Пакистан

158

(Pakistan), Исламская Республика Пакистан, гос-во в Юж. Азии. Пл. 796,1 тыс. Км2. Нас. 113,78 млн. Чел. (оценка, 1991), более 90% — мусульмане. П. — многонац. Гос-во. Офиц. Языки — УРДУ и английский. Столица — Исламабад.П. — федерация, состоящая из четырёх провинций (Белуджистан, Пенджаб, Синд и Северо-Зап. Пограничная провинция), столичной территории Исламабад и районов племён, к-рые управляются федеральным центром.История народов П. — неотъемлемая часть истории индийской цивилизации.Пед. Теория и практика в П. Формировались в рамках трёх осн. Религ.-филос. Учений. Брахманизма, зародившегося в 1-м тыс. До н. Э. (см. Древний Восток, раздел Индия). Буддизма, получившего развитие с 6 в. До н. Э. (см. Буддистские школы). Ислама — религии, господствовавшей в период средневековья и превратившейся в офиц.

Идеологию пакистанского гос-ва. В разное время зародились и три системы просвещения. Брахманская, буддистская, мусульманская. Центрами мусульманской культуры, распространившейся в период завоевания арабами Синда, Зап. Пенджаба (с 8 в.), стали города Мансура, Шван, Татта, Мултан и Лахор, составивших впоследствии территорию П. Мусульм. Система образования была представлена мекте-бами и медресе. В период упадка империи Великих Моголов (18 в.) только в одной Бенгалии (терр. Вост. П. В 1947—71. См. В ст. Бангладеш) насчитывалось до 100 тыс. Мектебов. Высоким был и охват детей нач. Обучением и в др. Мусульм. Регионах страны.В индуистских нач. Школах (патхшала) существовала эффективная методика одноврем. Обучения детей чтению и письму. Она нек-рое время применялась и в мектебах.

Мусульм. И индуистская системы образования оказывали влияние друг на друга.По окончании мектеба осн. Часть выпускников обучалась к.-н. Ремеслу, каллиграфии, основам медицины либо непосредственно у родителей, либо в качестве подмастерьев у др. Лиц.Кол-во медресе было незначительным. Выпускнику выдавалась рекомендация, содержавшая сведения об его академич. Успехах. Этот документ предоставлял владельцу право на просветит, и религ. Деятельность.Мусульм. Система образования была ориентирована на мужчину. Домашнее образование получали только дочери правителей и знати. Осн. Масса девочек была неграмотной. В инд. Средневековье (12—18 вв.) под влиянием инд. Просветительства сложившаяся мусульм. Система образования значительно отличалась от классич.

Арабской.В период колон, господства британцев (2-я пол. 18 в. — 1947) позиции традиц. Мусульм. Просвещения ослабли. В результате образоват. Реформ брит, властей (1813—54) создана видоизменённая брит, система образования (см. В ст. Индия). Она включала общеобразоват. Школы разных типов. Начальная (1—4-е кл.) с обучением на местном языке. Неполная средняя (5—8-е кл.) с обучением на местном языке. Неполная средняя с обучением на англ, языке. Полная средняя (9—10-е кл.), проф. И высшие уч. Заведения с обучением на англ, языке.Образоват. Система предназначалась в основном для подготовки колониальных служащих и квалифициров. Рабочих. Школам с преподаванием на местных языках практически не уделялось внимания. Грамотность населения в П. К моменту провозглашения независимости составляла 12,2%.

Более половины грамотных имели только нач. Образование. Первые школы для девочек-мусульманок стали открываться только с кон. 19 в. Из 8,4 тыс. Нач. Школ, действовавших в П. В 1947/48 уч. Г., лишь 1,5 тыс. Предназначались для девочек. Среди 2,1 тыс. Неполных ср. Школ этот показатель был ещё ниже. 153.После создания независимого гос-ва П. (1947) состоялась первая Всепакистан-ская конференция по вопросам просвещения, рекомендовавшая ввести всеобщее бесплатное нач. Образование, организовать в нач. Классах совм. Обучение, пересмотреть содержание шк. Подготовки, поставив во главу идеологич. И нравств. Воспитания подрастающего поколения ислам, отказаться от английского в качестве языка обучения. Нестабильность полит, и экон. Обстановки в стране, борьба за власть сменявших друг друга воен.

