Магия

178

(от греч. Mageia) - колдовство, волхвование, волшебство, чародейство, т. Е. Поверья, обряды, приемы и операции, к-рым (независимо от того, признаются ли они церковью или преследуются ею) суеверное воображение приписывает способность сверхъестественным, иррациональным образом оказывать иногда непосредственно, иногда на расстоянии, но всегда автоматически - реальное воздействие в желательном направлении на те или иные объекты (одушевленные и неодушевленные). Эта специфика М. Связана с верой в возможность использования мнимых сверхъестественных свойств тех или иных существ. Предметов, снадобий, жестов, слов и даже мыслей для ограждения от опасности, для избавления от всяких напастей, для нанесения вреда врагу, для обеспечения удачи во всех делах, для проникновения в тайны прошлого и будущего.

В этнографии и исследованиях по истории религии не раз делались попытки построить классификацию или типологию магич. Поверий и приемов, напр., ее делили. На белую, т. Е. Благонамеренную, "спасительную", публично практикуемую М., и черную, т. Е. Злокозненную, вредоносную, наводящую исподтишка "порчу" на людей и скот. Дж. Фрейзер делил М. На "гомеопатическую", т. Е. Осн. На подражании, уподоблении, и "контагиозную", т. Е. Осн. На контакте, соприкосновении, "заражении". Е. Г. Кагаров - на протрептическую, т. Е. Агрессивную, и профилактическую, т. Е. Оборонительную или предохранительную. Нек-рые в основу классификации кладут те сферы быта, в к-рых применяются те или иные приемы, и различают аграрную М., охотничью, лечебную, любовную, военную и т.

Д. Делят М. Также на индивидуальную и групповую. Но все эти попытки классификации условны, а подчас надуманны. В быту все разновидности М. Зачастую тесно переплетаются между собой. Так, напр., "вербальная", т. Е. Словесная М., имеет место во всех др. Видах М., и в охотничьих плясках австралийцев, и в аграрных "мистериях" разных народов, и в любовных "приворотах", и в знахарских "заговорах" и т. Д. М. Целиком (принципиально и исторически) относится к религии и является ее неотъемлемым элементом, поэтому и ее типология связана с типологией религии. М. Возникла в глубокой древности на почве того, что Ф. Энгельс называет "отрицательно-экономическим", на почве бессилия первобытного человека в его борьбе с природой. По мере развития религ.

Представлений и возникновения новых сложных религ. Направлений, мировые религии, в к-рых на первый план выступает умилостивительная обрядность, основанная на обращении к личным сверхъестественным существам (напр., молитва, покаяние и пр. В христианстве), отбросили многое из первобытной М., с ее безличной, принудительно-автоматич. Обрядностью. Многие отвергнутые христианством, исламом и т. Д. Примитивные магич. Обряды и верования в течение веков существовали и модифицировались независимо от офиц. Церквей, подвергаясь жестоким преследованиям со стороны последних (см., напр., Ведовство). Однако в любой совр. Религии, и в догматике и в обрядности, М. Занимает значит. Место (напр., окропление святой водой, культ креста и мощей в христианстве, изгнание бесов).

Что касается т. Н. Бытовой М., к-рая пользуется популярностью у многих народов (вера в дурной глаз, в талисманы и амулеты, в гадание, в мистич. Способности шарлатанов, промышляющих всякого рода оккультизмом, хиромантией, астрологией и т. П.), то она по существу ничем не отличается от санкционированной церковью М., хотя и третируется богословами и духовенством, как "суеверие". Поэтому совершенно ненаучно было бы, как это пытаются делать богословы и нек-рые не освободившиеся от клерикальных влияний исследователи истории религии, отделять М. От религии, даже противопоставлять М, религии, как некую особую первобытную науку, как особое "магическое мышление", как нечто, принципиально отличное от религии. Магич. Суеверия - это разновидность религ.

Суеверий. Борьба с ними является составной частью борьбы с религ. Суевериями вообще.Лит. Леман А., Иллюстрированная история суеверий и волшебства, пер. С нем., М., 1900. Фрэзер Д., Золотая ветвь, (пер. С англ.), М., 1928. Кагаров Е. Г., К вопросу о классификации народных обрядов, "ДАН СССР", 1928, No 11. Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М.-Л., 1959. Токарев С. A., Сущность и происхождение магии, в кн. Исследования и материалы по вопросам первобытных религиозных верований, М., 1959. Зыбковец В. Ф., О черной и белой магии, М., 1963. Шаревская Б. И., Старые и новые религии Тропической и Южной Африки, М., 1964.Б. И. Шаревская. Москва..

