Эмоции

235

(от лат emoveo - потрясаю, волную), переживание человеком его отношения к окружающему миру и самому себе Э проявляются в виде удовольствия, радости, страха и т и Будучи тесно связанными с потребностями, Э отражают в форме непосредств переживаний значимость для субъекта явлений и ситуаций и служат одним из гл механизмов внутр регуляции психич деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей Э представляют собой активное состояние системы спец мозговых структур, побуждающее субъекта изменить поведение с целью минимизации (ослабления, предотвращения) или максимизации (усиления, повторения) этого состоянияВозникающие у человека на базе высших, социально детерминиров потребностей Э принято называть чувствами - интеллектуальными, эстетическими, нравственными Обычно в экстремальных условиях сильные, бурно протекающие Э носят название аффектов Длительно сохраняющееся, относительно ровное и не ярко выраженное эмоцион состояние называют настроением В зависимости от преобладания активирующего или угнетающего влияния на поведение Э определяют как стенические или астенические Ситуации, в к-рых удовлетворение важных для субъекта потребностей оказывается хронически затрудненным, порождают стойкое эмоционально отри-цат напряжение - эмоциональный стресс, способствующий развитию неврозов и психосоматических заболеванийПоскольку в Э представлены потребность, степень прединформированности субъекта и значимость вновь поступающей информации, Э могут служить индикатором этих трех компонентов высшей нервной деятельности Потребности придают Э их качеств специфичностьВ зависимости от характера потребностей человека (витальные, или биологические, социальные, идеальные) выделяют соответствующие им группы эмоцион реакций, возникающих в связи с удовлетворением (или неудовлетворением) этих потребностей Одновременно актуализация неск потребностей, каждой из к-рых присуща та или иная вероятность удовлетворения, способна породить сложное эмоцион состояние, включающее как положит, так и отри-цат Э В случае конфликта мотиваций конкурирующие потребности сочетаются со столь же разл Э, к-рые, т о, приобретают важнейшее значение в процессе трансформации потребностей, в их усилении, ослаблении и смене мотивац доминант Э можно классифицировать также по характеру взаимодействия субъекта с объектами удовлетворения его потребностей Взаимодействие может быть контактным (уже происходящим) или дистанционным, в виде овладения этими объектами, защиты от вредоносных факторов и преодоления препятствий на пути к цели В соответствии с этим выделяют 4 пары оси Э удовольствие - отвращение, радость - горе, уверенность - страх, торжество - яростьКак отражение к -л актуальной потребности (ее качества и степени выраженности) и возможности ее удовлетворения, к-рую субъект непроизвольно оценивает на основе врожденного и приобретенного индивидуального опыта, Э выполняют отражательн о-о ц е-ночную функцию Они отражают предметы и события окружающей среды в их отношении к актуальным потребностям личности, выявляя значимость для нее этих предметов и событий Т о, в отношении генеза эмоцион реакций можно говорить о порождающих (потребность) и отражающих (вероятность ее удовлетворения) компонентахПрогнозирование вероятности достижения цели может происходить как на осознаваемом, так и на неосознаваемом уровне высшей нервной деятельности Оно осуществляется путем сопоставления информации о средствах, способах, времени и т и, прогностически необходимых и реально имеющихся у субъекта В последнем случае речь идет не только о знании того, что и как надо делать, но и о степени совершенства соответствующих практич навыков Возрастание вероятности удовлетворения потребности в результате поступления новой информа ции порождает положит Э (удовольствие, радость и т и), а падение вероятности по сравнению с ранее имевшимся прогнозом ведет к отрицат Э (тревога, страх, гнев и т и) Исследования психологов и эксперименты на животных обнаружили индивидуальные особенности эмоцион напряжения, к-рое у одних субъектов достигает наивысших значений при макс неопределенности ситуации, а у других - при низкой вероятности достижения целиУниверсальность механизма сопоставления потребности с возможностью ее удовлетворения обнаруживается в генезе даже тех элементарных Э, к-рые принято именовать эмоцион тоном ощущений Так, эмоцион окраска ощущений от пищи, находящейся во рту (вкусно, неприятно), формируется только после того, как голодовое возбуждение (потребность) сопоставлено с афферента-цией (информацией), поступающей из полости рта и свидетельствующей о возрастании вероятности удовлетворения потребности в пищеПоскольку представление о вероятности достижения цели субъективны, такой же характер приобретают и возникающие при этом Э Как правило, субъективная оценка достаточно верно отражает объективную вероятность, иначе Э утратили бы свое адаптивное значение Но в отд случаях, когда субъективный прогноз оказывается ложным, эмоцион оценка событий не соответствует их реальному значению («головокружение от успехов», «пуганая ворона и куста боится»)Порождаемая потребностью Э оказывает обратное влияние на потребность и прогноз ее удовлетворения Экспериментально показано, что страх перед болью усиливает чувство боли, понижает болевой порог С другой стороны, чувство радости, воодушевления, возникшее даже при небольшом успехе, усиливает потребность достижения конечной цели На силу потребности способна повлиять и оценка вероятности ее удовлетворения, о чем свидетельствуют эксперименты с т и выученной беспомощностью Поскольку вероятность достижения цели зависит от эффективности действий субъекта, важно, чтобы в любой экстремальной ситуации человек продолжал активный поиск средств и способов ее преодоления, поиск выхода из нее Даже если ситуация остается сложной и трудноразрешимой, активная деятельность препятствует дезорганизующему влиянию отрицат Э Отражательно-оценочная функция Э, т о, определяет их регу-ляторные функции, их участие в организации целенаправл поведенияПоложит Э свидетельствуют о предстоящем удовлетворении потребности, а отрицательная - об удалении от него, поэтому субъект стремится максимизировать первое состояние и минимизировать второе Будучи мерой ценностей, Э не являются ценностью сами по себе их социальная ценность определяется той потребностью, той мотивацией, на базе к-рой они возникли Благодаря тому, что в процессе организации поведения фактически конкурируют не сами потребности, а возникающие на их основе Э, конкуренция потребностей происходит с учетом вероятности их удовлетворения, тес учетом жизненного опыта субъекта и наличной ситуации В этом заключается переключающая функция Э, к-рая регулируется механизмами воли, ориентирующими поведение на достижение отдалённых, труднодоступных целей.Э.

