Педология

276

(от греч. Pais, paidos — дитя и логос — наука), термин, предложенный в 1893 амер. Психологом О. Хризманом (учеником С. Холла) для обозначения всестороннего исследования закономерностей возрастного развития. Идея о важнейшем значении изучения детства для решения как теоретических (филос., методологич.), так и практических (в первую очередь педагогических) задач фактически всегда признавалась передовыми философами и педагогами. На принципе знания психол. И физиол. Закономерностей дет. Развития основывались пед. Системы Я. А. Коменского, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Дж. Лок-ка. В рус. Науке этот принцип получил обоснование в трудах К. Д. Ушинского, Н. И. Пирогова. Однако планомерное науч. Изучение детства началось лишь во 2-й пол. 19 в., когда в философии (благодаря Г.

Гегелю) и в естествознании (в первую очередь благодаря созданию эво-люц. Теории Ч. Дарвина) получила распространение идея поступательного развития, обозначилась возможность объективного познания ребёнка, к-рая вселяла надежду сделать целенаправленным, научно обоснованным процесс его воспитания, формирования его личности, а тем самым повлиять на улучшение жизни общества в целом. В последнее десятилетие 19 в. В изучение дет. Развития включились мн. Учёные разных специальностей в разл. Странах Европы и Америки. Изучение ребёнка шло в разных направлениях. Врачи и физиологи (первыми обратившиеся к науч. Исследованию детства) гл. Внимание обращали на психофизиол. Закономерности. Гигиенистов интересовали условия, обеспечивающие правильное развитие психофизиол.

И физиол. Функций, разработка средств, препятствующих отклонению ребёнка от нормы. Изучалось и возрастное развитие психич. Функций (вначале элементарных — ощущения, а затем всё более сложных). Социологов и юристов интересовали причины отклонений в обществ, поведении детей, специфика дет. Правонарушений. Предметом спец. Изучения стали аномальные дети, в отношении к-рых была поставлена задача не только организации ухода, но и их обучения. В педагогике разрабатывались как теоретич. Основы уч.-воспитат. Процесса, так и способы практич. Использования данных о ребёнке для целей воспитания и обучения.В кон. 19 — нач. 20 вв. Был накоплен достаточно богатый фактич. Материал о дет. Развитии, позволивший сформулировать ряд принципиально важных выводов.

О своеобразии психофизич. Организации ребёнка, о качественном, а не только количественном отличии ребёнка от взрослого. О скачкообразном характере дет. Развития, определяющем своеобразие отд. Возрастных периодов. О тесной зависимости психич. И физич. Развития. Теоретич. Осмысление этих данных вызвало стремление создать целостное представление о ребёнке на разл. Стадиях возрастного развития. Одним из проявлений этого стремления стало изобретение термина «П.» для обозначения науки, призванной объединить разнообразные данные о ребёнке. Термин получил популярность (под этим названием создавались науч. Учреждения, науч. Объединения, печатные издания), но единого содержания в него не вкладывалось и наряду с ним употреблялись как равнозначные термины «психология детства», «юношествоведение», «пед.

Психология», «эксперим. Педагогика», «гигиена воспитания» и др., отражавшие специфику избранного направления исследований.Стремление к всестороннему исследованию ребёнка связано с именами таких ученых, как С. Холл, Дж. Болдуин, А. Чемберлен в США, В. Прейер, К. Грос, К. И В. Штерн, Э. Мейман в Германии, Б. Пере, А. Бине, Г. Компейре во Франции, Дж. Сёлли в Великобритании, Э. Клапаред в Швейцарии, Ж. Демор и О. Декроли в Бельгии.Россия не осталась в стороне от движения за изучение ребёнка и построение системы воспитания и обучения, основанной на знании закономерностей дет. Развития. Рус. Наука развивалась в тесном контакте с зарубежной. Наиб, значимые заруб, исследования по этой проблематике были переведены на рус. Яз. В исследование проблем дет.

Развития включились И. А. Сикорский, П. Ф. Лес-гафт, В. М. Бехтерев, Г. И. Россолимо и др. В Петербурге (1907) Бехтеревым был создан Педологич. Ин-т, основан журн. «Вестник психологии, криминальной антропологии и педологии». Горячими сторонниками и организаторами исследований по изучению дет. Развития стали А. П. Нечаев, H. E. Румянцев, Л. Е. Оболенский, А. Н. Бернштейн, А. Ф. Лазур-ский. П. Была широко представлена на съездах по пед. Психологии (1906 и 1909) и эксперим. Педагогике (1910, 1913, 1916).После Окт. Революции изучение детства приобрело широкий размах. Стремление обеспечить наилучшие условия для дет. Развития поставили П. В 20-х гг. В наиб, благоприятные условия. Развилась сеть педологич. Учреждений, была издана обширная лит-ра, проведены конференция (1927) и съезд педологов (1928), выходил журн.

