Самоуправление

153

- форма организации общественной жизни определенного региона (города, района, области, страны), характеризующаяся тем, что все жители этого региона сами осуществляют функции управления своими общественными делами, не передоверяя их своим представителям и не закрепляя их за определенными лицами. Очевидно, что отличительная черта этой формы организации общественной жизни в особой форме осуществления в ней функции управления. Сама же функция управления присуща только общностям, обладающим сознанием, т.е. Человеческим общностям, а направлена эта функция на сохранение структуры общности, поддержание режима ее работы, осуществление программы или цели ее деятельности, что свидетельствует о достаточно высоком уровне развития рассматриваемой общности.

С появлением человека как социального существа, поддерживающего посредством труда обмен веществ между собой и окружающей природой, возникает и сознание как отражение бытия, как осознание и познание практически изменяемой человеком объективной реальности. С первых шагов становящегося человека его сознание являлось одним из важнейших, специфически человеческим средством обеспечения дальнейшего общественного прогресса, совершенствования жизни общества, служило необходимой предпосылкой сознательного управления общественным развитием. Однако практическая реализация такой возможности - сложный, длительный и противоречивый процесс, ибо от сознательного управления человеком собственным поведением до сознательного управления развитием общества так же далеко, как далеко от пращи до баллистической ракеты.

И тем не менее прогресс и здесь совершался, ибо сознательное управление, будучи мощным ускорителем прогресса, шаг за шагом входило в плоть и кровь социального развития. В самом деле, в любой организованной человеческой общности, будет ли это семья, трудовой коллектив или общество в целом, осуществление управленческих функций, придающих общности определенную организацию, является условием ее выживания, сохранения ее структуры, достижения целей ее деятельности. Сложные человеческие общности - большие коллективы, общество в целом, как правило, имеют специальную управленческую структуру, т.е. Особую организацию особых людей - управляющих. Развитие и совершенствование функции управления и связанного с ним особого слоя людей привело к тому, что с возникновением государства как отделенной от общества и управляющей обществом с помощью принуждения, насилия особой организации людей возникла возможность (и она быстро стада превращаться в действительность) сначала использования управляющими доверенного им управления в своих корыстных целях, а затем и в узурпацию ими самой общественной власти, в превращение скромных слуг общества в деспотических господ над ним.

Анализ ситуации привел к выводу, что решающим, если не единственным средством для устранения такого положения и этой опасности, является обратное поглощение обществом выделившихся из него управленческих функций, переход от управления общественными делами к самоуправлению, когда управленческая функция не закреплена за определенными лицами и осуществляется самой человеческой общностью. Очевидно, что противоположность управления и самоуправления относительна в том смысле, что и тут, и там имеет место управление, а значит все то, что предполагает управление. Познание подлежащего управлению процесса, предвидение направления его развития, выработка целей управления, подбор допустимых для реализации цели средств такой реализации и, наконец, организация самих практических действий по достижению избранной управленческой цели.

Но в том случае, если налицо не самоуправляющийся, а управляемый процесс, все названные этапы и функции управленческого процесса могут быть разделены на свои составные части и закреплены за теми или иными людьми, когда одни познают подлежащий управление процесс, другие вырабатывают управленческие решения, третьи организуют практическое достижение цели. Разумеется, что такая дифференциация и специализация существенно повышают качество управленческого процесса, позволяют в каждом звене опираться на специалистов, что позволяет рассчитывать на лучший результат. Но в этой же усложненности управленческого процесса содержатся и новые опасности его все большего отчуждения от управляемых, все больше соблазнов для управляющих подчинить управление своим интересам, узурпировать управленческую власть.

Ведь такое дробление управленческого процесса и его профессионализация отделяют, отчуждают его от тех, на кого будут направлены управленческие функции и усилия, делают само управление подобного рода глубоко чуждым самим управляемым. Жизнь ставит дилемму. Или все большая профессионализация управленческого процесса, а вместе с тем все большее отчуждение его от управляемых, или во имя преодоления подобного отчуждения устранения непосредственной опасности узурпации управленческих функций и власти согласиться на депрофессионализацию управления, передавая функции управления самому обществу, его гражданам. Как же разрешить возникающее здесь противоречие. Путем органического сочетания позитивных сторон того и другого, повышения грамотности, профессионализма членов общества, его граждан и умножения предпосылок для развития самоуправления.

