Эксперимент
(от лат. Experimentum - опыт, проба) в педагогике и психологии, один из основных (наряду с наблюдением) методов науч. Познания, при помощи к-рого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. В пси-хол.-пед. Исследовании направлен на выявление изменений в поведении человека при планомерном манипулировании определяющими это поведение факторами (переменными). Правильно поставленный Э. Позволяет проверять гипотезы о причинно-следственных отношениях, не ограничиваясь констатацией связи (корреляции) между переменными. В отличие от наблюдения, когда исследователь пассивно ждёт проявления интересующих его процессов, в Э. Он создаёт необходимые для их возникновения условия. Существ, черта Э.
- строгое выделение одного исследуемого фактора или его вариаций (независимая переменная) и регистрация тех изменений, к-рые связаны с действием этого фактора (зависимая переменная). Поскольку в педагогике и психологии абс. Изоляция фактора невозможна, выделение его осуществляется обычно подбором и сравнит, изучением двух ситуаций, двух групп испытуемых и т. Д., в одной из к-рых данный фактор налицо, а в другой отсутствует, или в одной он действует в заведомо слабой степени, а в другой - в заведомо сильной.Процедура Э. Состоит в направленном создании или подборе таких условий, к-рые обеспечивают надёжное выделение изучаемого фактора, и в регистрации изменений, связанных с его действием.Чаще всего в психол.-пед.
Э. Имеют дело с 2 группами. Экспериментальной, в к-рую включается изучаемый фактор, и контрольной, в к-рой он отсутствует.Экспериментатор по своему усмотрению может видоизменять условия проведения опыта и наблюдать последствия такого изменения. Это, в частности, даёт возможность находить наиб, рациональные приёмы в уч.-воспитат. Работе с учащимися. Напр., меняя условия заучивания того или иного уч. Материала, можно установить, при каких условиях запоминание будет наиб, быстрым, прочным и точным. Проводя исследования при одинаковых условиях с разными испытуемыми, экспериментатор может установить возрастные и индивидуальные особенности протекания психич. Процессов у каждого из них.Э. Различаются по форме проведения, кол-ву переменных, целям и характеру организации исследования.По форме проведения выделяют 2 осн.
Вида Э. - лабораторный и естественный.Лабораторный Э. Проводится в спе- циально организованных искусств, условиях, призванных обеспечить чистоту результатов. Для этого устраняются побочные влияния всех одновременно происходящих процессов. Лабораторный Э. Позволяет с помощью регистрирующих приборов точно измерить время протекания психич. Процессов, напр, быстроту реакции человека, скорость формирования учебных, трудовых навыков. Его применяют в тех случаях, когда необходимо получить точные и надёжные показатели при строго определённых условиях. Более ограниченное применение имеет лабораторный Э. При исследовании проявлений личности, характера. С одной стороны, здесь сложен и многогранен объект исследования, с другой - известная искусственность лабораторной ситуации представляет большие трудности.
Исследуя проявления личности в искусственно созданных особых условиях, в частной, ограниченной ситуации, мы далеко не всегда имеем основания заключить, что аналогичные проявления будут характерны для этой же личности в естественных жизненных обстоятельствах. Искусственность экспе-рим. Обстановки является существ, недостатком данного метода. Она может повлечь нарушение естеств. Хода исследуемых процессов. Напр., запоминая важный и интересный уч. Материал, ученик достигает иных результатов, чем когда ему предлагается в необычных условиях запомнить эксперим. Материал, непосредственно не представляющий для ребёнка интереса. Поэтому лабораторный Э. Должен быть тщательно организован и по возможности сочетаться с другими, более естеств.
Методиками. Данные лабораторного Э. Представляют в основном теоретич. Ценность. Выводы, сделанные на их основании, могут быть распространены на реальную жизненную практику с известными ограничениями.Указанные недостатки лабораторного Э. В нек-рой мере устраняются при организации естественного Э. Впервые этот метод был предложен в 1910 А. Ф. Лазур-ским на 1-м Всерос. Съезде по эксперим. Педагогике. Естеств. Э. Проводится в обычных условиях в рамках привычной для испытуемых деятельности, напр. Уч. Занятий или игры. Зачастую созданная экспериментатором ситуация может остаться вне сознания испытуемых. В этом случае положительным для исследования фактором является полная естественность их поведения. В др. Случаях (напр., при изменении методики преподавания, шк.
