Южно-африканская Республика (Юар)

162

(Republik of South Africa), гос-во на Ю. Африки. Пл. 1,2 млн. Км2. Население св. 41 млн. Чел. (1995). Африканцы (св. 76%). Выходцы из Европы (13%, гл. Обр. Англичане и буры) и Азии (св. 1%), метисы (св. 8%). Офиц. Языки - английский и африкаанс. Столица - Претория.Начало шк. Образования связано с освоением территории европ. Колони- стами (сер. 17 в.). Обучение детей переселенцев строилось по образцу приходской школы. С кон. 18 в. Создавалась сеть миссионерских церк. Школ для африканцев. Воен. Методы захвата земель коренных народов, соперничество между европ. Державами за владение колониями, приводившие к вооружённым конфликтам, долгое время сдерживали становление регулярной школы. В 1-й пол. 19 в. На большей части территории Юж. Африки создана система брит, колониальных школ (отдельных для детей разных рас) с обучением на англ.

Яз. (с 1828 официальный). В 30-х гг. 19 в. Власти провинций начали выделять дотации на цели образования. Позже организованы средние уч. Заведения для европейцев, в т. Ч. Университетские колледжи в Блумфонтейне (1855), Бюр-герсдорпе (1869), Греймстауне (1904) и др. Деятельность миссионерских школ (среди них появились и колледжи) способствовала распространению просвещения среди африканцев. Для ряда афр. Языков разработана письменность на основе лат. Алфавита, к-рая стала использоваться в шк. Деле и в периодич. Изданиях. Начала формироваться афр. Интеллигенция.В Южно-Африканском Союзе (1910- 1961) организация ср. Уч. Заведений отнесена к компетенции гос-ва, нач. И неполное ср. Образование - к ведению про-винц. Администрации. Обязательное образование (возраст 7—14 лет) было провозглашено только для детей белой расы.

С 1914 африкаанс введён как язык обучения в школах нек-рых провинций, а в 1925 - признан вторым офиц. Языком гос-ва. С 1926 действовал закон о «цивилизованном труде», по к-рому африканцы лишены права занимать проф. Должности, требовавшие квалификац. Подготовки.С 1943 пр-во взяло под контроль обучение и афр. Детей. Значит, часть миссионерских школ переподчинена провинц. Властям, но различия в программах образования для отд. Групп населения сохранялись. Дошкольные учреждения (гл. Обр. «школы для малышей». Давали предшкольную подготовку) были доступны только для белых. С 1950 действовал закон о «расселении по группам», установивший этнич. Зоны для «небелого» населения. В сфере образования фактически сложились 4 отд. Системы. По закону 1953 о просвещении банту обу- • чение афр.

Детей распределялось на 8-летнее начальное (2 г. Низшей и 6 лет высшей), 3-летнее промежуточное (мл. Ср. Школа) и годичное среднее. Школы управлялись местными к-тами из африканцев, но направленность обучения диктовалась адм. Органами по делам банту (с 1958 действовал и соотв. Общегос. Департамент). С 1959 создавались бантустаны, территориальные афр. Этнич. Резервации, адм. Органы к-рых формально осуществляли самоуправление, в т. Ч. И в сфере образования. Тогда же в ряде бандустанов открыты колледжи, в т. Ч. Т. Н. Племенные для народностей зулу (в Нгойе), коса (в Умтату), сото, тон-га и венда (в Турфлопе). Закон об университетском образовании (1959) запретил совм. Обучение студентов разл. Рас.Нач. Образование для неафриканских народов также было различным.

В то время как срок обязат. Обучения белых увеличивался, для др. Групп населения этот вопрос долгое время вообще не поднимался и лишь в кон. 40-х гг. Установлен (в нек-рых провинциях) для метисов и индийцев (7—14 лет). Программы обучения для «небелого» населения, приближавшиеся к уровню брит, школьных, реально не давали равенства шансов для продолжения образования. Это положение усугублялось различием финансирования образоват. Учреждений (для белых - гл. Обр. Из гос. Бюджета и частных фондов, для других - на пожертвования, для афр. Детей - из налогов с племён).После создания ЮАР (1961) курс нач. Образования для афр. Детей реформирован (4 г. Младшей, 4 г. Старшей школы) и вёлся гл. Обр. На родном языке. Власти выдвигали на первый план приоритет этнич.