Режимов, недостаточное финансирование школ при стремит, росте населения осложняли реализацию образоват. Реформ 50—70-х гг.Наиб, радикальная из них была осуществлена в 1972. Она предусматривала поэтапное введение всеобщего нач. Обучения для мальчиков к 1979, для девочек к 1984. Обучение в гос. Общеобразоват. Школе стало бесплатным в 1—8-х кл. С 1972 и в 9—10-х кл. С 1974. Учащимся нач. Классов выдавались бесплатные учебники, а детям из малообеспеченных семей предоставлялись и др. Дополнит, льготы. С целью снижения отсева учащихся в нач. И ср. Школах были отменены переводные экзамены. Росту числа учащихся способствовали расширение образоват. Возможностей для девочек, национализация частных школ, стр-во новых гос. Уч. Заведений.Были сокращены сроки подготовки учителей нач.

И неполной ср. Ступеней за счёт включения в уч. Планы средних, промежуточных школ и колледжей (с 1972) курса педагогики. В системе высшего образования было открыто 14 политехн. Ин-тов, 3 инженерных колледжа и 4 ун-та. Для распространения знаний стали использоваться уч. Центры проф.-тех. Подготовки, центры по ликвидации неграмотности, Открытый ун-т и др.Реформа 1972 официально провозгласила право каждого гражданина П. На образование независимо от пола, расовой, нац. И религ. Принадлежности, имущественного и социального положения. Принцип всеобщности образования закреплён в Конституции П. (1973). Однако в нач. 90-х гг. Из-за нехватки уч. Заведений и педагогов 25,7 млн. Детей шк. Возраста не имели возможности посещать школу (в т. Ч. Ок.

6 млн. Детей в возрасте нач. Обучения). Число неграмотных взрослых составляло 43,5 млн. Чел. Только 50% детей соответствующего возраста посещало нач. Школу и только 37% закончило её. Охват молодёжи обучением в средней и высшей школах ещё более низок. Одна треть детей (8 млн.) в возрасте от 5 до 15 лет вынуждены работать, чтобы пополнить бюджет своей семьи. Всё это обусловливает сохранение низкого уровня грамотности в П. (всего 34%. Среди муж. Населения — 45%, среди жен. — 21%).Новая реформа образования, рассчитанная на 1992—2002, предусматривает. Усиление роли ислама в воспитании подрастающего поколения. Повышение уровня грамотности до 70% и введение в стране всеобщего нач. Обучения к 2002. Ликвидацию отсева учащихся из уч. Заведений и предоставление всем гражданам базовых знаний.

Расширение образовательной инфраструктуры в сел. Местности и осуществление ряда спец. Образоват. Программ для женщин и малоимущих слоев населения. Улучшение качества образования, включая повышение уровня подготовки преподавателей. Модернизацию уч. Планов, программ и учебников. Расширение системы проф.-тех. И ср. Спец. Образования. Предоставление свободы выбора языка обучения (наряду с гос. Языком — урду и языками провинций разрешается также использовать в этих целях и англ. Яз. На всех ступенях обучения). Значит, место в развитии системы образования отводится частному сектору и неправительств, орг-циям.Современная система образования строится по брит, модели и представлена нач. Школой (1—5-е кл.), неполной ср. Школой (6—8-е кл.), полной ср.