Значения в других словарях
Магия

(лат. Magia, от греч. Magéia) колдовство, чародейство, волшебство, обряды, связанные с верой в способность человека сверхъестественным путём воздействовать на людей, животных, явления природы, а также на воображаемых духов и богов. М., как и другие явления первобытной религии, возникла в древнейшую эпоху, когда человек был бессилен в борьбе с природой. Магические обряды, распространённые у всех народов мира, чрезвычайно разнообразны. Общеизвестны, например, «порча» или «лечение» заговорённым пит..

Магия

МАГИЯ (от греч. Mageia) (колдовство - волшебство), обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека (колдуна, мага) воздействовать на людей и явления природы. Магия возникла в первобытном обществе и стала элементом обрядов.. ..

Магия

МАГИЯ (от греческого mageia - колдовство, волшебство), обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека воздействовать на людей и явления природы. Возникла в первобытном обществе.. ..

Магия

Мнимое тайное искусство вызывать с помощью сверхъестественных сил, главным образом при содействии духов, явления, идущие вразрез с современными представлениями о законах и силах природы. О происхождении слова см. Волхвы. М. Распадается на мантику, или искусство предсказывать будущее (см. Гадание), и оперативную М., или М. В тесном смысле. Последняя есть искусство мудреца, подчинившего себе силы, которые обыкновенные люди считают сверхъестественными, и с их помощью вызывающего явления, которые дл..

Магия

(греч. Mageia, от пер. Mogh - огнепоклонник). То же, что чародейство. Тайная наука персидских и халдейских жрецов, перешедшая в Европу и распространившаяся здесь в XIV и XV вв.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)волшебство, чудодейство, мнимое искусство производить чудеса. В средние века различали м. Белую и черную, в зависимости от того, прибегал ли чародей к содействию небесных сил или к помощи дьявола.(Источник. "Полный словарь иностранн..

Магия

Чародейство, волшба, чудотворство, теургия, волшебство, нигромантия, чудодействие, колдовство, чернокнижие, чары, волхвование, чудотворность, ворожба, шаманство, ведовство. ..

Магия

Ж. Знание и употребление на деле тайных сил природы, невещественных, вообще не признанных естественными науками. Предполагая в делах этих связи человека с духовным миром, различают белую и черную магию. Последняя есть чернокнижие, чародейство, волховство, колдовство, волшебство. Знахарство может относиться и к тому, и к другому виду. Магический, к магии относящ. Маг или магик м. Обладатель таинств магии, в том или в другом значении.. ..

Магия

Ж.1) Совокупность приемов и обрядов, связанных с верой в способность человека (колдуна, мага) с помощью сверхъестественных сил воздействовать на природу, людей, животных. Колдовство, волшебство, чародейство.2) а) перен. Необыкновенная сила воздействия на кого-л.б) Притягательная, покоряющая сила. Очарование.. ..

Магия

МА́ГИЯ -и. Ж. [лат. Magia]. ..

Магия

-и, ж. Совокупность считающихся чудодейственными обрядов и заклинаний, призванных воздействовать на природу, людей, животных и богов. Белая м. (чародейство, объясняемое влиянием божественных сил). Чёрная м. (чародейство, волшебство, объясняемое участием и помощью сатанинских сил). Любовная м. (различные способы любовной ворожбы). Ле-чебная м. (заклинания, молитвы, снадобья, предназначенные излечивать от болезней). II прил. Магический, -ая, -ое. Магические^ приёмы, заклинания.. ..

Магия

Магии, мн. Нет, ж. (греч. Mageia) (книжн.). Наиболее грубая, первобытная форма религии, колдовство, система определенных действий и слов, посредством к-рых, по представлениям древних и народов с примитивной культурой, можно подчинить себе т. Наз. Сверхъестественные силы и с их помощью вызвать чудесные явления. Черная магия. (в средние века - чародейство с помощью адских сил), белая магия. (с помощью небесных сил). || перен. Волшебство, очарование. Магия слова.. ..

Магия

Ма́гия Заимств. Из нем. Маgiе или лат. Magia, едва ли непосредственно из греч. Μαγεία (см. Маг), вопреки Фасмеру (ИОРЯС 12, 2, 254).Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Магия

(Magic. Magie) - практика вызывания сверхъестественных сил для контроля за естественными явлениями. Форма общения со сверхъестественными "надмирными". Силами. Объяснение физических процессов, основывающееся на вере в сверхъестественные силы.Психологически попытка помешать или содействовать бессознательным силам, чтобы использовать, умилостивить или разрушить их и таким путем противодействовать их поражающему могуществу или объединиться с их соперничающими целями. Согласно Юнгу, чем боле..