Выполняют также подкрепляющую функцию, к-рая представляет частный случай их переключающей функции. Установлено, что без участия Э. Приобретение новых навыков вообще не происходит. В эксперименте при выключении нервного аппарата Э. У животных не удаётся выработать условный инструментальный рефлекс. Компенсаторная (замещающая) функция Э. Проявляется не только в гипермобилизации вегетативно-энерге-тич. Ресурсов организма, но гл. Обр. В переходе к реагированию на широкий круг предположительно значимых сигналов (эмоциональные доминанты), чьё истинное значение, соответствие или несоответствие реальности выясняется лишь по мере сопоставления с реальностью.В ситуации дефицита информации о способах и средствах удовлетворения актуальной потребности Э.

Сами по себе не могут доставить эту информацию, к-рая добывается лишь в процессе поис-ково-исследоват. Деятельности, мобилизации хранящихся в памяти следов и т. Д. Не восполняя дефицит информации, Э. Могут лишь компенсировать его.Структуры головного мозга, ответственные за формирование Э. (т. Н. Эмо-циогенные структуры), можно разделить на исполнительные, т.е. Непосредственно реализующие ту или иную Э., и регулирующие, запускающие деятельность эмоцион. Центров (удовольствия, страха, ярости и т. Д.). Исполнит, структуры локализованы преим. В гипоталамусе и в центр, сером веществе, к-рое связано с генерацией эффектов отвращения и с реакцией избегания отрицат. Эмоциональных воздействий. Для понимания механизмов Э. Принципиальное значение имело открытие амер.

Физиологом Дж. Олдсом (J. Olds) и канад. Нейрофизиоло-гом П. Милнером (Р. Milner) в 1954 феномена самораздражения животными т. Н. Центров удовольствия в мозге. Экспериментально установлено, что оценка вероятности подкрепления (удовлетворения потребности) связана с деятельностью передних отделов новой коры и гиппо-кампа, причём сохранность новой коры важна для ориентации поведения на сигналы высоковероятных событий, а гип-покамп необходим для реакций на сигналы с низкой вероятностью подкрепления.Левое и правое полушария мозга принимают разл. Участие в формировании Э. Поражение левого полушария ведёт к относит, преобладанию отрицат. Э., а поражение правого - к преобладанию положит. Э.Нейрохимия Э., несмотря на своё стремительное развитие в последние десятилетия, не может пока дать однозначных и окончат, ответов на вопросы о роли тех или иных биологически активных веществ в формировании Э.

Несомненным является участие в этом процессе нора- дренергич. И серотонинергич. Систем. Полагают также, что серотонинергич. Система преобладает в процессе обучения на эмоционально положит, подкреплении (пища), а норадренергическая -'на отрицательном (боль), хотя, по-видимому, обе эти системы вовлечены в реализацию как положит., так и отрицат. Э. В реализацию положит. Э. Вовлекаются также т. Н. Эндогенные опиаты, в частности лейэнкефалин, к-рый, вероятно, модулирует состояние серотонинергич. Системы. Предполагают также, что норадренергич. Система связана преим. С мотивационными компонентами Э. Безотносительно к их виду (положит, или отрицат.), а серотонинергич. Система участвует в осуществлении подкрепляющей функции Э. Холинергич.

