Апокрифы и сказания о Данииле

421

Апокрифы и сказания о Данииле – цикл переводных апокрифических сочинений. В их основе лежит библейская книга пророка Даниила и толкования на нее Ипполита. И. Евсеев (см. Его работы. 1) Книга пророка Даниила в древнеславянском переводе. Введение и тексты. М., 1905. 2) Толкования на книгу пророка Даниила в древнеславянской и старинной русской письменности. – Тр. Славян. Ком. Имп. Моск. Археолог, об-ва, М., 1901, т. 3, с. 38–44) различает три перевода книги Даниила. Старший, в составе паремийников (фрагменты из глав II, III, VII и X), второй, сохранившийся в составе хронографов Архивского и Виленского и третий, дошедший до нас в составе комплекса книг Толковых пророков (старшие списки XV в. – ГИМ, Чуд. Собр., № 182. ГПБ, Кир.-Белоз. Собр., № 9/136.

ГБЛ, собр. Тр.-Серг. Лавры, № 90, и др. – представляют собой копии с рукописи Упыря Лихого, датируемой XI в.). Тот же перевод представлен и в отдельном тексте Книги Даниила с толкованиями Ипполита (древнейший список XII в. – ГИМ, Чуд. Собр., № 12). Он известен как в отдельных списках, так и в составе хронографических компиляций – Хронографа Троицкого, Летописца Еллинского и Римского второй редакции, Полной Хронографической палеи и в сокращенном изложении – в Русском хронографе редакции 1512 г., а также в некоторых из восходящих к ней редакций Хронографа.Помимо четьего и толкового текстов книги Даниила, в древнерусской книжности были известны апокрифические памятники о Данииле.1. «Видения Даниила». Это обобщенное название дано В.

М. Истриным группе памятников эсхатологического характера, в которых на первое место выступали «политические элементы» (В. М. Истрин), т. Е. Пророчества о судьбе Византии. Апокрифические повествования этого типа возникли еще на византийской почве не позднее VII в. Памятник – Δανιὴλ ψευδεπίγραφα, вносившийся в византийские индексы запрещенных книг, возможно, имеет к ним непосредственное отношение. Известны переводные славянские тексты «Видения Даниила». В списках «Видения», опубликованных П. Сречковским и В. М. Истриным (в кн. Истрин. Откровение Мефодия Патарского) текст, соотносимый с книгой Даниила, слит с фрагментами из «Откровения» Мефодия Патарского. В памятнике повествуется о бедствиях, претерпеваемых «царством греческим», о подвигах двух царей-победителей и о последующем затем нашествии «нечистых народов» и явлении антихриста.Особую разновидность представляет так называемое «Последнее видение Даниила» – византийский апокрифический текст, трижды переведенный на славянские языки (см.

Публикацию В. Макушева и М. Н. Сперанского по материалам А. Н. Попова). Перевод другого византийского памятника – «Видение и откровение Даниила пророка» (сочинение Паисия Лигарида) – содержится в Хрисмологионе Николая Спафария.2. Статья, приписываемая Епифанию Кипрскому (греческий текст см. PG, t. 43, col. 404–424), нач. «Сей убо Данил бе от колена Июдина (Иудова) от предержащих царскую власть...». Она помещается обычно вслед за каноническим текстом книги Даниила (см., например. Геннадиевская библия 1499 г. – ГИМ, Синод. Собр., № 1, 2 и 3. ГБЛ, собр. Румянцева, № 31). Эта статья входит также в состав Полной Хронографической палеи и Летописца Еллинского и Римского второй редакции. В последнем памятнике она предшествует тексту книги Даниила с толкованиями Ипполита (см.

Творогов О. В. Древнерусские хронографы. Л., 1975, с. 243, фрагм. 83 и с. 284, фрагм. 2).3. Слово, приписываемое Кириллу Александрийскому. «Кирилла, архиепископа александрийскаго, слово на скончание святых трех отрок и Даниила пророка» (нач. «Вина времени настоит, возлюблении, мучении благих принося память...»).4. «Мучение (страсть) святых трех отрок Анания, Азария, Мисаила и пророка Даниила» (нач. «Хощу ныне поведати благую повесть...». Памятник входит в состав Златоструя XII в. – ГПБ, F.п.I, № 46).5. «Мучение и похвала святых трех отрок» («Сказание о святых трех отроках») (нач. «Похвалим благого бога, прославлъшаго святыя своя отрокы...»).6. «Страсть святых три отрок Ананья, Азарья и Мисаила» (нач. «Снятии трие отроци бяху от града Иерусалима...»).7.

«Слово о Данииле пророце, како Вила бога вавилонского сокруши» (нач. «Сии Даниил великий в пророцех, любим бяше царем...»). Старший список читается в составе Пролога XII–XIII вв. (ГПБ, Соф. Собр., № 1324, л. 256-256 об.).8. Даниила пророка суд о Сусанне (или. Слово о Сусанне) (нач. «Бысть муж в Вавилоне, именем Иоаким...»). Старший список в составе Мерила Праведного XIV в. (ГБЛ, собр. Тр.-Серг. Лавры, № 15, л. 38 об.–41).9. Слово Ефрема Сирина «О пророке Даниле и о святых трех отроцех и глаголющих, яко время зло есть спастися» (нач. «Се да рассмотрим еже о пророце Даниле и о трех святых отроцех») – читается в Торжественниках.Отметим также проложную память о Данииле (нач. «Тъи святый Даниил пророк с тремя отроки пленен бысть...»).Названные памятники входят в том или ином составе в Пролог и ВМЧ под 17 декабря.А.

