Песталоцци (Рestalozzi) Иоганн Генрих

133

(12.1.1746, Цюрих, — 17.2.1827, Бруи), швейц. Педагог, один из основоположников дидактики, нач. Обучения. Родился в семье врача. Окончил два курса коллегиума Каролинум. В 50—60-х гг. 18 в. Принимал активное участие в движении швейц. Интеллигенции. Возглавлял «Учреждение для бедных в Ной-хофе» (1774—80), приют для сирот в Станце (1798—99), ин-ты в Бургдорфе (1800—04) и Ивердоне (1805—25). Автор многочисл. Пед. Трудов, из к-рых главными являются получившие мировую известность «романы» «Лингард и Гертруда» (1781—87), «Как Гертруда учит своих детей» (1801), а также «Письмо к другу о пребывании в Станце» (1799) и трактат «Лебединая песня» (1826).В мировоззрении П. Идеи франц. Просветителей, гл. Обр. Ж. Ж. Руссо, сочетались с теориями нем.

Философов Г. Лейбница, И. Канта, И. Г. Фихте и др.С юных лет П. Проникся желанием облегчить участь крестьянских детей, лишённых элементарных условий для полноценного физич., умственного и нравств. Развития. Осн. Роль в осуществлении своих социальных замыслов П. Отводил воспитанию. Он считал, что воспитание должно дать детям из народа хорошую трудовую подготовку и одновременно развить их физич. И духовные силы, что в дальнейшем поможет им избавиться от нужды. Воспитание должно быть природосообразным, т.е. Строиться в соответствии с естеств. Ходом развития самой человеческой природы, начинаться с младенческих лет («Час рождения ребёнка является первым часом его обучения»), развивать присущие человеческой природе духовные и физич.

Силы в соответствии со свойственным ребёнку стремлением к всесторонней деятельности. Это развитие осуществляется путём последоват. Упражнений вначале в семье, затем в школе в определённой системе и последовательности.Указывая на различия в становлении умств., физич. И нравств. Способностей ребёнка, П. Подчёркивал важность их связи и тесного взаимодействия в обучении, к-рое движется от простого к более сложному, чтобы в итоге обеспечить гармонич. Развитие человека.Идею П. О развивающем обучении К. Д. Ушинский назвал «великим открытием Песталоцци» (Собр. Соч., т. 3, 1948, с. 95). Осн. Целью обучения П. Считал возбуждение ума детей к активной деятельности, развитие их познават. Способностей, выработку у них умения логически мыслить и кратко выражать словами сущность усвоенных понятий.

Он разработал систему упражнений, расположенных в определённой последовательности и имеющих целью привести в движение присущее природным силам человека стремление к деятельности. Однако задаче развития учащихся П. В нек-рой степени подчинял другую, не менее важную задачу обучения — вооружение учащихся знаниями (см. Развивающее обучение). Критикуя совр. Ему школу за вербализм и зубрёжку, притуплявшие духовные силы детей, П. Стремился психологизировать обучение, построить его в соответствии с «естеств. Путём познания» у ребёнка. Исходным моментом этого пути П. Считал чувственное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Поэтому П. Придавал большое значение наглядности в обучении как средству развития у детей наблюдательности, умений сравнивать предметы, выявляя их общие и отличит, признаки и соотношения между ними.

П. Значительно расширил прежние трактовки наглядности, указав на возможность её использования в интересах формирования логич. Мышления. Для облегчения и упорядочения наблюдений ребёнка П. Выделил простейшие элементы, к-рые являются общими для всех предметов и потому должны служить исходным моментом для всякого обучения. Число, форма и слово (простейший элемент числа — единица, формы — прямая линия, слова — звук).В требованиях П. К постановке обучения родному языку раскрывалось его социальное и пед. Значение. П. Считал, что речь надо развивать планомерно и последовательно, начиная со звуков и их сочетаний в слогах, через освоение различных речевых форм, при одновременном обогащении и углублении представлений ребёнка об окружающем мире.П.

