Эрисман Фёдор Фёдорович

183

(наст, имя и фам. - Фридрих Гульдрейх) (24.11.1842, Гонтеншвиль, - 13.11.1915, Цюрих), врач, один из основоположников общей и шк. Гигиены в России. Основатель науч. Школы гигиенистов. По происхождению швейцарец. В 1865 окончил мед. Ф-т Цюрихского ун-та, специализировался по глазным болезням. С 1869 в Петербурге. В 1872—77 работал за границей, в т. Ч. В Германии, где совершенствовал свои знания в области гигиены у М. Петтенкофера. В эти годы опубликовал первое в России «Руководство к гигиене» (т. 1—3). Во время рус.-тур. Войны (1877—78) руководил дезинфекционной службой в рус. Армии. В 1879—85 под руководством Э. Впервые проведены обследования фабрик и заводов Моск. Губернии. Вместе с др. Исследованиями они положили начало фабрично-заводской гигиене в России.

В 1882—96 проф. Кафедры гигиены Моск. Ун-та, на базе к-рой в 1890 создан Гиги-енич. Ин-т (с 1927 Моск. НИИ гигиены им. Э.). В 1896 в связи с ходатайством о смягчении участи студентов мед. Ф-та, арестованных за участие в беспорядках, был уволен из ун-та и переехал в Цюрих. С 1901 зав. Сан. Частью гор. Управления. Важное место в науч. Трудах Э. По гигиене занимают проблемы шк. Гигиены. Систематизировав имеющиеся данные, Э. В 1870 написал первое отеч. Руководство «Училищная гигиена». Разрабатывал гигиенич. Требования к уч. Занятиям, их продолжительности, чередованию труда и отдыха в процессе занятий. В борьбе с переутомлением учащихся большое значение придавал физич. Воспитанию, причём не только урокам гимнастики, но и подвижным играм на свежем воздухе.

В тр. «Проф. Гигиена или гигиена умственного и физич. Труда» (1877) уделил большое внимание гигиене детей и подростков. Показал, что состояние здоровья и физич. Развитие детей зависят от условий труда и быта. Причиной близорукости считал неблагоприятные условия занятий в школе. Разрабатывал гигиенич. Требования к планировке уч. Помещений, их освещению, уч. Мебели. Ана- лизируя данные массовых антропометрии, обследований детей, Э. Выявил закономерную зависимость роста детей от пола и бытовых условий, ввёл оценочный показатель физич. Развития - т. Н. Индекс Э. Изучая (1878—86) физич. Развитие детей и подростков глуховской мануфактуры, Э. Получил уникальные результаты, к-рые являются отправными во всех аналогичных исследованиях учащихся 7—17 лет в этом населённом пункте, ведущихся в течение 100 лет.

Э. - один из учредителей Пироговского об-ва, участник пироговских и моек, съездов земских врачей.Лит. M о л к о в А. В., Ф. Ф. Эрисман - основоположник шк. Гигиены в России, в кн. Труды науч. Конференции, посвященной памяти Ф. Ф. Эрисмана, М., 1947. Советов С. Е., Краткие сведения из истории шк. Гигиены, в кн. Школьная гигиена, М., 1950, с. 15—37. Базанов В. А., Ф. Ф. Эрисман, Л., 1966. Гигиена детей и подростков, под ред. В. Н. Кардашенко, М., 1980.М. В. Антропова..

Значения в других словарях
Эрисман Федор Федорович

Эрисман Федор Федорович (настоящее имя ‒ Фридрих Гульдрейх) (24. 11. 1842, Гонтеншвиль, Швейцария, ‒ 13. 11. 1915, Цюрих), русский врач, один из основоположников гигиены. ..

Эрисман Федор Федорович

Эрисман (Федор Федорович) - известный гигиенист. Родился в 1842 г. В Швейцарии. Первоначальное образование получил в сельской школе. По окончании курса классической гимназии в Аарау, Эрисман в 1861 г. Поступил на медицинский факультет Цюрихского университета. В 1863 и 1864 годах он слушал лекции (Келликера, Бамбергера, Зейферта и других) в Вюрцбурге и Праге. В 1865 г. Сдал экзамен на доктора медицины в Цюрихе и сделался ассистентом окулиста профессора Горнера. В 1867 г. Переселился в Гейдельберг..

