Ибн Хальдун

163

Ибн Халдун, Абдуррахман Абу Зейд ибн Мухаммед (27.V.1332 - 17.III.1406) - араб. Историк и социолог. Род. В Тунисе, в богатой и знатной семье. В 1349-75 занимал различные посты при дворах правителей Туниса, Феса, Гранады и Биджайи (совр. Бужи). В 1375 И. X. Поселился в замке Калаат Ибн Салама (Алжир), где начал работу над трудом по всеобщей истории, законченную им позднее в Египте. В 1379 И. X. Вернулся в Тунис. В 1382, преследуемый духовенством, вынужден был бежать в Египет. Пользовался покровительством мамлюкских султанов, оценивших его опыт и знания, продолжал свою научно-лит. Деятельность, занимал должность кади (судьи) и преподавал в медресе аль-Азхар, аль-Камхия и аз-Захирия. Умер в Каире. Осн. Труд И. X. "Книга назидательных примеров" ("Китаб аль-ибар") состоит из предисловия, характеризующего задачи, метод и принципы ист.

Исследования, и трех частей. "Введение" ("Мукаддима"), в к-ром И. X. Изложил свое учение об осн. Закономерностях ист. Развития общества. История народов мусульм. Востока. История народов Магриба. Последняя часть, отличающаяся исключит. Полнотой и точностью описаний, является осн. Источником для ср.-век. Истории Сев. Африки. В те же годы И. X. Написал "Автобиографию" - один из первых образцов араб. Мемуарной лит-ры ср. Веков. Учение И. X. Создано на базе достижений историографии и философии стран Бл. И Ср. Востока. Будучи последователем Ибн Рошда, И. X. Развил материалистич. Тенденции, заложенные в араб. Перипатетизме (аверроизме) и распространил принципы аверроизма на изучение жизни общества, сделав новый шаг в развитии ср.-век. Философии.Сущность социальной жизни И.

X. Видит в совместном труде членов общества для обеспечения средств жизни. Характер жизни коллектива определяется хоз. Деятельностью его членов. И. X. Выделяет 2 фазы развития общества. Низшую - "сельскую жизнь" (занятие земледелием и скотоводством) и высшую - "городскую жизнь" (занятие ремеслом и торговлей), генетически связанные друг с другом. Осн. Формой трудовой взаимосвязи И. X. Считал товарообмен, в основе к-рого лежит равенство стоимости обмениваемых продуктов. В этой связи И. X. Высказал гениальную догадку о трудовой природе стоимости. Смысл политич. Орг-ции общества И. X. Видит в защите собственности отд. Производителей на средства и продукты труда. И. X. Резко критикует формы гос. Политики, наносящие ущерб собственности подданных (высокие налоги, конфискации, торг.

Монополии). Каждой фазе обществ. Жизни присуща своя, исторически обусловленная политич. Орг-ция. Организующим началом сел. Общества является "асабия" - кровно-родственная связь между членами общества. Во главе группировок кровных родственников (родов и племен) стоят вожди и старейшины с ограниченной властью, целиком зависящей от их отношений с членами "асабии". Для гор. Общества характерно гос-во во главе с правителем (царем), обладающим неогранич. Властью, осн. На насилии. Генетически царская власть связана с асабией, т. К. Основатель династии опирается на воен. Силу племен. Каждая отд. Династия претерпевает разложение и гибель, но смена династий не означает круговорота всей обществ. Жизни, к-рая носит прогрессивный поступательный характер.Мн.

Бурж. Авторы изображают И. X. Предтечей социологич. Теорий, распространившихся на Западе в кон. 19 - нач. 20 вв. (социально-психологич. Школы, теории насилия, расизма и др.). В частности, его причисляют к создателям теории геогр. Детерминизма (австр. Востоковед А. Кремер, австр. Социолог Л. Гумплович и др.). Однако И. X., признавая значение геогр. Среды как одного из факторов в жизни общества, не отводил последней решающей роли.И. X. Был одним из первых мыслителей, пытавшихся создать науч. Философию истории. Его учение во многом предвосхитило идеи материалистов 17-18 вв.Соч. Китаб аль-Ибар..., т. 1-7, Булак, 1867. Autobiographie, в кн. Notice et extraits des manuscrits de la Bibliothèque Jmpériale, t. 19, pt. 1, P., 1863. Les Prolégomènes, trad. Par de Slane, t.

1-3, nouv. Éd., P., 1934-38. Histoire des berbères et des dynasties musulmanes de l'Afrique..., trad. De l'arabe par de Slane, v. 1-4, nouv. Éd., P., 1925-56. The Muqaddimah..., transl. From the arabic by F. Rosenthal, v. 1-3, N. Y., (1958). В рус. Пер. - Введение (фрагменты), в кн. Избр. Произв. Мыслителей стран Бл. И Ср. Востока, М., 1961.Лит. Левин И., Ибн-Халдун - араб. Социолог XIV в., "HB", 1926, No 12. Беляев Е., Историко-социологич. Теория Ибн-Халдуна, "Историк-марксист", 1940, No 4-5. Крачковский И. Ю., Араб. Географич. Лит-ра, Избр. Соч., т. 4, М.-Л., 1957. Бациева С. М., Историко-философское учение Ибн Халдуна,"СВ", 1958, No 1. Ee же, Об экономич. Взглядах Ибн Халдуна, "КСИНА", 1961, т. 47. Иванов Н. A., "Китаб аль-Ибар" Ибн Халдуна как источник по истории стран Сев.