Школой (9—10-е кл.), высшими средними или промежуточными уч. Заведениями (11- 12-е кл. Готовят к поступлению в ун-т), а также разл. Проф. Школами и вузами. В соответствии с принятым в 1991 законом о шариате и курсом на исламизацию страны возрождается традиц. Мусульм. Система образования, представленная разл. Уч. Заведениями, в т. Ч. Высшими, напр. Исламским ун-том в Бахавалпуре (1975), Международным исламским унтом в Исламабаде (1980) и др. К кон. 70-х гг. В 1,2 тыс. Медресе обучалось ок. 58 тыс. Чел.Управлени-е системой уч. Заведений относится к компетенции Федерального мин-ва образования и соответствующих департаментов провинций. Федеральное мин-во отвечает за выработку гос. Шк. Политики и стандартов образования, утверждает уч. Планы, распределяет гос.

Субсидии. Провинц. Департаменты осуществляют управление шк. Системой на соответствующих терр. И контролируют её функционирование. Под юрисдикцией провинц. Департаментов находятся также и вузы (за исключением нек-рых ун-тов). Вузы финансируются за счёт платы за обучение и гос. Субсидий. В 1992/93 уч. Г. На образование было выделено 2,2% ВНП.Дошкольное воспитание не получило развития. В городах имеется небольшое кол-во частных учреждений для детей в возрасте от 3 до 5 лет. Они не включены в гос. Систему образования и не финансируются из государственного бюджета.Общее образование. В начальную школу принимаются дети с 5 лет. Обучение в гос. Нач. Школах (необязательное, бесплатное) осуществляется на родном языке, в частных — в основном на англ.

Яз. (платное). Программа нач. Школы включает родной язык (урду, синдхи, пушту, пенджаби), гос. Яз. Урду (если он не преподаётся как родной, с 3-го кл.), англ, яз., курс ислама, арифметику, обществоведение, естествознание, физич. Культуру и гигиену, изучение ремесла. По окончании 5-го кл. Проводятся экзамены, по результатам к-рых учащиеся переводятся в ср. Школу. В 1993 имелось св. 124 тыс. Нач. Школ (из них для девочек — 33,3 тыс.), в к-рых обучалось ок. 14,1 млн. Учащихся (в т. Ч. 4,4 млн. Девочек), было занято 360,1 тыс. Учителей. Введение в стране всеобщего нач. Образования сдерживается низким охватом девочек нач. Школой (в разл. Провинциях от 8 до 26%). Высок уровень второгодничества и отсева учащихся (от 60 до 85%). Нач. Школу заканчивает только каждый третий мальчик и каждая пятая девочка из числа поступивших в 1-й класс.Средняя школа состоит из 3 ступеней.

Неполной (6—8-е кл.). Полной (9—10-е) и высшей или промежуточной (11—12-е кл.). В неполную среднюю школу принимаются дети с 10 лет. Обучение в гос. Школах осуществляется на урду, в частных — на английском. Уч. План включает языки (родной, урду и английский), курс ислама, математику, естеств. Науки, обществоведение, физич. Культуру и гигиену, предметы эстетич. Цикла (либо изучение араб, или перс, языков). Прак-тич. Направленность обучения обеспечивается уроками труда и предметами агро-техн. Цикла (до 20% уч. Времени). Охват детей соответствующего возраста неполной ср. Школой составил в 1993 св. 36% (3,5 млн. Учащихся, в т. Ч. Ок. 1,2 млн. Девочек). Учащиеся, сдавшие экзамены за 8-й кл., могут продолжать обучение в полной ср. Школе или поступать в проф.

Уч. Заведение.В 1993 насчитывалось 9,8 тыс. Полных ср. Школ, в т. Ч. Для девушек — св. 2,3 тыс. Охват молодёжи соответствующего возраста составил 22,5% в 1993. Уч. План включает обязательные предметы (ислам, пакистановедение, урду и английский) и ряд предметов по выбору с гуманитарной, естеств.-научной, профессиональной или прикладной направленностью. Учащиеся, успешно сдавшие экзамены за курс полной ср. Школы, получают свидетельство об окончании, позволяющее продолжить обучение в проф. Уч. Заведениях, а также в высшей ср. Школе или промежуточных колледжах для поступления в ун-т.В высшей средней школе осуществляется более глубокая и узкоспециализир. Подготовка к высш. Образованию. Уч. Курс заканчивается сдачей экзаменов, результаты к-рых учитываются при отборе кандидатов в ун-ты.Профессиональное образование дают 2—3-летние проф.

