Экономика Образования

187

Раздел экон. Теории, изучающий специфику разл. Форм образоват. Деятельности как важнейших хозяйственно значимых отраслей духовного произ-ва и нематериального накопления. Науч. Дисциплина, разрабатывающая конкретные экон. Проблемы развития образоват. Сферы, рационализации пед. И хоз. Деятельности учреждений и органов управления образованием.Экон. Роль общеобразоват. Подготовки и проф. Квалификации работников подчёркивалась в трудах большинства известных экономистов-теоретиков начиная с 18 в. (У. Петти, А. Смит, Дж. С. Милль, К. Маркс, А. Маршалл и др.). Практич. И науч. Интерес к Э. О. Возник в России в нач. 20 в. В преддверии индустриализации. Первые, получившие широкую известность расчёты вклада образования в экон. Развитие общества относятся к 20-м гг.

20 в. (С. Г. Струми-лин, опиравшийся на предшествовавшие оценки И. И. Янжула, А. И. Чупрова и др.). Реальные предпосылки для развития Э. О. Появились к сер. 20 в., когда в большинстве стран мира системы образования превратились в крупные хозяйственно значимые сферы, на к-рые только по затратным статьям нац. Счетов приходилось до 8% обществ, продукта. С сер. 50-х гг. Э. О. Разрабатывалась в США и странах Зап. Европы, а также в России в связи с необходимостью в резком увеличении гос. И частных ассигнований на финансирование среднего и особенно высш. Образования в соответствии с требованиями новой стадии науч. И пром. Развития и началом перехода к инновац. Экономике.Потребовались решительная ломка стереотипов обществ, сознания, преодоление взгляда на образование как на периферийную культ.-просвет, область, к-рой достаточно традиц.

Источников для покрытия своих скромных расходов. Э. О. - одна из самых молодых экон. Наук, развивающаяся исключительно высокими темпами. В первой междунар. Библиографии исследоват. Работ по Э. О. (1966) насчитывалось 800 крупных публикаций, в 1978 - св. 2 тыс., а к сер. 90-х гг. Это число, по нек-рым оценкам, удвоилось.Сформировались осн. Понятия Э. О. В Э. О. Рассматривается система образования как крупная многоотраслевая сфера деятельности, где создаётся важнейший элемент нац. Богатства - фонд знаний, навыков, личных качеств населения и рабочей силы («фонд образования»), к-рый оказывается самым долговременным из всех совр. Активных производств, факторов. В этом качестве образование предстаёт инвестиционной отраслью духовного произ-ва (подобно, напр., машиностроению в системе отраслей материального произ-ва).

Внутри сферы образования осн. Ресурсом выступает труд учащихся, а затраты на материальную базу, пед. И адм. Персонал в экон. Плане понимаются как условия и средства, обеспечивающие повышение качества и результативности этого труда.В развитых странах эмпирич. Путём определены ист. Тенденции «удорожания» материальных и пед. Компонентов затрат на обучение в расчёте на одного учащегося, а также установлена зависимость между уровнем удельных затрат и качеством получаемого образования. Комплексное изучение образоват. Систем и рынков труда показало, что наиб, распространённые типы и формы образования находятся в динамич. Соответствии со структурой уровня и направленности способностей учащихся и потребностями произ-ва и жизни.

Была признана равная необходимость общего и проф. Компонентов образования с точки зрения квалификац. Требований экономики и развития личности (хотя на рынке труда оценка общего и спец. Образования неодинакова из-за различий в источниках финансирования). Обобщённым конечным экон. Выражением образоват. «продукции» наиб, часто выступает прирост в заработках, связанный с получением образования.Центр, раздел экон. Теории образования - проблема эффективности. Различаются внешняя, или социальная, эффективность, отражающая воздействие образования на развитие экономики и общества, и внутренняя - относящаяся к уч. Заведениям, отд. Мероприятиям, учащимся. Система образования стала не только первой из областей нематериальной сферы, но также и первой крупной областью нац.

Экономики вообще, к к-рой было предъявлено требование её «внешней» экон. Эффективности (т.е. Возник вопрос о размере вклада её «продукции» в прирост всех компонентов нац. Дохода страны).Первоначально вся огромная стати-стич. Величина разницы в годовых или пожизненных заработках между лицами с разл. Уровнем образования была отнесена на долю «вклада образования» в уровень и темпы экон. Роста. Результаты оказались сенсационными, поскольку на порядок превышали все затраты на обучение. Образоват. Фактор был объявлен источником большей части прироста экономики, не связанного с расширением числа занятых. Эти расчёты подверглись критике. Вклад образования был уменьшен за счёт учёта влияния на заработки способностей, социального статуса работников, их семейной среды и др.