Традиций в обучении, что создавало доп. Барьеры в получении совр. Образования. Для африканцев был открыт только заочный ун-т. Для др. Групп «небелого» населения создавались сегре-гированные группы в ун-тах и проф. Колледжах.В 70-х гг. В условиях антирасистского движения «небелого» населения и между-нар. Критики политики апартеида пр-во вынуждено было расширить возможности проф. И высшего образования африканцев и др. В 1976 введено обязат. Обучение афр. Детей (возраст 7—11 лет), т.е. Фактически закреплена сложившаяся практика нач. Шк. Образования, когда большинство афр. Детей учились не более 4 лет. В кон. 70-х гг. Ок. 50% афр. Детей не посещали школу. Для «небелого» населения нач. Школа была 5-летней с обучением на нач. Ступени на родном языке с последующим переходом на англ, или на африкаанс.

На базе курса мл. Средней школы можно было получить учит, подготовку, нач. Коммерч. Образование.Ср. Школа для неафриканского населения состояла из 3-летней младшей (унифицированной) и 4-годичной старшей (дифференцированной). Обязат. Предметами признавались 2 офиц. Языка, общая математика, общее естествознание, цикл обществоведч. Предметов и др. Предметы по выбору. Иностр. Яз., музыка, нек-рые виды ручного труда, делопроизводство и др. Курсы ср. Школы различны по набору предметов в отд. Провинциях.В ср. Школах для афр. Детей гл. Внимание уделялось офиц. Языкам, культуре и иск-ву коренных народов Юж. Африки, гл обр. Банту. Ср. Школу оканчивали ок. 4% афр. Учащихся, прошедших нач. Обучение. В П. Лапчинская.В соответствии с Конституцией 1983 (введена в 1984) принят закон о нац.

Политике в области всеобщего образования и создано мин-во образования (его возглавил Ф. Де Клерк). Для каждой группы населения были созданы соотв. Департаменты образования. В сер. 80-х гг. Грамотность белых составляла св. 93%, выходцев из Азии - ок.70%, метисов - ок. 60%, африканцев - ок. 40%. К нач. 90-х гг. Ок. 1,8 млн. Детей (большинство - африканцы) не посещали школу.С приходом к власти пр-ва президента Ф. Де Клерка (1989) взят курс на отказ от апартеида. В 1990—91 отменены все дис-криминац. Законы. Началась демократизация образования. С янв. 1991 все гос школы открыты для детей и подростков без различия рас. Вузы расширили приём абитуриентов. После избрания президентом ЮАР Н. Манделы (1994) курс на демократизацию образования стал более последовательным.

Обучение с 1995 в гос. Школах бесплатное. В 3 раза выросли расходы на нужды образования, достигнув ок. 23% бюджетных ассигнований (св. 7% ВВП). Созданный в ЮАР независимый науч. Фонд финансирует разработку и совершенствование шк. И вузовских программ, гл. Обр. Предназначенных для афр. Учащихся и студентов, а также повышение квалификации учителей и укрепление техн. Базы шк. Обучения.В реформировании образования поддержку гос-ва получает и частный сектор. Создаются и альтернативные уч. Заведения для выпускников неполных средних и ср. Школ, испытывающих трудности в продолжении образования.Современная система образования представлена дошкольными учреждениями (с нач. 90-х гг. Впервые открытая для детей всех рас) - одногодичные дет.

Сады и т. П. Для детей в возрасте 5 лет. В них организована предшкольная подготовка. В сер. 90-х гг. Ок. 1,5 тыс. Дошк. Учреждений охватывали св. 286 тыс. Детей (28% населения соотв. Возраста).Обучение в нач. И неполной ср. Школе считается обязательным. Нач. Школа - 7-летняя. В 1995 действовали св. 20,5 тыс. Нач. Школ (ок. 8 млн. Уч-ся. Св. 215 тыс. Учителей). Нач обучением охвачено св. 96% детей.Средняя общеобразоват. Школа - 5-летняя, подразделяется на ступени неполной средней (3 г.) и полной средней (2 г.). Среднее образование в 1995 получили св. 3,5 млн. Учащихся. В школах занято св. НО тыс. Учителей. В полной ср. Школе обучение дифференцировано с учетом индивид, возможностей и наклонностей учащихся.Профессиональное образование осуществляется на базе неполной ср.

Школы. В 1995 проф.- техн. Подготовку получали св. 47,8 тыс. Чел.Высшее образование представлено 2 категориями уч. Заведений. Ун-тами и уч. Заведениями политехнического (техниконы) или пед. (колледжи) профиля. В большинстве ун-тов обучение на англ, яз., в трех - на африкаанс. 4 ун-та предлагают свои курсы на 2 языках. В сер. 90-х гг. В вузах училось св. 617 тыс. Студентов, в т. Ч. В ун-тах св. 350 тыс. Среди 19 ун-тов преобладают государственные или автономные, субсидируемые гос-вом. Крупнейший вуз - ун-т Юж. Африки в Претории (осн. В 1873. Статус ун-та с 1877. 6 ф-тов и неск. НИИ. Св. 120 тыс. Студентов. Часть получает образование по заочной системе). Старейший вуз - Ун-т Кейптауна (осн. В 1829 как колледж Юж. Африки. Статус ун-та с 1918. 10 ф-тов, св. 14 тыс. Студентов).

