Логичность текста как стилевая черта
– существенное свойство текста, определяющее качество структуры, организации содержания речи в плане соответствия последнего формально-логическим законам мышления.В функц. Стилистике, в частности стилистике науч. Текста, под Л.т. Понимается структурно-логическая схема целого текста, а также соответствующее свойство развертывания этой схемы в процессе изложения научного содержания как существенная стилевая черта (см.) науч. Функц. Стиля. С учетом именно качества изложения трактуются понятия подчеркнутой Л.т. (М.Н. Кожина) и открытой Л.т. (А.Н. Васильева). Вместе с тем во фрагментах текста даже с "прозрачной", логически стройной организацией имеет место определенное противоречие. С одной стороны, четкая логическая структура смысла текста, с другой – нарушение последовательности, логичности изложения в "строго" науч.
Тексте. Это противоречие обусловлено взаимодействием двух принципов организации содержания – логического и иерархического. Любой уровень иерархической системы содержания характеризуется дискретностью единиц (понятий, суждений, умозаключений, логем. Слов, словосочетаний, предложений, сложных синтаксических целых), которые включаются в функционирование избирательно, отчего и образуются "смысловые скважины". Эти дискретные единицы объединяются по правилам формальной и диалектической логики и образуют целостность именно в пределах доказательства гипотезы. Установление отношений дискретных единиц в пределах вышележащего уровня вызывает наличие не только строго логических отношений (что является основанием для существующего в лингвостилистике утверждения о строгой Л.
Содержания текста), но и отношений, логически устанавливаемых лишь при обращении к более широкому контексту (что является основанием для вывода о нестрогой Л. Собственно науч. Текста).Л. Как одна из важнейших стилевых черт науч. Речи, образующая наряду с другими специфику науч. Функц. Стиля, может рассматриваться в разных отношениях. Понятийно-логическом, психолого-коммуникативном и когнитивно-эпистемическом. В понятийно-логическом отношении Л. Р. Представляет собой совокупность языковых единиц со значением определенных логико-семантических отношений между науч. Понятиями в рамках высказываний разной степени сложности (от отдельного предложения до текста целого произведения). В психолого-коммуникативном отношении Л. Р.
Соотносится с объективной языковой значимостью той или иной единицы среди единиц с аналогичным значением. Так, в отличие от глаголов, подчеркивающих наличие того или иного свойства, причастия и полные прилагательные характеризуются меньшей коммуникативной значимостью. Выступая в роли определений, они являются факультативными компонентами синтаксической структуры предложения. См. "…диалекты характеризуются набором признаков". "…показатели, характеризующие особенности языковой ситуации". "…выдвигать признаки, характерные для современных славянских языков". В этом смысле периферийное положение занимают и такие важные, специализированные в языковой системе средства выражения отношений между понятиями, как предлоги.
В коммуникативном плане средства выражения логико-семантических отношений между понятиями различаются в соответствии со степенью их актуальности/неактуальности с позиции автора, а именно в зависимости от его психолого-коммуникативной установки. В речи автор отдает предпочтение глаголам, причастиям либо предлогам, осознавая или, возможно, не осознавая того, что глаголы констатируют отношения, наиболее актуальные в процессе коммуникации, причастия и отыменные предлоги – менее актуальные, непроизводные же предлоги лишь сигнализируют о них (напр. "…признаки относятся к диахронии". "…вопросы, относящиеся к истории славянских языков". "…по отношению к другим стратам предлагается ряд признаков". "…изменений в языке в отношении форм вежливости".
"…как это видно в отношении грамматики". "…наблюдения относительно аналитических форм"). В текстах, представляющих тот или иной функц. Стиль, психолого-коммуникативные различия в выражении Л. Р. Могут быть установлены с учетом лишь всего комплекса средств, использованных для подчеркивания этого качества речи в текстах целых произведений.В когнитивно-эпистемическом отношении Л. Науч. Р. Соотносится с композицией таких компонентов знания, как проблема, гипотеза, доказательство, научные факты (эмпирические данные либо теоретическое положение, обоснованные в рамках других концепций), теоретическое положение и т.д. В процессе текстообразования такая "многоликая" научная информация выстраивается в соответствии с динамикой развивающегося науч.
Знания как целостной эпистемической системы, в соответствии с логическими установками и ограничениями, вместе с тем оформляясь средствами языковой системы.Л. Науч. Р. Имеет целенаправленный эпистемический характер, проявляющийся в том, что информация даже нечетко (нестрого) логическая вводится специальными речевыми средствами, помогающими читателю ориентироваться в гетерогенной "массе" знания.Лит. Кожина М.Н., О речевой системности научного стиля сравнительно с некоторыми другими. – Пермь, 1972. Васильева А.Н. Курс лекций по стилистике русского языка. Научный стиль. – М., 1976. Котюрова М.П. Эволюция выражения связности речи в научном стиле ХVIII–XX вв. – Пермь, 1976. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1980. Матвеева Т.В.
Функциональные стили в аспекте текстовых категорий. – Свердловск, 1990. Очерки истории научного стиля русского литературного языка ХVIII–XX вв. Т. II. Стилистика научного текста (общие параметры). Ч. 2, Категории научного текста. Функционально-стилистический аспект / Под редакцией М.Н. Кожиной. – Пермь, 1998 (глава IV. Логичность научной речи – автор М.П. Котюрова)..
Дополнительный поиск Логичность текста как стилевая черта
На нашем сайте Вы найдете значение "Логичность текста как стилевая черта" в словаре Стилистический энциклопедический словарь русского языка, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Логичность текста как стилевая черта, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Л". Общая длина 36 символа