Экспериментальные Школы

137

Уч-воспитат учреждения, предназначенные для проверки, выработки или обоснования новых для своего времени пед идей, а также практич опыта учителей и педагогов Начали возникать в странах Зап Европы в 17—18 вв В школе в Шарошпатаке (1650—54) под руководством Я А Каменского были реализованы нек-рые его дидактич идеи Т и учреждения А Г Франке, сложившиеся к нач 18 в в Глаухау (Германия), были предшественниками школ реального образования Филантропины (см Филантропизм) способствовали распространению новых взглядов на воспитание и активных методов обучения, предлагавшихся в теоретич трудах Ж Ж Руссо, И Б Базедова и др Деятельность в нач 19 в опытно-экспе-рим учреждений под руководством И Г Песталоцци («Учреждение для бедных» в Нейхофе, приют в Станце, ин-ты в Бургдорфе и Ивердоне) послужила выра ботке им концепции развивающего обученияПроцесс создания Э III и др уч -воспитат учреждений особенно интенсивно протекал в кон 19 - нач 20 вв, когда резко обозначился кризис традиц школы, не удовлетворявшей требованиям обществ и экон развитияНа рубеже 19 и 20 вв Э III получили значит распространение вместе с концепциями «реформаторской педагогики», «нового воспитания», гл обр на уровне ср образования Наряду с общими чертами в отд странах эти уч -воспитат учреждения имели свои особенности В Англии «новые школы» в Абботсхольме под руководством С Редди и в Бидэле под руководством Дж Бедли уделяли повышенное внимание естеств -науч образованию, ручному труду, шк самоуправлению В Германии в однотипных с «новыми школами» «сел воспитат домах» под руководством Г Литца, Г Винекена, II Гехееба сложились нетрадиц для школы формы уч -воспитат работы лекции, объединения учащихся в небольшие уч группы, широкое использование в пед работе занятий по иск-ву В Бельгии «новая школа» Бьерж под руководством Ф де Васконсе-лоса практиковала совместные уч занятия учащихся разного возраста, дет самоуправление Во Франции в школе Рош под руководством Э Демолена, а затем Ж Бертье была реформирована программа и методика преподавания древних и новых языков В Швейцарии «новые школы» активно обучали ручному труду и иностр языкамВ нач 20 в Э III возникли в системе массового нач образования В Германии такие учреждения следовали идеям «трудовой школы» (в Мюнхене - проф подготовки, Дортмунде и Аугсбурге - труда как элемента формирования общей культуры, Гамбурге и Лейпциге - трудового обучения как средства умственного развития) В Бельгии школа под руководством О Декроли сообразно идее приведения обучения в соответствие с особенностями дет мышления практиковала метод «центров интереса» В США «лабораторная школа» под руководством Д Дьюи и другие Э III, созданные под ее влиянием, стремились воплотить идеи прагматистской педагогикиВ 20—30-х гг действовали Э III в Германии - при Йенском ун-те (руководитель П.

Петерсен), бременская «шк. Община» (Г. Шаррельман), берлинские опытные школы, дрезденская школа (Г. Швенцер), вальдорфская школа в Штутгарте (Р. Штейнер), школа под руководством Г. Ланга и др. Во Франции - школа под руководством С. Френэ, в США - Э. Коллингса, К. Уошборна, А. Флекснера (см. Метод проектов), в Великобритании - Бикон Хилл под руководством Д. И Б. Рассел, в Швейцарии - Дю Май под руководством Р. Дотрена и др. В системе ср. Образования появились Э. Ш. Более демократичные по составу учащихся и пед. Установкам. В Великобритании - Саммерхилл под руководством А. Нила. В Германии - Э. Ш. Берлина, Бремена, Гамбурга, Магдебурга. В США - школа под руководством Е. Паркхерст и др.В зап.-европ. Гос-вах и в США 50—60-х гг. Деятельность Э. Ш. Почти полностью направлялась шк.

Ведомствами, а также н.-и, пед. Центрами. С кон. 60-х гг. Сначала в США, а затем в странах Зап. Европы возникли как экспериментальные т. Н. Альтернативные школы.В России с кон. 50-х гг. 19 в. Предпринимались попытки создания нар. Школ, основанных на авторских пед. Принципах (Яснополянская школа Л. Н. Толстого, Таврическое уч-ще М. О. Косинского, уч. Заведения Н. Ф. Бунакова, М. А. Богдановой-Быковой. Школа С. А. Рачин-ского). Идеи самоуправления, творческого труда детей, укрепления сотрудничества с родителями учащихся проводили в жизнь Дом свободного ребёнка во главе с К. Н. Вентцелем и уч.-воспитат. Учреждения под руководством С. Т. Шацкого.После 1917 созданы опытно-показательные учреждения Наркомпроса, деятельность к-рых носила экспериментальный и одновременно науч.-пропагандистский характер.