И. Яцимирский (Библиографический обзор, с. 264–265) упоминает также Повесть о пророке Данииле и трех отроках, известную в южнославянских списках и восходящую, по его предположению к латинскому или польскому оригиналу Жития пророка Даниила и трех отроков (нач. «Даниил пророк от царского племени Иудова от колена...»).Сюжет о Данииле привлекал средневековых книжников своей мнимой историчностью (Даниил толкует сны и видения великим царям Востока Навуходоносору и Валтасару) и сюжетными коллизиями. Даниил остается невредим во рву с голодными львами, божественное заступничество позволяет Даниилу и трем отрокам остаться живыми в горящей печи, где они, стоя среди пламени, воспевают славу богу, мудрость Даниила спасает от казни оклеветанную сластолюбивыми старцами Сусанну.Сюжет книги Даниила нашел отражение во второй редакции Александрии хронографической, в многочисленных мелких статьях, помещаемых в сборниках.

В XVII в. Симеон Полоцкий пишет драму «О Навходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех в пещи не сожженных».Изд. Срезневский И. Сказание об антихристе в славянских переводах с замечаниями о славянских переводах творений св. Ипполита. Разбор книги о них К. И. Невоструева. Описания рукописей и выписки из них. СПб., 1874. Попов. Библиографические материалы, № 4, с. 58–64, 92–98. Среħковиħ П. Зборник попа Драгола. – Споменик. У Београду, 1890, т. 5, с. 10–14. Истрин В. М. 1) Александрия русских хронографов. М., 1893, с. 178–186, Приложения, с. 347–356. 2) Откровение Мефодия Патарского и апокрифические видения Даниила в византийской и славяно-русской литературах. Исслед. И тексты. М., 1897, с. 253–329, тексты, с. 135–162. Франко. Апокрифы, т. 1, с. 307–311, 315–320.

ВМЧ, декабрь, дни 6–17. М., 1904, стб. 1085–1186. Русский хронограф редакции 1512 г. – ПСРЛ, 1911, т. 22, ч. 1, с. 167–177, 179–181.Лит. Макушев В. О некоторых рукописях Народной библиотеки в Белграде. – РФВ, 1882, кн. 1, с. 23–26. Яцимирский. Библиографический обзор, с. 250–271..

Значения в других словарях
Апокриф о Макарии Римском

Апокриф о Макарии Римском – древнерусский памятник, восходящий к греческому оригиналу. Упоминался в индексах запрещенных книг начиная с XIV в. А. Повествует о странствиях трех иноков в поисках места, где небо «прилежит к земле». Они попадают в неведомые земли, населенные диковинными людьми и зверями, видят там различные чудеса, столп, возведенный Александром Македонским, прикованных к горам гигантских мужчину и женщину, терзаемых вечными муками, и другие чудеса. В конце концов они попадают в пещ..

Апокрифические сказания о успении Богородицы

Апокрифические сказания о успении Богородицы – переведенные с греческого ложнонадписанные «слова», получившие распространение в древнерусской книжности не позднее XII в.1. Слово на успение богородицы создано, как полагают, не ранее V в. Надписанное именем апостола Иоанна Богослова, оно известно в греческой, латинской и других, восходящих к ним версиях. Греческий текст слова издан в кн. Тischеndоrf С. Apocalypses apocryphae. Mosis, Esdrae, Pauli, Ioannis item Mariae Dormitio. Lipsiae, 1866, p. 95..

Апокрифы о Аврааме

Апокрифы о Аврааме – переводные сказания об Аврааме, канонический рассказ о котором содержится в гл. 12 и 15 книги Бытия.В апокрифе «Откровение Авраама» рассказывается, как Авраам, усомнившись в вере своего отца язычника Фарры, уничтожает идолов, изготовлением которых тот занимался. Авраам уверовал в единого бога, и бог даровал ему видение. Ангел возносит Авраама на небо, где тот видит престол бога, ангелов, управляющих звездами и стихиями, рай, Адама и Еву и т. Д.Старший из дошедших до нас древ..

Апокрифы о Андрее Первозванном

Апокрифы о Андрее Первозванном. Согласно четвероевангелию, Андрей был галилеянином и братом апостола Петра (Матфей, IV, 18–20). По евангелию от Иоанна (I, 35, 40–42), Андрей – один из учеников Иоанна Крестителя, еще раньше Петра призванный на Иордане Христом (отсюда «Первозванный»). Наряду с этими каноническими известиями Андрей – персонаж многих апокрифов. Первым о них упоминает историк церкви Евсевий Кесарийский (около 263–339 гг.) со ссылкой на Оригена (185–254 гг.). Известны коптские и эфиоп..

Дополнительный поиск Апокрифы и сказания о Данииле Апокрифы и сказания о Данииле

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Апокрифы и сказания о Данииле" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Апокрифы и сказания о Данииле, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 29 символа