Образ автора

324

– 1) одно из проявлений глобальной категории субъектности, выражающей творческое, созидательное начало в разных видах деятельности, включая речевую. 2) основная категория текстообразования, наряду с образом адресата формирующая лингвистические и экстралингвистические факторы текстообразования. 3) худож. Категория, формирующая единство всех элементов многоуровневой структуры литературного произведения. 4) образ творца, создателя худож. Текста, возникающий в сознании читателя в результате его познавательной деятельности.В стилистике худож. Литературы целостная концепция О. А. Была разработана В.В. Виноградовым в монографии "О теории художественной речи" (1971), хотя эта проблема затрагивалась и ранее в трудах Г.О.

Винокура, Б.М. Эйхенбаума, А.Н. Соколова и др. В.В. Виноградов трактовал О. А. Как "концентрированное воплощение сути произведения, объединяющее всю систему речевых структур персонажей в их соотношении с повествователем-рассказчиком или рассказчиками и через них являющееся идейно-стилистическим средоточием, фокусом целого" (с. 118). "В образе автора, как в фокусе, сходятся все структурные качества словесно-художественного целого", – писал ученый (с. 211). В его работах О. А. Интерпретируется как проявление "литературного артистизма" творца, с которым связано "распределение света и теней с помощью выразительных речевых средств, экспрессивное движение стиля, переходы и сочетания экспрессивно-стилевых красок, характер оценок, выражаемых посредством подбора и смены слов и фраз…" (с.

83).Категория О. А. Рассматривается ученым как проявление отношения писателя "к литературному языку своей эпохи, к способам его понимания, преобразования и поэтического использования" (с. 106). В.В. Виноградов предлагает изучать О. А. Как в плане диахронии ("вглубь") с учетом истории языка и смены литературных школ и направлений, так и "вширь" (в плане синхронии) на основе сопоставления произведений ряда совр. Писателей или творений одного из них для выявления динамики О. А. В его творчестве.Рассматривая О. А. Как "индивидуальную словесно-речевую структуру, пронизывающую строй художественного произведения и определяющую взаимосвязь и взаимодействие всех его элементов", подчеркивая историческую изменчивость и многообразие типов и форм "этих соотношений внутри произведения" "в зависимости от стилей и систем словесно-художественного творчества" (с.

152), В.В. Виноградов наметил глобальную перспективу дальнейшего изучения О. А. В совр. Стилистике.В трудах В.В. Виноградова, Г.О. Винокура, Б.М. Эйхенбаума, Б. Томашевского, М.П. Брандес, Б.О. Кормана, Е.А. Гончаровой и др. Рассмотрены типы и виды О. А., различные лики худож. "я" в драме, лирике, романе и т.д., исследовано соотношение О. А. С личностью писателя и разными типами повествователей. Объективным (максимально приближенным к автору и ведущим повествование от 3-го лица). Личным, субъективным (в повествовании от 1-го лица без конкретизации и речевой характерологии). "персонифицированным" рассказчиком (в повествовании от 1-го лица в сказовой манере, с использованием характерологических речевых средств).Термин "автор", как известно, может обозначать.

1) реальную личность писателя. 2) повествователя, субъекта-персонажа. 3) худож. Личность создателя ("автор" как присущий данному произведению создающий субъект, который обозначается… самим произведением, так что только из самого произведения мы о нем и узнаем, иначе, "автор" как художественная личность писателя" – Брандес М.П., 1971, с. 54).В сфере эстетической коммуникации О. А. Соотносится с реальной личностью творца литературного произведения, который выражает в словесно-худож. Форме свое мировоззрение, эстетическое кредо, свой лексикон, тезаурус, ассоциации. Вместе с тем О. А. И писатель – не тождественные понятия. О. А. Имеет эстетическую сущность и отражает не в полной мере концептуальную и языковую картину мира создателя литературного произведения, поскольку полностью его картина мира не может реализоваться в одном или нескольких текстах.Что же касается повествователя (объективного, личного или рассказчика), его выбор определяется писателем и является одной из форм выражения О.

А. Наряду с другими, включая различные композиционные виды "монтажа", речевые средства (внутреннюю прямую или несобственно-прямую речь), лирические отступления.Новые аспекты в изучении О. А. Открываются в связи с особенностями совр. Лингвистической парадигмы. Ее диалогичностью и опорой на теорию речевой деятельности, антропоцентризмом и текстоцентризмом (отсюда интерес к языковой личности автора, "стоящей" за текстом). В связи с этим О. А. В совр. Стилистике худож. Литературы необходимо изучать в коммуникативно-деятельностном аспекте не только в свете категории субъектности, но и категории адресованности (ср. Работы о параметризации адресата Н.Д. Арутюновой, Г.В. Степанова, Г.Г. Молчановой, О.Л. Каменской, О.П. Воробьевой и др.).

