Женщина

254

В понятиях Святой Руси рассматривается двойственно. С одной стороны, совершенно очевиден культ возвышенного женского начала — матери-Земли, Богоматери, человеческой матери и материнства, уважение к женщине как хранительнице семейного очага. С другой — отрицательное отношение к чувственности, которую выражает собой женщина. В этом смысле женщина рассматривается как один из главных источников греха и орудие сатаны. «Начало грехам — от женщины, и от нее ж — умираем мы» «Изборник 1076 г.»). «Зло есть женская прелесть» («Повесть временных лет»). Мотивы подобного отношения к женщине, как потенциальной «пособнице дьявола», заметны даже в «Домострое» (XVI в.). В сознании коренного русского человека главное предназначение женщины — служить хранительницей очага.

«Домострой» требует от женщины чистоты и послушания, дает ей большие права в ведении домашнего хозяйства. Историк русского быта И.Е. Забелин рассматривает место женщины в семье по известной правовой формуле Руси. «слово и дело». Последнее слово всегда остается за «государем», хозяином дома, мужчиной, но делом в доме занимается «государыня», хозяйка дома, женщина («делодержец дому»), так что многим из женщин были присущи «крепкое мужество и непреложный разум — качества безусловно мужские».«В «Домострое», — писал Забелин, — дается идеал семейной жизни, как он был создан древним русским обществом. Женщина поставлена здесь на видном месте, ее деятельность обширна. Необходимого для восстановления нравственных сил развлечения, перемены занятия, перемены предмета для разговора нет и быть не должно по общественным условиям.

Повторяю, что мы не имеем никакого права упрекать «Домострой» в жестокости к женщине. У него нет приличных невинных удовольствий, которые бы он мог предложить ей, и потому он принужден отказать ей во всяком удовольствии, принужден требовать, чтобы она не имела минуты свободной, которая может породить в ней желание удовольствия неприличного или, что еще хуже, желание развлекать себя хмелем. Сколько женщин по доброй воле могло приближаться к идеалу, начертанному «Домостроем», скольких надобно было заставлять приближаться к нему силою и скольких нельзя было заставить приблизиться к нему никакою силою, сколько женщин предавалось названным неприличным удовольствиям. На этот вопрос мы отвечать не решимся».Положение женщины в русском обществе было не приниженным, а соответственным христианскому пониманию ее как домодержицы и хранительницы семейного очага.

Роль женщины в Древней Руси, писал историк В.В. Колесов, была исключительно велика, «поскольку для большинства, для младших членов коллектива, она — мать. Русская история показывает твердый характер русской «матерой вдовы» — от княгини Ольги до былинной Амелфы Тимофеевны. Под их рукой ходили такие мужчины, как князь Святослав или Васька Буслаев».Приниженное положение женщины характерно для Запада, где с эпохи т. Н. Возрождения происходит эстетизация чувственного начала женщины и всего того, что в понятиях Святой Руси считалось греховным. Запад отказывается от христианского отношения к женщине и начинает видеть в ней преимущественно любовницу или своего рода механизм для получения удовольствия, имеющий денежную ценность.

С XVIII в. Такое отношение к женщине распространяется и среди русского дворянства и образованных слоев. Выпадение женщины из христианского миропорядка, освобождение ее от заповедей Нового Завета в корне изменило всю человеческую жизнь, сделав ее игрой мелких страстей и увлечений.Осмысливая происходящее, Л.Н. Толстой писал. «Возьмите всю поэзию, живопись, скульптуру, начиная с любовных стихов и голых Венер и Афин, — вы видите, что женщина есть орудие наслаждения. Она такова на Грачевке и на утонченном балу. Женщины устроили из себя такое орудие воздействия на чувственность, что мужчина не может спокойно обращаться с женщиной. Как только подошел к ней, так и попал под ее дурман, и ошалел. Всякая разодетая женщина представляет опасность для общества.

