Категория акцентности функциональная семантико-стилистическая

409

– одна из текстовых категорий, представляющая собой систему акцентуаторов – разноуровневых языковых, собственно текстовых, графически оформленных средств, объединенных функц.-семантически на текстовой плоскости для смыслового выделения концептуально важных, по мнению автора, моментов содержания текста, привлечения к ним внимания, убеждения адресата в правильности авторской точки зрения и достижения таким образом взаимопонимания между отправителем и получателем сообщения. Структурирована по принципу поля. ФССК акц. Реализует коммуникативное намерение автора организовать текст так, чтобы адресат смог адекватно интерпретировать излагаемую концепцию. Адресанту важно через акцентуаторы эксплицировать свою интенцию, убедить получателя информации в ее истинности, актуальности, новизне.

Способы текстовой реализации ФССК акц. Зависят от стилистической принадлежности речевого произведения.В науч. Стиле поле ФССК. Акц. Членится на следующие микрополя. Уточнения (функция акцентирования актуальных логико-смысловых отношений – сопоставления, противопоставления, отрицания, ограничения и др.). Усиления (функция привнесения дополнительных оттенков смысла, подчеркивания коммуникативно значимых элементов речи). Оценки (функция передачи важных для автора оценок науч. Фактов и их интерпретации). Категоричности/некатегоричности изложения (функция выражения объективности излагаемого науч. Знания). Активизации внимания читателя (функция облегчения коммуникативно-прагматической ориентации адресата в тексте, создания благоприятных условий для целенаправленного восприятия информации, усиления речевого воздействия на читателя, обеспечения согласованности между коммуникантами).

Микрополя ФССК акц. Обусловливаются целями и задачами общения в сфере науки и коррелируют с основными стилевыми чертами (см.) науч. Речи. Каждое микрополе, имея специфический набор ядерных и периферийных акцентуаторов, занимает определенное место в общем поле ФССК акц. В науч. Стиле доминирующим является микрополе уточнения, затем следуют микрополя усиления, активизации внимания читателя, оценки, категоричности/некатегоричности изложения. Совокупность микрополей составляет сущность ФССК акц. В том или ином функц. Стиле.Центральное положение микрополя уточнения объясняется его связью с базовыми стилевыми чертами науч. Речи – точностью и логичностью изложения. Примечательно, что логичность науч. Стиля традиционно определяется как подчеркнутая логичность.

В силу специфических особенностей науч. Познания речевой процесс в этой сфере осуществляется преимущественно в форме логических доказательств, суждений, дефиниций. Максимальная логизация науч. Текста достигается главным образом строгой последовательностью изложения и тесной спаянностью всех компонентов произведения.Акцентуаторы микрополя уточнения (термин "уточнение" используется не в узкограмматическом смысле как название определенного типа логико-смысловых отношений, а в широком смысле – как экспликация разного рода логико-смысловых отношений, когда они выражены не приблизительно, а предельно точно, исчерпывающе, подчеркнуто) – это лексико-грамматические и синтаксические акцентуаторы (частицы, союзы, местоимения, вводные слова) с противительным, отрицательным, градационно-сопоставительным, ограничительным значениями.

Напр. Модель Мельчука–Жолковского на всех этапах оперирует хотя и "базисным", но все-таки естественным языком… В принципиальной же структуре моделей нет серьезных противоречий… Однако интересно, что идея независимых механизмов… соответствует тому, что мы предполагали выше… (Леонтьев). Здесь союз хотя и – но, усиленный с помощью частицы все-таки, союзы однако, же в противительном значении, отрицательное слово нет акцентируют общую противительную тональность фрагмента текста, в котором автор сопоставляет результаты своих исследований с имеющимся знанием.Большой процент уточняющих средств составляют акцентуаторы с семантикой сопоставления (противопоставления и отрицания), актуальность которой объясняется природой и динамикой процесса познания, в частности законом "отрицания отрицания".

Широкое использование союзов, частиц, вводных слов с противительным значением (но, а, однако, же, вместе с тем, напротив, все же, между тем, тем не менее, впрочем и т.п.) связано с тем, что с их помощью решаются важные задачи любого науч. Текста. И раскрытие определенного подхода к уже известному объекту анализа, и конструирование нового предмета исследования, и осуществление критического анализа или обзора имеющегося знания в целях его систематизации, осмысления и интерпретации.Кроме того, типичными средствами выражения акцентированного противопоставления в науч. Речи являются конструкции с соотносительными союзами и отрицательными частицами, образующими в предложениях так называемые закрытые сочинительные ряды типа не … а, не … но, а … не, но … не (противительно-отрицательное значение).

