Психоанализ

119

1) метод психотерапии, предложенный 3. Фрейдом и основанный на выявлении скрытых бессознательных процессов. 2) психол. Учение, базирующееся на концепции 3. Фрейда и представляющее собой совокупность идей и гипотез о строении и механизмах функционирования человеческой психики. В этом двойственном значении П. Следует отличать от фрейдизма — специфич. Мировоззрения, претендующего на объяснение филос., социология, пед. И др. Науч. Проблем с помощью положений П. Концепция П. Основывается на постулате, согласно к-рому аффективные переживания отражают внутрипсихич. Конфликты между инстинктивными побуждениями человека и социальными (нравственными и этическими) нормами. Разрешение конфликтов осуществляется путём вытеснения представлений об этих побуждениях из сознания в сферу бессознательного, сами же побуждения продолжают воздействовать на поведение человека, лишь иногда заявляя о себе в завуалированной форме (в виде сновидений, ассоциаций, ошибочных действий и т.

П.). Человек, т. О., не знает истинных мотивов своего поведения. Разрешение внутр. Конфликтов, обусловленных противоречивыми установками «принципа удовольствия» и «принципа реальности», носит лишь временный характер. Это оборачивается психол. Дискомфортом и ведёт к возникновению неврозов. Как метод психотерапии П. Призван осуществить перевод вытесненного материала в сознание человека и тем самым оказать помощь в разрешении внутр. Конфликтов путём сознат. Овладения желаниями и их сублимации (переключения на иные, приемлемые цели). При этом исходной установкой П. Является сведение невро-тич. Симптомов к переживаниям детства, связанным с бессознательными сексуальными влечениями (либидо). Инфантильная сексуальность рассматривается как потенциальный источник конфликтов, возникающих в силу подавления запретных желаний.

Фрейд считал, что только переживания детства дают ключ к объяснению последующих психич. Травм. В этой связи психоаналитич. Лечение рассматривалось Фрейдом и его последователями как «довоспитание», продолжение воспитания с целью устранения остатков детства.Согласно П., в обществе перед человеком под напором сильных инстинктов, требующих реализации, открываются три возможности. Если его внутр. Побуждения получат беспрепятственный выход, то он превратится в преступника, если они будут вытеснены, то он станет невротиком, и, наконец, если они будут сублимированы в социально полезную деятельность, он сможет без трений жить в обществе. Для устранения первых двух возможностей П. Предлагает терапевтич. Меры двоякого рода.

Во-первых, каким-то образом заставить общество понизить предъявляемые к индивиду требования и тем самым ослабить процесс вытеснения, во-вторых, усилить власть человеческого сознания в борьбе с инстинктами и посредством рационального контроля увеличить способность к сублимации. Единств, решение психол. Конфликтов П. Видит в отыскании способов оптимальной адаптации индивида к социальным условиям.Распространение П. В Европе началось в 1900-х гг. В 1908 кружок единомышленников Фрейда перерос в Венское психоаналитич. Об-во. В том же году в Зальцбурге состоялся 1-й Междунар. Психоаналитич. Конгресс, положивший начало серии ежегодных конгрессов, проводящихся вплоть до наст, времени. Создана Междунар. Психоаналитич. Ассоциация.

С 1913 издаётся «Международный психоаналитический журнал» («Internationale Zeitschrift fur Psychoanalyse»). B 1920 был открыт Психоаналитич. Ин-т в Берлине, начавший выпускать проф. Врачей-аналитиков. С приходом к власти фашизма П. Подвергся запрету в Германии и Австрии и началось его бурное развитие в Великобритании и особенно в США, куда эмигрировало большинство психоаналитиков. На США, где организовано св. 20 уч. И исследоват. Ин-тов П., приходится ок. 3/4 всей публикуемой лит-ры по П.До 1-й мировой войны П. Не выходил за рамки конкретной психопатологич. И психотерапевтам, концепции. Постепенно сторонники П. Перестали видеть грань между клинич. Фактами и содержанием нормальной психики. Это повлекло произвольное перенесение объяснительных принципов П.