Африки в XIV в., в кн. Арабский сборник, М., 1959. Ayad M. К., Die Geschichts- und Gesellschaftslehre Ibn Haldüns, Stuttg.-В., 1930. Enan M. A., Ibn Khaldun. His life and work, Lahore, (1944). Mahdi M., Ibn KhaldГ»n's philosophy of history, L., (1957).C. M. Бациева. Ленинград..

Значения в других словарях
Ибн Хальдун

Ибн Халдун Абдуррахман Абу Зейд ибн Мухаммед (27.5.1332, Тунис, — 17.3.1406, Каир), арабский историк и философ. Последователь арабского философа Ибн Рушда. В 1349—75 занимал различные посты при дворах правителей Туниса, Феса, Гранады, Биджайи. В 1379 вернулся в Тунис. В 1382, преследуемый духовенством, бежал в Египет. Занимал должность кади (судьи) и преподавал в медресе аль-Азхар, аль-Камхия и аз-Захирия. Основной труд И. Х. «Книга назидательных примеров по истории арабов, персов, берберов и н..

Ибн Хальдун

ИБН ХАЛЬДУН (1332-1406) - арабский историк и философ. Последователь Ибн Рушда. В сочинении "Книга назидательных примеров..." изложил свои взгляды на развитие общества (идея исторических циклов. Различия в образе жизни людей связывал главным образом с географической средой), историю народов мусульманского Востока (особенно Магриба).. ..

Ибн Хальдун

ИБН ХАЛЬДУН (1332 - 1406), арабский историк и философ. Последователь Ибн Рушда. В многотомном сочинении "Книга назидательных примеров..." (1377 - 82) изложил историю народов мусульманского Востока, высказал идею исторических циклов.. ..

Ибн Хальдун

(1332-1406), арабский историк и социолог, родился 27 мая 1332 в Тунисе. Выходец из семьи, представители которой занимали высокие посты при дворах султанов Северной Африки, Ибн Хальдун был на разных должностях в собственной стране, а также в Гранаде. Был советником, министром и послом, легко переходя от одного государя к другому, несмотря на соперничество или вражду между ними. Он удалился от дел в 1374, а в 1382 перебрался в Египет, где до конца жизни занимал должность верховного судьи (кади) в ..

Ибн Хайян

Абу Мерван Хайян ибн Халаф ибн Хасан ибн Хайян аль-Куртуби (987-1076, по другим сведениям - 1068) - араб. Историк мусульм. Испании. Биография И. X. Неизвестна. И. X. - автор более 50 работ по истории, теологии и др. Ист. Соч. И. X. "Прочная книга" ("Китаб аль-матин") содержало не менее 60 тт. Из трудов И. X. До нас дошел один том 10-томного соч. "Книга заимствований относительно истории людей аль-Андалуса" ("Китаб аль-муктабис фи-т-тарих риджаль аль-Андалус"), являющийся важным источником по ист..

Ибн Халликан

Ахмед ибн Мухаммед (23.IX.1211 - 21.Х.1282) - араб. Историк. Род. В Эрбиле (Сев. Месопотамия), учился в Халебе и Дамаске. Занимал должности гл. Судьи в Дамаске, пом. Гл. Судьи и преподавателя духовных училищ в Каире. Его "Книга о кончинах знаменитых людей и сведения о современниках" ("Китаб Вафайят аль-айян ва абна аз-заман"), написанная в 1256-74, основана б. Ч. На не дошедших до нас источниках, содержит важный материал по экономич., политич. И культурной жизни Бл. Востока.Соч. Vitae illustrium..

Ибн Хафсун

Омар (854-917) - мелкий феодал вестготского происхождения, сыгравший видную роль в антифеод. И антиараб. Борьбе в Кордовском эмирате в кон. 9 - нач. 10 вв. После неудачной попытки мятежа (ок. 880) против кордовского эмира Омейяда поступил к нему на службу, но в 884 ушел из Кордовы в полуразрушенную рим. Крепость Бобастро (в совр. Андалусии). Укрепив ее, И. X., используя сепаратизм андалузских феодалов и междоусобную борьбу араб. И берберских племен, вел борьбу с кордовскими эмирами, к-рая переро..

Ибн Хордадбех

Абу-ль-Касим Убайдаллах ибн Абдаллах (ок. 820 - ок. 912/913) - араб. Географ. По происхождению иранец. Его кн. "Книга путей и государств" ("Китаб аль-масалик ва-ль-мамалик") первое дошедшее до нас географич. Соч. Описат. Характера на араб. Яз. Это соч. Является важным источником по истории Халифата и сопредельных стран. В нем указываются назв. Провинций, городов, даются точные дорожные маршруты с указанием расстояний и почтовых станций, приводятся цифровые данные о налоговых поступлениях, имеютс..

Ибн Хальдун

ИБН ХАЛЬДУН Абд ар-Рахман Абу Зейд (1332-1406) - арабский государственный и общественный деятель, историк культуры, социальный философ, разрабатывавший также и проблемы философии истории. Нередко именуется "арабским Марксом". Главные произведения. "Всемирная история", "Введение в философию истории", многотомная "Книга поучительных примеров и сведений из истории арабов, персов, берберов и других современных им могущественных народов". И.Х. Стремился создать теорию общественного развития в качеств..

Дополнительный поиск Ибн Хальдун Ибн Хальдун

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ибн Хальдун" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ибн Хальдун, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 11 символа