Эксперимент

121

(от лат. Experimentum - опыт, проба) в педагогике и психологии, один из основных (наряду с наблюдением) методов науч. Познания, при помощи к-рого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. В пси-хол.-пед. Исследовании направлен на выявление изменений в поведении человека при планомерном манипулировании определяющими это поведение факторами (переменными). Правильно поставленный Э. Позволяет проверять гипотезы о причинно-следственных отношениях, не ограничиваясь констатацией связи (корреляции) между переменными. В отличие от наблюдения, когда исследователь пассивно ждёт проявления интересующих его процессов, в Э. Он создаёт необходимые для их возникновения условия. Существ, черта Э.

- строгое выделение одного исследуемого фактора или его вариаций (независимая переменная) и регистрация тех изменений, к-рые связаны с действием этого фактора (зависимая переменная). Поскольку в педагогике и психологии абс. Изоляция фактора невозможна, выделение его осуществляется обычно подбором и сравнит, изучением двух ситуаций, двух групп испытуемых и т. Д., в одной из к-рых данный фактор налицо, а в другой отсутствует, или в одной он действует в заведомо слабой степени, а в другой - в заведомо сильной.Процедура Э. Состоит в направленном создании или подборе таких условий, к-рые обеспечивают надёжное выделение изучаемого фактора, и в регистрации изменений, связанных с его действием.Чаще всего в психол.-пед.

Э. Имеют дело с 2 группами. Экспериментальной, в к-рую включается изучаемый фактор, и контрольной, в к-рой он отсутствует.Экспериментатор по своему усмотрению может видоизменять условия проведения опыта и наблюдать последствия такого изменения. Это, в частности, даёт возможность находить наиб, рациональные приёмы в уч.-воспитат. Работе с учащимися. Напр., меняя условия заучивания того или иного уч. Материала, можно установить, при каких условиях запоминание будет наиб, быстрым, прочным и точным. Проводя исследования при одинаковых условиях с разными испытуемыми, экспериментатор может установить возрастные и индивидуальные особенности протекания психич. Процессов у каждого из них.Э. Различаются по форме проведения, кол-ву переменных, целям и характеру организации исследования.По форме проведения выделяют 2 осн.

Вида Э. - лабораторный и естественный.Лабораторный Э. Проводится в спе- циально организованных искусств, условиях, призванных обеспечить чистоту результатов. Для этого устраняются побочные влияния всех одновременно происходящих процессов. Лабораторный Э. Позволяет с помощью регистрирующих приборов точно измерить время протекания психич. Процессов, напр, быстроту реакции человека, скорость формирования учебных, трудовых навыков. Его применяют в тех случаях, когда необходимо получить точные и надёжные показатели при строго определённых условиях. Более ограниченное применение имеет лабораторный Э. При исследовании проявлений личности, характера. С одной стороны, здесь сложен и многогранен объект исследования, с другой - известная искусственность лабораторной ситуации представляет большие трудности.

Исследуя проявления личности в искусственно созданных особых условиях, в частной, ограниченной ситуации, мы далеко не всегда имеем основания заключить, что аналогичные проявления будут характерны для этой же личности в естественных жизненных обстоятельствах. Искусственность экспе-рим. Обстановки является существ, недостатком данного метода. Она может повлечь нарушение естеств. Хода исследуемых процессов. Напр., запоминая важный и интересный уч. Материал, ученик достигает иных результатов, чем когда ему предлагается в необычных условиях запомнить эксперим. Материал, непосредственно не представляющий для ребёнка интереса. Поэтому лабораторный Э. Должен быть тщательно организован и по возможности сочетаться с другими, более естеств.

Методиками. Данные лабораторного Э. Представляют в основном теоретич. Ценность. Выводы, сделанные на их основании, могут быть распространены на реальную жизненную практику с известными ограничениями.Указанные недостатки лабораторного Э. В нек-рой мере устраняются при организации естественного Э. Впервые этот метод был предложен в 1910 А. Ф. Лазур-ским на 1-м Всерос. Съезде по эксперим. Педагогике. Естеств. Э. Проводится в обычных условиях в рамках привычной для испытуемых деятельности, напр. Уч. Занятий или игры. Зачастую созданная экспериментатором ситуация может остаться вне сознания испытуемых. В этом случае положительным для исследования фактором является полная естественность их поведения. В др. Случаях (напр., при изменении методики преподавания, шк.