Среди новых вузов - Ун-т «Виста» в Претории (осн. В 1982. 5 ф-тов и филиалы в разл городах ЮАР. 28 тыс. Студентов). Большинство ун-тов имеет пед. Ф-ты. Науч.-пед. Исследования ведутся в ун-тах.В 15 техниконах училось св. 165 тыс. Чел. В пед. Колледжах св. 97 тыс. Студентов. Они получают подготовку для работы учителями в нач. Школах и воспитателями в дошк. Учреждениях.В. 3. Клепиков.ЮНГ (Jung) Карл Густав (26.7.1875, Кес-виль, близ Базеля, - 6.6.1961, Кюснахт, близ Цюриха), швейц. Психолог. В 1900 закончил мед. Ф-т Базельского ун-та (первоначально специализировался по внутр. Болезням, лишь на последнем курсе отдал предпочтение психиатрии). В 1902 защитил дисс. «К психологии так называемых оккультных феноменов». В 1902—03 прошел обучение в Париже под руководством П.

Жане. С 1903 работал в психиатрич. Клинике Бурхгольц в Цюрихе (в 1905—09 гл. Врач). Здесь в 1904 он организовал эксперим. Лабораторию, где разрабатывались методы психиатрич. Диагностики. В 1905—13 приват-доцент мед. Ф-та Цюрихского ун-та.В нач. 1900-х гг. Известность Ю. Принес разработанный им метод свободных ассоциаций. От испытуемого требовалась быстрая реакция на предъявляемое слово любым другим словом. Заторможенность реакции, непонимание слова-раздражителя или его механич. Повторение расценивались как «индикатор комплекса», т.е. Свидетельство о наличии эмоционально окрашенных представлений.Ассоциативный метод впоследствии стал важнейшим инструментом практич. Психоанализа, потеснив в этом качестве толкование сновидений, ошибочных действий т.

П. Само понятие «комплекс» получило дальнейшее развитие в теории 3. Фрейда.В 1907 в Вене состоялась встреча Ю. С Фрейдом, положившая начало их тесному сотрудничеству. Ю. Занял одно из ведущих мест в психоаналитич. Движении. В 1909 по приглашению Г. С. Холла он совм. С Фрейдом посетил США, где читал лекции в ун-те Кларка (Ворчестер, шт. Массачусетс). В 1911 избран первым председателем Междунар. Психоаналитич. Об-ва. Редактор психоаналитич. Журн. «Jahrbuch».В 1911 проявились серьёзные теоре-тич. Разногласия Ю. С Фрейдом, особо обострившиеся после выхода в 1912 книги Ю. «Метаморфозы и символы либидо», к-рую Фрейд расценил как измену психоанализу. В 1913 произошёл личный разрыв Ю. С Фрейдом. Ю. Покинул психоаналитич. Движение, утвердив собств. Направление, к-рое назвал анали-тич.

Психологией.Центр, пунктом разногласий выступил отказ Ю. От пансексуализма Фрейда. Под либидо Ю. Понимал не половое влечение, а психич. Энергию вообще. Он рассматривал либидо как некую ме-тафизич. Силу, в то же время наполняя это понятие собственно психол. Содержанием. Либидо выступает мерой побудительной силы мотива, мотивацион-ной ценности к.-л. Предмета для личности.Ю. Исследовал спонтанное появление в сновидениях, галлюцинациях и фантазиях мотивов, аналогичных фольклорным и мифологическим. На этой основе развил представление о существовании в психике человека помимо индивидуального бессознательного более глубокого слоя - коллективного бессознательного, содержание к-рого составляют общечеловеческие первообразы - архетипы (образ матери-земли, мудрого старца, героя и др.).

Центр, роль, по Ю., принадлежит архетипу «самости» (das Selbst) - потенциальному ядру личности, в отличие от «Эго» как центра сознания. Динамика архетипов лежит в основе мифологии, символики сновидений, худож. Творчества. В традиц. Культурах равновесие разл. Уровней психики поддерживается с помощью мифов и обрядовых ритуалов. (Подтверждение этой идеи Ю. Стремился найти в собственных эмпирич. Исследованиях, проводившихся в 1921 в Сев Африке, в 1925—26 в США и др.) В условиях совр. Цивилизации это равновесие утрачивается. Его восстановление - задача аналитич. Терапии. Согласно Ю., становление здоровой личности (самореализация, индивидуация) происходит за счет интеграции содержаний коллективного бессознательного.Концепция коллективного бессознательного была воспринята в науч.

