Апокрифы о Иакове брате Господнем

427

Апокрифы о Иакове брате Господнем (неканонические сказания об апостоле Иакове, авторе новозаветного соборного послания). Апокрифическая литература об Иакове брате Господнем основывается на четырех сюжетных мотивах. 1) преданиях об убиении Иакова перед иерусалимским храмом за проповедание Иисуса Христа Сыном божиим. 2) сказании о том, почему Иаков назван братом божиим (сказание о ссоре в семье Иосифа Обручника при разделе имения, когда только один из четырех сыновей Иосифа от первой жены, Иаков, разделил свою часть наследства с девой Марией и ее сыном Иисусом Христом). Сообщениях об Иакове – 3) как первом иерусалимском епископе и 4) как создателе первой литургии.Источник предания об убиении Иакова – «Древности иудейские» Иосифа Флавия и христианизированная версия «Войны иудейской» Иосифа Флавия – «Егезипп».

В IX в. Предание было включено в Хронику Георгия Амартола. В составе этой хроники оно стало известно русскому читателю, а из нее перешло в Летописец Еллинский и Римский (см. Творогов О. В. Древнерусские хронографы. Л., 1975, с. 279, фрагмент 152. С. 294, фрагмент 196).Источники сказания о ссоре в семье Иосифа Обручника нам неизвестны. На русской почве это сказание встречается в составе статей о Иакове брате Господнем, помещаемых в прологах и минеях четьих под 23 октября (см. Статьи. «Месяца того же в 23 день святаго апостола Иакова, по плоти брата Господня», нач. «Святый Иаков апостол сей бысть первый епископ во Иерусалиме». «В той же день мучение и похвала святаго апостола Иакова, брата Господня по плоти», нач. «Господь наш Исус Христос, сын и слово отчее».

«Месяца того же 23 память святаго священномученика и равна апостолом Иакова брата Господня», нач. «Стих. Нареченный брат осужденному на древе». «Месяца октоврия дня 23 житие святаго апостола Иякова, сына Иосифа Обручника, 1-го епископа иерусалимского, ведлуг тела брата господня, от лику 70», нач. «Ияков, святый апостол Христов, сын быв Иосифа Обручника». «Житие святаго апостола Иакова, брата Господня», нач. «Святый апостол Иаков, сын Иосифов, назвал Исус Христос братом своим, бо Обручника Иосифа сын власный был»). Эти статьи включают в себя и предание об убиении Иакова, дающее варианты к краткой версии из Хроники Георгия Амартола, в них говорится и о том, что Иаков был первым епископом в Иерусалиме и создателем первой литургии.

Специально эти памятники никем не изучались (не выявлялись их иноязычные оригиналы, не выяснялись взаимоотношения между ними на русской почве и т. Д.), поэтому в настоящий момент нет возможности составить представление об истории их текстов. Издатели обратили внимание лишь на то, что «Житие и мучение святаго апостола Иакова, брата Господня по плоти» (нач. «Ленитися убо достояше поступати выше силных»), помещенное в Великих Минеях Четиих, как и вышеназванные статьи под 23 октября, является переделкой жития, написанного Симеоном Метафрастом, и что в «Убиении святаго апостола Иакова, брата Господня по плоти» (нач. «Приемник церкви по апостолех Иаков, брат господень, нареченный от всех праведник», ВМЧ, 23 октября) имеются большие фрагменты, сходные с этим первым житием.

Есть общие места с «Житием» и «Убиением» и в памятнике, озаглавленном «В той же день Мучение и похвала святаго апостола Иакова брата Господня по плоти». Но «Житие» и «Убиение» не знают сказания о ссоре в семье Иосифа Обручника, а «Мучение и похвала», как это было отмечено, имеет это сказание в своем составе. Нужны дальнейшие исследования, чтобы установить историческую иерархию текстов об Иакове, их взаимоотношения и источники.Об Иакове как первом иерусалимском епископе и создателе литургии говорится в «Епистолин на римляны, в ней же сказание о Иакове брате Господни и о двоюнадесяте апостолу, како первее доставление бысть в священный чин», тоже малоизученном произведении. Это – памятник антилатинской полемики, представляющий собой обширный трактат об опресноках.

Наиболее ранние из дошедших русских списков «Епистолии» датируются XV в. Отдельные фрагменты «Епистолии», как например, «Сказание о 12 апостолу, и о латыше, и о опресноцех», обращаются самостоятельно в рукописной традиции. Здесь также желательны дальнейшие исследования соотношения текстов и их связей с другими памятниками, рассказывающими об Иакове.Изд. Попов А. Историко-литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян. М., 1875, с. 163–164, 189–190, 190–238. ВМЧ, Октябрь, дни 19–31, СПб., стб. 1798–1832. Франко. Апокрифы, т. 2, с. 172. Т. 3, с. XLVI–XLVII, LXIII, 185–191..

Значения в других словарях
Апокрифы о апостоле Фоме

Апокрифы о апостоле Фоме – цикл переведенных с греческого произведений, состоящий из «Евангелия Фомы» и сказаний о деяниях и о смерти апостола. Греческие тексты апокрифов изданы в кн. Thilo I. C. Codex apocryphus Novi Testamenti. Lipsiae, 1832, p. 275–315. Tischendorf C. 1) Acta apostolorum apocrypha. Lipsiae, 1851, p. 190–242. 2) Evangelia apocrypha. Lipsiae, 1876, p. 140–163.Апокрифическое «Евангелие Фомы», славянский перевод которого относится ко времени не позднее XIV в., в славянских индекс..

Апокрифы о Давиде

Апокрифы о Давиде – цикл легенд о персонаже Ветхого завета, авторе Псалтири, пастухе и певце, ставшем царем. Приблизительную их классификацию создал А. И. Яцимирский (Библиографический обзор). Большое количество списков и разнообразие сюжетов свидетельствуют о популярности легенд о Давиде в славяно-русской письменности. Характерно и то, что эти произведения подчас не воспринимались древнерусскими книжниками как апокрифические и часто помещались в качестве предисловий к спискам Псалтири. Не включ..

Апокрифы о Илье Пророке

Апокрифы о Илье Пророке – цикл апокрифических произведений, рано проникших в Древнюю Русь. В русских индексах отреченных книг, начиная с Изборника 1073 г., встречается указание на то, что в древнерусской письменности распространялся А. «Ильино Обавление» (Объявление, Откровение). В одном из списков индекса (собр. ГПБ, Соф. Собр., № 1264) при этом читаем помету. «еже Агапит виде». Имеется в виду апокриф Хождение Агапия в рай, где проводником старца Агапия по райскому саду был пророк Илья Фезвитян..

Апокрифы о Иоанне Богослове

Апокрифы о Иоанне Богослове. В древнерусской книжности встречается несколько А., связанных с именем Иоанна Богослова (автора четвертого Евангелия, трех посланий и «Откровения», завершающего Библию).1. «Слово святаго Иоанна Богослова о пришествии господни. Како хощет прийти на землю», называемое в науке «Вопросами Иоанна Богослова господу на горе Фаворской» и «Апокрифическим Апокалипсисом Иоанна» (нач. «По вознесении господа нашего Иисуса Христа, аз, Иоанн, вшедшу ми на гору Фаворскую...»). От ли..

Дополнительный поиск Апокрифы о Иакове брате Господнем Апокрифы о Иакове брате Господнем

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Апокрифы о Иакове брате Господнем" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Апокрифы о Иакове брате Господнем, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 33 символа