Уч-ща и школы (на базе неполной ср. Школы), ср. Техн. Уч. Заведения — техникумы, политехникумы (3 года обучения на базе полной ср. Школы), а также уч. Центры по подготовке специалистов для пром-сти и с. Х-ва. В 1992/93 уч. Г. В проф. Уч-щах и школах обучалась 91 тыс. Чел., в т. Ч. 29 тыс. Женщин, а в 9 техникумах и 30 политехникумах, в т. Ч. 8 женских, — 9 тыс. Чел. В проф. Уч. Заведениях ощущается острая нехватка уч. Оборудования и квалифициров. Пед. Персонала.Высшее образование (платное) дают ун-ты, каждый из к-рых включает уч. Подразделения, пользующиеся нек-рой самостоятельностью в управлении. Университетские колледжи, находящиеся под финанс., адм. И академич. Контролем ун-та. Колледжи-филиалы, частично финансируемые провинц. Пр-вами и находящиеся под академич.

Контролем ун-тов. Обучение в основном осуществляется на англ, языке. Имеются частные вузы. Вузовский курс состоит из 3 последоват. Этапов, длительность к-рых зависит от специализации и уровня достигнутой квалификации. На первом этапе после 2-летнего обучения в ун-те присуждается общая степень бакалавра, а после трёх лет — почётная степень бакалавра (степень бакалавра в области инж. И с.-х. Наук предполагает 4 года обучения, а в области медицины — 5 лет). Через два года после получения общей степени бакалавра и через один год после получения почётной степени присуждается степень магистра. Выпускники магистратуры, проявившие склонность к исследоват. Работе, могут поступить в докторантуру (2—3 года обучения). Степень дера наук присуждается по итогам защиты диссертации.

Крупнейшие ун-ты (нач. 90-х гг.). Пенджабский в Лахоре (осн. В 1882. 5 ф-тов, ок. 9,5 тыс. Студентов), Синдский (осн. В 1947 в Карачи, с 1951 — в Хайдарабаде. Св. 20 отделений, св. 4,6 тыс. Студентов), Карачинский (1951. 9 ф-тов, ок. 10,2 тыс. Студентов), Пешаварский (1950. 5 ф-тов, ок. 10,3 тыс. Студентов), Лахорский политехнический (1961. 2 ф-та, св. 3,6 тыс. Студентов), Открытый ун-т в Исламабаде (1974. 3 ф-та, 85,7 тыс. Студентов). Кол-во унтов возросло с 2 в 1947 до 23 в 1993. Высш. Образованием охвачено ок. 2% молодёжи соответствующего возраста.Образование взрослых включает программы по обучению их грамоте, основам гигиены, разл. Ремёслам и т. Д. Эта работа координируется К-том по всеобщему образованию и грамотности (учреждён в 1981). Действуют центры по ликвидации неграмотности, а также радио и телевидение.

Повышение уровня образования взрослых через систему заочного обучения предпринято в Открытом ун-те им. М. Икбала.Педагогическое образование. Учителей для нач. Школ готовят 2-летние пед. Уч-ща на базе полной ср. Школы. Для неполной ср. Школы — 2-летние пед. Уч-ща на базе высш. Ср. Школы. Для полной ср. Школы — одногодичные пед. Колледжи при ун-тах (2 года обучения), 3-летние пед. Колледжи (на базе высш. Ср. Школы). Для высшей ср. Школы — пед. Ф-ты ун-тов Мултана, Бахавалпура и Кветты. Пед. Колледжи (в Лахоре, Мултане, Карачи), пед. Ин-ты (в Лахоре, Хайдарабаде, Пешаваре, Дера-исмаилхане).Лит. Пакистан. Справочник, M., 19913. Farooq R. A., Education System in Pakistan. Issues and problems, Islamabad, 1993. National education policy 92, Ministry of education, Islamabad, 1992.