Среде неоднозначно. Однако характерологич. Типология Ю быстро завоевала признание В ее основе лежат критерии направленности субъекта на внешний или внутренний мир (экстравертивная или интровертивная установка) и доминирования определенной психич функции (эмоции, мышление, ощущение, интуиция) Развитие этой концепции принадлежит Г Ю Айзенку, в чьей интерпретации она получила широкую известностьВлияние идей Ю испытали писатели Т Манн и Г Гессе, культурологи К Кереньи и M Элиаде, физики В Паули и Э ШредингерВ 1948 в Цюрихе основан Ин-т Юнга, в 1958 - Междунар об-во аналитич психологииС о ч Gesammelte Werke, Bd 1—17, Z - Stuttg, 1958—76, Man and bis simbols, № V, 1964, в р»с пер - Психоз и его содержание, СПБ, 1909, Психол типы, M 1924, 19952, Избр труды по аналитич психологии, т 1—4 Цюрих 1929—39, Архетип и символ [Сб], M 1991 Феномен духа в иск-ве и науке, Собр соч т 15, M 1992 Проблемы души нашего време ни, M, 1993, Либидо, его метаморфозы и символы, СПБ, 1994, Воспоминания, сновидения, размышления, К, 1994, Конфликты дет души, M, 1995 Ответ Иову, M, 1995Лит Леибин В М, Психоанализ, Юнг, Россия, «Рос психоаналитич вестник», 1993, №2, ФейдименДж Фреигер P, Личность и личностный рост в l M 1994—95, гл 2, Progoff I, Jung's psy chology and its social meanmg, № V, 1953, D r у A, The psychology of Jung, № V, 1961, Evans R, Conversations with Carl Jung and reactions from Ernest Jones [N V] 1964, J а с o b i J Die Psychologie von С G Jung Z -Stuttg, 19675 M e i e r С A Experiment und Symbol Arbeiten zur komplexen Psychologie С G Jungs Z 1975, Fordham F, An introduttion to Jung s psycholog), Har-mondsworth, 19783, Wehr G, С G Jung Leben, Werk, Wirkung, Munch, 1985С С Степанов.

Значения в других словарях
Эфендиев Рашидбек Исмаил-оглы

(1863, Нуха, ныне Шеки, Азербайджан, - 31.8.1942, там же), азерб. Педагог, просветитель, писатель. Окончил Закавказскую учительскую семинарию (ЗУС) в Гори (1882. Ученик А. О. Черняевского и Д. Д. Семёнова) и Александрийский учительский ин-т в Тифлисе (1900). На пед. Работе с 1882. С 1900 преподавал на азерб. Отделении ЗУС. В 1916—17 инспектор азерб. Школ Эриванской губ., организатор пед. Курсов в Нахичевани, Кара-чае и др. С 1918 - в Баку. Директор учительской семинарии, в 1920—33 директор и пре..

Южная Осетия

Терр. В составе Грузии. Пл. 3,9 тыс. Км2. Нас. 98 тыс. Чел. (1989, перепись). Центр - г. Цхинвали.В 7—9 вв. Предки осетин приняли христианство. Возможности получения образования были связаны гл. Обр. С немногочисл. Православными монастырями на Кавказе. Обучение грамоте в них велось на основе греч., груз, и славянского письма. В кон. 18 в. Для осетинской духовной комиссии (учреждена в России в 1740 с целью поддержки православия на Кавказе) разработан вариант осет. Письменности на основе церк.-сла..

ЮНЕСКО

(Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры) (UNESKO, United Nations Educational, Scientific and Cultural Organi-zation), специальное учреждение ООН, крупнейшая в мире межправительств орг-ция по проблемам междунар сотрудничества в областях образования, есгеств и социальных наук, культуры и информацииВ соответствии со ст 1 Устава ЮНЕСКО «ставит себе задачей содействовать укреплению мира и безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, нау..

Юность Школьная

Ранняя юность, стадия жизни и развития человека, охватывающая возраст от 14- 15 до 17—18 лет, что примерно соответствует периоду обучения в ст. Классах общеобразоват. Школы или в ср. Проф. Уч. Заведениях. Хронологич. Границы этого возрастного периода весьма условны, его часто называют (как и предшествующий период) подростковым. Содержание его также сложно и неоднозначно. Биологически в юношеском возрасте завершается физич. Созревание. Хотя большинство девушек и значит, часть юношей вступают в не..

Дополнительный поиск Южно-африканская Республика (Юар) Южно-африканская Республика (Юар)

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Южно-африканская Республика (Юар)" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Южно-африканская Республика (Юар), различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ю". Общая длина 33 символа