Что это значит. В условиях, когда сохраняется государство, политика и политические отношения, т.е. Когда важнейшие функции управления совершаются посредством государственных управляющих, служащих, чиновников, бюрократов, для развития начал самоуправления необходимо следующее. Во-первых, самоуправление, не отрицая индивидуальных различий между гражданами, предполагает равенство между людьми в отношении к управленческому процессу, здесь должно устраняться деление на управляющих и управляемых, а также на граждан, постоянно выполняющих те или иные управленческие функции и не выполняющих подобных функций. Рост образованности и культуры позволит все более широкому кругу людей быть способными к выполнению любых управленческих функций.

Во-вторых, необходима децентрализация управления, т.е. Перераспределение управленческих функций между центральными (для данного региона) и местными органами управления в пользу последних. Это объясняется следующим. Прежде всего, граждане, жители данного региона (города, района) лучше знают существо стоящих здесь проблем, ибо сама жизнь ежедневно сталкивает их с этими вопросами. Такого знания более широких проблем более высокого уровня у них, естественно, нет. С этим связано и то, что и принимать решения по вопросам, с которыми ты сталкиваешься повседневно гораздо легче, да и решения будут вполне компетентными в сравнении с решением тех проблем, которых ты не знаешь, с которыми сам не имеешь дела. Совершенно очевидно, что каждый, решая "свои" вопросы, тем самым сам управляет собой, занимается самоуправлением, чего нельзя оказать о тех, кто решает по преимуществу не "свои" вопросы, а "чужие", затрагивающие интересы других людей.

В-третьих, необходима "ротация" граждан, т.е. Смена ими общественного места или выполняемой ими функции. Сегодня "управляющий", а завтра "управляемый" и наоборот, причем не только с точки зрения вхождения или невхождения в управленческие структуры (избрание депутатом, работа в комиссиях и т.п.), но также и в связи с поочередным выполнением управляемыми то одних, то других управленческих функций, исключающих их закрепление за определенными лицами, что и будет означать присвоение этих функций не индивидами, а обществом, обратное их обобществление, характерное для самоуправления. Самоуправление. Термин "самоуправление" появился во французском языке лишь в начале 60-х годов и употреблялся применительно к Югославии, однако политическая теория и общественное движение, т.е.

Та самая реальность, которую он отражает, имеют намного более древние и глубокие корни. В начале " Манифеста Коммунистической партии" Маркс и Энгельс отмечали, что "история всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов". Эта борьба приводит не к победе одного класса над другим, а к революционному рождению нового класса, который усиливает и, вместе с тем, видоизменяет антагонизм между группами эксплуататоров и эксплуатируемых. На смену подобной неравноправной и, следовательно, несправедливой ситуации должно прийти, опять же по Марксу и Энгельсу, "такое объединение людей, где свободное развитие каждого явится условием свободного развития всех". Эта формулировка прекрасно определяет самоуправление.

Таким образом, основой самоуправления является утверждение равенства между людьми. Подобное понимание уходит корнями в глубокую древность, так как еще философы-стоики считали каждого человека "гражданином мира", а апостол Павел осуждал всякое превосходство одной национальности над другой и, следовательно, выступал против расизма и угнетения одним "избранным" народом других "народов без истории". Позднее Декарт разработал философские основы демократии, отвергая авторитет на основании принципа, гласящего, что любой человек должен принимать за истинное лишь то, что явно представляется ему таковым. Руссо сделал политические выводы из этого основополагающего принципа равенства, назвав общественным договором такое объединение людей, где "каждый отдает обществу себя и все свои возможности при высшем главенстве общих интересов".

И действительно, по Канту, необходимое чувство достоинства каждого человека повелевает ему повиноваться лишь такому закону, который он сам установил для себя, а поскольку этот закон отвечает рациональной природе человеческого рода, он приведет к созданию всемирного миролюбивого союзного общества. На различные второстепенные формы неравенства между людьми следует смотреть как на источник разнообразия и богатства человеческих проявлений, а не как на предпосылку господства. В течение долгого времени эти идеи великих мыслителей игнорировались иерархической организацией обществ вплоть до семьи, за редким исключением небольших "первобытных" общин, не имеющих "государственности". Слабые практически повсеместно были готовы мириться со своим положением и даже желали защиты сильных мира сего, живя, таким образом, в условиях "добровольного рабства", передав свои дела в чужие руки, что можно было бы назвать "чужеуправлением".

