Эриксон (Еrikson) Эрик Хомбургер

174

(15.6.1902, Франкфурт-на-Майне, - 12.5.1994, Харвич, шт. Массачусетс), амер. Психолог. Психол. Образование получил под руководством 3. Фрейда в Венском психоаналитич. Ин-те (1927- 1933). В 1933 эмигрировал в США, работал в ун-тах Беркли (1939—51), Питсбургском (1951—60), Гарвардском (1960—70. С 1970 почётный проф.).Отказавшись от биологизма классич. Психоанализа, Э. Создал теорию становления личности в условиях социального окружения. Анализ дет. Игр, сравнение воспитания детей в разл. Социокультур-ных условиях привели Э. К выводу, что в каждой культуре имеется особый стиль воспитания (он всегда принимается воспитателем как единственно правильный). Этот стиль определяется тем, что ожидает от ребёнка на каждом возрастном этапе общество, в к-ром он живёт.

Детство человека от рождения до юности - длит, период формирования т. Н. Психосоциальной идентичности, в результате к-рого человек приобретает, с одной стороны, чувство принадлежности к своей социальной группе, с другой - понимание неповторимости своего индивидуального бытия. Согласно Э., личность в своём развитии последовательно проходит 8 стадий, к-рые могут быть приурочены к отд. Аспектам биол. Созревания. Каждая стадия определена той проблемой, к-рая должна быть разрешена для дальнейшего благоприятного течения процесса развития. В младенчестве такая проблема - установление доверия к окружающему миру, в шк. Возрасте - разрешение противоречия между трудолюбием и чувством собств. Неполноценности и т. Д. Каждая стадия имеет целью достижение того или иного социально ценного качества.

Автономии, инициативы и др. Зрелая личность, по Э., - это синхронная организация всех стадий. Их качеств, преобразование Э. Не учитывает. Развитие понимается им как прибавление одного психол. Новообразования к другому. Пед. Аспект концепции Э. Заключается в рассмотрении микросоциальной обстановки, необходимой для становления полноценной личности. Гл. Задача воспитания, по Э., - формирование социально одобряемого поведения ребёнка без ущерба для его «автономии».Идеи Э. Интенсивно разрабатываются в совр. Амер. Педагогике психоаналитич. Направления (Л. Тайлер, М. Лоуренс и др.).Соч. Childhood and society, N. Y., [1963J2. Insight and responsibility, N. Y., [1964]. Identity. Youth and crisis, N. Y., 1968. Dimensions of a new identity, N. Y., [1974].

Life history and the histori-cal moment, N. Y., 1975. Toys and reasons. Stages in the ritualization of experience, N. Y., 1977. Identity and the life cycle, N. Y., 1980. Vital invol-vement in old age, N. Y., 1986.Лит. Анциферова Л. И., Эпиге-нетич. Концепция развития личности Эрика Г. Эриксона, в кн. Принцип развития в психологии, М., 1978. Зейгарник Б. В., Теории личности в заруб, психологии, М., 1982. Пилиповский В. Я., Критика совр. Бурж. Теорий формирования личности, М., 1985. Evans R. L, Dialogue with Erik Erikson, N. Y., 1969. С o l e s R., Erik Erikson. The growth of his work, Boston-Toronto, 1970.B. M. Слуцкий..

Значения в других словарях
Эразм Роттердамский, Дезидерии

(Erasmus Roterodamus, Desiderius), псевд. Герхарда Герхардса (Gerchard Gerhards) (28.10.1469, Роттердам, - 12.7.1536, Базель), учёный, писатель, богослов, крупнейший представитель христианского гуманизма. В своих многочисл. Трудах стремился синтезировать культурные традиции антич. Древности и раннего христианства. В богословии избегал догматич. Дискуссий, характерных для его времени, стремился толковать Писание в ист. И нравств.-аллего-рич. Смысле. Осуществил первопечатное издание Нового завета ..

Эрдниев Пюрвя Мучкаевич

(р. 15.10.1921, урочище Хуцун Толга, ныне на терр. Красносельского р-на Калмыкии), педагог, математик-методист, акад. РАО (1993. Акад. АПН СССР с 1989), дер пед. Наук (1973), проф. (1972). Засл. Деятель науки РСФСР (1981). На пед. Работе с 1939. Участник Вел. Отеч. Войны. Окончил Барнаульский пед. Ин-т (1949), работал учителем в Алтайском крае. После отмены спецпоселения калмыков (1957) преподавал в Ставропольском пед. Ин-те. С 1964 зав. Кафедрой в Калм. Пед. Ин-те (ныне Калм. Гос. Ун-т) в Элист..

Эрисман Фёдор Фёдорович

(наст, имя и фам. - Фридрих Гульдрейх) (24.11.1842, Гонтеншвиль, - 13.11.1915, Цюрих), врач, один из основоположников общей и шк. Гигиены в России. Основатель науч. Школы гигиенистов. По происхождению швейцарец. В 1865 окончил мед. Ф-т Цюрихского ун-та, специализировался по глазным болезням. С 1869 в Петербурге. В 1872—77 работал за границей, в т. Ч. В Германии, где совершенствовал свои знания в области гигиены у М. Петтенкофера. В эти годы опубликовал первое в России «Руководство к гигиене» (т...

Эссенциализм

(англ, essentialism, от лат. Essentialis - сущностный, существенный, необходимый), течение в пед. Теории США. Возникло в 30-х гг. 20 в. Как попытка преодоления конфликта между прогрессивизмом (см. Прагма-тистская педагогика) и ставшими к этому времени традиционными утилитаристскими подходами к организации шк. Образования.В отличие от последователей Дж. Дьюи, критиковавших предметное обучение с позиций педоцентризма, эссенциа-листы выступали за структурное построение программ шк. Образования на о..

Дополнительный поиск Эриксон (Еrikson) Эрик Хомбургер Эриксон (Еrikson) Эрик Хомбургер

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Эриксон (Еrikson) Эрик Хомбургер" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эриксон (Еrikson) Эрик Хомбургер, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 32 символа