Расширил и содержание нач. Образования, включив в него сведения из географии и природоведения, рисование, пение, гимнастику.Обучение счёту П. Предлагал начинать не с заучивания арифм. Правил, а с сочетаний единичных предметов и формирования на этой основе представлений о свойствах чисел.Изучение формы он подразделял на обучение детей измерению (геометрии), рисованию и письму. Ему принадлежит мысль о введении в нач. Школе элементов геометрии. П. Стремился настолько упростить методику нач. Обучения, чтобы ею с успехом могли пользоваться и учитель нач. Школы, и любая мать-крестьянка. Отправляясь от простейших элементов, он стремился вести ребёнка шаг за шагом к познанию целостного предмета. Предложенный им путь обучения содержит большие дидактич.

Возможности, но попытка П. Придать ему универсальный характер неправомерна. В обучении может иметь место и обратный путь. От целого к его элементам.Исходным элементом физич. Развития П. Считал способность ребёнка к движению. Начало физич. Воспитания, по мнению П., закладывается в семье, когда мать постепенно приучает ребёнка стоять, делать первые шаги и ходить. Упражнения суставов были положены им в основу «естеств. Домашней гимнастики», на основе к-рой П. Предлагал строить систему шк. «элементарной гимнастики». Элементарное трудовое обучение П. Рассматривал как неотъемлемую, органич. Часть своего метода. Он высказал мысль о создании «азбуки умений», усвоение к-рой помогло бы ребёнку развить свои физич. Силы и овладеть необходимыми ему в жизни трудовыми навыками.П.

Критиковал совр. Ему проф. Подготовку молодёжи, сводившуюся к овладению ею «односторонними рутинными умениями». Он выдвинул требование особого «элементарного образования для индустрии», чтобы помочь молодёжи овладеть осн. Приёмами и общей культурой труда. Для этого рекомендовалась «спец. Гимнастика, готовящая к индустрии», к-рая должна строиться на базе шк. «элементарной гимнастики». «Образование для индустрии» рассматривалось им как «средство гуманизации пром-сти». В произведениях П. Содержится ряд не утративших своего значения высказываний об овладении молодёжью «внутр. Сущностью пром. Произ-ва» и теми «внеш. Приёмами, к-рые необходимы для успешного участия в ней». Высказывания эти отражают широкое применение в практике ручного труда.

Но они, несомненно, представляют собой движение в сторону идеи трудовой школы.Нравств. Элементарное образование, полагал П., в большей мере, чем др. Стороны образования, обладает возможностью содействовать общей цели воспитания. Осн. Задачи этого образования. Развитие у детей высоких моральных чувств, выработка у них путём непосредств. Участия в добрых и полезных делах соответствующих нравств. Навыков и, наконец, формирование у молодого поколения нравств. Сознания, убеждений. Инстинктивно возникшая любовь младенца к матери в дальнейшем ребёнком осознаётся и переносится сначала на отца, сестёр, братьев, затем на учителя и всё человечество. Обществ, воспитат. Учреждения П. Стремился построить по типу семьи, на началах искренней любви учителя к детям и бережного подхода к ним.

Сформулированные П. Идеи пед. Активизма и психологизации обучения оказали глубокое влияние на развитие дидактики и педагогики. В 1792 Законо-дат. Собранием Франц. Республики П. Было присвоено звание «гражданин Франц. Республики».Соч. Samtliche Briefe, hrsg. Von Pestaloz-zianum und von der Zentralbibliothek in Zurich, Bd 1—13, Z., 1946—71. Samtliche Werke, hrsg. Von A. Buchenau, E. Spranger, H. Stettbacher, E. Dejung, Bd 1—25, B. — Lpz. — Z., 1927—79. В рус. Пер. — Избр. Пед. Произв., под ред. М. Ф. Шабаевой. [Подготовка текста, вводная статья и примечания В. А. Ротенберг], т. 1—3, М., 1961—652. Избр. Пед. Соч., под ред. В. А. Ротенберг, В. М. Кларина, т. 1—2, М., 1981.Лит. Пинкевич А. П., Медынский E. H., И. Г. Песталоцци. Его жизнь, учение и влияние на рус. Педагогику, М., 1927. Пинкевич А.