Не только … но и, как … так и, не столько … сколько (градационно-сопоставительное значение). Корректирующую, уточняющую, а значит, акцентирующую функцию выполняют в науч. Текстах ограничительные частицы только, лишь, частицы и наречия и, уже, же.Наряду с микрополем уточнения, центральное положение в поле ФССК акц. Занимает микрополе усиления, которое соотносится с такими стилевыми чертами науч. Речи, как точность и ясность изложения. Самыми частотными акцентуаторами-усилителями являются частицы. Будучи специально предназначенными для выражения акцентности, они своей лаконичной, компактной формой в полной мере соответствуют потребностям науч. Изложения. К лексико-грамматическим акцентуаторам микрополя усиления относятся также наречия и усилители с "не" отнюдь, вовсе, совсем, явно, совершенно, вообще, абсолютно, далеко, ни в коем случае, нисколько, значительно усиливающие отрицание, ср.

После умственной деятельности ни в коем случае не следует заниматься чтением (Ермолаев). Еще более частотными являются лексические усилители наречного типа, так называемые слова-интенсивы очень, весьма, чрезвычайно, особенно, крайне, совершенно, абсолютно и др., сигнализирующие о том, что следующее слово является для автора значимым и требует специального подчеркивания. Примечательно, что наречия меры и степени часто употребляются в науч. Речи в сочетании с оценочными прилагательными, напр. Но особенно важной и интересной остается проблема происхождения космического излучения (Наумов). Еще больший усиливающий эффект обеспечивают компаративы, природа которых обусловливает функц.-стилистическую специфику их использования в речи.

Признаку приписывается высшая степень, тем самым он акцентируется. Это обусловлено желанием автора науч. Текста предельно усилить логическое и эмоциональное воздействие интеллектуального содержания на адресата. Напр. Пищеварение – наиважнейший из процессов, обеспечивающих тесную связь организма с внешней средой (Герловин).Направленность речи на адресата эксплицируют также акцентуаторы микрополя активизации внимания читателя, в частности синтаксические и графические средства (смысловое выделение, оформленное курсивом, разрядкой, полужирным, жирным шрифтами, подчеркиванием). В науч. Тексте они облегчают читателю восприятие сложной интеллектуальной информации, помогают ориентироваться в содержании, подчеркивают коммуникативно значимые фрагменты текста.

Графические акцентуаторы нередко выделяют важную мысль в речевой ткани произведения, маркируют выводы исследования, вводят новые понятия, термины, определения, акцентируют сопоставляемые факты и явления. К синтаксическим акцентуаторам данного микрополя относятся конструкции "безлично-модальный глагол + инфинитив глагола мысли, речи и восприятия" (следует обратить внимание на то, что…. Необходимо подчеркнуть, что… и др.), в которых используются глаголы с собственно акцентирующим лексическим значением (подчеркнуть, обратить внимание, заметить и т.п.). Другие прямые акцентуаторы – конструкции побудительной семантики, так наз. Императивы совместного действия и императивы адресата. Обращаем внимание на…. Обратим внимание на….

Еще раз подчеркнем, что…. Заметим, что…. Отметим, что… и др. Напр. В заключение параграфа необходимо подчеркнуть, что описанная схема… искусственно упрощена (Гегузин). Обращаем внимание на порядок следования аргументов волновой функции (Наумов).Помимо указанных средств, синтаксическими акцентуаторами микрополя активизации внимания являются также некоторые модально-оценочные конструкции, напр. Важно отметить, что…. Интересно отметить, что…. Примечательно, что…. Легко заметить, что…. Знаменательно, что… и др. В информационном плане эти акцентуаторы избыточны, в связи с чем некоторые исследователи считают их "засоряющими" текст и даже в какой-то мере нарушающими нормы науч. Речи. Однако нельзя отрицать и того, что эти обороты речи традиционно считаются приметой именно науч.

Функц. Стиля.Синтаксическими акцентуаторами микрополя активизации внимания читателя выступают также вопросительные и восклицательные предложения – единицы экспрессивного синтаксиса, которые хотя и нечасто употребляются в науч. Текстах, но именно поэтому привлекают к себе внимание читателей. Особенностью функционирования вопросительных предложений в науч. Речи является их использование в составе вопросо-ответных комплексов – собственно текстовых единиц, позволяющих имитировать диалог между автором и читателем, прогнозировать реакцию адресата, управлять его вниманием, ср. Может ли модель сама по себе обусловить аналогичные расхождения. Нет, не может (Будагов). Используются также открытые, или дистантные, вопросо-ответные комплексы, когда ответы на поставленные вопросы содержатся в дальнейшем изложении.

