Бабёф

172

(Babeuf), Гракх (наст. Имя - Франсуа Ноэль) (23.XI.1760 - 27.V.1797) - франц. Революц. Коммунист-утопист, руководитель движения "во имя равенства" во Франции во время термидорианской реакции и Директории. Родился в Сен-Кантене в бедной семье бывшего солдата. Материальная нужда, в которой Б. Провел свою юность, а главное нищета масс, к-рую он наблюдал в Пикардии - одном из наиболее капиталистически развитых районов Франции, содействовали раннему созреванию у него революц. Взглядов. Сильное идейное влияние на мировоззрение Б. Оказали труды Ж. Ж. Руссо, Г. Б. Мабли, позднее Морелли. Уже в 1786-87 Б., ставший февдистом (юристом) и проживавший в небольшом пикардийском городке Руа, в своей переписке с секретарем Аррасской академии Дюбуа де Фоссе выступает не только решит.

Противником феод. Зем. Собственности, но и выдвигает идею создания "коллективных ферм", сочувствует планам переустройства общества, в основе к-рых лежит признание общности имущества. В 1787 Б. Составил проект "Постоянного кадастра"("Cadastre perpétuel...",1789), в к-ром высказывался за введение единого налога. В 1789-92, живя в Пикардии, В. Принимал активное участие в революц. Крест. Движении, происходившем на территории вновь организованных трех департаментов (Соммы, Уазы и Эны). В 1790 за организацию движения за отказ от уплаты косв. Налогов Б. Был заключен в тюрьму Консьержери (Париж), откуда был освобожден при содействии Ж. П. Марата. После бегства Людовика XVI в 1791 Б. Выступал за установление республики. В первые годы франц.

Бурж. Революции кон. 18 в. Выдвигал требование полной ликвидации феод. Прав без выкупа, раздачи в долгосрочную аренду (а не распродажу) конфискованных церк. Земель наименее обеспеченным группам крестьянства, раздела общинных земель. Б. Боролся против имущей верхушки деревни. В центре его внимания находилась деревенская беднота и особенно те слои мануфактурного пролетариата, проживавшие в деревне, для к-рых гл. Источником существования являлась заработная плата. Во время выборов в Конвент (1792) Б. Выдвинул требование обеспечения "права на труд". В 1793 работал в продовольств. Администрации Парижа. В 1793-94 по ложному обвинению в подлоге Б. Находился в заключении. После 9 термидора, примкнув к "Электоральному клубу", объединившему уцелевших "бешеных" и эбертистов, Б.

В основанной им газ. "Journal de la liberté de la presse", позднее переименованной в "Le Tribun du peuple", подвергал резкой критике политику термидорианского Конвента и вновь в февр. 1795 подвергся аресту. В тюрьмах, где после 9 термидора находилось много деятелей массового революц. Движения периода якобинской диктатуры, под рук. Б. Сложилось ядро участников будущего движения "во имя равенства" (Ф. Буонарроти, О. Дарте, Ш. Жермен и др.). Выйдя из тюрьмы 18 окт. 1795, Б. Возобновил издание своей газеты и выступил против Директории. После роспуска в 1796 клуба Пантеон, вокруг к-рого сгруппировались бабувисты, Б.создал "тайную повстанч. Директорию", к-рая готовила вооруж. Выступление плебейских масс парижских предместий. В своей агитации бабувисты обращали особое внимание на рабочих и стремились использовать их недовольство финанс.

Политикой Директории (переход от ассигнатов к "мандатам"). Однако 10 мая 1796 в результате предательства одного из участников движения - Гризеля - все его руководители были арестованы. 27 мая 1797 Б., после процесса над бабувистами в Вандоме, был казнен.Деятельность Б. Имела большое значение для развития коммунистич. Идей. В отличие от других коммунистов-утопистов 18 в., Б. Впервые поставил вопрос о практич. Способах осуществления коммунистич. Переустройства общества. На основе якобинского опыта Б. Пришел к выводу о невозможности немедленного осуществления "чистой демократии" после победы революции и о необходимости установления переходного периода от старого общества к коммунистическому - периода врем. Революц. Диктатуры.

