Ястребцов Иван Максимович
[1797, Москва, - 5(17).1.1869, Динабург, ныне Даугавпилс, Латвия], философ и педагог, деятель нар. Просвещения. Получил ср. Духовное образование, однако в 1816 отказался от карьеры священнослужителя и поступил на мед. Ф-т Моск. Ун-та (окончил в 1820). В 1825 защитил докторскую дисс. По физиологии человека. Последующие 10 лет посвятил науч.-лит. Деятельности. С 1834 служил по ведомству нар. Просвещения. Директор муж. Гимназий в Гродно (1834—42) и Дина-бурге (с 1842). Автор трудов по истории, географии, геологии. Особое место занимают статьи и книги Я. По вопросам педагогики и нар. Образования.Рассматривая просвещение как общечеловеческое явление, Я. Считал, что оно может привноситься одним народом другому, но не иначе как изменяясь «сообразно свойству народов».
Положение России оценивал в отношении к разл. Классам и разным её народам. Оба отношения связывал с неодинаковыми подходами к системам обучения. Идеал просвещения видел в общедоступном образовании.Важную роль в просвещении отводил изучению «натуральной истории» (истории человека в мире), к существовавшим в России учебникам по истории относился критически. В журн. «Московский телеграф» опубликовал в кон. 20-х - нач. 30-х гг. 19 в. Цикл статей, к-рые должны были составить «особенный род ист. Учебника» (в виде отд. Книги учебник не был издан из-за противодействия цензуры). Согласно Я., изучение истории способствует познанию законов природы и общества. К числу таких законов Я. Прежде всего относил закон изменяемости. В природе всё соединено в общее целое.
Всякое существо «частию в плену, частию на свободе, частию повинуется общей природе, частию ею повелевает. Чем оно совершеннее, тем слабее его дань общему и тем более сие общее служит в его индивидуальную пользу». И сам человек «не может избегнуть от внешних влияний, к-рые действуют на него и изменяют его не только физически, но и душевно». В жизни отд. Человека и всего общества решающая роль принадлежит разуму и просвещению. Разум - самая могущественная сила на Земле, его орудие - просвещение, к-рое состоит в «приобретении способов управления силами природы». Я. Рассматривал также особый вид просвещения, к-рый называл гражданственным, - овладение способностью не только «управлять природою, но и управляться с подобными себе».
С этих позиций детально рассмотрел задачи шк. Образования и роль отд. Уч. Предметов в становлении гражданина. К уч. Материалу Я. Предъявлял след, требования. Преподаваемые детям сведения не должны превосходить пределов их понимания. Обучение должно способствовать гармоничному умственному и физич. Развитию и готовить почву для дальнейшего образования и самообразования. Преподавать следует в первую очередь те дисциплины, к-рые соответствуют духу времени и освоение к-рых способно принести наиб, пользу человечеству, родине и самому человеку. Особое значение в этой связи придавал естеств. Наукам.Соч. Об умственном воспитании дет. Возраста, М., 1831. Об органах души, М., 1832. О системе наук, приличных в наше время детям..., M., 18332 (новое сокр.
Изд., в кн. Антология пед. Мысли России первой пол. XIX в., М., 1987). Исповедь, СПБ, 1841.Лит. Лебедев П. А., И. М. Ястреб-цов и его исследования по дидактике, СП, 1987, № 4. П. А. Лебедев..
Дополнительный поиск Ястребцов Иван Максимович
На нашем сайте Вы найдете значение "Ястребцов Иван Максимович" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ястребцов Иван Максимович, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Я". Общая длина 25 символа