В науч. Произведении вопросо-ответные комплексы нередко употребляются и в функции введения дефиниций, что особенно характерно для жанра учебного пособия. Другие вопросы встречаются чаще всего в частях текста, носящих полемический характер, с целью имитации диалога с читателем. Привлекают внимание адресата и восклицательные предложения, воспринимаемые на нейтральном эмоциональном фоне науч. Речи как весьма экспрессивное средство, см. Всего за сутки через почки протекает до 2000 л крови. (Ермолаев). Характерно также употребление восклицательного знака в скобках, благодаря чему автор добивается повышенного внимания адресата к определенному высказыванию. В целом использование в науч. Речи вопросительных и восклицательных предложений характеризуется особой выразительностью, экспрессивностью и демонстрирует проявление стилевой черты "экспрессивность изложения", с которой соотносится рассматриваемое микрополе активизации внимания читателя.Тот же коммуникативный эффект вызывает экспрессивный порядок слов (инверсия).

В науч. Текстах чаще встречается инверсия определений, выраженных сочетанием прилагательного (часто оценочного) и наречия меры и степени, а также инверсия обстоятельств-наречий (также оценочного характера). Напр. Очень эффективным представляется использование фразеологического оборота в качестве свободного сочетания слов (Шанский). Явно ошибочным представляется утверждение такого рода (Шмелев). Уродуются и искажаются национальные языки в процессе отождествления (Будагов). Характерно, что инверсия практически всегда сочетается с другими акцентуаторами, вместе с ними привлекая внимание читателей к актуальным для автора элементам речи. Яркими акцентуаторами микрополя активизации внимания читателя являются также средства словесной образности (текстовые акцентуаторы), прежде всего метафоры, которые, как правило, используются в тех частях текста, где излагается новое знание, см.

Фронт диффузии мог бы продвинуться на расстояние лишь порядка межатомного (Гегузин). В области от 10–15 до 10–18 властвует современная физика высоких энергий (Наумов).Еще одно микрополе ФССК акц. – микрополе оценки – коррелирует с такой стилевой чертой науч. Речи, как "оценочность", которая гораздо в большей степени, чем, напр., подчеркнутая логичность, точность, объективность, связана с активностью субъекта речи. Науч. Информация без ее оценки не может быть квалифицирована как науч. Знание. В связи с этим автор, осознавая необходимость выразить мысль не столько для себя, сколько для читателя, актуализирует "присутствие" адресата, которого необходимо убедить в правомерности излагаемой концепции, сделать единомышленником.

Значит, от авторской убежденности во многом зависит, какое отношение к объекту оценки сложится у читателя. Если автор уверен в том, о чем сообщает, и эксплицирует свою уверенность в тексте, то это не может не передаться и читателю (происходит эффект "заражения" авторской оценкой). Модальность убежденности автора в истинности излагаемой точки зрения важна для создания общей убеждающей тональности науч. Текста. Такая тональность достигается использованием специальной оценочной лексики, в основном оценочных прилагательных и наречий, компаративов, модально-оценочных конструкций типа важно, что…, интересно, что… и т.п., напр. Этот случай особенно важен применительно к ультрадисперсным порошкам (Гегузин). В понятии функц.

Гр. Весьма существенным является акцент на изучении функций (Бондарко).Направленность науч. Текста на доказательность, убедительность актуализируют также средства выражения оценки и с точки зрения достоверности знания. Поскольку этот оценочный аспект связан в большей степени с реализацией другой стилевой черты науч. Речи – объективности изложения, – можно говорить еще об одном микрополе в поле ФССК акц. – микрополе категоричности/некатегоричности изложения. Объективность, непредвзятость науч. Стиля обусловлена, как известно, стремлением ученого к объективной истине, к беспристрастному отражению реальной действительности. В науч. Тексте это проявляется главным образом в том, что автор стремится избежать категоричности суждений.

Некатегоричная манера изложения является нормой науч. Речи, что объясняется самой природой науч. Знания (его относительностью), сложившейся традицией, науч. Этикетом, а также психологией восприятия, когда читателю предоставляется возможность самому оценить факты, без "давления" со стороны автора. Типичными акцентуаторами некатегоричности изложения являются модальные слова со значением сомнения, акцентуаторами категоричности – модальные слова со значением уверенности в достоверности знания. Напр. По-видимому, лишь категории глагола представляют такое единство, которое является целостной системой (Бондарко). Бесспорно, космическое излучение может служить источником частиц… (Наумов).Помимо вводных слов (конечно, действительно, бесспорно и т.п.), авторскую уверенность передают также синтаксические конструкции очевидно, что….

Ясно, что…. Понятно, что…. Естественно, что… и др. При этом средства со значением уверенности чаще всего встречаются в частях текста, выражающих отношение автора к изучаемому объекту, а также в заключительных разделах работы, где автор излагает выводы проведенного исследования, в которых он уже не сомневается.Сомнение, неуверенность в достоверности знания, а значит, некатегоричность изложения передают прежде всего модальные слова. Вероятно, по-видимому, видимо, может быть и т.п. Эти средства выражают гипотетическую модальность и используются преимущественно в тех разделах науч. Произведения, где высказываются гипотезы и содержится их доказательство, т.е. На этапах формирования нового знания, однако – в силу традиции – отмеченные языковые единицы употребляются и в том случае, если автор уверен в достоверности излагаемого знания.Несмотря на то что некатегоричая манера изложения предпочтительна для науч.

