Микрокосм и макрокосм
представление о гармоническом единстве человека - «малого мира» (лат. Microcosmos) - и вселенной — «большого мира» (лат. Macrocosmos), - которое было унаследовано средневековьем от античности. Согласно этому представлению, человек и мир состоят из одних и тех же элементов. Плоть человека — из земли, кровь - из воды, дыхание - из воздуха, а тепло— из огня. Ми. — не просто малая часть целого, но как бы уменьшенная и воспроизводящая Ma. Реплика. Каждая часть человеческого тела соответствует части вселенной. Голова - небесам, грудь - воздуху, живот—морю, ноги — земле, кости соответствуют камням, жилы - ветвям растений, волосы - травам, а чувства - животным. Закон творения видели в аналогии, вселенная подчинялась единой основополагающей схеме.
Средневековые идеи о Ми.е и Ма.е получают распространение начиная с XII в., когда пытливый человеческий разум стал более вдумчиво всматриваться в мир. Стремление охватить мир как единство проходит через все средневековые «суммы», энциклопедии и этимологии. Но если мир в античном восприятии целостен и гармоничен, то в восприятии мыслителей средневековья он дуалис-тичен, греховен и подвержен божьему суду. (Страшный суд). Понятие «космос» распалось на два противоположных понятия. «град Божий» и «град земной», причем последний сближали с понятием «царство дьявола». Поэтому мир должен быть спасен, и «Христос спасает мир от мира». Интерес средневековых мыслителей к объяснению природы вызывается не ею как таковой, она несамостоятельна, сотворена Богом и прославляет его.
Познавая природу, человек находит себя в ее недрах и посредством этого познания приближается к познанию божественного порядка и самого Бога. В основе этих суждений лежит уверенность в единстве и красоте мира, центральное место в котором принадлежит человеку. Эти идеи развивает, в частности, монахиня Хильдегарда Бингенская (XII в.), видения которой нашли выражение как в ее трактате, так и в сопровождающих его иллюстрациях. Ma. Представлен в виде символа вечности - круга, который держит в руках Природа, в свою очередь увенчанная божественной Мудростью. В центре мира стоит обнаженная человеческая фигура с рас-простертыми руками. Она символизирует внутреннее соответствие Ми.а и Ma.а. Человек несет в себе небеса и Землю, говорит Хильдегарда, и в нем сокрыты все вещи.
На одной из миниатюр, украшающих сочинение эльзасской аббатисы Геррады Ландсбергс-кой, человек-Ми. Окружен планетами и четырьмя мировыми элементами..
Дополнительный поиск Микрокосм и макрокосм
На нашем сайте Вы найдете значение "Микрокосм и макрокосм" в словаре Словарь средневековой культуры, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Микрокосм и макрокосм, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 21 символа