Эрисман Фёдор Фёдорович

(настоящее имя Гульдрейх Фридрих) (1842, Гонтеншвюль, Швейцария, — 1915, Цюрих), один из основоположников научной гигиены и реформатор общественной медицины в России. Окончил медицинский факультет Цюрихского университета (1865). С 1869 в России. В 1877—78 участвовал в противоэпидемических мероприятиях во время русско-турецкой войны. В Москве с 1879. В 1879—84 участвовал в санитарном обследовании заводов и фабрик Московской губернии. Один из первых санитарных врачей Московского губернского земств..

Эрисман Федор Федорович

Эрисман (Федор Федорович) - известный гигиенист. Родился в 1842 г. В Швейцарии. Первоначальное образование получил в сельской школе. По окончании курса классической гимназии в Аарау, Эрисман в 1861 г. Поступил на медицинский факультет Цюрихского университета. В 1863 и 1864 годах он слушал лекции (Келликера, Бамбергера, Зейферта и других) в Вюрцбурге и Праге. В 1865 г. Сдал экзамен на доктора медицины в Цюрихе и сделался ассистентом окулиста профессора Горнера. В 1867 г. Переселился в Гейдельберг..

Эрисман Федор Федорович

(наст. Имя Гульдрейх Фридрих. 1842–1915) – основоположник науч. Гигиены в России. По происхождению швейцарец. В 1869—96 жил в России. Проф. Моск. Ун-та (с 1882), в 1896 уволен по политич. Мотивам. Автор классич. Трудов и руководства по всем основным разделам гигиены. В 1891 организовал первую сан. – эпидемиологич. Станцию (ныне Моск. НИИ гигиены им. Э.).. ..

Эрдниев Пюрвя Мучкаевич

(р. 15.10.1921, урочище Хуцун Толга, ныне на терр. Красносельского р-на Калмыкии), педагог, математик-методист, акад. РАО (1993. Акад. АПН СССР с 1989), дер пед. Наук (1973), проф. (1972). Засл. Деятель науки РСФСР (1981). На пед. Работе с 1939. Участник Вел. Отеч. Войны. Окончил Барнаульский пед. Ин-т (1949), работал учителем в Алтайском крае. После отмены спецпоселения калмыков (1957) преподавал в Ставропольском пед. Ин-те. С 1964 зав. Кафедрой в Калм. Пед. Ин-те (ныне Калм. Гос. Ун-т) в Элист..

Эриксон (Еrikson) Эрик Хомбургер

(15.6.1902, Франкфурт-на-Майне, - 12.5.1994, Харвич, шт. Массачусетс), амер. Психолог. Психол. Образование получил под руководством 3. Фрейда в Венском психоаналитич. Ин-те (1927- 1933). В 1933 эмигрировал в США, работал в ун-тах Беркли (1939—51), Питсбургском (1951—60), Гарвардском (1960—70. С 1970 почётный проф.).Отказавшись от биологизма классич. Психоанализа, Э. Создал теорию становления личности в условиях социального окружения. Анализ дет. Игр, сравнение воспитания детей в разл. Социокульт..

Эссенциализм

(англ, essentialism, от лат. Essentialis - сущностный, существенный, необходимый), течение в пед. Теории США. Возникло в 30-х гг. 20 в. Как попытка преодоления конфликта между прогрессивизмом (см. Прагма-тистская педагогика) и ставшими к этому времени традиционными утилитаристскими подходами к организации шк. Образования.В отличие от последователей Дж. Дьюи, критиковавших предметное обучение с позиций педоцентризма, эссенциа-листы выступали за структурное построение программ шк. Образования на о..

Эстетическое Воспитание

Процесс формирования и развития эстетич. Эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности. Один из универсальных аспектов культуры личности, обеспечивающий её рост в соответствии с социальным и психофизич. Становлением человека под влиянием иск-ва и многообразных эстетич. Объектов и явлений реальности. Э. В. Реализуется в системах образования разл. Уровня, приобретая полноценность лишь при самообразовании, саморазвитии личности, подводящих к осознанию ..

Дополнительный поиск Эрисман Фёдор Фёдорович Эрисман Фёдор Фёдорович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Эрисман Фёдор Фёдорович" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эрисман Фёдор Фёдорович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 23 символа