Поэтизмы

744

– группа лексики с окраской возвышенности, ограниченная употреблением преимущественно в стихотворных жанрах литературы XVIII–1-й пол. XIX в. Напр., имена существительные. Десница, ланиты, очи, перси, перст, чело, лира, венец, чертог. Прилагательные. Дивный, чудный, вдохновенный, дерзновенный, немолчный, лазурный, лучезарный, златокудрый, благовонный. Глаголы. Лобзать, влачить, зардеть, разверзнуться, мниться. Большая часть П. По происхождению – славянизмы (см.), поэтому в числе П. Отмечаются слова с неполногласием и другими фонетическими приметами старославянского языка. Власы, врата, младость, хлад, елени, могущ и т.п.В соответствии с теорией трех стилей М.В. Ломоносова (см. Трех стилей теория) слова этой группы использовались в произведениях высокого стиля (см.) для придания стилистической окраски торжественности.

Напр. "Вы, наглы вихри, не дерзайте реветь, но кротко разглашайте прекрасны наши времена. В безмолвии внимай вселенна. Се хощет лира восхищенна гласить велики имена" (М.В. Ломоносов. Ода на день восшествия на престол Елисаветы Петровны).Особенно широко П. Представлены в стихотворных произведениях XIX в. "…Перстом невидимым свои невидимы черты на них Судьба уж написала", "…И вдруг стоят пред ним чертоги…", "…Торжественный поющих глас…" (В.А. Жуковский. К Воейкову). "Навис покров угрюмой нощи…", "Блеснул кровавый меч в неукротимой длани…", "…Над ним сидит орел младой" (А.С. Пушкин. Воспоминания в Царском Селе). "Там погружались в хладный сон воспоминанья величавы…", "Как часто по брегам твоим бродил я…", "…Как ты, могущ, глубок и мрачен…" (А.С.

Пушкин. К морю). "Перстами легкими как сон моих зениц коснулся он. Отверзлись вещие зеницы…" (А.С. Пушкин. Пророк). "…Как ни браздят чело морщины…", "…И страх кончины неизбежной не свеет с древа ни листа…" (Ф.И. Тютчев. Весна). "Всем нравятся твой рост, и гордый облик твой, и кудри пышные, беспечностью завиты, и бледное чело, и нежные ланиты…", "Когда же ложе их оденет темнота, алкают уст твоих, раскрывшись, их уста" (А.А. Фет. К красавцу).До настоящего времени лексика этой группы, давно перешедшая в разряд архаической (см. Архаизмы), сохраняет колорит поэтичности и не характерна для других стилей, кроме художественного (см. Стилистически окрашенная лексика).Лит. Виноградов В.В. Очерки по истории рус. Лит. Языка XVII–XIX вв. – 2-е изд.

– М. Л., 1938. Его же. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М., 1963. Левин В.Д. Очерки стилистики рус. Лит. Языка конца XVIII–начала XIX в. Лексика. – М. Л., 1964. Ильинская И.С. Лексика стихотворной речи Пушкина. "Высокие" и поэтические славянизмы. – М., 1970. Замкова В.В. Славянизм как стилистическая категория в рус. Лит. Языке XVIII в. – Л., 1975. Кожина М.Н. Стилистика рус. Языка. – 3-е изд. – М., 1993..

Значения в других словарях
Полевая структура функционального стиля

– это модель функц. Стиля, представляющая собой подразделение каждого из функц. Стилей на более частные видовые образования, структурируемое по принципу поля, т.е. С выделением центра (ядра) стиля и его периферии, включая случаи пересечения и взаимодействия разных функц. Стилей. Весь текстовой (речевой) континуум как носитель функц. Стилей подразделяется на пять-шесть (если брать религиозный) функц. Стилей (см.), при этом специфика каждого функц. Стиля соотносится с узким кругом центральных подс..

Пометы словарей

– см. Стилистическая помета.. ..

Поэтика

(от греч. Poietike – поэтическое искусство) – раздел филологии, посвященный описанию историко-литературного процесса, строения литературных произведений и системы эстетических средств, в них использованных. Наука "о поэтическом искусстве", "изучающая поэзию как искусство" (В.М. Жирмунский). В широком смысле слова П. – наука о худож. Языке (языке как "вторичной моделирующей системе", "языке культуры") литературных произведений. Предмет изучения П. При таком понимании в значительной степени совпад..

Поэтическое речевое мышление

– зафиксированная в тексте творческая интеллектуальная деятельность поэта, связанная с его способностью создавать образы, обладающие эстетикой, индивидуальной семантикой и вызывающие представление благодаря использованию богатых возможностей семантической структуры слова.П. Р. М. Противопоставлено, с одной стороны, внеречевому (художественному и нехудожественному) мышлению, с другой – речевому непоэтическому мышлению. Худож. Внеречевое мышление проявляется преимущественно как образное – в произв..

Дополнительный поиск Поэтизмы Поэтизмы

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Поэтизмы" в словаре Стилистический энциклопедический словарь русского языка, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Поэтизмы, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 8 символа