Евреи
Самоназвание и общее этнич. Название (на рус. Яз.) народов, живущих в разных странах, но ведущих свое происхождение от древнеевр. Народности. Верующие Е. Исповедуют иудаизм. В 13-12 вв. До н. Э. Древнеевр. Скотоводч. Племена, кочевавшие в Аравии, переселились в Палестину, где частично смешались с ханаанеями и хеттами и перешли к оседлости и земледелию. Их родоплеменной строй сменился классовым, образовалось единое гос-во (ок. 1000 до н. Э.), чему способствовала борьба с соседними племенами (филистимлянами и др.). Ок. 935 до н. Э. Это гос-во распалось на два. Северное - Израильское царство, к-рое в 722 до н. Э. Было покорено Ассирией, и южное - Иудейское царство. В 586 до н. Э. Последнее было завоевано Вавилонией, часть жителей была угнана в Месопотамию, что положило начало расселению Е.
Но странам мира (т. Н. Диаспоры). Осн. Массы Е. Возвратились из вавилонского плена лишь через 50 лет. В 63 до н. Э. Иудея была захвачена Римом. При подавлении восстания Е. Против Рима (см. Иудейская война 66-73) Иудея подверглась разграблению и опустошению. Много Е. Было убито, продано в рабство, часть расселилась по всей Римской империи и за ее пределами. В 132-135 н. Э. Произошло последнее крупное восстание Е. Палестины против Рима под предводительством Бар-Кохбы.В эпоху раннего средневековья Е. Жили гл. Обр. В странах Зап. Европы, где в отношении Е. Издавались специальные законы, ограничивавшие их в правах и занятиях, в частности в праве владения и пользования землей. Эти ограничения заставляли их селиться в городах, где они занимались ремеслами и торговлей, а более богатые - ростовщичеством.
Е. Не допускались в цехи и гильдии, подвергались ограблениям и изгнаниям. Имущество ограбленных, изгнанных и убитых Е. Присваивалось феодалами, бюргерами и католич. Церковью, насаждавшей вражду к "врагам христовым". Тысячи Е. Пали жертвами инквизиции. В ряде случаев Е. Поголовно изгонялись из нек-рых стран (из Англии в 13 в., Франции в 14 в., Испании и Португалии в конце 15 в. И т. Д.). Осн. Причиной этих преследований было противоречие интересов христианских и евр. Купцов и ремесленников. Наряду с этим преследования Е. Уже в ср. Века имели целью отвлечь народный гнев от феодалов и богатых горожан и направить его против Е. Еврейская беднота, помимо нац. Дискриминации, подвергалась экономич. И культурно-бытовому гнету со стороны евр.
Общины (когол, кагал), регламентировавшей всю жизнь Е. В интересах богачей и клерикальной верхушки, заправлявших коголом. Последний, в свою очередь, насаждал отчуждение и вражду Е. К христианам. Века гонений и беспощадного гнета внутри евр. Общины привели к громадной смертности и пауперизму Е. Периодически среди Е. Возникали движения против когольной верхушки и мессианские движения (см. Мессианство), выражавшие в религ. Форме протест масс против социального и нац. Гнета. В результате бурж. Революций 17-19 вв. В Зап. Европе ограничения Е. Были отменены. Но, подобно др. Бурж. Реформам, равноправие Е. На практике было урезанным. Свирепый ср.-век. Антисемитизм был заменен более мягкими формами религ. И расовой дискриминации в гос. И обществ. Жизни и в быту.
Бурж. Строй не мог коренным образом разрешить евр. Вопрос.К кон. 18 в. Большинство Е. Жило в Польском гос-ве (Речь Посполита) и при разделах Польши значит. Часть их перешла под власть Росс. Империи, где вскоре после этого начали проводиться ограничения Е. Царское пр-во с целью отвлечения нар. Масс от революц. Движения натравливало на Е. Самые отсталые и невежеств. Элементы населения, учинявшие евр. Погромы. Классовый и нац. Гнет в России привел к тому, что в кон. 19 в. От 25% до 38% Е. В ряде городов жили за счет благотворительности, многие (гл. Обр. Евр. Беднота) были вынуждены эмигрировать (особенно в США и др. Страны Америки). Непрерывно расширялась и углублялась социальная дифференциация среди Е., значительно вырос ремесл., отчасти фабричный пролетариат, возникла пром.
Буржуазия. Происходило приобщение Е. К демократич. Рус. Культуре и революц. Движению, а также к светскому просвещению. Большевики боролись за приобщение рабочих Е. К общеросс. С.-д. Рабочему движению, против националистич. Мелкобурж. Бунда, за уничтожение бесправия Е. (законопроект об отмене всех ограничений, связанных с нац. Принадлежностью, был внесен большевиками в 1914 в 4-ю Гос. Думу), против погромов и т. Д. Окт. Социалистич. Революция и последовавшие после 2-й мировой войны революции в Польше, Венгрии и др. Странах полностью уничтожили вековое бесправие Е. В этих странах. Ликвидация эксплуатации человека человеком, создание социалистич. Экономич. И обществ. Отношений обеспечили дружбу и равенство народов, населяющих социалистич. Страны, и ликвидировали социальную почву для нац.