Оборудования, режима дня и т. П.) эксперим. Ситуация создаётся открыто, т. О., что сами испытуемые делаются участниками её создания. Такое исследование требует особенно тщательного планирования и подготовки. Его имеет смысл использовать, когда данные надо получить в предельно короткие сроки и без помех для осн. Деятельности испытуемых. Существ, недостаток естеств. Э. - неизбежное наличие неконтролируемых помех, т. Е. Факторов, влияние к-рых не установлено и не может быть количественно измерено.По числу изучаемых переменных различают одномерный и многомерный Э. Одномерный Э. Предполагает выделение в исследовании одной зависимой и одной независимой переменной. Он чаще всего реализуется в лабораторном Э. В естественном Э. Утверждается идея изучения явлений не изолированно, а в их взаимосвязи и взаимозависимости.

Поэтому здесь чаще всего реализуется многомерный Э. Он требует одновременного измерения множества сопутствующих признаков, независимость к-рых заранее неизвестна. Анализ связей между множеством изучаемых признаков, выявление структуры этих связей, её динамики под влиянием обучения и воспитания являются осн. Целью многомерного Э.По целям различают констатирующий и формирующий Э. Цель констатирующего Э. -измерение наличного уровня развития (напр., уровня развития абстрактного мышления, морально-волевых качеств личности и т. П.). Т. О., получается первичный материал для организации формирующего Э.Формирующий (преобразующий, обучающий) Э. Ставит своей целью не простую констатацию уровня сформированное™ той или иной деятельности, развития тех или иных сторон психики, а их активное формирование или воспитание.

В этом случае создаётся специальная эксперим. Ситуация, к-рая позволяет не только выявить условия, необходимые для организации требуемого поведения, но и экспериментально осуществить целенаправленное развитие новых видов деятельности, сложных психич. Функций и глубже раскрыть их структуру. Формирующий Э. Широко используется при изучении конкретных путей формирования личности ребёнка, обеспечивая соединение психол. Исследований с пед. Поиском и проектированием наиб, эффективных форм уч.-воспитат. Процесса. Теоретич. Основой формирующего Э. Является концепция о ведущей роли обучения и воспитания в психич. Развитии.Результаты эксперим. Исследования часто представляют собой не выявленную закономерность, устойчивую зависимость, а ряд более или менее полно зафиксированных эмпирич.

Фактов. Таковы, напр., полученные в результате Э. Описания игровой деятельности детей (см. Игра), эксперим. Данные о влиянии на к.-л. Деятельность такого фактора, как присутствие др. Людей, и связанный с этим мотив соревнования. Эти данные, носящие часто описательный характер, не дают ещё психол. Механизма явлений и представляют лишь более определённый материал, сужающий дальнейшую сферу поиска. Поэтому результаты Э. В педагогике и психологии нередко следует рассматривать как промежуточный материал и исходную основу для дальнейшей исследоват. Работы.Лит Естеств эксперимент и его шк применение, под ред Л Ф Лазурского, II, 1918, P а м у л К А, Введение и методы экспе-рим психологии, Тарту, 1965, Ф p с с с II, Эксперим метод, в кн Эксперим психология, ред -сост II Фресс, Ж Пиаже, пер с франц, в 1—2, M, 1966, Готтсданкер Р, Основы психол эксперимента, пер с франц, M, 1982, Теплое Б М,Об объективном методе в психологии, Избр тр, т 2, M, 1985, Громыко Ю В, Давыдов В В, Концепция экспериментальной работы в сфере образования, II, 1994, №6, M с С а 11 W А, How to expenment in education, № V, 1923, Lindquist E F Design and analysis of expenments m psychology and education, Boston, [1953] A M Матюшкин, А Т Ямпольский..

Значения в других словарях
Эксперимент

(от лат. Experimentum — проба, опыт) метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Отличаясь от наблюдения (См. Наблюдение) активным оперированием изучаемым объектом, Э. Осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов. Нередко главной задачей Э. Служит проверка гипотез и предсказаний теории, имеющих принципиальное значение (так называемый решающий Э.). В связи с этим Э., как одна из..