Факторов.При определении «внутренней» эффективности образования, относящейся к отд. Уч. Заведениям, мероприятиям, программам, пед. Новшествам и т. П., осн. Трудность составляет оценка конкретных результатов деятельности. Ис- пользуются методы анализа. «издержки - выгоды», оперирующий денежными потоками затрат и результатов с обязат. Учётом фактора времени на образование (или отдельные их составляющие). «издержки - результаты», первоначально заимствованный из практики экон. Оценки систем вооружений и планирования воен. Операций (в качестве выражения «эффекта» выступают конкретные параметры. Результаты тестирования успеваемости, показатели численности учащихся, процент отсева, социометрич. Данные о развитии учащихся, их выгоды потребит, характера, опосредствованные и побочные воздействия на качество жизни, т.

Н. «экстерналии», и т. П.).При сравнении альтернативных методов, программ, уч. Заведений эти результаты сопоставляются с приведёнными издержками, для стандартизации к-рых разработаны спец. Аналитич. Методы. Они опираются на возрождённую в 60-х гг. В уч. Заведениях мн. Стран развёрнутую систему пед. Отчётности, содержащую стандарты и системы измерения результатов работы в соответствии с чётко сформулированными уставными задачами каждого образоват. Учреждения, оценкой потребности в его услугах, фиксированной процедурой проверки (большие возможности для анализа эффективности даёт, напр., систематически проводимая с 60-х гг. В США нац. Оценка успеваемости учащихся, охватывающая все шк. Округа страны).Значит, часть заруб, исследований Э.

О. Посвящена «человеческого капитала» теории, а также науч. Направлениям, выдвигающим на первый план, в противовес инвестиц. Концепции, такие аспекты образования, как его роль в выявлении способностей людей и в профессиональном и социальном их ранжировании («теории фильтра» и примыкающие к ним).Исследования отеч. Учёных, во многом аналогичные разработкам теории «человеческого капитала», начались одновременно с западными, но проводились гораздо менее интенсивно. Осн. Науч. Направления содержали обоснование превращения систем образования в инвестиц. Отрасль в хоз. Структуре общества, а также процессов нематериального накопления, подсчёты величины, структуры и динамики «фонда образования», сопоставление характера воздействия уровня образования и производств, опыта на квалификацию, сложность и оплату труда.Другой блок исследований посвящён связям образования с потребностями «мира труда», профессиональной ориентации и разработке эффективных форм «образования для карьеры».

В этой области сформировались два гл. Направления. Первое основано на прогностич. Определении возможно более конкретных потребностей отраслей в работниках разл. Профессий и специальностей, необ- ходимых для них способностей и склонностей, характера и уровня общей и спец. Подготовки. Второе направление, указывая на неопределённость тенденций будущего и очевидную ненадёжность планирования в условиях динамичных структурных и качеств, изменений, акцентирует преимущества широкого образования, обеспечивающего проф. Мобильность и закладывающего основу для продолжения образования в течение всей жизни человека. В его рамках проводится анализ различий в заработной плате в зависимости от уровня, типа и места полученного образования, причём степень разветвлённости этого анализа позволяет давать весьма индивидуализи-ров.

Информацию как для населения и уч. Заведений, так и для центр, и местных учреждений, ведающих вопросами регионального развития, занятости, переподготовки, социального обслуживания и помощи.Во мн. Странах был проведён анализ спроса, предложения и оплаты труда преподавательских кадров, обнаруживший тесную связь между относительно низким уровнем заработной платы педагогов и качеством обучения. Эти выводы подтвердили правомерность актуальной для мн. Стран тенденции относительного повышения социального статуса преподавателей в целом и в особенности приближения уровня их заработка на низших ступенях образоват. Системы к заработкам на более высоких.Наиб, стабильный раздел Э. О. - финансирование образования. Центр, проблема состоит в том, чтобы найти для каждого типа образования и даже для отд.

Уч. Заведений комбинацию источников финансирования, наиб. Точно соответствующую потребности в его услугах и реальному адресу получателей их экон. Отдачи.Большой обществ, резонанс вызвало исследование амер. Экономистов Э. Хан-сена и Б. Вейсброда, показавших, что из-за особенностей системы налогообложения в Калифорнии население с низкими доходами фактически оплачивало значит, часть издержек вузовского обучения выходцев из состоят, слоев. Признано, что хотя экон. Теория не может определить точной структуры возможных частных и гос. Плательщиков, она может оценить эффект разных альтернативных объёмов и методов финансирования. Это относится, в частности, к выбору наиб, эффективных схем сочетания платы за обучение и разл.