Дискриминации вообще и для нац. Дискриминации Е. В частности. Пролетарский интернационализм, равноправие и тесное содружество народов - основа нац. Политики социалистич. Гос-в. В этих странах ведется борьба против пережитков веками насаждавшегося антисемитизма, а всякая его проповедь карается законом. На основе общности экономич., политич. И духовных интересов, братской дружбы и сотрудничества Е. Вместе со всеми народами СССР и др. Социалистич. Стран участвуют в строительстве социализма и коммунизма. В 1934 в СССР была образована Евр. Авт. Обл.Буржуазия в период общего кризиса капитализма все чаще прибегает к усилению расизма в разных видах, в т. Ч. К антисемитизму - распространению вражды к Е., правовым их ограничениям, изгнаниям, погромам и т.
П. В руках эксплуататорских классов антисемитизм является одним из средств отвлечения трудящихся от демократич. И революц. Борьбы, средством разжигания среди недостаточно сознательных слоев трудящихся расистских и националистич. Предрассудков, чуждых большинству рабочего класса и трудящегося крестьянства. Реакционные круги, насаждающие антисемитизм, опираются гл. Обр. На неустойчивые в идеологич. И моральном отношениях мелкобурж. Элементы. Так, в Германии антисемитизм насаждался фашистами. В 1935 гитлеровское пр-во издало т. Н. "нюрнбергские законы", по к-рым Е. В Германии были лишены всех гражданских прав и ограблены, в 1938 по всей стране гитлеровцы организовали массовые погромы, а во 2-й мировой войне истребили миллионы Е.
В самой Германии и в оккупированных странах. В странах капитализма теперь, как и раньше, процесс сближения наций затруднен в результате шовинистич. Антисемитской пропаганды, дискриминации Е. И нек-рых др. Народов. Вместе с тем еврейские буржуазные националисты ведут пропаганду идей сионизма и классового мира внутри Е., причем эта пропаганда находит особенно благоприятную почву среди той части Е., которая вынуждена была эмигрировать из фашистской Германии и стран, ею оккупированных. Идеи сионизма широко используются правящими и клерикальными кругами созданного в 1948 евр. Государства Израиль, пытающимися направить процесс формирования евр. Бурж. Нации в Израиле по пути возрождения архаич. Евр. Обычаев.К нач. 20 в. Во всем мире было ок.
10 млн. Е. И из них 75% жило в Европе (в России, Австро-Венгрии, Германии). В 1939 число Е. Увеличилось до 16,7 млн. Чел., из к-рых ок. 57% жило в Европе и св. 33% в странах Америки (гл. Обр. В США). В результате зверского уничтожения 6 млн. Е. Нем. Фашистами во время 2-й мировой войны число Е. Значительно уменьшилось и в 1959 составляло 12,8 млн. Чел. Из них в США - 5,8 млн. Чел., СССР - 2268 тыс. Чел., Израиле - 1,8 млн. Чел., Великобритании - 450 тыс., Аргентине - 380 тыс., Франции - 300 тыс., в Канаде - 260 тыс., Марокко - 255 тыс., Алжире - 140 тыс., Бразилии - 130 тыс., Румынии - 100 тыс. Е., проживающие в той или иной стране, живут общей экономич., общест-венно-политич. И культурной жизнью населения этой страны и в большинстве говорят на яз.
Этого населения. Значит. Часть Е. Стран Вост. Европы и Америки говорит на яз. Идиш (близком к немецкому яз.) германской группы индоевроп. Семьи яз. В СССР, согласно переписи 1959, 21,1% Е. Назвали идиш родным языком. Часть Е. На Балканах и Бл. Востоке - потомки выходцев из Испании, говорит на яз. Испаньоль (ладино) романской группы. В Израиле большая часть Е. Говорит на яз. Иврит (получивший значит. Развитие в лит-ре и обиходной речи древнеевр. Яз., относящийся к семито-хамитской семье яз.). Верующие Е. Пользуются им как языком культа. Среди Е. СССР имеются небольшие группы горских Е. (в Дагестане), говорящих на татском яз., грузинских Е. (в р-не Тбилиси), говорящих на груз. Яз., ср.-азиат. Е. (в р-не Бухары), говорящих на тадж. Яз., и т. Н. Крымчаков - крымских Е., частично еще говорящих на татарском яз.Лит.
Энгельс Ф., К еврейскому вопросу, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 1. Маркс К. И Энгельс Ф., Святое семейство, или критика критической критики, там же, т. 2. Ленин В. И., Положение Бунда в партии, Соч., 4 изд., т. 7. Его же, К еврейским рабочим, там же, т. 8. Его же, Критические заметки по национальному вопросу, там же, т. 20. Его же, Законопроект о национальном равноправии, там же, т. 20. Его же, Доклад о революции 1905 г., там же, т. 23, с. 242. Его же, О погромной травле евреев, там же, т. 29. Ранович А., Очерк истории древнеевр. Религии, М., 1937. Тюменев А., Евреи в древности и в ср. Века, П., 1922. Лозинский С. Г., Социальные корни антисемитизма в ср. Века и в нов. Время, М., 1929. Гейликман Т. Б., История обществ. Движения евреев в Польше и в России, М.-Л., 1930.
Маргулис У., История евреев в России в очерках и документах (1772-1861), (т. 1), М., 1930 (на идиш). Его же, Еврейские народные массы в борьбе со своими угнетателями, М., 1940 (на идиш). Марк Б., История евреев в Польше (до конца XV ст.), Варшава, 1957 (на идиш). Иванов К. П. И Шейнис З. С., Гос-во Израиль, его положение и политика, 2 изд., М., 1959..
Дополнительный поиск Евреи
На нашем сайте Вы найдете значение "Евреи" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Евреи, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Е". Общая длина 5 символа