Однако веками противоестественный характер такого неравноправного разделения вызывал бунты, революции, а следовательно, имели место и периоды самоуправления. Начиная с XIX в. Такое порабощение большинства породило крупные общественные движения, в частности анархизм и марксизм, которые заставили философию спуститься на землю. Несмотря на некоторые различия, они ставили перед собой одну задачу - положить конец капиталистической эксплуатации рабочей силы путем уничтожения буржуазии в интересах пролетариата, ставшею всемирным классом. Такие попытки, часто называемые "рабочими советами", имели место в 1871 г. - Парижская Коммуна, в 1917-м - Советы в России, а также в Германии, Венгрии и, несколько позже, в Каталонии.

К сожалению " экспроприация экспроприаторов" не смогла надолго установить самоуправление. В одной стране Советы разгромлены силой оружия, в другой, например, в СССР, на смену частным собственникам средств производства пришли политические бюрократы, частные собственники средств принятия решений. Неудачи самоуправления привели к коротким восстаниям в некоторых восточноевропейских странах и побудили Югославию объявить всеобщее самоуправление. Однако, в этой стране, равно как и позднее в Алжире, упорное сохранение однопартийной системы спровоцировало упадок системы самоуправления, вновь возникло экономическое неравенство, в частности в результате отсутствия реальной ротации руководящих кадров. Эти кризисы отнюдь не служат непреложным доказательством утопического характера самоуправления, но высвечивают саму его суть.

Самоуправление не сводится к национализации средств производства, это- самоуправление производителей, объединенных оригинальными формами децентрализованного планирования. Конечно же, противоположностью самоуправления является эксплуатация, но в более широком смысле это и отчуждение. Устранение отчуждения означает не только обеспечение необходимых условий труда (как трактует, например, тейлоризм), но и создание новых видов свободной деятельности, революционизирующих труд, орудия труда и продукты труда, в то время как сейчас товары являются объектами, которые искусственно производят субъектов, способных их потреблять. Самоуправление касается не только сферы труда, но и всех областей человеческой жизни.

Чтобы быть свободным, самоуправляемое общество нуждается в гласности и просторе для творческой энергии - основного источника радости человека..

Значения в других словарях
Самоуправление

управление делами территориальной общности, организации или коллектива, самостоятельно осуществляемое их членами через выборные органы либо непосредственно (с помощью собраний, Референдумов и т. П.). Основные признаки С. — принадлежность публичной власти населению или избирателям соответствующей территории, членам общественной организации, коллектива. Самостоятельность в решении вопросов внутренней жизни. Отсутствие органов, назначаемых извне. Один из видов государственного управления на местах..

Самоуправление

САМОУПРАВЛЕНИЕ - самостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении собственными делами. Самоуправление административно-территориальных единиц - местное самоуправление.. ..

Самоуправление

(см. Также. Рабочее самоуправление), решение общественных дел сообща на собрании или посредством совместно избранных представителей. Корни русского самоуправления уходят в глубокую древность. Еще в VI в. Имп. Византии Маврикий писал. «Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе, их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению. Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, но предлагают им на выбор. Желают ли ..

Самоуправление

САМОУПРАВЛЕНИЕ, самостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении собственными делами. Самоуправление административно-территориальной единицей - местное самоуправление. Осуществляется через различные формы прямого волеизъявления (например, референдумы, сходы), а также через выборные органы местного самоуправления, решающие самостоятельно вопросы, не отнесенные к компетенции государства.. ..

Самоуправление

Iинститут государственного права. Термин С. (Selbstverwaltung. По-франц. Нет соответственного слова) на континенте Европы довольно нового происхождения (в Германии с 1850-х гг., в России с 1860-х гг.) и представляет перевод англ. Selfgovernment. Как указывает самое словообразование, он обозначает управление каким-либо кругом дел самими заинтересованными гражданами (непосредственно или через посредство избранных ими органов), без вмешательства посторонней власти. В широком смысле С. Имеет место в..

Самоуправление

САМОУПРАВЛЕНИЕ. ..

Самоуправление

-я, ср.. ..

Самоуправление

Автономия, республика. Автокефалия, самостоятельность, суверенитет, гомруль, самоволие, суверенность, независимость. Ant. Зависимость. ..

Самоуправление

Самостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении собственными делами. Самоуправление административно-территориальных единиц - местное самоуправление.. ..

Самоуправление

(общественное) - участие лиц, избранных населением, в местном управленииСр. Регламентируя участие земских сил в местном управлении, законодатель создает юридические основы земского самоуправления, вызывая общественные силы на служение материальным и нравственным интересам окружающих...А.Ф. Кони. Труды и задачи СПб. Юрид. Общества.Ср. Selfgovernement.. ..