Форм помощи студентам (стипендии, займы, оплачиваемая работа и т. П.).С 80-х гг. На первый план, значительно оттесняя исследования эффективности, выдвигаются вопросы влияния образования на эволюцию социальной структуры общества, поиски возможностей разорвать порочный круг взаимосвязи иму-ществ. Неравенства и различий в образоват. Возможностях. Для решения этой проблемы (напр., в США) проводятся при гос. Поддержке крупномасштабные программы статистич. Наблюдения за учёбой и карьерой групп молодёжи в течение неск. Десятилетий их жизни.В поле интересов Э. О. Постоянно находятся актуальные проблемы. Образование взрослых, в частности переподготовка кадров от безработных до специалистов, обучение разл. Групп населения (отсеявшихся из школ, иммигрантов, фермеров), вопросы «утечки умов» и т.

Д. Потребности этой аналитич. Работы вызвали с 50—60-х гг. Качеств, переворот в развитии образоват. И трудовой статистики заруб, стран.С 50-х гг. Было осуществлено неск. Крупных междунар. Программ, экон. Оценки и рекомендации к-рых становились частью междисциплинарных исследований, тесно переплетались с использованием результатов пед. Поисков и практич. Опыта. В Программе разработки уч. Зданий (под эгидой ЮНЕСКО и Орг-ции экон. Сотрудничества и развития) обобщены спец. Техника и процедуры, превращающие потребности уч. Технологии в т. Н. Индивидуализиров. «образовательные спецификации». Ими руководствуются проектировщики и разработчики уч. Зданий и оборудования. В результате выработана система материального оснащения образоват. Процесса.

Согласно этому, основу обычного «технол. Процесса» образования составляет науч.-пед. Концепция данного уч. Заведения, т.е. Логика, стадийность, потребности творческого труда учащихся и пед. Персонала.В заруб, странах развиваются прикладные экон. Дисциплины. Аналитич. Дисциплина «институциональные исследования», разрабатывающая методы сбора и использования информации для всего цикла хоз. Затрат и оценки их соответствия «технологии» и задачам уч. Процесса для наиб, эффективного использования его ресурсов. В её рамках выделяются направления, такие, как «анализ образоват. Издержек», «анализ эффективности техн. Средств в образовании». Комплексная концепция экономичности охватывает весь жизненный цикл образоват. Фондов (проектирование, стр-во, эксплуатацию, ремонт, ремоделирова-ние).

Для каждой стадии устанавливаются «лимиты издержек» (в частности, приведённые к уч. Месту, единице площади и т. Д.), подлежащие постоянному контролю и строжайшему соблюдению. Детально разработана система сбора первичной информации об издержках.Др. Разновидность прикладной Э. О. Составляют управленч. Дисциплины - основа подготовки специализиров. Менеджеров и администраторов для уч. Заведений (т. Н. Институциональный менеджмент, образоват. Планирование). В них систематизируется практика оперативно-хоз. Деятельности учреждений и органов управления образованием, структуры учёта и отчётности, нормативов, стандартов и регулирующих правовых установок деятельности, процессов финансирования и т. П. Описание организац.-экон. Структур систем образования, уч.

Заведений, их функций, инфраструктуры в разл. Странах относится к дисциплине «сравнительный анализ образоват. Систем».Область науч. Исследований по Э. О. Включает крупные общие проблемы системы образования. Определение общеэкон. Целей, выбор приоритетов, рационализацию методов достижения и поиск источников финансирования. Классич. Пример - использование в странах Запада неблагоприятных для той или иной страны результатов междунар. Сопоставлений с целью обоснования необходимости расширения гос. Финансирования образования.Отеч. Исследования по Э. О. Активизировались в 60-х гг. В 1965 организована Лаборатория по исследованию проблем экономики нар. Образования при МГПИ, к-рая изучала характер и величины воздействия образоват. Уровня рабочих на производительность и качество их труда, их способность к повышению квалификации, умение рационально использовать материалы и оборудование, степень участия в рационализации произ-ва, удовлетворённость трудом и уровень дисциплины.