Магия

(Magic. Magie) — практика вызывания сверхъестественных сил для контроля за естественными явлениями. Форма общения со сверхъестественными «надмирными» силами. Объяснение физических процессов, основывающееся на вере в сверхъестественные силы. Психологи. ..

Магия

(от греч. Mageia — волшебство, колдовство) — таинственная, сверхъестественная способность уметь воздействовать на вещи и людей, не прибегая к помощи естественных средств. Магическая картина мировидения возникает там, где на внешний мир воздействуют с помощью оккультизма, заклинаний, молитв, амулетов, талисманов и т. П., т. Е. Без допущения и видимого проявления причинного ряда действий.. ..

Магия

— колдовство, волшебство - обряды, совершаемые с целью повлиять сверхъестественным путем на явления природы, животных или человека. Лечебная М. Своими корнями связана с народной медициной. Вредоносная М. — насылание порчи врагу-чужеплеменнику. Любовная или половая М. — ухаживание, привораживание. Промысловая М. -действия охотника для приманивания и поимки зверя. Аграрная М. — колдовские приемы воздействия на урожай и погоду. Исполнителями магических обрядов обычно выступают специалисты — знахари..

Магистраты

Органы гор. Сословного управления в России. Возникли в 1720-21. По Регламенту Главного магистрата М. Избирались гражданами "из гостей и из гостиной сотни, и из гостиных детей, и из граждан первостатейных" в составе президента, двух-четырех бурмистров, двух-восьми ратманов (в зависимости от значения города). Первоначально ведали рядом судебных, полицейских, хоз. И финанс. Вопросов. С 1727 М. Переименованы в ратуши и подчинены губернаторам и воеводам, с 1743 - вновь восстановлены, однако с огранич..

Магистраты Римские

(лат. Magistratus) - в Др. Риме почетные гос. Должности, а также лица, занимавшие эти должности. См. Магистратура.. ..

Маглемозе

(Magiemose) - мезолитич. Поселение близ г. Муллеруп (Дания). Раскапывалось в 1903 и 1915 датским ученым Г. Сараувом. В торфянике обнаружены кости дикого быка, благородного оленя, лося, птиц, рыб, домашней собаки, мелкие кремневые орудия геометрич. Очертаний (микролиты), оббитые со всех сторон кремневые топоры, орудия из рога и кости - гарпуны, наконечники стрел, муфты для топоров. Мезолитич. Культура М., получившая назв. От этого поселения, распространена в Англии, Дании, на С. ФРГ и ГДР, в Юж. ..

Магнаты

(позднелат., ед. Ч. Magnas или magnatus - богатый, знатный человек) - крупные феодалы, родовитая и богатая знать в нек-рых странах Европы, особенно в феод.-крепостнич. Польше и Венгрии. В переносном смысле слово "М." употребляется в применении к представителям крупного промышленного и финанс. Капитала.. ..

Магия

(лат. Magia, от греч. Mageia) - различные ритуалы, направленные на использование власти тайных потусторонних, сверхъестественных сил для достижения человеческих целей. Древнейшая форма организации коллективной деятельности и коммуникации. Форма раннерелигиозных верований. Первый тип специализированной творческой деятельности.Одна из первых теорий предложена Дж. Фрэзером. Он отличает М. От религии (умилостивительного культа богов) и мантики (вопрошания тайных сил) как способ воздействия на област..

Магия

По одним толкованиям – нефизические, сверхъестественные способы воздействия на людей, предметы и явления природы. По другим, связанным с постметафизическми учениями – непознаваемые на современном уровне развития науки способы такого воздействия. Магия неотделима от образа мага, колдуна. Магия возникла в первобытном обществе и вошла во многие религии и обряды. Существуют культы, делающие основной акцент исключительно на магии. Такие культы объединены общим названием брухерия.. ..

Магия

Великая «Наука». Согласно Девериа и другим востоковедам, «магия считалась священной наукой, неотделимой от религии» у древнейших и самых цивилизованных и ученых народов. Египтяне, например, были одним из наиболее искренне религиозных народов, и таким были и все еще являются индусы. « заключается в поклонении богам и достигается поклонением им», говорил Платон. Могла ли тогда нация, которая, как доказано благодаря неопровержимым свидетельствам надписей и папирусов, твердо верила в магию на протяж..

Магия

"Видите ли, эта магия - хитрая вещь, сэр. Она строится и питается на собственном воображении человека и его внутренних страхах. Маг просто позволяет и помогает нам самим поднять из подсознания то, что потом нападает на нас - то, чего мы более всего боимся", (А.Нортон).. ..

Дополнительный поиск Магия Магия

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Магия" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Магия, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 5 символа