Поэтому, когда я вижу разодетую женщину, я хочу закричать. «Городовой!»«Отношение к женщине, — писал В.А. Сухомлинский, — тончайший измеритель чести, совести, порядочности, благородства, высокая школа воспитания чуткости». Возвышенное отношение к женщине в духе христианства характерно для многих русских писателей. «Женщина — великое слово. В ней чистота девушки, в ней самоотверженность подруги, в ней подвиг матери» (Н.А. Некрасов). «Женщину я люблю, женщину. Что есть женщина. Царица земли» (Ф.М. Достоевский). «Подумаем о красоте и приятности женской. Возможно ли не дивиться, видя их вид величавый, смирение и приятную лепоту?» (А.Д. Кантемир). «Женщина творит мужчину не только актом физического рождения. Женщина творит мужчину и актом рождения в нем духовности.

Женщина оплодотворяет творчество гения» (А. Белый). «Женщины у нас подымаются и, может быть, многое спасут. Женщина — наша большая надежда, может быть, послужит всей России в самую роковую минуту» (Ф.М. Достоевский).О. ПлатоновИсточник. Энциклопедия "Русская цивилизация".

Значения в других словарях
Женская Честь

Соблюдение целомудрия девушкой и супружеской верности замужней женщиной. Вплоть до к. XIX в. Строго соблюдалась в среде крестьянства и в меньшей мере — среди других слоев русского общества. Русское крестьянство решительно осуждало добрачные связи. Если такое и случалось, то как исключение, и всегда и повсеместно встречало отрицательную оценку общественного мнения деревни. «Потеря девственности считается большим грехом», — написано в ответах на тенишевскую программу из Ростовского уезда.«Родители..

Женский Праздник

В русской народной традиции приурочивался ко Дню жен-мироносиц — второму воскресенью после Пасхи. В сер. И в к. XIX в. О нем сообщали из разных регионов России (Курская, Калужская, Ростовская и др. Губернии) в ответ на программы Императорского Русского Географического общества и Этнографического бюро кн. Тенишева. Обычно после церковной службы, на которой девушки и женщины стремились по возможности побывать, они шли группами в лес, где раскладывали костер, устраивали угощенье в складчину (традиц..

Жены-мироносицы

В третье воскресенье по Пасхе вспоминается первое явление Господа людям по восстании Его из гроба. Он явился во плоти семи женщинам, глубоко и искренне возлюбившим Его, следовавшим за Ним и служившим Ему, не оставившим Его даже в часы страданий и крестной смерти. Они принесли к погребальной пещере миро (благовония), чтобы, по обычаю, помазать им тело Иисуса. Но вместо Почившего обрели ангела, возвестившего им радостную весть, а затем увидели и Самого Воскресшего. Так жены-мироносицы оказались св..

Жердевка

ЖЕРДЕВКА, город (с 1954) в Тамбовской обл., расположен на р. Савала (левый приток Хопра, бассейн Дона). Ж.-д. Станция. 19,1 тыс. Жителей (1998). Пищевая промышленность. Краеведческий музей.Источник. Энциклопедия "Отечество". ..

Женщина

Каковы бы ни были формы половых отношений в первобытном обществе (см. Гетеризм), быт Ж. На этой ступени человеческого развития мало отличался от быта мужчин. История сохранила нам предания об амазонках (см.), о борьбе мужчин и Ж., о войнах из-за Ж. Славянские предания также помнят о подобной борьбе (см. Богемская война Ж.). Они говорят о значительном участии и свободе Ж. В заключении брачных отношений (таково умыкание у древнего русского летописца и у Козьмы Пражского), о полной свободе брачных ..

Женщина

Белая женщина. Жарг. Нарк. 1. Героин. 2. Кокаин. Максимов, 30.. ..

Женщина

См. МУЖЧИНА. ..

Женщина

ЖенщинаЧеловек * Брак * Девушка * Детство * Душа * Жена * Женщина * Зрелость * Мать * Молодость * Муж * Мужчины * Он и Она * Отец * Поколение * Родители * Семья * Сердце * СтаростьБлизкие темы. Девушка * ЖенщинаЖенщина - Никогда не найдешь женщины без готового ответа, разве что она окажется без языка. -•Шекспир (Shakespeare) Женщина консервативна по своей природе, она везде ищет прочных оснований, и это вполне естественно, так как для домашнего очага и колыбели нужна прочная почва. -•Мишле Жюль ..

Женщина

• настоящая женщина. ..

Женщина

Девочка, подросток, девушка, отроковица, юница, девица, дева. Барышня, дама, матрона, старуха. Баба.. ..

