Базар
(Bazard), Сент-Аман (19.IX.1791 - 29.VII.1832) - франц. Утопич. Социалист, теоретик сен-симонизма. По социальному положению - мелкий служащий. После реставрации Бурбонов во Франции Б. Активно включился в революционную борьбу против дворянской монархии, став одним из руководителей тайной орг-ции карбонариев. Провал ряда организованных ею заговоров и разочарование в политич. Борьбе способствовали сближению Б. Со сторонниками утопич. Социализма и его обращению к сен-симонизму. С 1825 Б. Занялся пропагандой идей Сен-Симона и их дальнейшей разработкой. Сотрудничая в сен-симонистских органах "Le Producteur" (1825-26) и "L'Organisateur" (1829), Б. В то же время явился создателем цикла публичных лекций, излагавших в систематизированном виде сен-симонистскую доктрину (опубл.
Отдельной книгой в 2 частях - "Doctrine de Saint-Simon. Exposition. Premiere année, 1829", 1830, "2-me année, 1829-30", 1830. Рус. Пер. - Изложение учения Сен-Симона, под ред. И с коммент. Э. А. Желубовской, вступит. Ст. В. П. Волгина, М.-Л., 1947). Б. Развил в сен-симонизме ряд новых идей. О чередовании в истории разрушительных ("критических") и созидательных ("органических") эпох, об ист. Процессе как постепенном убывании антагонизма и росте сотрудничества ("ассоциации") в обществе, о делении производит. Класса - "индустриалов" - на собственников средств произ-ва и пролетариев, между к-рыми существует антагонизм. Связывая эксплуатацию человека человеком с собственностью на средства произ-ва, Б. Приходил к выводу о необходимости замены частной собственности на средства произ-ва гос.
Собственностью, выдвигая в качестве способа достижения этого отмену права наследования. Изображение возвещенного Сен-Симоном строя - ассоциации приобрело у Б. Значительно более определенные социалистич. Черты. Обществ. Собственность на средства произ-ва, регулирование и планирование х-ва централизованными органами руководства экономикой - банками, распределение благ между членами ассоциации на основе "нового права" - "каждому по его способностям, каждой способности по ее делам". Однако Б. Не вышел из круга идеалистич. Воззрений Сен-Симона, а в ряде вопросов даже усугубил их реакц. Черты, отыскивая в истории человечества высшую религ. Цель, к к-рой оно якобы движется и стремится. Б. Отрицал не только революц. Методы действия, но и политич.
Борьбу вообще.В сен-симонистской религ. Общине Б. Занимал наряду с Анфантеном положение первосвященника. Однако отрицательно относился к мистич. Идеям Анфантена о браке и семье. Разногласия и споры по этим вопросам, приведшие к выходу Б. Из сен-симонистской общины и к попытке создания собств. Общины, послужили материалом для предсмертной работы Б., оставшейся незаконченной, - "Религия сен-симонизма. Очерки о морали и политике..." ("Religion saintsimonienne. Discussions morales, politique...", P., 1832).Лит. Волгин В. П., Очерки по истории социализма, 4 изд., М.-Л., 1935. Его же, Сен-Симон и сен-симонизм, М., 1961. Ruppert J., Das sociale System Bazard's, Würzburg, 1890. Spühler W., Der Saint-Simonismus. Lehre und Leben von Saint-Amand Bazard, Z., 1926.H.
Е. Застенкер. Москва..
Дополнительный поиск Базар
На нашем сайте Вы найдете значение "Базар" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Базар, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Б". Общая длина 5 символа