Оборудования, режима дня и т. П.) эксперим. Ситуация создаётся открыто, т. О., что сами испытуемые делаются участниками её создания. Такое исследование требует особенно тщательного планирования и подготовки. Его имеет смысл использовать, когда данные надо получить в предельно короткие сроки и без помех для осн. Деятельности испытуемых. Существ, недостаток естеств. Э. - неизбежное наличие неконтролируемых помех, т. Е. Факторов, влияние к-рых не установлено и не может быть количественно измерено.По числу изучаемых переменных различают одномерный и многомерный Э. Одномерный Э. Предполагает выделение в исследовании одной зависимой и одной независимой переменной. Он чаще всего реализуется в лабораторном Э. В естественном Э. Утверждается идея изучения явлений не изолированно, а в их взаимосвязи и взаимозависимости.
Поэтому здесь чаще всего реализуется многомерный Э. Он требует одновременного измерения множества сопутствующих признаков, независимость к-рых заранее неизвестна. Анализ связей между множеством изучаемых признаков, выявление структуры этих связей, её динамики под влиянием обучения и воспитания являются осн. Целью многомерного Э.По целям различают констатирующий и формирующий Э. Цель констатирующего Э. -измерение наличного уровня развития (напр., уровня развития абстрактного мышления, морально-волевых качеств личности и т. П.). Т. О., получается первичный материал для организации формирующего Э.Формирующий (преобразующий, обучающий) Э. Ставит своей целью не простую констатацию уровня сформированное™ той или иной деятельности, развития тех или иных сторон психики, а их активное формирование или воспитание.
В этом случае создаётся специальная эксперим. Ситуация, к-рая позволяет не только выявить условия, необходимые для организации требуемого поведения, но и экспериментально осуществить целенаправленное развитие новых видов деятельности, сложных психич. Функций и глубже раскрыть их структуру. Формирующий Э. Широко используется при изучении конкретных путей формирования личности ребёнка, обеспечивая соединение психол. Исследований с пед. Поиском и проектированием наиб, эффективных форм уч.-воспитат. Процесса. Теоретич. Основой формирующего Э. Является концепция о ведущей роли обучения и воспитания в психич. Развитии.Результаты эксперим. Исследования часто представляют собой не выявленную закономерность, устойчивую зависимость, а ряд более или менее полно зафиксированных эмпирич.
Фактов. Таковы, напр., полученные в результате Э. Описания игровой деятельности детей (см. Игра), эксперим. Данные о влиянии на к.-л. Деятельность такого фактора, как присутствие др. Людей, и связанный с этим мотив соревнования. Эти данные, носящие часто описательный характер, не дают ещё психол. Механизма явлений и представляют лишь более определённый материал, сужающий дальнейшую сферу поиска. Поэтому результаты Э. В педагогике и психологии нередко следует рассматривать как промежуточный материал и исходную основу для дальнейшей исследоват. Работы.Лит Естеств эксперимент и его шк применение, под ред Л Ф Лазурского, II, 1918, P а м у л К А, Введение и методы экспе-рим психологии, Тарту, 1965, Ф p с с с II, Эксперим метод, в кн Эксперим психология, ред -сост II Фресс, Ж Пиаже, пер с франц, в 1—2, M, 1966, Готтсданкер Р, Основы психол эксперимента, пер с франц, M, 1982, Теплое Б М,Об объективном методе в психологии, Избр тр, т 2, M, 1985, Громыко Ю В, Давыдов В В, Концепция экспериментальной работы в сфере образования, II, 1994, №6, M с С а 11 W А, How to expenment in education, № V, 1923, Lindquist E F Design and analysis of expenments m psychology and education, Boston, [1953] A M Матюшкин, А Т Ямпольский..
Дополнительный поиск Эксперимент
На нашем сайте Вы найдете значение "Эксперимент" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эксперимент, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Э". Общая длина 11 символа