И. Н. Серенко..

Значения в других словарях
Пакистан

Исламская Республика Пакистан. 1. Общие сведения П. — государство в Южной Азии, на С.-З. Южноазиатского субконтинента. На Ю.-З. Граничит с Ираном, на З. И С.-З. — с Афганистаном, на С.-В. — с КНР, на В. — с Индией, с Ю. Омывается Аравийским морем. Площадь 803,9 тыс. Км2. Население 64,9 млн. Чел. (1972, перепись). Столица — г. Исламабад. Территория П. В административном отношении разделена на провинции. Выделены территории, управляемые правительством (см. Табл. 1). Табл. 1. — Административное ..

Пакистан

ПАКИСТАН - Исламская республика Пакистан (Джамхурият Ислами Пакистан), государство в Юж. Азии. 796 тыс. Км². Население 130 млн. Человек (1993). Основные народы. Пенджабцы, синдхи, пуштуны, белуджи. Городское население - 32% (1993). Официальный язык - урду. Государственная религия - ислам. Федеративная республика в составе 4 провинций, федерального столичного округа и федерально управляемой территории племен. Столица - Исламабад. Глава государства - президент. Законодательный орган - двухпала..

Пакистан

Исламская Республика Пакистан, государство в Южной Азии, относящееся к числу десяти самых населенных стран мира. Образовалось в 1947, когда произошел раздел Индии. Пакистан в современных границах существует с 1971.. ..

Пакистан

..

Пакистан

Исламская Республика Пакистан (Джамхурият Ислами Пакистан), государство в Юж. Азии. 796 тыс. Км2. Население 130 млн. Человек (1993). Основные народы. Пенджабцы, синдхи, пуштуны, белуджи. Городское население - 32% (1993). Официальный язык - урду. Государственная религия - ислам. Федеративная республика в составе 4 провинций, федерального столичного округа и федерально управляемой территории племен. Столица - Исламабад. Глава государства - президент. Законодательный орган - двухпалатный парламент...

Пакистан

        Исламская Республика Пакистан, государство в Южной Азии. На территории Пакистана найдены энеолитические остатки сельских поселений 4-3-го тысячелетий до н. Э. (Амри, Рана-Гхундаи и др.), регулярно спланированного городского поселения 3-го тысячелетия до н. Э. (?) в местечке Кот-Диджи (к югу от Хайрпура), гончарные изделия с росписью, металлические украшения, глиняные статуэтки. В долине р. Инд открыты Мохенджо-Даро и Хараппа - руины центров одной из древнейших в мире высокоразвитых цивил..

Пакистан

(Исламская Республика Пакистан)государство на юге Азии. Независимость провозглашена 14 августа 1947 г., однако полный суверенитет государство обрело 23 марта 1956 г., когда была провозглашена Исламская Республика Пакистан в составе Британского Содружества. В декабре 1971 г. Отделилось независимое государство - Народная Республика Бангладеш, бывшая территория Восточного Пакистана. Столица - г. Исламабад.. ..

Пакистан

(Pakistan), Исламская Республика , гос-во в Юж. Азии, образовано в 1947 г. В результате раздела Британской Индии. В состав П. Вошли две географически разобщённые ч. – Зап. И Вост. П. В 1971 г. На территории Вост. П. Было образовано независимое гос-во Бангладеш. Пл. Совр. А 796,1 тыс. Км², столица – Исламабад. Глава гос-ва – президент, парламент состоит из 2 палат – Нац. Ассамблеи и Сената. Население около 145 млн. Чел. (2001), плотность 166 чел. На 1 км². Свыше 97 % мусульмане (77% – сунниты, 20..

Пакистан

Исламская Республика Пакистан, гос-во в Юж. Азии. Гос-во Пакистан образовано в 1947 г., но его название было предложено еще в 1931 г. По замыслу автора оно имеет двоякую расшифровку. При чтении по буквам. П - Пенджаб, А - Афгания (Северо-Западная Пограничная пров.), К - Кашмир, С - Синд и ТАН - последние три буквы из названия Белуджистан. Поскольку язык урду, на основе которого образовано название, пользуется араб, графикой, в которой краткие гласные на письме не отображаются, краткий гласный и,..