Б. И его сторонники намечали в случае успеха восстания в качестве первых экономич. Мероприятий бесплатное хлебоснабжение, переселение бедняков в жилища богачей, безвозмездный возврат вещей из ломбардов и т. Д., а также выдвигали план создания "нац. Коммуны", к-рая должна была постепенно вытеснить частное х-во. Коммунизм Б. Носил вместе с тем несколько примитивный, "грубо-уравнительный" характер, в частности Б. Категорически возражал против какого бы то ни было различия в оплате труда. В обосновании своих взглядов Б. Был далеко еще не свободен от влияния рационализма.Б. Явился одним из предшественников науч. Коммунизма. Маркс и Энгельс высоко ценили деятельность Б. В "Манифесте Коммунистической партии" сочинения Б. Характеризуются как литература, к-рая "...выражала требования пролетариата..." (Маркс К.

И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 455).Начало изучения истории деятельности Б. Было положено книгой Ф. Буонарроти "Заговор во имя равенства, именуемый заговором Бабёфа" ("Conspiration pour l'égalité dite de Babeuf", 1828, посл. Изд., v.1-2,1957, рус. Пер., т. 1-2, 1948), впервые опубликовавшего в ней важнейшие док-ты этого движения. Однако в книге Буонарроти не была освещена ранняя революционная деятельность Б., относящаяся к периоду до 1795. Этот период был подробно изложен в книге В. Адвьеля "История Бабёфа" (V. Advielle, Histoire de Gracchus Babeuf..., 1884), впервые использовавшего личный архив Б. Среди историков, занимающихся исследованием деятельности Б., имеются различные неточные и неправильные точки зрения в оценке общественно-политич.

Взглядов Б. Так, франц. Историк А. Матьез в своей книге, посвященной периоду Директории (A. Mathiez, Le Directoire du 11 brumaire an IV au 18 fructidor an V, 1934), писал, что коммунистич. Идеи имели для Б. Второстепенное значение. В свою очередь, др. Франц. Историк Лефевр (G. Lefebvre, Études sur la Révolution française, 1954) полагал, что коммунизм Б. Носил преим. Потребительский характер, и связывал его истоки с общинными отношениями, сохранявшимися еще на родине Б. - в Пикардии.Сов. Историк П. П. Щеголев ("Заговор Бабефа", 1927) считал, что до революции у Б. Существовали только крайне неясные коммунистич. Идеи, к-рые в первые годы революции уступили место мелкобурж. Эгалитаризму ("аграрный закон"), от к-рого Б. Отказался только к нач.

1795.Подлинно науч. Освещение воззрений Б. И его последователей, исходя из оценок Б., содержащихся в трудах основоположников марксизма-ленинизма, дал акад. В. П. Волгин (см. Очерки по истории социализма, 4 изд., 1935. История социалистических идей, т. 1, 1928. Французский утопический коммунизм, М., 1960).Соч. Pages choisies de Babeuf (comment. Par M Dommanget), P., 1935.Лит. (кроме указанной в ст.). Маркс К. И Энгельс Ф., Святое семейство, Соч., 2 изд., т. 2 (см. Имен. Указ.), М., 1955. Энгельс Ф., Празднество наций в Лондоне, там же. Galante Garrone A., Buonarroti e Babeuf, Torino, 1948. Dalin V., Babeuf, Studien, В., 1961.В. М. Далин. Москва..

Значения в других словарях
Бабёф

(Babeuf) Гракх (настоящее имя Франсуа Ноэль) (23.11.1760, Сен-Кантен, — 27.5.1797), французский революционный коммунист-утопист, руководитель движения «во имя равенства» во время Директории (См. Директория). Родился в бедной семье бывшего солдата. В 1780 стал архивистом-февдистом (юристом). Окружавшая Б. Социальная действительность внушила ему страстную ненависть к феодальному строю. Знакомство с идеями Руссо и Мабли (позднее Морелли) превращают Б. В убеждённого сторонника общества «совершенного..