Самоуправление

Ср.1) а) Форма организации работы, при которой самостоятельно решаются вопросы внутреннего управления.б) Выборный орган, осуществляющий такое управление.2) Право государственной единицы иметь собственные правительственные органы, решать вопросы законодательства и внутреннего управления. Автономия.. ..

Самоуправление

САМОУПРАВЛЕ́НИЕ -я. Ср.. ..

Самоуправление

-я, ср. 1. То же, что автономия. 2. Внутреннее, своими собственными силами управление делами в ка-кой-н. Организации, коллективе. Студенческое с. II прил. Самоуправленческий, -ая, -ое (ко 2 знач.).. ..

Самоуправление

Самоуправления, ср. (Право). 1. Узаконенный порядок, по к-рому какие-н. Общественные учреждения осуществляют через свои выборные органы нек-рые функции центральной власти. Местное самоуправление. Земское самоуправление (дореволюц.). Органы местного самоуправления. 2. Право какой-н. Государственной единицы, области самостоятельно решать дела внутреннего управления и иметь свои правительственные органы, автономия (см. Автономия в 1 знач.).. ..

Самоуправление

Участие рядовых работников, трудового коллектива в решении вопросов экономической деятельности компании, организации.. ..

Самоуправление

Самостоятельность к.-л. Организованной социальной общности в управлении собственными делами. С. Административно-территориальных единиц называется местным самоуправлением. С. Предприятия - способ управления предприятием, при котором основные функции управления его деятельностью осуществляет само предприятие без внешнего вмешательства.. ..

Самоуправление

- самостоятельность к.-л. Организованной социальной общности в управлении собственными делами. С. Административно-территориальных единиц называется местным самоуправлением. С. Предприятия - способ управления предприятием, при котором основные функции управления его деятельностью осуществляет само предприятие без внешнего вмешательства.. ..

Самоуправление

(self-government). ..

Самоуправление

Категория ряда общественных наук, включая политологию, философию, а также конституционное право. Может использоваться и в конституционно-правовом регулировании, особенно в таких понятиях, как ''народное самоуправление", "местное самоуправление", "территориальное общественное самоуправление" и др.. ..

Самоуправление

- самостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении собственными делами. С. Административно-территориальных единиц именуется местным самоуправлением.. ..

Самоуправление

- система организации власти в префектурах, городах, поселках и деревнях. Вся территория Японии делится в административном отношении на 47 префектур. Административными единицами в каждой префектуре являются города, поселки и деревни. Организация власти на местах определяется конституцией и "Законом о местной автономии" от 16 апреля 1947 г. Основные звенья местных органов власти - префектуральные, городские, поселковые и деревенские собрания, численный состав которых устанавливается в зависимости..

Самоуправление

— самостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении собственными делами. Например в городах — выборные органы местного С, рассматривающие вопросы содержания жилого фонда, благоустройства территории, организации жизни своего микрорайона.. ..

Самосознание Национальное

- уровень представлений, характеризующий освоение людьми, принадлежащими к той или иной национальной общности, ее идеалов, культурных норм, традиций, бытовых стереотипов, а также понимание ими интересов и положения данной социально-этнической группы в обществе в целом.. ..

Самостоятельная Русская Политика В Эстонии

- политика, выражающая и защищающая объективные интересы неэстонского населения. Русский язык, образование на русском языке, русскую культуру и духовность, гражданское и политическое равенство носителей русского языка, их трудовую занятость и т.д.. ..

Самофинансирование

— ещё одно составляющее «трёх «С» времён перестройки (см. самоокупаемость и самоуправление). Заключается в том, что при переходе предприятий на самоуправление (некоторого рода получение свободы) предполагалось самостоятельно осуществлять финансирование производства (наложение определённых обязанностей). Однако ни перед кем не было выбора — эту политику необходимо было принимать, чтобы стать «цивилизованным» предприятием. Естественно, что после полного внедрения этих понятий в производстве, был..

Самоэффективность

(SELF-EFFICACY). В социально-когнитивной теории суждения людей относительно их способности вести себя релeвантно специфической задаче или ситуации. (Дж. Фрейджер, Дж. Фейдимен, с.705). ..

Дополнительный поиск Самоуправление Самоуправление

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Самоуправление" в словаре Политический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Самоуправление, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 14 символа