школы. Совм. С преподавателями гимназии разрабатывал груз, терминолог..

Ощущение В Психологии

Элементарный познават. Процесс, с к-рого начинается познание человеком окружающего мира.Благодаря О. Возможно познание организмом свойств внеш. И внутр. Среды.В своей совокупности О. Являются источником знаний человека о мире и о самом себе. Все другие, более сложные психические процессы — восприятие, мышление, чувства и др. — строятся на основе О.Способность организма к О. Наз. Чувствительностью. Она возникла и развивается в ходе эволюции животного мира. О. Человека являются результатом не толь..

Дополнительный поиск Оуэн (Оwen) Роберт Оуэн (Оwen) Роберт

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Оуэн (Оwen) Роберт" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Оуэн (Оwen) Роберт, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 18 символа