Стиля, средств со значением сомнения в них в 2,5 раза меньше, чем средств выражения уверенности. Широкое распространение последних объясняется спецификой науч. Деятельности – публикацией проверенного знания, а также изложением знания "тривиального", не требующего доказательства. И хотя стремление снять категоричность высказывания, с одной стороны, и стремление сделать его более определенным, несомненным, неоспоримым – с другой, являются, казалось бы, противоположными коммуникативно-прагматическими установками, обе установки служат целям более убедительной презентации науч. Материала.Все рассмотренные микрополя выражают сущность ФССК акц. В науч. Стиле речи. Перечисленные акцентуаторы, выполняя конкретные ("тактические") задачи (уточнить, усилить, активизировать внимание читателя и др.), вместе с тем реализуют глобальную ("стратегическую") интенцию автора – выразительно представить науч.

Концепцию и тем самым достичь взаимопонимания с читателем, а значит, коммуникативного успеха. В науч. Текстах акцентуаторы используются достаточно регулярно. В среднем на одну страницу текста приходится около десяти акцентирующих единиц. Данный среднеарифметический показатель условно можно назвать мерой акцентуации на одну страницу текста. Естественно, в различных текстах эта мера варьируется. В гуманитарных – больший процент использования акцентуаторов, в текстах по точным наукам – наименьший. Больший процент – в учебном пособии, меньший – в монографии.Лит. Сущинский И.И. О коммуникативно-прагматической категории "акцентирование" (немецкий язык). – ИЯШ. – 1984. – №2. Его же. Коммуникативно-прагматическая категория акцентирования и ее роль в вербальной коммуникации (на материале немецкого языка).

– ВЯ. – 1987. – №6. Кожина М.Н. О функциональных семантико-стилистических категориях. – Фил. Науки. – 1987. – №2. Ее же. О функциональных семантико-стилистических категориях в аспекте коммуникативной теории языка // Разновидности и жанры научной прозы. Лингвостилистические особенности. – М., 1989. Ее же. Общая характеристика текстовых категорий в функционально-стилевом аспекте (применительно к научной сфере общения) // Очерки истории научного стиля русского литературного языка XVIII–XX вв. Т. 2. Стилистика научного текста (общие параметры). Ч. 2. Категории научного текста. Функционально-стилистический аспект. – Пермь, 1998. Иванова Т.Б. Функциональная семантико-стилистическая категория акцентности в русских научных текстах. Там же..

Значения в других словарях
Канцеляризмы

– слова, устойчивые словосочетания, грамматические формы и конструкции, употребление которых в лит. Языке закреплено за оф.-дел. Стилем, особенно за его административным подстилем (см. Жанры официально-делового стиля). К К. Относятся как отдельные слова с окраской оф.-дел. Стиля (уведомление, ходатайствовать, именуемый, надлежит и т.п.), так и синтаксические конструкции, построенные по определенным моделям ("цепочка" форм родительного падежа существительных, напр. Деятельностью, не преследующей ..

Категоричность / некатегоричность изложения

Nothing found #123. ..

Категория гипотетичности функциональная семантико-стилистическая

– одна из разновидностей текстовых категорий, представляющая собою систему разноуровневых языковых средств (включая текстовые), объединенных на текстовой плоскости общей функцией и семантикой и предназначенных для выражения гипотезы и более широкого явления – гипотетичности. Структурируется на основе полевого принципа (центр–периферия). ФССК гип. Эксплицирует стилевой аспект речи, однако характеризует не всякую речь, а преимущественно научную. Здесь она оказывается тексто- и стилеобразующей, реа..

Категория диалогичности функциональная семантико-стилистическая

– одна из разновидностей текстовых категорий, представляющих собой систему разноуровневых языковых средств (включая текстовые), объединенных на текстовой плоскости общей функцией выражения диалогичности (см.). Структурируется на основе полевого принципа (наличие центра-периферии).При рассмотрении категорий внимание исследователей привлекает функционально-коммуникативный аспект языка-речи, при этом учитывается взаимодействие партнеров по речевому акту, активная роль адресата, его воздействия на о..

Дополнительный поиск Категория акцентности функциональная семантико-стилистическая Категория акцентности функциональная семантико-стилистическая

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Категория акцентности функциональная семантико-стилистическая" в словаре Стилистический энциклопедический словарь русского языка, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Категория акцентности функциональная семантико-стилистическая, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 61 символа