Апокрифы о Иоанне Богослове

410

Апокрифы о Иоанне Богослове. В древнерусской книжности встречается несколько А., связанных с именем Иоанна Богослова (автора четвертого Евангелия, трех посланий и «Откровения», завершающего Библию).1. «Слово святаго Иоанна Богослова о пришествии господни. Како хощет прийти на землю», называемое в науке «Вопросами Иоанна Богослова господу на горе Фаворской» и «Апокрифическим Апокалипсисом Иоанна» (нач. «По вознесении господа нашего Иисуса Христа, аз, Иоанн, вшедшу ми на гору Фаворскую...»). От лица Иоанна здесь говорится, что через семь дней молитвы он был «восхищен» светлым облаком на небо, увидел там громадные книги и стал задавать Иисусу Христу вопросы о том, что в них написано. Далее идет диалог Иоанна и Иисуса Христа.

Господь возвещает, что в книгах написано о последних временах, о приходе антихриста и его царстве, о Енохе и Илии, о воскресении всех людей тридцатилетними, о том, что ангелы, взяв тогда с земли все святое, остальное сожгут, продуют Землю, выровняют, убелят и подготовят к приходу Судии. Когда же тот сойдет на землю, будут принесены книги с семью печатями и по мере открывания печатей спадут звезды, скроются солнце и луна, улетит воздух, высохнет море, откроется ад, и после этого состоится суд. Затем на земле возникнет рай, и праведники будут жить на ней вместе с ангелами, число одних и других будет одинаковым. По завершении разговора светлое облако вернуло Иоанна на гору Фавор.А. Восходит к греческому оригиналу, первое упоминание которого в византийской литературе относится к IX в.

А., судя по указанию в нем на иконы, царей, патриархов, а также по замечаемому в нем влиянию апокрифического «Апокалипсиса Павла», датируют временем не раньше V в. Известен болгарской, сербской и русской литературам. Древнейший список – XIII в. (болгарский). Русские списки – с XV в.2. В рукописях обычно соседствует с рассмотренным другой А. – «Вопросы Иоанна Богослова Аврааму на Елеонской горе» (нач. «Взыде Исус на гору Елеонскую со ученики своими и рече им...»). В начале его приводится краткий диалог Иисуса Христа с апостолом Павлом о втором пришествии, а затем говорится о вознесении Иоанна Богослова на небо и беседа его там с Авраамом. Иоанн задает вопросы, а Авраам, отвечая ему, сообщает о судьбе «на том свете» евреев, язычников, христиан, младенцев, попов, монахов и т.

Д. Тут говорится, в частности, что ангелы держат душу умершего человека девять дней, ожидая, не помянет ли ее кто-нибудь в молитвах, если нет, то сорок дней, если же и тогда никто не помянет, то посылают ее «во тьму кромешную». Продолжительность жизни человека зависит, по словам апокрифа, от того, в какой день, час и в какое «межючасье» он родился. Там же говорится, что всеобщее воскресенье будет в Пасху.Этому произведению точного соответствия среди греческих апокрифов не найдено и потому считается возможным, что он возник на славянской почве в промежуток XI–XIII вв. Старейший его славянский список – болгарский XIII в., а русские – тоже с XV в.В русских списках XVI–XVII вв. Сохранилась переработка этого апокрифа под названием «Вопросы Иоанна Богослова Аврааму о праведных душах» (нач.

«Отче Аврааме, ты пребываеши в раи, ты приемлеши праведных души...»). Здесь говорится главным образом о пользе для душ умерших заупокойных служб, свечей, просфор и милостыни в третины, девятины, полусорочины и сорочины.3. Еще один А., навеянный, по-видимому, первым из перечисленных, – «Вопрошение Иоанна Феолога самого господа Христа» (нач. «Господи, скажи ми пришествие твое на землю...»). В нем говорится, в частности, что тьма кромешная находится на расстоянии от земли, большем, чем пролетает падающий камень, поднятый тридцатилетним мужчиной, в течение трех лет, что пять евангельских хлебов – это пять книг Моисея, две рыбы – Апостол и Евангелие и т. Д.По кратко выраженному мнению М. Н. Сперанского (ПБЭ, 1910, т.