Бабёф

БАБЁФ (Babeuf) Гракх (настоящее имя Франсуа Ноэль) (1760 - 97), французский революционер. В период> Французской революции под именем Гай Гракх выступил за имущественное равенство>. При Директории один из руководителей движения "Во имя равенства". В 1796 готовил народное восстание против Директории, но был предан и казнен.. ..

Бабеф

(Франсуа-Ноэль, Babeuf) — глава коммунистического заговора во время Директории во Франции, прозванный Кай Гракхом. Род. В С.-Кантене в 1764 г. Осиротев на 16 году, он поступил в ученье к землемеру в после многолетних скитаний получил назначение члена кадастровой комиссии. Когда в 1789 г. Вспыхнула революция, он бросил свою должность и фанатически увлекся общим движением. Будучи якобинцем, Б., однако, высказался за падение Робеспьера, но тотчас же стал в оппозицию против захвативших власть термид..

Бабеф

Бабеф Франсуа-Ноэл (Babeuf, Francois-Noel) (1760-1797). Вождь крайне левого крыла плебейских сил в Французской революции, с самого начала французской революции принимает непосредственное участие во всех выступлениях ремесленной бедноты и рабочих. Он был решительным противником всех правительств Великой Французской Революции, не исключая и якобинцев, за их недостаточную энергию в деле осуществления действительного экономического и политического равенства. Попытался установить коммунистическое общ..

Бабемба

Авемба, бемба, - народность в Сев. Родезии. Числ. - ок. 150 т. Ч. Вместе с родственными племенами (биса, лала, ламба, табва и др.) - ок. 900 т. Ч. (1959). Язык Б, - чибемба - входит в центр. Группу языковой семьи банту. По языку и культуре близки народности балуба. В совр. Деревне Б. Наряду с клас. Отношениями сохраняются пережитки общинного уклада. Основа х-ва Б. - подсечно-огневое земледелие (гл. Культура - просо). Многие Б. Работают на медных рудниках Сев. Родезии. Религия большинства Б. - ан..

Бабенберги

(Babenberger) - княж. Династия в Австрии. С 976 - маркграфы баварской Восточной марки, в 1156-1246 - австр. Герцоги, в 1192-1246 - также герцоги Штирии. При Б. Австрия в 12-13 вв. Превратилась в одно из самых сильных княжеств "Священной Рим. Империи".Представители династии Б. Леопольд I (976-994), Генрих I (994-1018), Адальберт (1018-55), Эрнст (1055-75), Леопольд II (1075-95), Леопольд III (1095-1136), Леопольд IV (1136-41), Генрих II Язомирготт (1141-77), Леопольд V (1177-94), Фридрих I (1194-..

Бабидские Восстания

Нар. Восстания в Иране в 1848-52, направленные против феод. Строя, а также объективно и против начинавшегося закабаления Ирана иностр. Капиталом. Движущими силами Б. В. Были крестьяне, ремесленники, гор. Беднота и мелкие торговцы. Возглавили восстание представители низшего духовенства и торговцев из секты бабидов (см. Баб, Бабизм). Общественно-экономич. И политич. Отсталость Ирана обусловила то, что Б. В. Приняли религ. Форму. Борьба против феод. Собственности облекалась восставшими в форму треб..

Бабизм

Религ. Учение секты бабидов, возникшее в 40-х гг. 19 в. В Иране. Отправляясь от шиитского учения об имамах и махди, Б. Объявил об окончании эпохи ислама и о том, что осн. На Коране и шариате законы и порядки устарели и должны быть заменены более справедливыми, к-рые принес людям новый пророк - Баб в своей священной книге "Беян". В "Беяне" провозглашалось равенство всех людей, установление священного царства бабидов, изгнание из него небабидов и конфискация и раздел их имущества между бабидами, з..

Дополнительный поиск Бабёф Бабёф

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Бабёф" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бабёф, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 5 символа