Ибн Хальдун
Ибн Халдун, Абдуррахман Абу Зейд ибн Мухаммед (27.V.1332 - 17.III.1406) - араб. Историк и социолог. Род. В Тунисе, в богатой и знатной семье. В 1349-75 занимал различные посты при дворах правителей Туниса, Феса, Гранады и Биджайи (совр. Бужи). В 1375 И. X. Поселился в замке Калаат Ибн Салама (Алжир), где начал работу над трудом по всеобщей истории, законченную им позднее в Египте. В 1379 И. X. Вернулся в Тунис. В 1382, преследуемый духовенством, вынужден был бежать в Египет. Пользовался покровительством мамлюкских султанов, оценивших его опыт и знания, продолжал свою научно-лит. Деятельность, занимал должность кади (судьи) и преподавал в медресе аль-Азхар, аль-Камхия и аз-Захирия. Умер в Каире. Осн. Труд И. X. "Книга назидательных примеров" ("Китаб аль-ибар") состоит из предисловия, характеризующего задачи, метод и принципы ист.
Исследования, и трех частей. "Введение" ("Мукаддима"), в к-ром И. X. Изложил свое учение об осн. Закономерностях ист. Развития общества. История народов мусульм. Востока. История народов Магриба. Последняя часть, отличающаяся исключит. Полнотой и точностью описаний, является осн. Источником для ср.-век. Истории Сев. Африки. В те же годы И. X. Написал "Автобиографию" - один из первых образцов араб. Мемуарной лит-ры ср. Веков. Учение И. X. Создано на базе достижений историографии и философии стран Бл. И Ср. Востока. Будучи последователем Ибн Рошда, И. X. Развил материалистич. Тенденции, заложенные в араб. Перипатетизме (аверроизме) и распространил принципы аверроизма на изучение жизни общества, сделав новый шаг в развитии ср.-век. Философии.Сущность социальной жизни И.
X. Видит в совместном труде членов общества для обеспечения средств жизни. Характер жизни коллектива определяется хоз. Деятельностью его членов. И. X. Выделяет 2 фазы развития общества. Низшую - "сельскую жизнь" (занятие земледелием и скотоводством) и высшую - "городскую жизнь" (занятие ремеслом и торговлей), генетически связанные друг с другом. Осн. Формой трудовой взаимосвязи И. X. Считал товарообмен, в основе к-рого лежит равенство стоимости обмениваемых продуктов. В этой связи И. X. Высказал гениальную догадку о трудовой природе стоимости. Смысл политич. Орг-ции общества И. X. Видит в защите собственности отд. Производителей на средства и продукты труда. И. X. Резко критикует формы гос. Политики, наносящие ущерб собственности подданных (высокие налоги, конфискации, торг.
Монополии). Каждой фазе обществ. Жизни присуща своя, исторически обусловленная политич. Орг-ция. Организующим началом сел. Общества является "асабия" - кровно-родственная связь между членами общества. Во главе группировок кровных родственников (родов и племен) стоят вожди и старейшины с ограниченной властью, целиком зависящей от их отношений с членами "асабии". Для гор. Общества характерно гос-во во главе с правителем (царем), обладающим неогранич. Властью, осн. На насилии. Генетически царская власть связана с асабией, т. К. Основатель династии опирается на воен. Силу племен. Каждая отд. Династия претерпевает разложение и гибель, но смена династий не означает круговорота всей обществ. Жизни, к-рая носит прогрессивный поступательный характер.Мн.
Бурж. Авторы изображают И. X. Предтечей социологич. Теорий, распространившихся на Западе в кон. 19 - нач. 20 вв. (социально-психологич. Школы, теории насилия, расизма и др.). В частности, его причисляют к создателям теории геогр. Детерминизма (австр. Востоковед А. Кремер, австр. Социолог Л. Гумплович и др.). Однако И. X., признавая значение геогр. Среды как одного из факторов в жизни общества, не отводил последней решающей роли.И. X. Был одним из первых мыслителей, пытавшихся создать науч. Философию истории. Его учение во многом предвосхитило идеи материалистов 17-18 вв.Соч. Китаб аль-Ибар..., т. 1-7, Булак, 1867. Autobiographie, в кн. Notice et extraits des manuscrits de la Bibliothèque Jmpériale, t. 19, pt. 1, P., 1863. Les Prolégomènes, trad. Par de Slane, t.
1-3, nouv. Éd., P., 1934-38. Histoire des berbères et des dynasties musulmanes de l'Afrique..., trad. De l'arabe par de Slane, v. 1-4, nouv. Éd., P., 1925-56. The Muqaddimah..., transl. From the arabic by F. Rosenthal, v. 1-3, N. Y., (1958). В рус. Пер. - Введение (фрагменты), в кн. Избр. Произв. Мыслителей стран Бл. И Ср. Востока, М., 1961.Лит. Левин И., Ибн-Халдун - араб. Социолог XIV в., "HB", 1926, No 12. Беляев Е., Историко-социологич. Теория Ибн-Халдуна, "Историк-марксист", 1940, No 4-5. Крачковский И. Ю., Араб. Географич. Лит-ра, Избр. Соч., т. 4, М.-Л., 1957. Бациева С. М., Историко-философское учение Ибн Халдуна,"СВ", 1958, No 1. Ee же, Об экономич. Взглядах Ибн Халдуна, "КСИНА", 1961, т. 47. Иванов Н. A., "Китаб аль-Ибар" Ибн Халдуна как источник по истории стран Сев.
Африки в XIV в., в кн. Арабский сборник, М., 1959. Ayad M. К., Die Geschichts- und Gesellschaftslehre Ibn Haldüns, Stuttg.-В., 1930. Enan M. A., Ibn Khaldun. His life and work, Lahore, (1944). Mahdi M., Ibn KhaldГ»n's philosophy of history, L., (1957).C. M. Бациева. Ленинград..
Дополнительный поиск Ибн Хальдун
На нашем сайте Вы найдете значение "Ибн Хальдун" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ибн Хальдун, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "И". Общая длина 11 символа