Хорезм
Древнее гос-во в низовьях р. Амударьи. Первые упоминания о X. Встречаются в Бехистунской надписи Дария и Авесте ((Яшт X. 14). Многие исследователи, кроме того, отождествляют с X. Авестийскую Арьянам-вайчах - первую зороастрийскую страну). В изучение истории X. Значит. Вклад внесли рус. Ученые-востоковеды кон. 19 - нач. 20 вв. - В. В. Бартольд, Н. И. Веселовский, сов. Историк А. Ю. Якубовский. Новый этап в изучении истории X. Начат в 30-х гг. 20 в. Работами Хорезмской археолого-этнографич. Экспедиции АН СССР под рук. С. П. Толстова. Древнейшие археологич. Памятники X. Относятся к эпохе неолита. На терр. Древней Акчадарьинскои дельты Амударьи открыты стоянки охотников и рыболовов, относящиеся к т. Н. Кельтеминарской культуре (4-3-е тыс. До н. Э.). В эпоху энеолита (нач.
2-го тыс. До н. Э.) потомки кельтеминарцев уже были знакомы с примитивным орошаемым земледелием и начатками скотоводства (ранний этап суярганской культуры). X. - один из древних очагов высокой земледельч. Культуры. В сер. 2-го тыс. До н. Э. На протоках Акчадарьинской дельты селятся земледельцы и скотоводы, оставившие множество поселений бронз. Века и могильник (Кокча-3). На поселениях сохранились остатки домов-полуземлянок, следы развитой ирригационной сети, полей. Среди находок - зернотерки, бронз. Серпы. В результате смешения культуры местного суярганского населения со срубно-андроновской культурой пришельцев из степей юж. Приуралья сложилась Тазабагъябская культура, относящаяся к культурам степной бронзы. Но уже в кон. 2-го тыс.
До н. Э. Вновь утвердилась местная культурная традиция (амирабадская культура, 9-8 вв. До н. Э.). Еще более совершенствуется ирригац. Земледелие, развивается скотоводство, оседлые поселения превращаются в большие (до 20 домов) деревни. В то же время в степях к С.-В. От оазиса, в низовьях Сырдарьи, складывается культура с преим. Скотоводческим х-вом, носители к-рой все же теснейшим образом связаны с земледельческими оазисами (см. Тагискен (Северный)). На основе этой культуры позднего бронз. Века в степях Приаралья складывается культура сако-массагетских племен (см. Тагискен (Южный), Уйгарак), на протяжении столетий культурно-исторически связанных с X. Полагают, что в 7-6 вв. До н. Э. Хорезмийцы, относимые Страбоном (XI, VIII, 8) к сако-массагетским народам, возглавляли конфедерацию племен, населявших почти всю Ср.
Азию и часть Вост. Ирана, однако, возможно, наиболее развитые центры этого объединения (т. Н. "Большого Хорезма") лежали в басс. Мургаба и Герируда.В Хорезмском оазисе дальнейшее совершенствование техники ирригац. Земледелия, основанного уже на сооружении крупных магистральных каналов, явилось одним из решающих факторов в становлении древнехорезмийской государственности. В сер. 6 в. До н. Э., вероятно при Кире II, X. Вошел в состав Ахеменидов государства. На рубеже 6 и 5 вв. До н. Э. О "городе Хорасмии" и стране хорезмийцев впервые свидетельствует древ.-греч. Автор Гекатей Милетский (Fragm., 172, 173). К этому времени относится городище Кюзели-Гыр и ряд других поселений. Согласно Геродоту (III. 92-93), X. Вместе с Парфией, Согдом и Арейей входил в состав XVI сатрапии гос-ва Ахеменидов.
Анализ соч. Ктесия позволил предположить, что при Артаксерксе II (404-358) X. Становится отдельной сатрапией. Ко времени вост. Похода Александра Македонского X. Уже независим. Весной 328 до н. Э. В ставку Александра прибыл для переговоров хорезмийский царь Фарасман (Арриан, IV, 15, 4-5) или Фратаферн (Курций Руф, VIII, 1, 8).В 4-3 вв. До н. Э. X. Переживает экономич. И культурный подъем. Расширяются и совершенствуются оросит. Системы, строятся новые города (Базар-Кала, Джанбас-Кала) и культовые центры (Кой-Крылган-Кала), развиваются ремесла и иск-во (см. Кангюйская культура). В кон. 1-го тыс. До н. Э. В культуре X. Отчетливо проявляется влияние степных племен, что, видимо, связано с ист. Судьбами Кангюя. Многочисл. Находки кушанских монет, стиль нек-рых памятников изобразит.
