Символизм

640

- (фр. Symbollisme <. От греч. Symbolon - знак, опознавательная примета) - явление художественной культуры последней трети XIX - нач. ХХ вв., противопоставившее себя реализму (в частности, натурализму) и сделавшее основой своей художественной системы философскую концепцию о принципиальной непознаваемости мира и человека средствами научного опыта, логического анализа и реалистического изображения. Художники-сиволисты признавали только интуитивное познание - художественную интуицию, способную открыть идеальную (духовную) сущность мира, утраченную в результате трагического разрыва между видимым и сущим, материальным и духовным, явленным и скрытым, помогающую поэту (художнику) угадать или почувствовать глубинное состояние окружающего.

Зародившись во Франции в 70-е гг. XIX в. Как течение, развивающее достижения импрессионизма в области языка и стиля, С. Стал осознаваться как самостоятельное направление, открывшее принципиально новые способы постижения действительности. В основе философии С. - идея немецкого философа Ф. Ницше о том, что жизнь - бесконечный процесс творчества, не имеющего никакой цели, кроме эстетической (искусство ради искусства). "Существование мира может быть оправдано лишь как эстетический феномен". Символисты сделали Богом Искусство, а творческий акт воспринимали как религиозно-мистическое действо, связывающее художника с подлинной реальностью - иными мирами. Ключевым понятием в философии С. Является переосмысленная романтическая идея двоемирия (см.

Романтизм). Несовершенный реальный мир есть лишь отражение мира идеального. Связующим звеном, мостом между двумя мирами становится символ, подобно тому, как в Древней Греции две части пластинки (символа), сходящиеся в целое по линии разлома, были условным знаком, позволяющим незнакомым людям, причастным к какому-либо общему делу или тайне, узнать друг друга. Таким образом, в искусстве символисты видят универсальный способ связи таинственного (идеального) мира с действительностью, а поэт (художник), далекий от социальных проблем современности, мыслится как избранник (теург, "бог таинственного мира"), наделенный высшим знанием о вечной Красоте и реализующий это знание в обновленном поэтическом слове. Воздействие слова, в свою очередь, уподобляется влиянию музыки как универсального (то есть вненационального, способного быть понятым без слов) искусства.

Символисты устремлены к тому, чтобы слово не "говорило", а внушало, зачаровывало, навевало (буквально по Фету. "О, если б без слова // Сказаться душой было можно!" и "Что не выскажешь словами - // Звуком на душу навей"). С. Активно развивался в странах Западной Европы. С ним связано творчество многих поэтов (Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо, С. Малларме, Р.М. Рильке и др., драматургов (Г. Ибсен, М. Метерлинк, Э. Ростан и др.), прозаиков (Г. Манн, Ф. Кафка, Г. Гессе и др.). В России С. Заявил о себе в конце 80-х гг. XIX в. В близкой к символистскому мироощущению поэзии Н. Минского, К. Льдова и др., философских трудах и лирике В.С. Соловьева (прежде всего в учении о "душе мира"), а в последнее десятилетие века - в творчестве старших символистов Д.С.

Мережковского, З.Н. Гиппиус, В.Я. Брюсова, Вяч. Иванова и др., на рубеже веков - младших символистов А.А. Блока, А. Белого, С.М. Соловьева. Русские символисты значительно обновили жанровую систему в поэзии (возрождение гимна, появление лирического цикла и лирической поэмы и т. Д.) Как явление культуры и как направление в искусстве С. Выразил мирочувствование человека переходной эпохи..

Значения в других словарях
Сильное место

- в стихосложении та предсказуемая слоговая позиция, на которую приходится ударение слова любой длины, то есть ударный с метрической точки зрения слог. Чередование сильных и слабых мест образует метр.. ..

Символ

- (от греч. Symbolon - знак, опознавательная примета) - универсальная эстетическая категория, особый художественный образ-знак. В отличие от знака-символа, содержащего недвусмысленное, практическое значение (например, в математике), метафоры (см. Метафора) и аллегории (см. Аллегория), С. Имеет не одно или несколько, а неисчерпаемое множество значений и обладает необыкновенной смысловой емкостью. С. Известен с древнейших времен (древние мифологические образы-С. У разных народов, архетипы, христиа..

Синонимы

- (от греч. Synonymos - одноименный) - слова, тождественные или очень близкие по значению, но не являющиеся однокоренными, например. Враг, неприятель, противник. С. Помогают наиболее точно выразить мысль, позволяют детализировать описание явлений или предметов. Важнейшая стилистическая функция С. - функция замещения, когда необходимо избежать повтора слов. Ряд С., расположенных так, что каждый следующий усиливает предыдущий, создает градацию (см. Градация). "Спешил, летел, дрожал..." (А.С. Грибо..

Сказ

1) Тип повествования, основанный на стилизации речи того героя, который выступает в роли рассказчика. Повествование в С. Ведется от лица героя (персонажа), в присущей именно ему речевой манере, и имитирует живую разговорную речь со всеми характерными для устной формы речи особенностями (спонтанность речи, нередко - употребление разговорной и просторечной лексики и фразеологии, использование диалектизмов (см. Диалектизмы), профессионализмов (см. Профессионализмы), жаргонизмов, неполных предложени..

Дополнительный поиск Символизм Символизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Символизм" в словаре Словарь литературоведческих терминов, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Символизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 9 символа