На мн. Стороны человеческой жизнедеятельности и внедрение его положений в философию, социологию, педагогику и т. Д.Начиная с 20-х гг. П. Стал оказывать влияние на развитие пед. Мысли в зап. Странах. Появились работы, авторы к-рых стремились показать значение П. В воспитании детей, родителей, учителей (концепция «образования как психотерапии»). В 20-х гг. Начал издаваться «Журнал психоаналитической педагогики» (ныне «Психоаналитическая педагогика» — «Psychoanalytische Padagogik»). Психоаналитики выдвинули принцип «воспитания воспитателей» до самопознания, необходимого для оказания благоприятного влияния на детей. Нек-рые из них (напр., австр. Психоаналитики О. Ранк, Г. Закс) считали, что П. Должен сыграть важную роль не только в сфере индивидуальной профилактики, но и в области общей педагогики в качестве «позитивной воспитательной системы».

Для нем. Психолога и педагога Г. Грина, поставившего вопрос о необходимости использования П. В школе, гл. Цель воспитания заключается в том, чтобы выявить природу глубинных бессознат. Мотивов поведения ребёнка, вскрыть его эгоистич. Побуждения и направить их в русло альтруистич. Самовыражения, т.е. Осуществить сублимацию влечений путём переноса интереса ребёнка на др. Объекты без изменения побудит, мотива. В этом случае одна из важных задач воспитания состоит в отвлечении ребёнка от фантазий, в к-рых преобладает принцип эгоистич. Удовольствия, и подключении его к социокультурным ценностям и нормам жизни. По мнению австр. Психоаналитика М. Клейн, воспитание, основывающееся на психоаналитич. Знании, способствует снятию психич.

Перегрузок, возникающих в дет. Организме в результате навязывания родителями своего авторитета и власти. Отстаивая мысль о необходимости введения П. В число вос-питат. Мер, она считала, что именно ранний анализ (начиная с 3 лет) обеспечивает предупреждение больших душевных потрясений и устранение задержек в психич. Развитии ребёнка.Среди требований, предъявляемых к воспитанию, в П. Особо выделяются следующие. Как можно меньше мешать ребёнку в его психосексуальном развитии и не вести борьбу против всего естественного. Не препятствовать проявлению любопытства к сексуальной сфере. Подчёркивается необходимость уделять ребёнку достаточное (но не избыточное) внимание, исходить в воспитат. Работе из особенностей психики и конституции ребёнка, устанавливать доверительные и откровенные эмоциональные отношения между воспитателем и ребёнком.В совр.

П. Акцентируется роль межличностных отношений и социокультур-ных факторов в процессе становления личности. Совр. П. Признаёт врождённость влечений. В его рамках конкретные мотивации индивида являются не простым проявлением инстинктов, но результатом преобразования этих влечений, зависящих, в свою очередь, от реакций других на запросы ребёнка.П. Привлёк внимание зап. Педагогов тем, что он обратился к изучению глубинных механизмов формирования и функционирования психики детей, к раскрытию внутр мира ребенка со всеми его эмоциональными переживаниями и психич коллизиями II свойственно заострение внимания на животрепещущих проблемах воспитания II дал основания для критики не постановкой вопросов, а программой их решения, односторонней ориентацией на сексуальную детерминацию психич развития ребенка и абсолютизацию отд моментов воспитанияВ России П, преим в мед кругах, был воспринят с энтузиазмом первая книга Фрейда «Толкование сновидений», содержавшая оси теоретич и прикладные положения П, вскоре после ее публикации была издана на рус яз (1913) За этим последовали многочисл публикации оси работ Фрейда, выходившие в России до кон 1920-х гг Среди учеников Фрейда и его ближайших последователей А Адлера и К Г Юнга было неск рус специалистов, чье участие в развитии идей II оказалось весьма плодотворным Так, идеи С H Шпильрейн о существовании деструктивных тенденций в человеческой психике были впоследствии развиты Фрейдом и получили воплощение в его теории влечений В 1909 ученик Фрейда M В Вульф, уволенный из берлинской клиники за приверженность принципам П, основал в Одессе психо-аналитич об-во Подобные об-ва возникли также в Москве, Петербурге, Казани и др городах В их работе в разное время принимали участие II П Блонский, А Б Залкинд, А Р Лурия, С Т Шацкий и др В 1910—14 выходил журн «Психотерапия», публиковавший преим статьи психоаналитич ориентации На подмосковной станции Крюково был открыт санаторий, получивший известность в результате эффективного использования там психоаналитич методов коррекции нервно-психич расстройств, в 1910 там вел приемы член Швейц психоаналитич об-ва Г Роршах, известный впоследствии как создатель широко используемого психол теста После 1917 работа в области II успешно продолжалась, отчасти из-за благожелательного отношения к II нек-рых сов гос и парт деятелей (в частности, Л Троцкого) В 1921 основаны Рус психоаналитич об-во, а также Психоаналитич ин-т, при к-ром был создан эксперим дет сад, использовавший в воспитании прикладные аспекты II В издававшейся этим об-вом «Психол и психоаналитич б-ке» выходили переводы книг Фрейда и его последователей, а также ориг работы рус психоаналитиков Однако в нач 30-х гг расположение офиц кругов к II сменилось критич отношением Выход психоаналитич изданий был прекращен, все учреждения закрыты В последующие годы в отеч лит-ре господствовала односторонняя критика П, книги фрейдистской ориентации были изъяты из библиотек В кон 80-х гг отношение к II изменилось Осуществлены новые издания работ Фрейда В С -Петербурге создан Психоаналитич ин-т Воссоздано Рос психоаналитич об-во, к-рое с 1992 издает журн «Рос психоаналитич вестник»Источи Фрейд 3, Оси психол теории в психоанализе, пер с нем, M -П, 1923 его же, Лекции по введению в психо анализ, [т 1—2], M -П, 1922 Грин Г, Психоанализ в школе, M, 1924, Гут Г с л —м у т Г, Новые пути к познанию дет возраста, пер с нем, Л, 1926, Фрейд А, Введе ние в технику дет психоанализа, пер с нем, Од, 1927, Psychoanalytische Padagogik, Hrsg G Ammon, Hamb, 1973, V i n n a i G, Psychoanalyse der Schule, всб Bruder K -J [u a], Kritik der Padagogischen Psychologie, Rembek, 1976, Hey G, Psychoanalyse des Ler-nens, Dusseldorf, 1978, The course ofhfe psycho-analytic contnbutions toward understandmg perso nahty development, ed by S Greenspan, G Pol lock, v 1—3, Adelphi, 1980—81Лит Лейбин В М Психоанализ и философия неофрейдизма, M, 1977, Б л о и с к и и II П, Очерки дет сексуальности, в егокн Избр пед и психол соч.

