Апокрифы о апостоле Фоме
Апокрифы о апостоле Фоме – цикл переведенных с греческого произведений, состоящий из «Евангелия Фомы» и сказаний о деяниях и о смерти апостола. Греческие тексты апокрифов изданы в кн. Thilo I. C. Codex apocryphus Novi Testamenti. Lipsiae, 1832, p. 275–315. Tischendorf C. 1) Acta apostolorum apocrypha. Lipsiae, 1851, p. 190–242. 2) Evangelia apocrypha. Lipsiae, 1876, p. 140–163.Апокрифическое «Евангелие Фомы», славянский перевод которого относится ко времени не позднее XIV в., в славянских индексах запрещенных книг именуется «Евангелие от Фомы» (иногда с добавлением слов «еритици списали») или «Детство Христово». Отрицательное отношение церкви к А. Вызвано, возможно, тем, что мальчик Исус изображен в нем, с одной стороны, обладающим даром творить чудеса (исцелять, оживлять слепленных из глины птиц), а с другой – властным и жестоким, сурово наказующим своих обидчиков.«Евангелие от Фомы» встречается в рукописях редко.
Древнейший известный список его – болгарский (БАН, 13.3.17). Известны сербские списки (ГИМ, собр. Хлудова, № 162 и список, по которому памятник издал Ст. Новакович), болгарский, опубликованный П. А. Лавровым, а также русские. ГБЛ, собр. Ундольского, № 1253 и поздний, в том же собрании, № 1244, и украинские, перечисленные в статье В. П. Адриановой. По наблюдениям М. Н. Сперанского, Хлудовский список и список Ундольского № 1253 восходят к одному оригиналу.Сказания о деяниях и смерти апостола известны в нескольких видах. «Деяние святаго апостола Фомы» (нач. «В то время, в не же беша вси апостоли в Иерусалиме...») повествует о его проповеди в Индии и о том, как Фома, взявшись построить дворец для индийского царя, созидает его в царстве небесном.
Этот текст читается в ВМЧ под 5 октября (издан Лавровым по болгарскому списку XVII в.). Сходны по сюжету и две проложные памяти. Одна краткая (нач. «Святый апостол Фома послан бысть во Индию учити слову божию...») и пространная (нач. «Сей парфеном и миденом, персином и индеяном слово божие проповедав...»). Известно также «Мучение святаго апостола Фомы» (нач. «Жена Муздея царя слышавши о божественном Фоме...»).Изд. Попов А. Н. Описание рукописей и каталог книг церковной печати библиотеки А. И. Хлудова. М., 1872, с. 320–326. Jagić V. Novi prilozi za literaturu biblijskih apocrifa. 5. Djela svetoga apostola Tome. – Starine. U Zagrebu, 1873, kn. 5, s. 95–108. Novacović St. Apokrifi jednoga srpskog ćirilovskog zbornika XIV vieka – Ibid., 1876, kn.
8, s. 48–55, 69,74. Библиографические материалы, собранные А. Н. Поповым. – ЧОИДР, 1889, кн. 3, с. 3–4, 61–71. Сперанский М. Н. 1) Славянские апокрифические евангелия. (Общий обзор). М., 1895, с. 10, 36–55, 99–105, 127–134. 2) Южнорусские тексты апокрифического евангелия Фомы. – ЧИОНЛ, 1899, т. 13, с. 169–190. Яцимирский А. И. Апокрифическое евангелие ап. Фомы в славянских списках. – В кн. Яцимирский А. И. Из славянских рукописей. Тексты и заметки. М., 1898, с. 93–154. Архангельский А. С. Из истории южнославянской и Древнерусской апокрифической литературы. Два любопытных сборника Софийской народной библиотеки в Болгарии. – ИОРЯС, 1899, т. 4, кн. 1, с. 102–110. Лавров П. А. Апокрифические тексты. СПб., 1899, с. XVII–XXI, 111–118. Франко. Апокрифы, т. 3, с. XXXVII–XII, 95–125. Адрианова В.
Евангелие Фомы в старинной украинской литературе. – ИОРЯС, 1909, т. 14, кн. 2, с. 1–47. Santos Otero A. De. Das kirchenslavische Evangelium des Thomas. Berlin, 1967 (Patristische Texte und Studien, Bd 6). Grabаr В. Glagoliski oldomace Pseudo-Tomika evangielja. – Slovo. Zagreb, 1969, t. 18–19, c. 213–232..
Дополнительный поиск Апокрифы о апостоле Фоме
На нашем сайте Вы найдете значение "Апокрифы о апостоле Фоме" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Апокрифы о апостоле Фоме, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "А". Общая длина 24 символа