Эксперимент

ЭКСПЕРИМЕНТ (от лат. Experimentum - проба - опыт), метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества.. ..

Эксперимент

ЭКСПЕРИМЕНТ (от латинского experimentum - проба, опыт), метод> познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества. Нередко главной задачей эксперимента служит проверка гипотез и предсказаний теории (так называемый решающий эксперимент).. ..

Эксперимент

Никто не верит в гипотезу, за исключением того, кто ее выдвинул, но все верят в эксперимент, за исключением того, кто его проводил. Никаким количеством экспериментов нельзя доказать теорию. Но достаточно одного эксперимента, чтобы ее опровергнуть. Альберт Эйнштейн Чем дальше эксперимент от теории, тем ближе он к Нобелевской премии. Фредерик Жолио-Кюри Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не открытие, а закрытие. Петр Капица Эксперимент должен быть воспроизводимым, то есть терпеть неуд..

Эксперимент

(лат.). Первый опыт. Все то, что употребляет естествоиспытатель, чтобы заставить действовать при известных условиях, силы природы, как бы искусственно вызывая явления, встречающиеся в ней.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)лат. Experimentum, от experiri, испытать. Опыт.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)опыт.(Источник. "Полный словарь иностран..

Эксперимент

См. Испытание, опыт.... ..

Эксперимент

М. Лат. Опыт. -тальная физика, химия, опытная, с опытами, либо прикладная к делу. Эксперт м. Знаток, сведущий и опытный в деле человек, и присяжный знаток, понятой.. ..

Эксперимент

М.1) Научно поставленный опыт.2) Любой опыт, любая попытка, проба осуществить что-л. Каким-л. Способом.. ..

Эксперимент

ЭКСПЕРИМЕ́НТ -а. М. [лат. Experimentum]. ..

Эксперимент

-а, м. 1. То же, что опыт (в 3 знач.). Химический э. 2. Попытка сделать, предпринять что-н. (новое, ранее не испытанное). Смелый э. Рискованные эксперименты. II прил. Экспериментальный, -ая, -ое (к 1 знач.). Э. Психологический тест. Экспериментальным путём, установить чтю-п.. ..

Эксперимент

Эксперимента, м. (латин. Experimentum) (книжн.). Научно поставленный опыт. Химический эксперимент. Физический эксперимент. Произвести эксперимент. || Вообще опыт, попытка. Воспитательная работа не допускает рискованных экспериментов над детьми.. ..

Эксперимент

Голландское – experiment (опыт, испытание).. ..

Эксперимент

Экспериме́нт начиная с Ф. Прокоповича. См. Смирнов 346. Вероятно, через нем. Ехреrimеnt (с XVII в., в медицине. См. Шульц I, 189 и сл.) из лат. Ехреrīmеntum "опыт", едва ли через польск. Еksреrуmеnt (Смирнов), судя по месту ударения.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Эксперимент

(лат. Experimentum - опыт, проба) - изучение, исследование явлений и процессов путем их воспроизведения, моделирования в искусственных или естественных условиях. Возможности экономических Э. Весьма ограничены, так как очень сложно воспроизвести реальные условия, многократно повторять Э., к тому же приходится экспериментировать на людях, субъектах хозяйства, что может привести к неблагоприятным социальным последствиям.. ..

Эксперимент

(лат. Experimentum - опыт, проба) - изучение, исследование явлений и процессов путем их воспроизведения, моделирования в искусственных или естественных условиях. Возможности экономических Э. Весьма ограничены, так как очень сложно воспроизвести реальные условия, многократно повторять Э., к тому же приходится экспериментировать на людях, субъектах хозяйства, что может привести к неблагоприятным социальным последствиям.. ..

Эксперимент

(лат. Experimentum — опыт, доказательство). ..

Эксперимент

- см. Следственный эксперимент, Судебный эксперимент.. ..

Эксперимент

- см. Метод эксперимента.. ..

Эксперимент

— в геологии, литологии, палеогеографии, воспроизведение сущности природных явлений в лабораторных научно контролируемых условиях. Долгое время это направление в геол. Исследованиях слабо развивалось н даже ставилось под сомнение из-за трудности правильной оценки длительности геол. Процессов с элементами неповторимости их развития. Первые выдающиеся экспериментальные исследования в геологии связаны с именами Ломоносова (XVIII в.), а также Холла, Добре н многих др. (XIX в.). Но лишь в середине XX..