Т 1, М,1979, И л и и Г Л, Проблемы науч статуса пси хоанализа в кн Бессознательное природа функции, методы исследования, т 4, Тб, 1985, ЭткиндА М, Эрос невозможного История психоанализа в России, СПБ, 1993, К 11 n e P, Psychology and Freudian theory, L 1984B M Лейбин.

Значения в других словарях
Психоанализ

(от Психо. И Анализ) метод психотерапии и психологическое учение, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации. Был разработан в конце 19 — начале 20 вв. Австрийским врачом З. Фрейдом. От П. Как конкретной теории и метода психотерапии следует отличать Фрейдизм, возводящий положения П. В ранг философско-антропологических принципов. Отдельные положения П. Можно обнаружить у Ж. Шарко и П. Жане (психологическая теория неврозов). Ещё в 1882 венский психиатр И. Брёйер пок..

Психоанализ

ПСИХОАНАЛИЗ (от психо. И анализ) - метод психотерапии и психологическое учение, развитое З. Фрейдом в кон. 19 - нач. 20 вв., ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации. Вытеснение из сознания неприемлемых для него влечений (преимущественно сексуальных) и травмирующих переживаний рассматривается в психоанализе как главный источник невротических симптомов и различных патологических явлений (забываний, ошибочных действий и т. П.). В основе психотерапии - анализ вытес..

Психоанализ

ПСИХОАНАЛИЗ (от психо...> и анализ>), метод> психотерапии и психологическое учение, развитое З. Фрейдом в конце 19 - начале 20 вв. Ставит в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации. Вытеснение> из сознания неприемлемых для него влечений (преимущественно сексуальных) и травмирующих переживаний рассматривается в психоанализе, как главный источник невротических симптомов и различных патологий явлений (забываний, ошибочных действий и т.п.). В основе психотерапии - анализ> выте..

Психоанализ

Психологическая система, предложенная Зигмундом Фрейдом (1856-1939). Возникший вначале как способ лечения неврозов, психоанализ постепенно стал общей теорией психологии. Открытия, сделанные на основании лечения отдельных пациентов, привели к более глубокому пониманию психологических составляющих религии, искусства, мифологии, социальной организации, детского развития и педагогики. Более того, раскрывая влияние бессознательных желаний на физиологию, психоанализ внес значительный вклад в понимание..

Психоанализ

-а, м.. ..

