Апокрифические сказания о успении Богородицы

410

Апокрифические сказания о успении Богородицы – переведенные с греческого ложнонадписанные «слова», получившие распространение в древнерусской книжности не позднее XII в.1. Слово на успение богородицы создано, как полагают, не ранее V в. Надписанное именем апостола Иоанна Богослова, оно известно в греческой, латинской и других, восходящих к ним версиях. Греческий текст слова издан в кн. Тischеndоrf С. Apocalypses apocryphae. Mosis, Esdrae, Pauli, Ioannis item Mariae Dormitio. Lipsiae, 1866, p. 95–112 (о соотношении греческой и латинской версий см. Смирнов И. Апокрифические сказания о божией матери. – ПО, 1873, апрель, с. 569–614).В древнерусском переводе памятник называется «Слово на успение пречистей владычице нашей богородици» или «Слово святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на успение.

Богородицы» (нач. «Святей преславней (владычици) богородици и приснодевы Марии по обычаю на святый гроб...»). В слове повествуется о том, как богородица, постоянно приходившая к месту погребения Христа, оставалась невидимой для «стражей». По ее молитве накануне ее преставления к ней собираются, прилетев на облаках, апостолы. Когда иудеи побуждают «игемона» захватить богородицу и апостолов, те становятся невидимыми, а затем, также на облаках, переносятся из Вифлеема в Иерусалим. Иудеев, попытавшихся поджечь дом богородицы, уничтожает «сила огненная». Богородица благословляет апостолов и умирает. Смерть ее сопровождается чудесами.Древнейший текст этого слова был обнаружен И. И. Срезневским в составе так называемого Торжественника в рукописи XII в.

(ГПБ, F.п.I.46). Это отрывок от слов «<ство>рил еси величие сильный» и до слов «сим же бывающим наипаче движаше» (л. 197–197 об.). Слово читается в сборниках XIV в. ГИМ, Чуд. Собр., № 20. ГИМ, собр. Уварова, № 1770/589, а также в более поздних (ГПБ, Соф. Собр., № 591. ГБЛ, собр. Тр.-Серг. Лавры, № 747 и 776 и др.). По наблюдениям Т. В. Черторицкой (Черторицкая Т. В. О составе минейных Торжественников XV–XVI вв. – В кн. Сибирская историография и источниковедение. Новосибирск, 1979, с. 19), памятник входит в состав Торжественников. Он отмечен ей, в частности, в списках Института истории филологии и философии Сиб. Отд. АН СССР, № 53/71. ГПБ, Солов. Собр., № 1050/1159 и 1448/83. ГПБ, F.I.850. F.I.870. F.I.895 и F.I.900. ГПБ, собр. ОЛДП, F.215 и F.451.

ГПБ, собр. Погодина, №№ 850 и 949. ГБЛ, собр. Румянцева, №№ 434 и 435. ГИМ,. Собр. Уварова, №№ 317/43. 329/384. 337/63. Слово входит в состав ВМЧ под 15 августа.2. Другое апокрифическое сочинение – Слово Иоанна Солунского о преставлении богородицы (в древнерусской письменной традиции памятник именуется. «Иже во святых отца нашего Иоанна архиепископа Селунского правоверна и свята мужа слово о успении. Богородицы». Нач. «Егда прииде время изыти от телесе пречистей богородици...») является осуществленной еще в Византии переработкой рассмотренного выше слова Иоанна Богослова, однако рассказ дополнен новыми деталями. Ангел, сообщивший богородице о скором ее преставлении, приносит ей пальмовую ветвь из рая. Когда богородица идет молиться на гору Елеонскую, деревья склоняются перед ней.

Добавлен рассказ о том, как в час кончины за душу человека борются два ангела – праведный и неправедный (ср. С легендами о «мытарствах»). Богородица показывает апостолам свои погребальные «ризы». Апостол Петр рассказывает притчу о двух рабах. Преставление богородицы сопровождается различными чудесами и знамениями.Это слово встречается в сборниках XIV–XV вв. (ГИМ, Чуд. Собр., № 20. ГБЛ, собр. Тр.-Серг. Лавры, № 13. ГПБ, Соф. Собр., № 1261). Изданный А. Н. Поповым текст по Троицкому списку имеет ряд индивидуальных пропусков и ошибок.По наблюдениям Т. В. Черторицкой (Черторицкая. О составе, с. 19), слово читается в минейных Торжественниках. ГПБ, F.I.870 и F.I.895. ГПБ, собр. ОЛДП, F.186 и F.451. ГПБ, Солов. Собр. № 1050/1159. ГБЛ, собр. Румянцева, № 436.

ГИМ, собр. Уварова, №№ 337/63 и 331/926. Оно входит в состав ВМЧ под 15 августа.Изд. Срезневский. Сведения и заметки, № 38. Попов. Библиографические материалы, № 2 и 3. Порфирьев. Апокрифы новозаветные, с. 74–94, 270–279, 281–295..

Значения в других словарях
Апокриф о Ламехе

Апокриф о Ламехе – предание о библейском герое Ламехе. А. Рассказывает, как слепой Ламех, водимый поводырем, на охоте случайно убивает Каина. А. Известен в древнерусской письменности в составе Палеи Хронографической.Изд. Тихонравов. Памятники, т. 1, с. 24–25. Порфирьев. Апокрифы ветхозаветные, с. 50–51, 104, 105. Толковая палея 1477 г. Воспроизведение Синодальной рукописи № 210 / Изд. ОЛДП. СПб., 1892, вып. 1, л. 57–57 об. Франко. Апокрифы, т. 1, с. 37–38.. ..

Апокриф о Макарии Римском

Апокриф о Макарии Римском – древнерусский памятник, восходящий к греческому оригиналу. Упоминался в индексах запрещенных книг начиная с XIV в. А. Повествует о странствиях трех иноков в поисках места, где небо «прилежит к земле». Они попадают в неведомые земли, населенные диковинными людьми и зверями, видят там различные чудеса, столп, возведенный Александром Македонским, прикованных к горам гигантских мужчину и женщину, терзаемых вечными муками, и другие чудеса. В конце концов они попадают в пещ..

Апокрифы и сказания о Данииле

Апокрифы и сказания о Данииле – цикл переводных апокрифических сочинений. В их основе лежит библейская книга пророка Даниила и толкования на нее Ипполита. И. Евсеев (см. Его работы. 1) Книга пророка Даниила в древнеславянском переводе. Введение и тексты. М., 1905. 2) Толкования на книгу пророка Даниила в древнеславянской и старинной русской письменности. – Тр. Славян. Ком. Имп. Моск. Археолог, об-ва, М., 1901, т. 3, с. 38–44) различает три перевода книги Даниила. Старший, в составе паремийников ..

Апокрифы о Аврааме

Апокрифы о Аврааме – переводные сказания об Аврааме, канонический рассказ о котором содержится в гл. 12 и 15 книги Бытия.В апокрифе «Откровение Авраама» рассказывается, как Авраам, усомнившись в вере своего отца язычника Фарры, уничтожает идолов, изготовлением которых тот занимался. Авраам уверовал в единого бога, и бог даровал ему видение. Ангел возносит Авраама на небо, где тот видит престол бога, ангелов, управляющих звездами и стихиями, рай, Адама и Еву и т. Д.Старший из дошедших до нас древ..

Дополнительный поиск Апокрифические сказания о успении Богородицы Апокрифические сказания о успении Богородицы

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Апокрифические сказания о успении Богородицы" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Апокрифические сказания о успении Богородицы, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 44 символа