11, стб. 419), все посвященные Иоанну Богослову А. Несут следы богомильской идеологии. Однако же никакого еретического содержания в этих народно-фантастических произведениях нет, и лишь два из них (первые в нашем перечне) известны статье о ложных книгах (древнейший список – в «Тактионе» Никона Черногорца XIV в.). «И паки обхождение Иоанново, глаголемое Богословово, всих скровенных причитают».Иоанну Богослову в древнерусской письменности посвящено, кроме того, его Житие, написанное, по преданию, Прохором, его учеником. Ученые его датируют V в., а автора называют Псевдо-Прохором. Но в Византии и Древней Руси апокрифическим оно не считалось. Известно большое число его греческих и славянских (начиная с XII в.) списков в полном и более или менее сокращенном виде.

Под 8 мая и 26 сентября включено в ВМЧ.Изд. Ложные и отреченные книги русской старины, собранные А. Н. Пыпиным. СПб., 1862, с. 113–117. Тихонравов Н. С. 1) Памятники, т. 2, с. 174–204. 2) Апокрифические сказания. – СОРЯС, 1894, т. 58, кн. 4, с. 25–28. Jagič V. Primeri starohrvatskoga jezika iz glagolskih i čirilskih književnich starinach. Zagreb, 1866, t. 2, s. 77–81. Срезневский И. И. 1) Древние славянские памятники юсового письма, с описанием их и с замечаниями об особенностях их правописания и языка. – СОРЯС, 1868, т. 3, с. 185–188. 406–416. 2) Сведения и заметки, № 66, с. 393–397. № 74, с. 495–498. Попов А. Н. Описание рукописей и каталог книг церковной печати библиотеки А. И. Хлудова, М., 1872, с. 339–344. Jagič V. Novi prilozi za literaturu biblijskih apokrifa. – Starine.

U Zagrebu, 1873, kn. 5, s. 74–79. Амфилохий арх. 1) Хождение по вознесении Господа нашего Иисуса Христа св. Ап. И ев. Иоанна учение и представление / Списано Прохором, учеником его. Изд. ОЛДП, № 31, 1878. 2) Палеографическое описание греческих рукописей IX и X в. Определенных лет. М., 1880, т. 3, с. 19–26. ВМЧ, 25–30 сентября. СПб., 1883, стлб. 1584–1660. Мочульский В. Следы народной библии в славянской и древнерусской письменности. Одесса, 1893, с. 172–230. 270–275. Novakovič St. Primeri književnosti i jezika staroga i srpskoslovenskoga. Belgrad, 1904, s. 505–509. Франко. Апокрифы, т. 3, с. 49–56 и 182–198, 1906, т. 3, с. 258–264. Соrоvič V. О drugom dolasku Hristovom apokrifna apokalipsa. – Spomenik Srpske Kral. Akad. Beograd, 1910, t. 49, drugi razred, s. 41–45..

Значения в других словарях
Апокрифы о Иакове брате Господнем

Апокрифы о Иакове брате Господнем (неканонические сказания об апостоле Иакове, авторе новозаветного соборного послания). Апокрифическая литература об Иакове брате Господнем основывается на четырех сюжетных мотивах. 1) преданиях об убиении Иакова перед иерусалимским храмом за проповедание Иисуса Христа Сыном божиим. 2) сказании о том, почему Иаков назван братом божиим (сказание о ссоре в семье Иосифа Обручника при разделе имения, когда только один из четырех сыновей Иосифа от первой жены, Иаков, ..

Апокрифы о Илье Пророке

Апокрифы о Илье Пророке – цикл апокрифических произведений, рано проникших в Древнюю Русь. В русских индексах отреченных книг, начиная с Изборника 1073 г., встречается указание на то, что в древнерусской письменности распространялся А. «Ильино Обавление» (Объявление, Откровение). В одном из списков индекса (собр. ГПБ, Соф. Собр., № 1264) при этом читаем помету. «еже Агапит виде». Имеется в виду апокриф Хождение Агапия в рай, где проводником старца Агапия по райскому саду был пророк Илья Фезвитян..

Апокрифы о Иоанне Предтече

См. Сказания о Иоанне Предтече (Крестителе). ..

Апокрифы о Исайе

См. Видение Исайи. ..

Дополнительный поиск Апокрифы о Иоанне Богослове Апокрифы о Иоанне Богослове

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Апокрифы о Иоанне Богослове" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Апокрифы о Иоанне Богослове, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 27 символа