«Педология» (1928—32).Характеристику особенностей детей разл. Возрастных периодов дали Е. А. Аркин, И. А. Арямов, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, M. M. Рубинштейн, Н. А. Рыбников, А. А. Смирнов и др. Важные данные были получены при исследовании высшей нервной деятельности детей (Н. И. Красногорский), при изучении познават. Процессов у ребёнка, при выявлении интересов и потребностей детей, в т. Ч. В дет. Коллективах и др. (П. Л. Загоровский, А. С. Залужный, H. M. Щелованов и др.). Методы педологич. Исследований разрабатывали М. Я. Басов, А. П. Болтунов и др. Предпринимались попытки теоретич. Осмысления полученных данных в целях разработки общей теории дет. Развития (Басов, Блонский, Выготский, А. Б. Залкинд).Однако исследование проблем дет. Развития в 20-х гг. Не избежало влияния механистич.

Тенденций в философии, методологии, свойственных науке этого периода. В П. Они проявились особенно ярко в решении вопроса о факторах и движущих силах дет. Развития. Ни в изучении природных предпосылок, ни в исследовании социальных факторов развития ещё не было накоплено достаточно науч. Данных для обоснованного решения этой проблемы. Педологи считали возможным ставить развитие ребёнка в прямую зависимость от того или иного фактора, причём в полемике заострялись крайние точки зрения (биологизаторская и социологизаторская).Предмет П. С самого начала не был определён с достаточной чёткостью. Перед ней ставилась задача собирать и систематизировать всё, что относится к жизни и развитию детей. На деле вместо целостного представления о ребёнке составлялась компиляция мало связанных между собой сведений из разных наук, изучающих ребёнка.

Принципа, объединяющего эти сведения, найдено не было.Широчайшее распространение в качестве рабочего инструмента П. Приобрёл метод тестов. Некритически заимствовались образцы зап. Тестов без учёта специфики рос. Действительности. Результаты тестирования считались достаточным основанием для психол. Диагноза и прогноза. Такой подход впоследствии привёл к дискредитации метода тестов на долгие годы.На состоянии П. Отразилось давление идеологич. Пресса, резко усилившееся в нач. 30-х гг. Это породило, в частности, нездоровую атмосферу в науч. Среде. Характеризуя положение с всесторонним изучением ребёнка, Блонский в 1934 отмечал, что «педолог предлагает заменить своей наукой педагогику и психологию, педагог топит педологию, а психолог претендует заменить своей педагогической психологией и педологию и педагогику» (Пед.

Образование, 1934, № 6, с. 42). Такое состояние науки препятствовало нормальной исследоват. Деятельности. П. Не была готова к широкому прак-тич. Использованию своих результатов. Однако парт, и сов. Органы требовали от науки непосредственной практич. Помощи в социалистам, строительстве. П. Внедрялась в практич. Работу разл. Дет. Учреждений, прежде всего в шк. Практику. Широкое распространение приобрёл отбор детей во вспомогат. Школы на основы тестовых методик. Практич. Применение П. Требовало большого числа специалистов, но их не было. К работе зачастую привлекались малоподготовленные люди. Полученный ими материал был обычно недоброкачественным, разобраться в нём они не умели, поэтому выводы получались ошибочными, но претендующими на «научность».

В результате- этого многочисл. Педологич. Исследования (точнее, обследования) детей мало приносили пользы, а порой наносили большой вред.4 июля 1936 ЦК ВКП(б) принял пост. «О педологических извращениях в системе наркомпросов», после к-рого само понятие П. Получило одиозный смысл. Ликвидация порочной практики была необходима, но серьёзная теоретич. И н.-и, работа в области изучения ребёнка была нужна. Вместо этого все исследования, носившие назв. Педологических, были прекращены, труды педологов были изъяты из употребления. Не только резко сузился круг изучения ребёнка, но и изменился характер исследований. Угасла идея целостности. Исследователи стали, как правило, руководствоваться конкретной, ограниченной задачей изучения той или иной стороны жизни ребёнка.

Возрастная психология, возрастная физиология, пед. Психология стали в значит, мере обособленными друг от друга отраслями знания.Задача создания целостного представления о ребёнке не была выполнена П. (и не могла быть выполнена на том уровне развития науки и теми средствами). Но задача комплексного, целостного изучения ребёнка остаётся актуальной для науки.Источи. Оболенский Л. Е., Новая наука педология, «Воспитание и обучение», 1900, № 1—2. Его же, Новости педологии, там же, 1900, № 8,9. Румянцевы. Е., Педология (Наука о детях), СПБ, 1910. Болдуин Дж., Духовное развитие дет. Индивида и человеческого рода, пер. С англ., т. 1—2, М., 1911. Чемберлен А., Дитя. Очерки по эволюции человека, пер. С англ., ч. 1—2, М., 1911. Холл С., Собр.

Статей по педологии и педагогике, пер. С англ., М., 1912. В ы г. О т -ский Л. С., Педология шк. Возраста, М., 1926. Его же, Педология подростка, собр. Соч., т. 4, М., 1984. Каптер ев П. Ф., История рус. Педагогии, П., 19152. Залкинд А. Б., Осн. Вопросы педологии, М., 1927. Его же, Педология в СССР, М., 1928. А р я -м о в И. А., Основы педологии, M., 19304. БасовМ. Я., Общие основы педологии, М., 19312. Гезелл А., Педология раннего возраста, М. — Л., 1932. Блонский П. П., Возрастная педология, М. — Л., 1930. Его ж е, Педология, M., 19342.А. А. Никольская..