Это обусловлено диалогической концепцией совр. Мировосприятия, в основе которой лежит теория диалога М.М. Бахтина, предполагающая ориентацию "на другого" и его ответную активность. Идея диалогизации стала ведущей в совр. Гуманитарном знании, включая стилистику (см. Работы М.Н. Кожиной, М.П. Котюровой и др.), хотя В.В. Виноградов видел в идее полифонии М.М. Бахтина не диалоги автора и героев, а проявление разных ликов О. А. (ср. Восприятие ученым книги "Марксизм и философия языка", 1930).Проблема О. А. В худож. Произведении исследуется в литературоведении (с историко-литературной. Эстетической и социально-психологической точек зрения) и стилистике худож. Литературы (в композиционно-речевом и стилистическом аспекте). В совр. Коммуникативной стилистике текста изучается языковая и концептуальная картина мира автора.

Многоаспектные проявления О. А. В структуре, семантике и прагматике текста. Рассматриваются модели смыслового развертывания худож. Текстов разных типов в аспекте идиостиля (см.). Своеобразие текстовых ассоциаций и регулятивных структур, по-разному организующих познавательную деятельность читателя.Лит. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. – М., 1959. Его же. О теории художественной речи. – М., 1971. Брандес М.П. Стилистический анализ. – М., 1971. Бахтин M.M. Проблемы поэтики Достоевского. – 3-е изд. – М., 1972, гл. 2, 5. Его же. Автор и герой в эстетической деятельности. – ВЛ. – 1978. – №12. Его же. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа // Русская словесность. Антология / Под редакцией проф.

В.П. Нерознака. – М., 1997. Одинцов В.В. Стилистика текста. – М., 1980. Левидов А.М. Автор – образ – читатель. – 2-е изд. – Л., 1983. Гончарова Е.А. Пути лингвистического выражения категорий автор – персонаж в художественном тексте. – Томск, 1984. Караулов Ю.Н. Понятие языковой личности в трудах В.В. Виноградова // Русский язык. Языковые значения в функциональном и стилистическом аспектах. – М., 1987. Степанов Г.В. Единство выражения и убеждения (автор и адресат) // Степанов Г.В. Язык. Литература. Поэтика. – М., 1988. Винокур Г.О. Филологические исследования. – М., 1990. – С. 8–14. 112–140 и др. Бескровная И.А. Поэтический текст как модель автокоммуникации. Типы адресантов. – Филол. Науки. – 1998. – №5–6. Минералов Ю.И. Теория художественной словесности (поэтика и индивидуальность).

– М., 1999. Чурилина Л.Н. Автор – концепт – текст. К вопросу о принципах организации лексического уровня художественного текста // Говорящий и слушающий. Языковая личность, текст, проблемы обучения. Матер. Междунар. Науч.-метод. Конф. (Санкт-Петербург, 26–28 февраля 2001 г.). – СПб., 2001..

Значения в других словарях
Нейтральный стиль

– стиль, характерный для текстов, лишенных стилистической маркированности, и выделяемый в ряду. Высокий – нейтральный – сниженный стили. Восходит к понятию стиля ("штиля"), которое появилось в рус. Языке в XVII в., когда зародилась система стилей как двух полярных и среднего между ними – система "трех штилей", получившая законченный вид в учении М.В. Ломоносова (см. Трех стилей теория). Н. С. Не является функциональным стилем (см.), т.е. Стилем с разнообразным составом средств, но единым по сема..

Несобственно-прямая, или несобственно-авторская, речь

– способ передачи чужой речи, при котором используются элементы прямой (см.) и косвенной (см.) речи. Это речь повествователя, пронизанная вместе с тем лексикой, значениями (семантикой), синтаксическими конструкциями речи персонажа – источника информации, его интонациями, чувствами, мыслями. С прямой речью ее сближает воспроизведение манеры речи говорящего (его подлинных выражений, строя речи), с косвенной речью – то, что в ней личные формы глаголов и местоимений употреблены от лица повествовател..

Образность

– сложная и многозначная категория стилистики, имеющая различные интерпретации в связи с различными осмыслениями понятия и термина образ. "Необходимо иметь в виду, что самый термин "образ" имеет множество самых различных значений, особенно когда он сопровождается такими эпитетами, как "поэтический", "художественный", "творческий". Или употребляется в таких выражениях, как "мышление в образах". Везде в таких случаях термин "образ" получает с трудом формулируемую массу семантических оттенков и ста..

Общенаучная лексика

– лексика, используемая в науч. Текстах всех областей знания.Специфической чертой науч. Прозы является лексикоцентричность. Именно слово в науч. Тексте является необходимой предпосылкой для последовательных операций с понятиями в процессе формирования мысли. Состав лексики науч. Речи неоднороден. В нем выделяются три относительно самостоятельных слоя. Нетерминологическая (неспециальная), общенаучная и терминологическая лексика (Даниленко В.П., 1977). Каждый слой играет свою роль в языке науки. Н..

Дополнительный поиск Образ автора Образ автора

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Образ автора" в словаре Стилистический энциклопедический словарь русского языка, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Образ автора, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 12 символа