Андрей Юрьевич Боголюбский

403

Андрей Юрьевич Боголюбский (1111–1174 гг.) – великий князь Владимирский (с 1169 г.), сын князя Юрия Долгорукого, автор Слова о празднике 1 августа. А. Ю. Б. Стремился возродить единство Руси на новой основе, под эгидой Владимиро-Суздальского княжества. Князь развернул во Владимире и Боголюбове активную строительную и литературно-идеологическую деятельность, используя церковь в своих политических целях. Был убит боярами-заговорщиками в ночь на 29 июня 1174 г. В Боголюбовском замке (см. Повесть о убиении Андрея Боголюбского). Образ А. Ю. Б. Как бесстрашного «храбра» впервые появляется на страницах южнорусской летописи, затем как «царя и князя всея Руси» – в произведениях владимирской литературы 60–70-х гг. XII в.А. Ю. Б. Был инициатором создания программного цикла произведений 1164–1165 гг., который напоминал существовавшую у византийских императоров традицию государственно- и церковно-идеологического оформления своих военных побед.

В цикл входили Слово Андрея Боголюбского о празднике 1 августа, Сказание о победе над волжскими болгарами 1164 г. И празднике 1 августа, Житие Леонтия Ростовского. Эти памятники повлияли на Сказание о чудесах Владимирской иконы богоматери и Слова на Покров.Из них А. Ю. Б. Несомненно принадлежит Слово о празднике 1 августа (название в рукописях «Слово великаго князя Андрея Боголюбскаго о милости божией». Нач. «Вседержителя господа бога нашего и человеколюбца милостиваго спаса и пречистыя его матере благодатию, заступающе нас от всех бед и болезней и от всех враг видимых и невидимых, и победу от нея имея на врагы...»). Оно возникло в связи с победой войск А. Ю. Б. В походе 1164 г. Против волжских болгар, воспринятой как триумф владимирского княжества и лично ее «царя».Первая часть Слова – Установление о празднике 1 августа, введенном А.

Ю. Б. По примеру византийского императорского праздника 1 августа («Якоже в Костянтине граде уставихом святии отцы и благоверный понтократоръ милости божии и человеколюбию устави, тако и сии праздникъ уставленъ бысть худым и грешным рабом божиим и пречистыя его матере богородица Андреем князем сыном Георгиевым, внуком Манамаховым именем Владимира, царя и князя всея Русии») (об использовании А. Ю. Б. «приватно-самоуничижительных», «царских» этикетных формул см. Воронин. Археологические заметки).Вторая часть Слова – благодарственная молитва к спасу и богоматери по случаю введения нового церковно-государственного праздника 1 августа. Упоминавшаяся в прежней литературе Молитва А. Ю. Б. (см. Воронин Н. Н. О времени и месте включения сочинений Владимира Мономаха в летопись.

– В кн. Историко-археологический сборник к 60-летию А. В. Арциховского. М., 1962, с. 265–271), помещенная в конце сочинений Владимира Всеволодовича Мономаха, как следует из наблюдений Р. Матьесена, ни Мономаху, ни А. Ю. Б. Не принадлежит (см. Матьесен Р. Текстологические замечания о произведениях Владимира Мономаха. – ТОДРЛ, 1971, т. 26).Слово существует в двух редакциях. Первая датируется 1164 г. (см. Рыбаков Б. А. Русские летописцы и автор «Слова о полку Игореве». М., 1972, с. 10, примеч. 47), известна в единичных списках Пролога (БАН, 33.16.11, XVI в. ИРЛИ, ком. Перетца, № 80, 1595 г. ГБЛ, ф. 354, Волог. Собр., № 22, XVII в.), включает Установление о празднике 1 августа и благодарственную молитву. Вторая редакция, изданная И. Е. Забелиным, – компилятивная.

Она объединяет краткую редакцию не принадлежащего А. Ю. Б. Написанного позже Сказания о победе 1164 г. И первоначальную редакцию Слова. Ее созданию способствовало тематическое единство названных произведений. Она возникла не ранее XIII – нач. XIV в., встречается обычно в сборниках смешанного состава (ГИМ, собр. Забелина, № 369. ЦГАДА, собр. Мазурина, оп. 1, № 637. Яросл. Гос. Музей-запов., № 15686 (498) и др.).Изд. Забелин И. Е. Следы литературного труда Андрея Боголюбского. – Археол. Изв. И заметки. М., 1895, № 2–3, с. 45–46. Hurwitz E. S. Prince Andrej Bogoljubskij. The Man and the Myth. Firenze, 1980, p. 90–91. Филипповский Г. Ю. «Слово» Андрея Боголюбского о празднике 1 августа. – В кн. Памятники истории и культуры. Ярославль, 1983, вып. 1, с. 75–84..

Значения в других словарях
Андрей Пресвитер

Андрей Пресвитер (не ранее сер. XIV – не позже XVI в.) – московский священник, автор Слова на перенесение мощей святителя Николая Мирликийского из Мир Ликийских в Малой Азии в г. Бари в Италии (9 мая 1087 г.). Слово считалось анонимным до тех пор, пока Е. В. Барсов не издал его по обнаруженному им списку в продававшемся на московском антикварном рынке сборнике XVI в. В этом списке автор Слова называет себя «многогрешным и грубым и недостойным прозвитером Андреем, бывшим причетником и клириком со..

Андрей Юрьев

Андрей Юрьев (2-я пол. XV – нач. XVI в.) – автор редакции Жития Федора Ростиславича Черного. Кроме имени «Юрьев Андрей», по форме употребления которого видно, что это лицо не духовного звания, об этом человеке ничего не известно. Взяв за основу проложное житие (XIV в.) ярославского князя Федора Ростиславича Черного (1240–1299 гг.), А. Ю. Написал свою редакцию этого жития – «Житие и жизнь преподобнаго князя Феодора Ярославского, списано от Ондрея Юрьева». Свое сочинение А. Ю. Писал после открытия..

Андроник Тимофеев (Невежа)

Андроник Тимофеев, по прозвищу Невежа (2-я пол. XVI – нач. XVII в.) – московский типограф, автор послесловий к старопечатным книгам, гравер. «Сказание известно о воображении книг печатного дела» называет его «учеником» первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. «...последи тех мастеров Иоанна и Петра ученик их Андроник Тимофеев сын, прозвище Невежа, с товарыщи начася мастер быти и царьским тем же повелением поведено ему книги печатати печатным воображением в царствующем граде Москве и ра..

Аникита Лев Филолог

См. Лев Филолог. ..

Дополнительный поиск Андрей Юрьевич Боголюбский Андрей Юрьевич Боголюбский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Андрей Юрьевич Боголюбский" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Андрей Юрьевич Боголюбский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 26 символа