Пистрак Моисей Михайлович
[3(15).9.1888, Варшава, — 25.12.1937, Москва], педагог, организатор нар. Образования, дер пед. Наук. Окончил физ.-мат. Ф-т Варшавского ун-та (1914). Пед. Деятельность начал в 1906 преподавателем в частных школах Варшавы. В 1918—31 работал в Наркомпросе РСФСР и одновременно руководил опытно-показательной школой-коммуной им. П. Н. Лепешинского. В 1925 П. Возглавил про-граммно-метод. Подсекцию и комиссию по школе II ступени в науч.-пед. Секции ГУСа. В 1931—36 проф., затем ректор Северо-Кавказского пед. Ин-та в Ростове-на-Дону. В 1936—37 директор Центр. НИИ педагогики при Высш. Ком-мунистич. Ин-те просвещения.Возглавляемому П. Коллективу учителей школы-коммуны (Я. А. Башилов, Р. М. Кабо, Р. М. Микельсон, А. И. Стражев) были свойственны ориг. Иссле-доват. Поиск, нестандартные подходы к общепринятым пед.
Нормам, стремление придать им подлинно демокр. И гумани-стич. Характер, поставить в центр уч.-воспитат. Процесса личность ученика. «Центром шк. Жизни» преподавательский коллектив рассматривал текст. Фабрику, на базе к-рой шк. Обучение соединялось с производит, трудом. В преподавании применялись элементы науч. Организации труда с целью формирования у учащихся навыков планирования и умений самостоятельно выполнять работу. Использовались разнообразные формы самоуправления, к-рое трактовалось П. Как процесс создания «совместно со старшими товарищами своей собственной школы и жизни». Опыт работы школы-коммуны описан в кн. «Школа-коммуна Наркомпроса» (1924, переиздана в 1990), одним из авторов и редактором к-рой был П.П. Внёс большой вклад в разработку концепции содержания общего ср.
Образования. Участвовал в составлении программ ГУСа для школ II ступени (1925- 1927), направленных на включение школьников в процесс творческого преобразования действительности. Выступая убеждённым сторонником комплексного подхода в обучении, П. Вместе с тем отстаивал право на существование в школе II ступени самостоят, уч. Предметов, отражающих раз л. Проф. Уклоны. Борясь против утилитаризма и прагматизма в преподавании, он подчёркивал ценность общего ср. Образования, в к-рое включал не только знания, но и навыки, умения, убеждения. На взгляды П. В кон. 20-х гг. Большое влияние оказал клас-сово-парт. Подход.П. — крупный теоретик и практик политехнического образования, в качестве основы к-рого выдвигал идею соединения общего образования с производит, трудом.
Выступал как последоват. Сторонник единой трудовой школы. В понятие «политехнизм» П. Включал не только производств.-техн. Знания, умения и навыки, но и качества личности, соответствующие потребностям индустр. Произ-ва. В систему политехнизма, по П., входили политехн. Воспитание (развитие способности к творческому труду, интереса к технике, формирование изобре-тат. Навыков, конструкторских способностей, умение трудиться коллективно), политехн. Образование (выработка представлений о науч. Основах произ-ва) и политехн. Обучение (формирование навыков обращения с элементарными орудиями осн. Произ-в).Осн. Видами труда в школе П. Считал домоводство и самообслуживание, занятия в мастерских, труд на пром. И с.-х. Предприятиях. Особую роль отводил межшкольным мастерским, к-рые рассматривал как производств.-техн.
Базу политехнизма.П. Выделял 3 этапа трудового обучения в соответствии с возрастными особенностями школьников. От 6 до 12 лет — развитие элементарных представлений о раз л. Видах произ-ва, творческих способностей учащихся, практич. Трудовых умений и навыков. От 12 до 15 лет - усвоение программы политехн. Обучения и получение первонач. Трудовой подготовки в процессе выполнения производств, заданий в шк. Мастерских. От 15 до 18 лет — науч.-теоретич. Обоснование политехн. Знаний, подготовка к выбору профессии.В 30-е гг. Для П. Наступил период сложного, критичного, зачастую вынужденного переосмысления своих взглядов на трудовую школу и разработки пед. Проблем овладения «основами наук». Руководя кафедрой педагогики, П. Разработал лекционный курс, обобщающий накопленный опыт, и на его основе подготовил первый марксистский учебник педагогики для сов.
Пед. Вузов (1934). П. Сформулировал свои взгляды на предмет и метод педагогики, принципы и содержание образования и воспитания, методы и формы обучения, внеклассную деятельность, самоуправление и др. Особое внимание он уделял психол ого-пед. Основам применения разл. Методов обучения. Наиб, подробно П. Разработал в учебнике проблему стимуляции в обучении. Учебник подводил будущего учителя к осознанию необходимости психол. Анализа уч. Деятельности с точки зрения личностных интересов и потребностей школьников.Репрессирован. Реабилитирован посмертно (1956).Соч. Насущные проблемы совр. Сов. Школы, M., 19252. Очерки политехн. Школы переходного периода, М., 1929. К политехн. Школе, М. — Л., 1931. О построении программ и методов шк. Работы, Ростов н/Д., 1932.
На школьные темы, Ростов н/Д., 1933. Педагогика, M., 19363.Лит. Корнейчик Т. Д., Пед. Деятельность М. М. Пистрака, СП, 1964, № 4. Кондрашова Л. В., Нек-рые вопросы политехн. Образования учащихся в работах М. М. Пистрака, СП, 1974, № 6. М о и о с -зон Э. И., Становление и развитие сов. Педагогики, М., 1987. М. М. Пистрак. Биобиблио-графич. Указатель, М., 1987. Колмакова М., М. М. Пистрак, СП, 1988, № 12.М. В. Богуславский..
Дополнительный поиск Пистрак Моисей Михайлович
На нашем сайте Вы найдете значение "Пистрак Моисей Михайлович" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пистрак Моисей Михайлович, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 25 символа