Иск-ва позволяют предположить, что в 1-х вв. Н. Э. X. Находился в зависимости от Кушанского царства. В то же время о существовании в 3 в. Н. Э. Местной династии свидетельствуют результаты раскопок дворца на городище Топрак-Кала. Док-тами на дереве и коже, найденными во дворце, в X. Засвидетельствовано рабовладение. Они датированы в годах т. Н. "хорезмийской эры", начало к-рой приходится на сер. 1-го в. Н. Э. (применение ее археологически зафиксировано до 8 в.). Господствующей формой религии был местный вариант зороастризма. На нек-рых поселениях обнаружены "храмы огня". Изобразит. Иск-во X., связанное с эллинистич. И индобуддийским искусством (Гандхара), было глубоко самобытным и оригинальным. Бируни сообщает о воцарении в X. В 305 царя Африга, об основании им новой династии и строительстве цитадели-резиденции в г.
Кят (близ совр. Г. Бируни). Он называет имена 21 хорезмийского царя (нумизматич. Данные и нек-рые др. Письм. Источники подтвердили точность его списка для конца 7-8 вв.). 4-6 вв. - время начавшейся феодализации и формирования новой афригидской культуры (характерной для раннефеод. X. Вплоть до 8 в.), в сложении к-рой большую роль сыграли окрестные степные племена. Резко сокращается ирригационная сеть, господствующие типы поселений этого времени - феод. Усадьба, усадьба-замок и общинный дом, к-рые группируются вокруг относительно крупных феод. Центров.В 712 X. Завоевали арабы. После ряда восстаний населения X. Араб. Полководец Кутейба, как сообщает Бируни, поставил у власти своего ставленника. Древне-хорезмийской культурной традиции был нанесен сокрушительный удар.
Но в Кяте вплоть до 10 в. Продолжали править представители афригидской династии. Все большее значение приобретает столица Сев. X. Ургенч, правитель к-рого Мамун ибн Мухаммед в 995 объединил X. При нем и его преемнике Мамуне II ибн Мамуне отмечается новый расцвет X. В это время в Ургенче работали такие крупнейшие ученые, как Бируни и Ибн Сина (Авиценна). В 1017 X. Завоевал султан Махмуд Газневи, в 1043 - сельджуки. В кон. 11 в. В Ургенче пришла к власти новая династия великих хорезмшахов, представитель к-рой Атсыз (1127-56), продолжая политику собирания земель, начатую его предшественниками, подчинил всю сев.-зап. Часть Ср. Азии. Его внук Алаэддин Текеш ибн аль-Арслан (1172-1200) освободил X. От сельджуков (1194). При сыне Текеша Мухаммеде (1200-20) гос-во великих хорезмшахов достигло наибольшего могущества.
Его границы простирались от сев. Берегов Каспия до Персидского зал. И от Кавказа до Гиндукуша. В 1220 это гос-во распалось в результате нашествий войск Чингисхана. X. Вошел в состав улуса Джучи, а затем в золотоордынское ханство. Во 2-й пол. 14 в. X. Переживал новый период расцвета, его столица Ургенч обогатилась великолепными постройками (мавзолей Тюрабек-Ханым и др.). Его правители приобрели фактич. Независимость. К этому-времени, видимо, заканчивается процесс тюркизации языка хорезмийцев. В 1388 Тимур разрушил Ургенч и подчинил себе весь X. На протяжении почти столетия продолжалась борьба между Тимуридами и золотоордынскими ханами за обладание X. В 1505 X. Попал под власть Шейбани-хана. В 1512 к власти в X. Приходит узбекская династия, восходившая к Джучи.
Она правила до конца 17 в. Позднее фактич. Правителями X. Были военачальники из узб. Рода Кунграт, как правило, номинально возводившие на трон кого-нибудь из Чингисидов. На рубеже 16-17 вв. Столицей X. Стала Хива (см. Хивинское ханство). Однако термин "Хивинское ханство" употребляется только в рус. И зап.-европ. Лит-ре. В местной офиц. Терминологии X. Продолжал называться Хорезмским гос-вом, чем и объясняется наименование образовавшейся в 1920 Хорезмской народной советской республики.Лит. Бартольд В. В., Туркестан в эпоху монгольского нашествия, Соч., т. 1, M., 1963. Его же, Сведения об Аральском море и низовьях Аму-Дарьи с древнейших времен до XVII в., там же, т. 3, М., 1965. Якубовский А. Ю., Развалины Ургенча, "ИГАИМК", 1930, т. 6, в.
2. Толстов С. П., Древний Хорезм, М., 1948. Его же, По следам древнехорезмийской цивилизации, М., 1948. Его же, По древним дельтам Окса и Яксарта, М., 1962. Труды Хорезмской археолого-этнографической экспедиции, т. 1-9, М., 1952-73. Мат-лы Хорезмской археолого- этнографической экспедиции, в. 1-9, М., 1959-73. Неразик Е. Е., Сельские поселения афригидского Хорезма, М., 1966. Лившиц В. А., Хорезмийский календарь и эры Древнего Хорезма, в кн. Палестинский сборник, в. 21 (84), Л., 1970.М. А. Итина, Ю. А. Рапопорт. Москва..
Дополнительный поиск Хорезм
На нашем сайте Вы найдете значение "Хорезм" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хорезм, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Х". Общая длина 6 символа