В их систему входили опытные школы, школы-коммуны, дет. Городки, эксперим. Станции по нар. Образованию и т. П. В 20—30-х гг. В СССР действовали как экспериментальные уч.-воспитат. Учреждения под руководством А. С. Макаренко.После 1945 в СССР в нескольких школах Москвы, Горького, Свердловска и Ленинграда были созданы образцовые кабинеты для ведения науч. И уч.-метод, исследований. К нач. 1950 эксперим.-опытная работа осуществлялась более чем в 40 уч.-воспитат. Учреждениях, деятельность к-рых координировалась с планами ин-тов АПН РСФСР. В 1966 насчитывалось 9 базовых школ АПН, ряд к-рых имел статус школы-лаборатории, а их пед. Коллективы состояли из шк. Работников и науч. Сотрудников акаде-мич. Ин-тов. Эти базовые школы вели опытно-эксперим.

Работу по определению программы и средств воспитания учащихся 8-летней и ср. Школ (№ 710, Москва. N° 18, Павловский Посад Моск. Обл.), воспитания в школах-интернатах (№ 5, 10, 12, 72, Москва, Яснополянская школа в Тульской обл., Сафоновскаяu i кол а в Смоленской обл.), дифференциации обучения в ср. Школе (№ 710, Москва), изменению структуры и программы нач. Обучения (№ 91, Москва, школа памяти В. И. Ленина в Подмосковье) и др.В 1987 при АПН СССР насчитывалось 14 базовых Э. Ш. Значит, опытную работу провели в 60—80-х гг. Ряд школ, не имевших статуса базовых академических. Павлышская ср. Школа Кировоградской обл. Под руководством В. А. Сухом-линского, ряд школ под руководством М. П. Щетинина, школа в Донецке (руководитель В. Ф. Шаталов), а также учреждения под руководством Л.

В. Зан-кова, Ш. А. Амонашвили. Опытная работа по проектированию модели школы будущего проводилась под руководством M. H. Скаткина и др.В структуре РАО в сер. 90-х гг. Насчитывалось 14 эксперим. Образоват. Учреждений. Статус Э. Ш. Или эксперим. Образоват. Учреждений в Рос. Федерации присваивается школе (с нач. 90-х гг.) решением учредителя (в т. Ч. Гос. Или муниципального органа). См. Также Авторская школа.Лит. Передовые школы и воепитат. Учреждения Европы и Америки, М., 1912—14. Ферьер А., Из опыта новой школы Запада, пер. С франц., М.-Л., 1926. Новые пути заруб, педагогики. Интернац. Сб., под ред. С. В. Иванова и Н. Н. Иорданского, М., 1927. Уошборн К., Новые школы Зап. Европы, пер. С англ., М., 1928. Новые системы образоват. Работы в школах Европы и Сев. Америки, под ред.

С. В. Иванова и H. H. Иорданского, М., 1930. Пед. Искания в Европе и Америке, под ред. М. М. Штейнгауз, М., 1930. Кай-ров И. А., Очерки деятельности Академии пед. Наук РСФСР, М., 1973. Д ж у p и н-ский А. Н., Зарубежная школа. Совр. Состояние и тенденции развития, М., 1993 (гл. 4). Foulquie Р., Les ecoles nouvelles, Р., 1948. Ferriere A., L'ecole active a travers l'Europe, Lilie, 1949. The open classroom reader, N. Y., [1973]. Experimental school revisited. Bulletins of bureau of educational expenments, N. Y., 1973. Szkoty eksperymentalne w swiecie. 1900- 1975, pod red. W Okonia, Warsz., 1977. S w i d-ler A., Organization without authority. Dilemmas of social control in free schools, Camb.-L., 1979. A. H. Джуринский..

Значения в других словарях
Эксперимент Учебный

См. Лабораторные занятия.. ..

Экспериментальная Педагогика

Направление в психологии и педагогике, ставившее целью всестороннее исследование ребенка и обоснование пед теории экспериментальным путем Возникло в кон 19 в, когда была доказана возможность применения исследоват эксперимента к изучению детей Термин «Э и » предложен в нач 20 в Э Мейма-ном Изучение ребенка в целях построения пед теории предпринималось учеными разных специальностей и велось в неск направлениях изучение закономерностей психич и физич развития подрастающих поколений, исследование ум..

Эльконин Даниил Борисович

[16(29).11.1904, дер. М. Перещепина, ныне в Полтавской обл., Украина, - 4.10.1984, Москва], психолог, ч.-к. АПН СССР (1968), дер пед. Наук (1962), проф. (1965). Ученик Л. С. Выготского. Окончил психоневрологич. Отделение ЛГПИ (1927). Пед. Деятельность начал в 1922 в Дергачёвской колонии для малолетних правонарушителей (Полтавская обл.). Вёл науч.-пед. Работу в ЛГПИ (с 1928), Ленингр. Коммунистич. Пед. Ин-те (с 1938). В 1941—45 в действующей армии. С 1945 в Военно-пед. Ин-те Сов. Армии (Москва), ..

Эмоции

(от лат emoveo - потрясаю, волную), переживание человеком его отношения к окружающему миру и самому себе Э проявляются в виде удовольствия, радости, страха и т и Будучи тесно связанными с потребностями, Э отражают в форме непосредств переживаний значимость для субъекта явлений и ситуаций и служат одним из гл механизмов внутр регуляции психич деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей Э представляют собой активное состояние системы спец мозговых структур, поб..

Дополнительный поиск Экспериментальные Школы Экспериментальные Школы

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Экспериментальные Школы" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Экспериментальные Школы, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 23 символа