Андрей Юрьевич Боголюбский
Андрей Юрьевич Боголюбский (1111–1174 гг.) – великий князь Владимирский (с 1169 г.), сын князя Юрия Долгорукого, автор Слова о празднике 1 августа. А. Ю. Б. Стремился возродить единство Руси на новой основе, под эгидой Владимиро-Суздальского княжества. Князь развернул во Владимире и Боголюбове активную строительную и литературно-идеологическую деятельность, используя церковь в своих политических целях. Был убит боярами-заговорщиками в ночь на 29 июня 1174 г. В Боголюбовском замке (см. Повесть о убиении Андрея Боголюбского). Образ А. Ю. Б. Как бесстрашного «храбра» впервые появляется на страницах южнорусской летописи, затем как «царя и князя всея Руси» – в произведениях владимирской литературы 60–70-х гг. XII в.А. Ю. Б. Был инициатором создания программного цикла произведений 1164–1165 гг., который напоминал существовавшую у византийских императоров традицию государственно- и церковно-идеологического оформления своих военных побед.
В цикл входили Слово Андрея Боголюбского о празднике 1 августа, Сказание о победе над волжскими болгарами 1164 г. И празднике 1 августа, Житие Леонтия Ростовского. Эти памятники повлияли на Сказание о чудесах Владимирской иконы богоматери и Слова на Покров.Из них А. Ю. Б. Несомненно принадлежит Слово о празднике 1 августа (название в рукописях «Слово великаго князя Андрея Боголюбскаго о милости божией». Нач. «Вседержителя господа бога нашего и человеколюбца милостиваго спаса и пречистыя его матере благодатию, заступающе нас от всех бед и болезней и от всех враг видимых и невидимых, и победу от нея имея на врагы...»). Оно возникло в связи с победой войск А. Ю. Б. В походе 1164 г. Против волжских болгар, воспринятой как триумф владимирского княжества и лично ее «царя».Первая часть Слова – Установление о празднике 1 августа, введенном А.
Ю. Б. По примеру византийского императорского праздника 1 августа («Якоже в Костянтине граде уставихом святии отцы и благоверный понтократоръ милости божии и человеколюбию устави, тако и сии праздникъ уставленъ бысть худым и грешным рабом божиим и пречистыя его матере богородица Андреем князем сыном Георгиевым, внуком Манамаховым именем Владимира, царя и князя всея Русии») (об использовании А. Ю. Б. «приватно-самоуничижительных», «царских» этикетных формул см. Воронин. Археологические заметки).Вторая часть Слова – благодарственная молитва к спасу и богоматери по случаю введения нового церковно-государственного праздника 1 августа. Упоминавшаяся в прежней литературе Молитва А. Ю. Б. (см. Воронин Н. Н. О времени и месте включения сочинений Владимира Мономаха в летопись.
– В кн. Историко-археологический сборник к 60-летию А. В. Арциховского. М., 1962, с. 265–271), помещенная в конце сочинений Владимира Всеволодовича Мономаха, как следует из наблюдений Р. Матьесена, ни Мономаху, ни А. Ю. Б. Не принадлежит (см. Матьесен Р. Текстологические замечания о произведениях Владимира Мономаха. – ТОДРЛ, 1971, т. 26).Слово существует в двух редакциях. Первая датируется 1164 г. (см. Рыбаков Б. А. Русские летописцы и автор «Слова о полку Игореве». М., 1972, с. 10, примеч. 47), известна в единичных списках Пролога (БАН, 33.16.11, XVI в. ИРЛИ, ком. Перетца, № 80, 1595 г. ГБЛ, ф. 354, Волог. Собр., № 22, XVII в.), включает Установление о празднике 1 августа и благодарственную молитву. Вторая редакция, изданная И. Е. Забелиным, – компилятивная.
Она объединяет краткую редакцию не принадлежащего А. Ю. Б. Написанного позже Сказания о победе 1164 г. И первоначальную редакцию Слова. Ее созданию способствовало тематическое единство названных произведений. Она возникла не ранее XIII – нач. XIV в., встречается обычно в сборниках смешанного состава (ГИМ, собр. Забелина, № 369. ЦГАДА, собр. Мазурина, оп. 1, № 637. Яросл. Гос. Музей-запов., № 15686 (498) и др.).Изд. Забелин И. Е. Следы литературного труда Андрея Боголюбского. – Археол. Изв. И заметки. М., 1895, № 2–3, с. 45–46. Hurwitz E. S. Prince Andrej Bogoljubskij. The Man and the Myth. Firenze, 1980, p. 90–91. Филипповский Г. Ю. «Слово» Андрея Боголюбского о празднике 1 августа. – В кн. Памятники истории и культуры. Ярославль, 1983, вып. 1, с. 75–84..
Дополнительный поиск Андрей Юрьевич Боголюбский
На нашем сайте Вы найдете значение "Андрей Юрьевич Боголюбский" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Андрей Юрьевич Боголюбский, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "А". Общая длина 26 символа