Система, видимо, обеспечивает информац. Процессы, т. К. Холинолитики влияют, напр., на пищедобыват. Деятельность животного, на преодоление препятствий, на выбор пищи (информац. Компоненты), хотя состояние голода при этом сохраняется.В психике человека ни сознание, ни воля не являются непосредств. Регуляторами Э. Вмешательство сознания в сферу мотивов возможно путём сообщения субъекту информации о средствах и способах удовлетворения его актуальных потребностей, что ведёт к возникновению соответствующих Э. Поэтому цель воспитания состоит не столько в «обогащении сферы чувств», сколько в формировании такой иерархии потребностей, к-рые окажутся оптимальными для общества и для самореализации личности. Формирование социально ценной личности происходит гл.

Обр. Путём обогащения и возвышения её потребностей.Для устранения эмоцион. Напряжения, отрицательно влияющего на деятельность и здоровье человека, необходимы макс, информированность его о способах и средствах решения стоящей перед ним задачи, вооружённость соответствующими знаниями и навыками, проф. Опытом, а также заблаговременное формирование тех социальных и идеальных мотивов поведения, к-рые должны занять господствующее положение в самых критич. Ситуациях, оттеснив потребности самосохранения или ложно понятого престижа. Сугубо субъективная сторона Э. Как феномена внутр. Мира личности во всём богатстве его выразит, средств не всегда может быть предметом науки, а постигается системой выразит, средств иск-ва.Лит.

Дарвин Ч., Выражение эмоций у человека и животных, Соч., т. 5, М., 1953. Линдслей Д. Б., Эмоции, в кн. Экспе-рим. Психология, пер. С англ., т. 1, М., 1960. Л с о и т с в 'А. Н., Потребности, мотивы и эмоции, М., 1971. Ф p с с с П., Эмоции, в кн. Эксперим. Психология, пер. С франц., в. 5, М., 1975. Костандов Э. А., Восприятие и эмоции, М., 1977. Симонов П. В., Эмоциональный мозг, М., 1981. Его ж е, Мотивированный мозг, М., 1987. Судаков К. В., Системные механизмы эмоционального стресса, М., 1981. S p с n с с J., I z a r d С. (Eds.), Motivation, emotion and personality, Amsterdam, 1985. П. В. Симонов..

Значения в других словарях
Эмоции

(франц. Émotion, от лат. Emoveo — потрясаю, волную) субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. Д. Сопровождая практически любые проявления жизнедеятельности организма, Э. Отражают в форме непосредственного переживания значимость (смысл) явлений и ситуаций и служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетв..

Эмоции

ЭМОЦИИ (франц. Emotion - волнение - от лат. Emoveo - потрясаю, волную), реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности и переживаний. Связаны с удовлетворением (положительные эмоции) или неудовлетворением (отрицательные эмоции) различных потребностей организма. Дифференцированные и устойчивые эмоции, возникающие на основе высших социальных потребностей человека, обычно называются..

Эмоции

ЭМОЦИИ (французское emotion - волнение, от латинского emoveo - потрясаю, волную), смотри Чувства>.. ..

Эмоции

Мн. Разг.Внешнее проявление чувств.. ..

Эмоции

ЭМО́ЦИИ мн. Род. -ций, дат. -циям. (ед. Эмо́ция, -и. Ж.). [франц. Émotion] Субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде радости, страха, удовольствия или неудовольствия. Бедность эмоций. Сила эмоций. // Чувство, душевное переживание человека. Положительные, отрицательные э. Э. Страха. Э. Удовольствия. // Разг. Внешнее (обычно несдержанное) проявление чувств. Слишком много эмоций. Ненужные э. Давайте обойдёмся без эмоций.. ..

Эмоции

- составная часть психологического отношения, состояния человека, в т. Ч. Во время совершения преступления. Эмоции (чувства, аффекты) проявляются как реакции, вызванные внезапными обстоятельствами, это непосредственное пристрастное переживание происходящего. Эмоции лишь иногда признаются законодателем признаками состава преступления. Они являются факультативным признаком состава преступления, характеризующим его субъективную сторону.. ..

Эмоции

(франц. Émotion, от лат. Emovere возбуждать, волновать)По своему характеру Э. Бывают положительными или отрицательными. Положительные Э. (радость, восторг), вызывая резкие вегетативные сдвиги (подъем кровяного давления, учащение сердечных сокращений и др.), не дают длительных следовых реакций. При отрицательных Э. (страх, горе) вегетативные сдвиги имеют более длительный характер, что может способствовать развитию патологического состояния. Кратковременная и ярко выраженная по соматовегетативным ..