П., И. Г. Песталоцци, М., 1933. Ротенберг В. А., Пед. Деятельность И. Г. Песталоцци, СП, 1952, № 3. К л а-р и и В. М., Теория элементарного образования, «Магистр», 1993, № 2.В. А. Ротенберг, В. М. Кларин..

Значения в других словарях
Песталоцци (Рestalozzi) Иоганн Генрих

(род. 12 янв. 1764, Цюрих – ум. 17 февр. 1827, Бругг, Аарау) – швейц. Педагог и социальный реформатор, основоположник теории научного обучения. Высшая цель воспитания для Песталоцци – способствовать подъему внутренних сил человеческой природы и сознанию «творческой близости к природе и человеку» для деятельного труда в обществе, которому должны сопутствовать внутренний покой и внешний порядок. Образование представляет собой саморазвитие осн. Сил и способностей человека, его головы (рассудок), се..

Пёрышкин Александр Васильевич

[21.8(3.9).1902, Рязань, — 21.5.1983, Москва], физик-методист, ч.-к. АПН СССР (1950), проф. Окончил физ.-мат. Ф-т Рязанского ин-та нар. Образования (1922) и 2-й МГУ (1928). С 1922 работал учителем физики в ср. Школе и одновременно преподавал в вузах Москвы. В 1931 основал в Моск. Гор. Пед. Ин-те им. В. П. Потёмкина кафедру методики преподавания физики (с 1960 — МГПИ), к-рую возглавлял до 1975. П. Разрабатывал проблемы содержания и методики преподавания курса физики в ср. Школе и пед. Вузе, прини..

Пессимизм

(от лат. Pessimus — наихудший), мироощущение или умонастроение, в основе к-рых лежат убеждение в господстве зла в мире и человеке, неверие в установление справедливости, в возможность решения конкретных проблем. Противоположен оптимизму. Впервые П. Назвал своё учение А. Шопенгауэр, объявивший существующий мир «наихудшим из возможных», поскольку в нём царят страдания и несчастья. С позиций П. История рассматривается как неуклонный регресс, человек воспринимается как существо от природы злое, поро..

Пестель Вера Ефремовна

(1887, Москва, — 1952, там же), художник-живописец, педагог. Училась в Строгановском уч-ще, в 1906—07 в студии К. Юона (Москва), в 1909—11 в худож. Школе К. Киша (Будапешт). В 1920—30 преподавала живопись и рисунок в созданной А. В. Бакушинским школе «Детское творчество» (Москва).П. Принадлежала к сторонникам свободного воспитания. Разрабатывала теоретич. Аспекты проблемы этого пед. Течения. Считала, что в ребёнке изначально скрыты творческие силы, высвобождению к-рых должен содействовать пед. П..

Петерсен (Рetersen) Петер

(26.6.1884, Фленсбург, — 21.3.1952, Иена), нем. Педагог. Образование получил в ун-тах Лейпцига, Киля, Копенгагена, Позена. В 1908 на филос. Ф-те Йенского у-та защитил дисс. На тему «Идея развития в философии В. Вундта». Пед. Деятельность начал в 1909 учителем ср. Школы. В 1920 возглавил эксперим. Школу в предместье Гамбурга. В 1920 преподавал философию и педагогику в только что открывшемся Гамбургском ун-те. С 1923 работал в Йенском ун-те (проф. Кафедры педагогики), где, в частности, руководил п..

Дополнительный поиск Песталоцци (Рestalozzi) Иоганн Генрих Песталоцци (Рestalozzi) Иоганн Генрих

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Песталоцци (Рestalozzi) Иоганн Генрих" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Песталоцци (Рestalozzi) Иоганн Генрих, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 37 символа