"Москва - Третий Рим"
Политич. Теория, сложившаяся в период образования Рус. Централизованного гос-ва и обосновывавшая его самостоятельность. Мысль (или представление) о Москве как о новом центре мирового христианства впервые прозвучала в "Изложении пасхалии" митрополита Зосимы (1492), выражена в рус. Хронографе 1512 и особенно в посланиях псковского монаха Филофея (1520-30). По словам Филофея, "вся христианския царства. Снидошася во Росейское царство, два убо Рима падоша, а третий (Москва) стоит". Позднее эта мысль была подхвачена в анонимной "Казанской истории", "Повести о двух посольствах" (1612-14). Моск. Пр-во использовало теорию "М. - т. Р." для борьбы с попытками Ватикана распространить свое влияние на рус. Земли, отстаивания независимости Рус.
Гос-ва и укрепления его авторитета. К кон. 17 в. Эта теория постепенно выходит из употребления.Лит. Малинии В., Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания, К., 1901. Чаев Н. С. "Москва - третий Рим", в политич. Практике моск. Пр-ва XVI в., ИЗ, т. 17, 1945. Лихачев Д. С., Национальное самосознание Др. Руси, М.-Л., 1945. Лурье Я. С., О возникновении теории "Москва - третий Рим", "ТрОДРЛ", т. 16, М.-Л., 1960. Масленникова Н. Н., К истории создания теории "Москва - третий Рим", там же, т. 18, М.-Л., 1962.А. Л. Гольдберг. Ленинград..
Дополнительный поиск "Москва - Третий Рим"
На нашем сайте Вы найдете значение ""Москва - Третий Рим"" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением "Москва - Третий Рим", различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "#". Общая длина 21 символа