Значения в других словарях
Педология

(от греч. Páis, родительный падеж paidós — дитя и ...Логия буквально — наука о детях, фактически — совокупность психологических, анатомо-физиологических, биологических, социологических концепций развития ребёнка, не представляющая целостной теории. В современной зарубежной науке термин «П.» не употребляется. Вопросы, включавшиеся в проблематику П., разрабатываются в общем русле развития детской и педагогической психологии. Возникновение П. Было вызвано проникновением в психологию и педагогику эв..

Педология

ПЕДОЛОГИЯ (от греч. Pais - род. П. Paidos - дитя и ...логия. Букв. - наука о детях), направление в психологии и педагогике, ставившее целью объединить биологические, социологические, психологические и другие подходы к развитию ребенка. Возникла в кон. 19 в. Распространение педологии в России в 1920-30-е гг. Сопровождалось острыми дискуссиями о ее предмете, задачах и методах. Многие работы, выполненные в русле педологии, содержали ценный материал по проблемам детства. Официальный запрет педологии..

Педология

ПЕДОЛОГИЯ (от греческого pais, родительный падеж> paidos - дитя и ...логия, буквально - наука> о детях), направление в психологии и педагогике, ставившее целью объединить биологические, социологические, психологические и др. Подходы к развитию ребенка. Возникла в конце 19 в. Распространение педологии в России в 1920 - 30-е гг. Сопровождалось острыми дискуссиями о ее предмете, задачах и методах. Многие работы, выполненные в русле педологии, содержали ценный материал по проблемам детства. Официаль..

Педология

(греч.). Наука об обрабатывании земли.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910). ..

Педология

Сущ., кол-во синонимов. (2). ..

Педология

Ж.Совокупность психологических, биологических, социологических концепций развития ребенка.. ..

Педология

ПЕДОЛО́ГИЯ -и. Ж. [от греч. Pais (paidos) - дитя и logos - учение] Совокупность психологических, социологических и других концепций о развитии и воспитании ребёнка, носящая механистический характер и не создавшая целостной теории.. ..

Педология

Педологии, мн. Нет, ж. (от греч. Paides - дети и logos - учение). Лженаука, основанная на антимарксистских положениях, глубоко реакционных "законах" о фаталистической обусловленности судьбы детей биологическими и социальными факторами, влиянием наследственности и какой-то неизменной среды. ЦК ВКП(б) устанавливает, что такая теория могла появиться лишь в результате некритического перенесения в советскую педагогику взглядов и принципов антинаучной буржуазной педологии, ставящей своей задачей в цел..

Педология

(от греч. Pais - дитя + logos -слово, наука) - течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX-XX вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику и психологию, развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики.Основателем П. Признан амер. Психолог С. Холл, который создал в 1889 г. 1-ю педологическую лабораторию. Сам термин придумал его ученик. - О. Крисмент. Но еще в 1867 г. К. Д. Ушинский в труде "Человек как предмет воспитания". Предво..

Педагогическое Образование

Система подготовки специалистов общего (дошкольного, нач, базового и среднего) образования К работникам этой категории относятся также преподаватели общеобразоват дисциплин проф у ч заведений, пед персонал учреждений дополнительного образования детей и молодежи, социальные педагоги и др В обиходном словоупотреблении понятие «П о » бывает более широким, иногда им обозначается проф подготовка всех лиц, причастных к образованию и воспитанию подрастающих поколений (напр, говорят о II о родителей), п..

Педагогическое Общение

Специ-фич. Межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в уч.-воспитат. Процессе. Общение — неотъемлемый элемент пед. Деятельности. Вне его невозможно достижение целей обучения и воспитания.Традиционно обучение и воспитание рассматривались как односторонне направленные процессы, центр, механизмом к-рых выступала трансляция уч. Информации от её носителя — педагога к получателю — учащемуся. Пед. Процесс, построенный на основе..

Первобытное Общество

Архаичная форма обществ, догосударственного устройства, характеризуемая общей собственностью, коллективным трудом и потреблением. П. О. Как целое является предметом реконструкции, основанной прежде всего на изучении его архаичных явлений, сохранивших традиц. Социальную систему. Социализация детей была направлена на их включение в систему половозрастного разделения труда.На ранних стадиях развития П. О. (ран-непервобытная община, элементы к-рой сохранялись у бушменов, ведда Цейлона, аэта Филиппин..

Перевоспитание

Система целенаправленных воздействий на сознание, чувства, волю и поведение воспитанника с нравств и правовыми отклонениями с целью устранения их антисоциальной направленности и возвращения к принятым в обществе социальным нормам II организуется как процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого Конечная цель II — исправление личностиВоспитат процесс по отношению к лицам, допустившим правонарушения, включает II и исправление и может осуществляться в семье, уч заведении, обществ орг-циях, спец..

Дополнительный поиск Педология Педология

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Педология" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Педология, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 9 символа