Психоанализ

Психоанализ — это исповедь без отпущения грехов. Гилберт Честертон Психоаналитик — это исповедник, способный отпустить даже грехи отцов. Карл Краус Психоанализ позволяет нам исправлять наши ошибки, исповедуясь в проступках наших родителей. Лоренс Питер Психоанализ — великое изобретение. Он позволяет любому чурбану почувствовать себя незаурядной натурой. Сэмюэл Берман Психоанализ — болезнь эмансипированных евреев. Религиозные евреи довольствуются диабетом. Карл Краус Психоанализ — это когда плати..

Психоанализ

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Психоанализ

М.1) Учение и основанный на нем метод лечения неврозов, заключающийся в изучении заболевания и комплекса обстоятельств, его вызвавших (включая отношения больного с внешним миром, людьми), и в выработке у больного правильных установок по отношению к окружающему его миру.2) Комплекс гипотез и теорий, объясняющих роль бессознательного в жизни человека и развитии человечества.. ..

Психоанализ

ПСИХОАНА́ЛИЗ -а. М. Метод психотерапии и психологическое учение, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы.. ..

Психоанализ

Психоанализа, мн. Нет, м. (от греч. Psyche - душа и слова анализ) (мед.). Метод исследования психики и лечения психических заболеваний, основанный на анализе скрытых, подавленных душевных переживаний человека, неправильно используемый сторонниками идеалистической философии и основателем этого метода Фрейдом для объяснения социальных явлений.. ..

Психоанализ

(психо- + анализ) разработанный З. Фрейдом умозрительный метод изучения неосознаваемых психических процессов путем анализа ассоциаций, воспоминаний, сновидений, описок при письме, оговорок с целью восстановления в сознании комплексов, конфликтов, сексуальных переживаний раннего детства, вытесненных в бессознательное и являющихся, по мнению автора, причиной психических расстройств.. ..

Психоанализ

IПсихоана́лизпсихологическое учение, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации. Метод психотерапии. Разработан австр. Невропатологом, психиатром и психологом Фрейдом (S. Freud). Психоанализ исходит из того, что аффективные влечения, переживания, будучи подавленными, не уничтожаются, не исчезают из психики, а вытесняются в особую психическую сферу — бессознательное, где продолжают активно воздействовать на психическую жизнь человека, проявляясь, например, в сновид..

Психоанализ

(психо- + анализ) - разработанный З. Фрейдом умозрительный метод изучения неосознаваемых психических процессов путем анализа ассоциаций, воспоминаний, сновидений, описок при письме, оговорок с целью восстановления в сознании комплексов, конфликтов, сексуальных переживаний раннего детства, вытесненных в бессознательное и являющихся, по мнению автора, причиной психических расстройств.. ..

Психоанализ

Психотерапевтический метод, разработанный Фрейдом (Freud S.). Основополагающим понятием, объединяющим учение Фрейда со взглядами Адлера (Adler А.) и Юнга (Jung C. G.), а также неопсихоаналитиков (см. Неопсихоанализ), является представление о бессознательных психических процессах и используемых для их анализа психотерапевтических методах.П. (см. Классический психоанализ) включает теории общего психического развития, психологического происхождения неврозов и психоаналитической терапии, являясь, та..

Психоанализ

Психотерапевтический метод, разработанный Фрейдом (Freud S.). Основополагающим понятием, объединяющим учение Фрейда со взглядами Адлера (Adler А.) и Юнга (Jung C. G.), а также неопсихоаналитиков (см. НЕО), является представление о бессознательных психических процессах и используемых для их анализа психотерапевтических методах. П. (см. КЛАССИЧЕСКИЙ ) включает теории общего психического развития, психологического происхождения неврозов и психоаналитической терапии, являясь, таким образом, закончен..

Психоанализ

(Psychoanalysis. Psychoanalyse) — система психологии и метод лечения психических и нервных расстройств, основанный Зигмундом Фрейдом. Характеризуется динамическим взглядом на все аспекты умственной жизни, сознания и бессознательного, с особым акцентом на. ..

Психоанализ

См. Фрейда теория, Неофрейдизм.. ..

Психоанализ

См. Фрейда теория, Неофрейдизм.. ..

Психоанализ

(от психо. И анализ), метод психотерапии и психол. Учение, развитое 3. Фрейдом в кон. 19 - нач. 20 вв., ставящее в центр внимания бессознат. Психич. Процессы и мотивации. Вытеснение из сознания неприемлемых для него влечений (преим. Сексуальных) и травмирующих переживаний рассматривается в П. Как гл. Источник невротич. Симптомов и разл. Патол. Явлений (забываний, ошибочных действий и т.п.). В основе психотерапии - анализ вытесненных комплексов с помощью свободных ассоциаций, толкования сновидени..