Женщина

О фигуре, сложении, чертах лица и т. П. Авантажная (устар.), аппетитная, величественная, видная, высокая, высокорослая, гибкая, грациозная, грудастая (простореч.), грузная, дебелая (простореч.), длинная (разг.), длиннолицая, длинноногая, длинноносая, длинношеяя, долговязая (простореч.), долгоногая, долгоносая, долгошеяя, дородная, дюжая (простореч.), здоровая (в значении - большая. Разг.), изможденная, изморенная, изящная, интересная (разг.), исхудалая, казистая (устар.), коротконогая, короткоше..

Женщина

Ж.1) Лицо, противоположное по полу мужчине.2) Лицо женского пола как воплощение свойств, качеств этого пола.3) Лицо женского пола, состоящее или состоявшее в браке.. ..

Женщина

ЖЕ́НЩИНА -ы. Ж.. ..

Женщина

-ы, ж. 1. Лицо, противоположное мужчине по полу, та, к-рая рожает детей и кормит их грудью. Ж. Равноправна с мужчиной. Ж.-мать. Ищите женщину. (говорится как намёк на то, что какое-н. Неясное, запутанное дело не обошлось без женского участия. Шутл.). 2. Лицо женского пола, вступившее в брачные отношения. Она стала женщиной. II прил. Женский, -ая, -ое. Ж. Пол. Женские болезни. Международный ж. День (8 Марта).. ..

Женщина

Женщины, ж. 1. Лицо, противоположное мужчине по полу. Женщины и муж чины в СССР пользуются одинаковыми правами. Женщина-врач. || Лицо женского пола, как типическое воплощение женского начала. С чуткостью женщины Она оказала ему помощь как раз во-время. 2. Взрослая, в противоп. Девочке. Вагон для женщин и детей. || Лицо женского пола, начавшее половую жизнь, в противоп. Девушке. Замужняя женщина. Она рано стала женщиной. 3. Лицо женского пола легкого поведения, кокотка (фам.). Тратиться. ..

Женщина

Древнерусское – жена.. ..

Женщина

Обладает морфологическими и функциональными признаками, определяющими женский пол.Это, прежде всего, женский набор половых хромосом, рост, масса, особенности телосложения, строения половых органов, интенсивность обмена веществ, частота сердечных сокращений и дыхания, количество форменных элементов крови, гормональный и биохимический статус и т. Д. С другой стороны, женщину характеризуют свойственные её полу психологические особенности личности. Нежность, дружелюбие, одухотворённая любовь, живост..

Женщина

-помощница Адама (человека, мужчины) (Быт 2.18,22), созданная Богом из части его плоти. После грехопадения была поставлена Богом под полное господство мужчины (Быт 3.16). Во всем Писании подчеркивается ее подчиненное (производное) значение (1Кор 11.3,7-9) и только как таковая, она служит прототипом образа Церкви-Тела Христа. Перед встречей с Богом на горе Синай Господь повелел через Моисея, чтобы народ - мужчины (ср. Исх 23.17. 34.23) освятились, для чего им было предписано вымыть одежды и не пр..

Женщина

I. СОТВОРЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ И ЕЕ ГРЕХОПАДЕНИЕ А. Бог сотворил человека - мужчину (см. Муж) и женщину (Быт 1:26 и след.)и благословил их. "Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над . Всяким животным" (см. Человек, IV,1). Об отношениях между мужчиной и Ж. Мы узнаем из повествования об Адаме и Еве (Быт 2). Поставив перед Адамом задачу "возделывать . И хранить" Эдемский сад (ст. 15) и дав ему заповедь есть "от всякого дерева", кроме "дерева познания добра и зла" (..

Женщина

Великая Мать, Великая Богиня, женское начало символизируемое луной, землей и водами, инстинктивные способности, как противопоставление связанному с мужским началом рациональному порядку. Это чрезвычайно сложная символика, так как Великая Мать может быть либо подательницей благ и защитницей, либо злой и приносящей разрушения. Она и чисто духовный водитель, и сирена или соблазнительница. Девственная Царица Небесная и гарпия и шлюха. Высшая мудрость и крайнее безрассудство - всеобщая сложность само..

Дополнительный поиск Женщина Женщина

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Женщина" в словаре Русская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Женщина, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ж". Общая длина 7 символа