Ястребцов Иван Максимович

213

[1797, Москва, - 5(17).1.1869, Динабург, ныне Даугавпилс, Латвия], философ и педагог, деятель нар. Просвещения. Получил ср. Духовное образование, однако в 1816 отказался от карьеры священнослужителя и поступил на мед. Ф-т Моск. Ун-та (окончил в 1820). В 1825 защитил докторскую дисс. По физиологии человека. Последующие 10 лет посвятил науч.-лит. Деятельности. С 1834 служил по ведомству нар. Просвещения. Директор муж. Гимназий в Гродно (1834—42) и Дина-бурге (с 1842). Автор трудов по истории, географии, геологии. Особое место занимают статьи и книги Я. По вопросам педагогики и нар. Образования.Рассматривая просвещение как общечеловеческое явление, Я. Считал, что оно может привноситься одним народом другому, но не иначе как изменяясь «сообразно свойству народов».

Положение России оценивал в отношении к разл. Классам и разным её народам. Оба отношения связывал с неодинаковыми подходами к системам обучения. Идеал просвещения видел в общедоступном образовании.Важную роль в просвещении отводил изучению «натуральной истории» (истории человека в мире), к существовавшим в России учебникам по истории относился критически. В журн. «Московский телеграф» опубликовал в кон. 20-х - нач. 30-х гг. 19 в. Цикл статей, к-рые должны были составить «особенный род ист. Учебника» (в виде отд. Книги учебник не был издан из-за противодействия цензуры). Согласно Я., изучение истории способствует познанию законов природы и общества. К числу таких законов Я. Прежде всего относил закон изменяемости. В природе всё соединено в общее целое.

Всякое существо «частию в плену, частию на свободе, частию повинуется общей природе, частию ею повелевает. Чем оно совершеннее, тем слабее его дань общему и тем более сие общее служит в его индивидуальную пользу». И сам человек «не может избегнуть от внешних влияний, к-рые действуют на него и изменяют его не только физически, но и душевно». В жизни отд. Человека и всего общества решающая роль принадлежит разуму и просвещению. Разум - самая могущественная сила на Земле, его орудие - просвещение, к-рое состоит в «приобретении способов управления силами природы». Я. Рассматривал также особый вид просвещения, к-рый называл гражданственным, - овладение способностью не только «управлять природою, но и управляться с подобными себе».

С этих позиций детально рассмотрел задачи шк. Образования и роль отд. Уч. Предметов в становлении гражданина. К уч. Материалу Я. Предъявлял след, требования. Преподаваемые детям сведения не должны превосходить пределов их понимания. Обучение должно способствовать гармоничному умственному и физич. Развитию и готовить почву для дальнейшего образования и самообразования. Преподавать следует в первую очередь те дисциплины, к-рые соответствуют духу времени и освоение к-рых способно принести наиб, пользу человечеству, родине и самому человеку. Особое значение в этой связи придавал естеств. Наукам.Соч. Об умственном воспитании дет. Возраста, М., 1831. Об органах души, М., 1832. О системе наук, приличных в наше время детям..., M., 18332 (новое сокр.

Изд., в кн. Антология пед. Мысли России первой пол. XIX в., М., 1987). Исповедь, СПБ, 1841.Лит. Лебедев П. А., И. М. Ястреб-цов и его исследования по дидактике, СП, 1987, № 4. П. А. Лебедев..

Значения в других словарях
Ястребцов Иван Максимович

(1797 - 5.01.1869), русский философ и педагог. Получил духовное образование, но от духовной карьеры отказался в пользу медицины. В 1825 защитил в Московском университете докторскую диссертацию по физиологии человека. Занимался научно-литературной деятельностью. Служил по ведомству народного просвещения. Автор трудов по истории, географии, геологии. Особое место в творческом наследии Ястребцова занимают статьи и книги по педагогике и народному образованию. "Об умственном воспитании детского возра..

Япония

(Ниппон, Нихон), гос-во в Вост. Азии, расположенное на островах Тихого океана Хонсю, Хоккайдо, Сикоку, Кюсю и др. (всего ок. 4 тыс.). Пл. Ок. 372,2 тыс. Км2. Нас. Св. 125 млн. Чел. (1994), св. 99% японцы. Гос. Яз. - японский. Осн. Религии. Синтоизм (до 1945 была офиц. Религией), буддизм. Столица - Токио.Первые школы появились в нач. 7 в. При буддийских монастырях, игравших роль социальных и культурных центров. В нач. 8 в. Был принят первый «Закон о гос. Школах», на основе к-рого велась подготовк..

Ярошевский Михаил Григорьевич

(р. 22.8.1915, Херсон), психолог, поч. Ч. РАО (1993), дер психол. Наук (1961), проф. (1961). Окончил ЛГПИ (1937). Работал в Ин-те философии АН СССР (1945—51), в пед. Ин-тах Куляба, Ленин-абада, Душанбе (1951—65), в Тадж. Ун-те (1963—65), где создал и возглавил кафедры психологии и эксперим.-психол. Лаборатории. С 1965 в Ин-те истории естествознания и техники АН СССР. Репрессирован в 1937—38.Осн. Труды в области истории и методологии психологии и наук о человеке, психологии науч. Творчества, наук..

Яхонтов Александр Александрович

[8(20).12.1879, Москва, - 17.11.1973, там же], энтомолог, методист по естествознанию, ч.-к. АПН РСФСР (1946). После окончания Моск. Ун-та (1904) преподавал естествознание в школе. В 1919—25 работал в Наркомпросе, в 1920—29 - в НИИ методов шк. Работы. Участвовал в составлении уч. Программ, разработке методов обучения, создании уч. И метод, лит-ры, подготовке учительских кадров. В 1925—32, работая в Учпедгизе, организовал серию книг «В помощь школьнику». С 1932 Я. На преподавательской работе в Цен..

Абзац

Самая мелкая структурно-композиционная единица текста, обозначаемая абзацным отступом или обратным абзацным отступом или неполной концевой строкой.. ..

Дополнительный поиск Ястребцов Иван Максимович Ястребцов Иван Максимович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ястребцов Иван Максимович" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ястребцов Иван Максимович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Я". Общая длина 25 символа