Эксперимент

(от лат. Experimentum - проба, опыт), метод познания, при помощи к-рого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества. Схема экспериментального полёта космических кораблей "Аполлон" и "Союз".. ..

Эксперимент

(от лат. Experimentum. ..

Эксперимент

(от лат. Experimentum проба, опыт) - метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются некоторое явления. Отличаясь от наблюдения активным оперированием изучаемым объектом, осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов. Нередко главной задачей служит проверка гипотез и предсказаний теории, имеющих принципиальное значение (так называемый решающий эксперимент). В связи с этим эксперимент, как одна из форм практи..

Эксперимент

театр миниатюр (площадь Льва Толстого, 2), создан в 1979 в системе Ленконцерта. Самостоятельность получил в 1983. Основатель и главный режиссер В. В. Харитонов. В репертуаре спектакли. «Михаил Дудин». «Одесская свадьба» М. М. Жванецкого, «Оптимистические записки» А. М. Володина, «Плотницкие рассказы» по В. И. Белову, «Лицедеи» (все 1979), «Итальянские анекдоты» Э. Де Филиппе (1985), «Алейхем-Шолом» по Шолом-Алейхему (1988), «Процесс» по Ф. Кафке (1989). В труппе (1990). О. Д. Зорин, Л. С. Малк..

Эксперимент

– проба, опыт – научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, а также попытка осуществить что-либо опытным путем, на практике, например социалистический Э. В СССР.. ..

Эксперимент

ЭКСПЕРИМЕНТ (лат. Experimentum - проба, опыт) - метод эмпирического познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях (зачастую специально конструируемых) получают знание относительно связей (чаще всего причинных) между явлениями и объектами или обнаруживают новые свойства объектов или явлений. Э. Могут быть натурными и мысленными. Натурный Э. Проводится с объектами и в ситуациях самой изучаемой действительности и предполагает, как правило, вмешательство экспериментатора в ес..

Эксперимент

(лат. Experimentum - проба, опыт) - метод эмпирического познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях (зачастую специально конструируемых) получают знание относительно связей (чаще всего причинных) между явлениями и объектами или обнаруживают новые свойства объектов или явлений. Э. Могут быть натурными и мысленными. Натурный Э. Проводится с объектами и в ситуациях самой изучаемой действительности и предполагает, как правило, вмешательство экспериментатора в естественный х..

Экономическая Подготовка В Школе

Преследует цели усвоения учащимися элементарных экон знаний и умений, формирования совр экон мышления, сознат включения в социально-экон отношения и соответствующую практич деятельность Э и включает экон образование и экон воспитание, направленные на приобретение учащимися доступного им целостного понятия о произ-ве, распределении, обмене и потреблении материальных и духовных благНа необходимость Э и подрастающего поколения рус ученые-педагоги указывали еще в 19 в К Д Ушинский, обращая внимание ..

Экскурсия Учебная

(от лат. Excursio - поездка, прогулка), форма организации уч.-воспитат. Процесса, позволяющая проводить наблюдения и изучение разл. Предметов и явлений в естеств. Условиях или в музеях, на выставках и пр.Э. Способствует зарождению и развитию у учащихся интереса к знаниям, мотивации учения, расширяет кругозор школьников, учит рассматривать факты и явления окружающей жизни во взаимосвязи, сравнивать их между собой, делать обобщения и выводы и т. Д.Развитие и распространение экскурсионного метода о..

Эксперимент Учебный

См. Лабораторные занятия.. ..

Экспериментальная Педагогика

Направление в психологии и педагогике, ставившее целью всестороннее исследование ребенка и обоснование пед теории экспериментальным путем Возникло в кон 19 в, когда была доказана возможность применения исследоват эксперимента к изучению детей Термин «Э и » предложен в нач 20 в Э Мейма-ном Изучение ребенка в целях построения пед теории предпринималось учеными разных специальностей и велось в неск направлениях изучение закономерностей психич и физич развития подрастающих поколений, исследование ум..

Дополнительный поиск Эксперимент Эксперимент

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Эксперимент" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эксперимент, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 11 символа