Деятельность лаборатории способствовала повышению интереса к Э. О. В вузах страны, проведению межвузовских конференций.В рамках АН СССР с нач. 70-х гг. Независимо от союзных образоват. Ведомств в процессе многолетних комплексных исследований была сформулирована и подкреплена расчётами значит, часть актуальных для 90-х гг. Предложений по перестройке образования. Обосновывалась необходимость преодоления отставания материально-финанс. Оснащения системы образования и перехода на многоканальные источники финансирования, поворота к децентрализации управления, к дифференциации общеобразоват. Подготовки в ср. Школе, ликвидации крупных структурных перекосов в профилях послесреднего образования, перехода к многоступенчатому высш.

Образованию, к аккредитации уч. Заведений и др. (головные орг-ции - Ин-т мировой экономики и междунар. Отношений АН, Мин-во высш. И ср. Спец. Образования Рос. Федерации). Были осуществлены экон. Сопоставления развития отеч. Образования с заруб, странами. Однако позитивных результатов борьба против остаточного принципа финансирования образования не достигла.Определённую роль в России в нач. 90-х гг. Сыграли разработки Временного науч.-исследоват. Коллектива «Школа». Этот коллектив, в частности, разрабатывал идею решительного перевода образования страны на последовательно рыночную систему конкуренции между уч. Заведениями за привлечение учащихся, располагающих гос. Финанс. Обязательствами - образоват. Ваучерами. Однако подобные проекты, в течение десятилетий обсуждаемые за рубежом, не осуществлены ещё ни в одной стране.В 1992 организован Рос центр экономики образования при МПГУ, к-рый исследует проблемы хоз механизма учреждений образования, разграничения компетенции федеральных, респ и местных органов управления образованием, разработку систем социальной защиты преподавателей Центр координирует работу ряда пед ин-тов по созданию программ и др уч материалов модернизи-ров курса по Э о Нек-рые из ин-тов приступили к подготовке небольших кон-тингентов менеджеров для уч заведений, вводят преподавание образоват маркетинга и др специализиров курсов экон характераЭкон аспектами общих проблем вузов занимается НИИ высш образования, к-рый координирует исследоват работу по федеральной программе развития образования в целом и по отд направлениям (проблемы гуманитаризации обучения, «утечки умов» и др)Вместе с тем в отеч экон лит-ре и практике Э о трактуется до сих пор гл обр как уч дисциплина по отраслевой экономике В ней обобщаются организа-ционно-экон аспекты деятельности в разрезе всех ступеней и форм обучения, в т ч хоз -управленч функции, структуры затрат и процессов нормирования, планирования и отчетности, характеристики существующей материальной базы и кадрового состава, организации труда и заработной платы преподавателей, порядка финансированияВ социально-экон условиях развития России в 90-х гг содержание учебников Э о устарело по причине радикальной смены юрид и нормативных форм, регулировавших жизнь уч заведений Уч заведения испытывают воздействие всей системы отношений переходного периода Каждое звено системы образования вступает в непосредств связь с рынком труда Оно должно учитывать колебания и структуры заработков данного региона, возможности миграции, приспособленность человека к перемене труда и переобучению, а также обеспечивать взаимодействие с «миром труда» с учетом образоват лага, устанавливать прямые связи с любыми юрид лицами В практику входят разл формы давления обществ сил на органы власти, т с формирование «образоват лобби» типа объединений (союзов, ассоциаций и т и) преподавателей школ, ун-тов, орг-ций, выражающих интересы «потребителей» услуг образования - учащихся, их семей, специалистов-профессионалов, производителей и т и В качестве мощного регулятора развития образования выступает принцип его соответствия потребностям населения и регионаК оси исследоват темам Э о относятся функции менеджеров, их место в системе образоват учреждений, специ-фич критерии для оценок и стимулирования их деятельности, плата за обучение, способы стимулирования качества работы преподавателей, теория неком-мерч орг-ций применительно к уч заве- дениям (ее налоговый статус, возможности привлечения средств и использования доходов, формы ответственности и отчетности и др), проектирование модели предпринимательского отношения учащихся к обучению и воспитанию, включающей как индивидуальные стимулы, так и экон аспект - насыщение отраслей нар х-ва квалифициров специалистами, создание системы индикаторов развития образования, органически включающей представление о комплексном и долговременном характере ущерба от несовершенства образования, его несоответствия потребностям общества Общенац фундаментальная проблема - сохранение и накопление «человеческого капитала» России Ее экон аспект неразрывно связан с проблемами народонаселения, генетики, социологии, педагогики, психологииДля решения отечественной Э о этих задач имеется достаточно детально разработанный в зап лит-ре инструментарий модели и критерии индивидуальных решений о вложениях времени и средств в учебу по сравнению с др альтернативами инвестирования, методики исследований уровней окупаемости разл форм и уровней образования и роли способностей работников, модели запаздывающего спроса на специалистов, факторов выбора выпускниками школ разл уч заведений, зависимостей между уровнем образования, способностями и опытом специалистов, качеством обучения и оплатой преподавателей и дрВ рамках Федеральной программы развития образования в России (1993) специфика исследований Э о в условиях переходного периода определяется тем, что экономика и общество в стране по параметрам удовлетворения потребностей населения и оснащения сферы образования в целом всегда находились ниже того порога насыщения массовой продукцией первой необходимости, к-рый США и др развитые страны перешагнули десятилетия назад Прогресс в отраслях нематериальной сферы требует перехода на новые экон концепции Э оПроблематика исследований Э о резко расширяется прежде всего за счет наиб острых хоз проблем, теоретически необоснованных и решаемых практикой методом проб и ошибок, в первую очередь, это касается новых критериев определения места образоват системы в целом и ее гл компонентов в структуре федеральных и местных приоритетов Необходимо пересмотреть сам принцип подхода к определению величины необходимых средств для развития образования, разработав надежные способы измерения индивидуального и социального ущерба от его отставания С др стороны, нуждается во всестороннем обосновании многоканальный принцип формирования источников ресурсов образования, удовлетворяющий критериям рациональности и социальной справедливостиЛит Кольчугина M Б, ФРГ Образование и экономика, M, 1973, Особенноста процесса накопления в развитых капиталистам странах, M, 1978, гл 1—2, Филип-п о в а Л Д, Высш школа США, M, 1981, Капелюшников P И, Совр бурж концепция формирования рабочей силы кри тич анализ, M, 1981, Соколов А И, Япония Экономика и образование, M, 1982, Экономика нар образования, M, 1986, X p o-менков H А, Экономика образования Уч пособие, M, 1987, Экон концепция развития системы образования, M, 1990, Map цинкевич В И, США человеческий фактор и эффективность экономики, M 1991, Щетинин В II Мясников В А, Экономика образования как наука и уч предмет, СП, 1993, №4, SchultzT W, Investment in human capital the role of education and of research, № V, 1970, BeckerG S, Human capital a theoretical and empincal analysis, with a special refrence to education, № V, 19752B M Марцинкевич/.