Эмоции

(от лат. Emovere - волновать, возбуждать) - особый класс психических процессов и состояний (человека и животных), связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. Д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, Э. Служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и п..

Эмоции

Переживание человеком своего отношения к объективной действительности и к самому себе, удовлетворенность или неудовлетворенность собственными действиями. Формирование Э. Разного уровня и сложности происходит вследствие развития определенных форм связи организма с внешней средой. Различают Э. Биологические, связанные с удовлетворением или неудовлетворением жизненно важных потребностей (голод, жажда, половое влечение) и высшие, связанные с удовлетворением или неудовлетворением духовных (социальных..

Эмоции

Переживание человеком своего отношения к объективной действительности и к самому себе, удовлетворенность или неудовлетворенность собственными действиями. Формирование Э. Разного уровня и сложности происходит вследствие развития определенных форм связи организма с внешней средой. Различают Э. Биологические, связанные с удовлетворением или неудовлетворением жизненно важных потребностей (голод, жажда, половое влечение) и высшие, связанные с удовлетворением или неудовлетворением духовных (социальных..

Эмоции

(франц. Emotion - волнение, от лат. Emoveo - потрясаю, волную), реакции человека и животных на воздействие внутр. И внеш. Раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности и переживаний. Связаны с удовлетворением (положит. Э.) или неудовлетворением (отрицат. Э.) разл. Потребностей организма. Дифференцированные и устойчивые Э., возникающие на основе высш. Социальных потребностей человека, обычно наз. Чувствами (интеллектуальными, эстетич., нравст..

Эмоции

(франц. Emotion, от лат. Emoveo - потрясаю, волную), субъективные реакции животных и человека на воздействие внутр. И внеш. Раздражителей, проявляющихся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. Д. Э. Представляют собой активные состояния специализир. Мозговых структур, побуждающие животных и человека «минимизировать» (ослабить, предотвратить) или «максимизировать» (усилить, повторить) эти состояния. Характер Э. Определяется актуальной потребностью (П) и прогнозированием вероя..

Экспериментальные Школы

Уч-воспитат учреждения, предназначенные для проверки, выработки или обоснования новых для своего времени пед идей, а также практич опыта учителей и педагогов Начали возникать в странах Зап Европы в 17—18 вв В школе в Шарошпатаке (1650—54) под руководством Я А Каменского были реализованы нек-рые его дидактич идеи Т и учреждения А Г Франке, сложившиеся к нач 18 в в Глаухау (Германия), были предшественниками школ реального образования Филантропины (см Филантропизм) способствовали распространению но..

Эльконин Даниил Борисович

[16(29).11.1904, дер. М. Перещепина, ныне в Полтавской обл., Украина, - 4.10.1984, Москва], психолог, ч.-к. АПН СССР (1968), дер пед. Наук (1962), проф. (1965). Ученик Л. С. Выготского. Окончил психоневрологич. Отделение ЛГПИ (1927). Пед. Деятельность начал в 1922 в Дергачёвской колонии для малолетних правонарушителей (Полтавская обл.). Вёл науч.-пед. Работу в ЛГПИ (с 1928), Ленингр. Коммунистич. Пед. Ин-те (с 1938). В 1941—45 в действующей армии. С 1945 в Военно-пед. Ин-те Сов. Армии (Москва), ..

Энциклопедии Детские И Юношеские

Вид дет. Книги, предназначенный для чтения, самообразования и воспитания детей, подростков и юношества. В занимательной науч.-популярной форме Э. Знакомят читателей с окружающим миром, основами науки и техники, историей и культурой, развивают в детях любознательность. Являясь справочниками, они одновременно выполняют роль уч. Пособий и дополняют шк. Учебники.Осн. Требования к дет. Э. Доступность, простота и ясность изложения материала в сочетании с принципами возрастного подхода к читательской а..

Энциклопедии И Словари Педагогические

Науч. Справочные издания, содержащие систематизиров. Свод знаний по педагогике, образованию и смежным дисциплинам. Осн. Задачи. Раскрытие в сжатом виде теории и практики педагогики в целом или отдельных её дисциплин, описание систем и состояния образования в разных странах, разработка пед. Терминологии. Издания по полноте охвата вопросов педагогики и образования делятся на общие и специальные. По задачам и способам описания терминов - на одноязычные терминологические (или толковые) и языковые (в..

Дополнительный поиск Эмоции Эмоции

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Эмоции" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эмоции, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 6 символа