Психоанализ

(от греч. Psyche — душа + анализ) — метод психотерапии и учение, развитое австрийским ученым Зигмундом Фрейдом, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации. Вытеснение из сознания неприемлемых для него влечений (преимущественно сексуальных) и травмирующих переживаний рассматривается в психоанализе как главный источник невротических симптомов и различных патологических явлений (забываний, ошибочных действий и т. П.).. ..

Психоанализ

- см. Фрейдизм.. ..

Психоанализ

В узком значении - разработанный Фрейдом комплекс психодиагностических и психотерапевтических методов и теоретическое направление в психологии, ориентированное на изучение и объяснение бессознательных психических процессов и явлений. Распространение идей и принципов П. На комплекс гуманитарных дисциплин позволяет расширенно трактовать П. Как совокупность теоретических и прикладных аспектов фрейдизма и постфрейдизма, в т.ч. В их обращении к осмыслению культуры, общества, человека, мировоззренческ..

Психоанализ

ПСИХОАНАЛИЗ - в узком значении - разработанный Фрейдом комплекс психодиагностических и психотерапевтических методов и теоретическое направление в психологии, ориентированное на изучение и объяснение бессознательных психических процессов и явлений. Распространение идей и принципов П. На комплекс гуманитарных дисциплин позволяет расширенно трактовать П. Как совокупность теоретических и прикладных аспектов фрейдизма и постфрейдизма, в т.ч. В их обращении к осмыслению культуры, общества, человека, м..

Психоанализ

(в политологии) - научный подход, исследующий политическое поведение человека как иррациональное, определяемое биологическими и подсознательными факторами.. ..

Психоанализ

— в узком значении — разработанный Фрейдом комплекс психодиагностических и психотерапевтических методов и теоретическое направ- ление в психологии, ориентированное на изучение и объяснение бессознательных психических процессов и явлений. Распространение идей и принципов П. На комплекс гуманитарных дисциплин позволяет расширенно трактовать П. Как совокупность теоретических и прикладных аспектов фрейдизма и постфрейдизма, в т.ч. В их обращении к осмыслению культуры, общества, человека, мировоззрен..

Психиатрия Детская

Отрасль медицины, занимающаяся изучением, диагностикой, лечением и профилактикой пси-хич. Расстройств в дет. Возрасте. Тесно связана со спец. Педагогикой, общей, возрастной и мед. Психологией, а также со смежными областями медицины (неврологией и др.). Как самостоят, науч. И практич. Отрасль оформилась к 30-м гг. 20 в.Длительное время в истории медицины не существовало рационального объяснения природы психич. Заболеваний и методов их лечения. Лица, страдающие психич. Отклонениями, рассматривалис..

Психика

(от греч. Psychikos — душевный), свойство высокоорганизованной материи. Форма отражения субъектом объективной реальности. Возникает в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внеш. Миром. В их поведении и деятельности П. Осуществляет регуляторную функцию, обеспечивая в плане образов поиск и опробование движений и действия, а затем их контролируемое выполнение, направленное на удовлетворение потребностей субъекта.На относительно ранних стадиях эволюции в организме животных выд..

Психогенетика

Междисциплинарная область науч знаний, находящаяся на пересечении двух наук — генетики и психологии В англ и амер науч лит-ре для ее обозначения чаще используется термин «генетика поведения» (behavior gene-tics), охватывающий понятие поведения в самом широком значении, включая поведение животных Предмет исследований в II — соотношение и взаимодействие наследственности и среды в формировании когнитивных процессов, темперамента, двигательных функций человека, т с совокупности межиндивидуальной вар..

Психогигиена

(от греч. Psyche — душа и hygieinos — целебный), наука о сохранении и укреплении нервно-психич. Здоровья человека. Занимает пограничное положение между общей гигиеной и психологией. Изучает социальные, бытовые, производств., психол. И др. Условия, способные оказать положит, или отри-цат. Влияние на психич, развитие и состояние человека, работоспособность и продолжительность жизни. П. — науч. Основа создания условий для гармоничного формирования личности, раскрытия возможностей и способностей, ос..

Дополнительный поиск Психоанализ Психоанализ

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Психоанализ" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Психоанализ, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 11 символа