Пакистан

Гос-во на Ю. Азии. Площ. (оценка) 947,7 тыс. Км2 (806,5 тыс. Км2 - Зап. П. И 141,2 тыс. Км2 - Вост. П.). Нас. (1961, перепись) 93,7 млн. Ч. (42,9 млн. - в Зап. П. И 50,8 млн. - в Вост. П.). В Вост. П. 98% населения - бенгальцы, в Зап. П. Осн. Часть населения состоит из пяти этнич. Групп. Пенджабцев (26,2 млн. Ч.), пуштунов (ок. 6,5 млн.), синдхов (5 млн.), белуджей (1 млн.) и выходцев из Сев. Индии, родным яз. К-рых является урду (3 млн.). 88,1% жителей П. (1961) мусульмане (97,1% в Зап. П. И 80..

Павлов Иван Петрович

[14(26). 9.1849, Рязань, — 27.2.1936, Ленинград], физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности, акад. АН СССР (акад. Петерб. АН с 1907), лауреат Нобелевской пр. (1904).Окончил Рязанское духовное уч-ще (1864). Отказавшись от духовной карьеры, поступил в 1870 на юрид. Ф-т, но вскоре перешёл на естеств. Отделение физ.-матем. Ф-та Петерб. Ун-та, по окончании к-рого (1875) поступил на 3-й курс Мед.-хирургич. Академии (с 1881 Воен.-мед. Академия — BMA). Окончил академию в 1879. В 1884—86 р..

Павлович Сергей Андроникович

[15(27).5.1884, Петербург, — 21.1.1966, Ленинград], учёный в области методики естествознания, проф. (1935). Воспитывался в семье революционерки Л. М. Книпович. В 1904—12 работал по обслуживанию подпольных типографий Петерб. К-та РСДРП. С 1903 учился на физ.-матем. Ф-те Петерб. Ун-та (окончил его в 1910). Пед. Деятельность начал в 1907 на Фребелевских пед. Курсах, в то же время (с 1908) работал на кафедре зоологии Психоневрологич. Ин-та. С1919 в ЛГПИ. Одновременно (с 1921) читал курс методики ест..

Памва Берында

(сер. 16 в. — 23.7.1632), деятель вост.-слав, культуры, лексикограф, писатель, типограф. Уроженец Украины (по др. Версии, Молдавии). Приобщился к книгоиздат. Деятельности, работая в качестве автора, справщика (редактора) и иллюстратора в православных типографиях Стрятина, Львова и др. В 1617 приглашён в типографию Киево-Печерской лавры, где в 1627 издал «Лексикон славеноросский и имен толкование» — наиб, полный толковый словарь церк.-слав. Языка (ок. 7 тыс. Единиц). Источниками словаря послужили..

Память

Психофизиол. Процесс, выполняющий функции закрепления, сохранения и последующего воспроизведения прошлого опыта (в виде образов, мыслей, действий, чувств). Обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования. Сохранение опыта создаёт возможность для обучения человека и развития его психики (восприятия, мышления, речи и т. Д.).П служит необходимым условием единства психич жизни человека, его личностиФизиол ос..

Пакистан

(Pakistan), Исламская Республика Пакистан - гос-во в сев.-зап. Части южно-азиат. Субконтинента. Образовано в 1947 после раздела Брит. Индии на Индию и Пакистан. До провозглашения независимости в обращении находились марки Брит. Индии. В окт. 1947 вып. Марки Брит. Индии с надпечаткой (англ.) «Пакистан». Имеются местные вып. - надпечатка назв. Гос-ва вручную. В 1948 в обращение поступили первые памятные марки. Первый блок изд. В 1971. С 1947 - служебные марки. В 1961 во время перехода на десятичну..

Дополнительный поиск Пакистан Пакистан

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Пакистан" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пакистан, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 8 символа