Значения в других словарях
Экзистенциализм

Теория и практика воспитания. Экзистенциализм [от позднелат. Ex (s)istentia - существование], или философия существования, как направление философии возник накануне 1-й мировой войны в России (Л. Шестов, Н. А. Бердяев), после 1-й мировой войны в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс, М. Бубер) и в период 2-й мировой войны во Франции (Ж. П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель и др.). В 40—50-х гг. Получил распространение и в др. Европ. Странах. В 60-х гг. - в США. Своими предшественниками экзистенциалисты счи..

Экология И Педагогика

Термин «экология» (от греч. Oikos - дом, жилище и logos - наука) введён в 1866 Э. Геккелем, считавшим предметом исследования экологии связь живых существ со средой. Первоначально экология оставалась в сфере биол. Наук и развивала идеи Ч. Дарвина о многообразных взаимосвязях растений и животных со средой.В совр. Науке понятие «экология» не ограничивается только биол. Рамками. Выделяют социальную, техн., мед. Экологию и др., к-рые вместе с экологией природных систем составляют совр. Комплексную эк..

Экономическая Подготовка В Школе

Преследует цели усвоения учащимися элементарных экон знаний и умений, формирования совр экон мышления, сознат включения в социально-экон отношения и соответствующую практич деятельность Э и включает экон образование и экон воспитание, направленные на приобретение учащимися доступного им целостного понятия о произ-ве, распределении, обмене и потреблении материальных и духовных благНа необходимость Э и подрастающего поколения рус ученые-педагоги указывали еще в 19 в К Д Ушинский, обращая внимание ..

Экскурсия Учебная

(от лат. Excursio - поездка, прогулка), форма организации уч.-воспитат. Процесса, позволяющая проводить наблюдения и изучение разл. Предметов и явлений в естеств. Условиях или в музеях, на выставках и пр.Э. Способствует зарождению и развитию у учащихся интереса к знаниям, мотивации учения, расширяет кругозор школьников, учит рассматривать факты и явления окружающей жизни во взаимосвязи, сравнивать их между собой, делать обобщения и выводы и т. Д.Развитие и распространение экскурсионного метода о..

Дополнительный поиск Экономика Образования Экономика Образования

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Экономика Образования" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Экономика Образования, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 21 символа