Публицистический стиль

292

(газетно-публицистический, газетный, политический, газетно-журнальный) – один из функц. Стилей, обслуживающий широкую область общественных отношений. Политических, экономических, культурных, спортивных и др. П. С. Используется в политической литературе, его представляют средства массовой информации (СМИ) – газеты, журналы, радио, телевидение, документальное кино. В качестве синонимов термина П. С. Употребляются приведенные в заголовке наименования. Наиболее распространенное газетно-публицистический характеризует наличие в П. С. Двух подстилей – газетно-информационного и собственно публицистического. Газетный и газетно-журнальный выделяют главную сферу применения П. С. – периодическую печать в указанной сфере общения. Политический подчеркивает важную роль политического аспекта в подходе к действительности.Тематический диапазон П.

С. Практически неограничен. Политика, идеология, философия, экономика, культура, спорт, повседневный быт, текущие события (не случайно публицистику называют "летописью современности"), рассматриваемые, однако, сквозь призму определенных политико-идеологических установок.Главные задачи П. С. – сообщение новостей и их комментирование, оценка фактов и событий. П. С. Реализует две функции языка – воздействующую и информативную. Взаимодействие этих функций и составляет языковую специфику П. С. Информативная функция ведет к формированию нейтрального слоя словаря, речевых стандартов, строевой лексики, необходимой для словесного оформления сообщений. Воздействующая функция обусловливает наличие и формирование оценочной лексики – прежде всего концептуальной, т.е.

Идеологической, общественно-политической (концептуальные слова, как правило, оценочны). Это наиболее важный разряд П. С., ключевые слова, характеризующие социально-политическую направленность газетно-публиц. Текста. Воздействующая функция формирует и большой разряд оценочной (неконцептуальной) лексики.Благодаря взаимодействию информативной и воздействующей функций, а также в результате условий создания газетного текста (оперативность) последнему свойственно сочетание экспрессии и стандарта (В.Г. Костомаров), поиски новых, необычных выразительных средств, переходящих нередко в стандарт, штамп.Таким образом, организацию языковых средств П. С. Определяют его главные функции – информативная и воздействующая. Использование языковых средств обусловливается во многом их социально-оценочными качествами и возможностями с точки зрения эффективного воздействия на аудиторию.

Материалом для формирования газетно-публиц. Лексики выступает вся общелитературная лексика. В результате газетно-публиц. Специализации разнородная по составу, тематике, языковым качествам общелитературная лексика трансформируется в единые, однородные функционально и стилистически разряды публиц. (газетной) лексики. Напр., основной путь формирования публиц. Лексики из специальной – переносное ее использование, сопровождаемое развитием в ней социально-оценочной окраски (сцена, арена, агония, артерия, раковая опухоль).Социальная оценочность – одна из главных особенностей языка газеты (публицистики), нуждающейся не только в номинации явлений, фактов, событий, но и в их социальной оценке, интерпретации. Социальная оценочность определяет главные языковые процессы, происходящие в недрах П.

С. Так, для периода 70–80-х гг. ХХ в. Было характерно обусловленное идеологическими причинами резкое разграничение языковых средств на позитивно- и негативно-оценочные (ср., с одной стороны, веха, форум, свершения и, с другой – злодеяния, клика, клеймить). В 90-е годы действие социальной оценочности сохраняется, но она принимает более тонкие формы. Исчезает резкое разделение языковых средств на положительные и отрицательные, многие слова меняют знак оценки на противоположный (бизнес, бизнесмен, ВПК) или нейтрализуются (элита). Широкое распространение получает ирония как средство непрямой оценки, позволяющая в условиях отсутствия в обществе четких идеологических ориентиров избегать выражения собственных позиций.Действие социальной оценочности проявляется и на уровне речи, прежде всего в ее структуре.

Специфика публиц. Речи определяется во многом характером публиц. Субъекта – автора. В отличие от худож. Литературы автор публиц. Текста – конкретная личность, подлинный, реальный, "частный" человек. Отсюда документальность, эмоциональность, субъективность публиц. Речи. Другая сторона личности автора публиц. Текста – человек социальный, что обусловливает социально-политический, социально-оценочный подход к явлениям действительности, т.е. Широкое привлечение приемов риторики, теории аргументации, полемики, методов социального, политического анализа и т.д. Взаимодействие двух сторон категории автора публиц. Произведения (человек частный – человек социальный) определяет широкий спектр публиц. Произведений – от сдержанных, трезво-аналитических до эмоциональных, личностных, пристрастных.

Последнее особенно характерно для современной газеты. Автор же советской газеты до середины 80-х гг. Выступал как обобщенное лицо, как рупор партии и издающего органа.Таким образом, структура понятия "автор" определяет во многом стиль публицистики того или иного периода. Так, авторское "я" в современной публицистике приобретает черты мягкости, человечности, раскованности. Автор не человек, вершащий суд, расставляющий безапелляционные оценки, но размышляющий, наблюдающий, выражающий свои чувства и мысли. Авторское "я" стало богаче, разнообразнее, конкретнее, сменив прежнее безликое, обобщенное и унифицированное "мы". Изменились и взаимоотношения автора и читателей. Речь из преимущественно однонаправленной становится более диалогичной (отсюда увеличение доли интервью).С точки зрения структуры, публиц.

Речь однослойна в отличие от художественной. Она представлена авторским монологом, оживляемым диалогами и редкими вкраплениями несобственно-прямой речи (в очерке, фельетоне, репортаже). Однако однослойность публицистической речи не недостаток, но признак ее специфики, силы и выразительности. Она позволяет прямо, открыто, эмоционально выразить чувства и мысли. К этому средству нередко прибегают и писатели, когда испытывают необходимость в непосредственном обращении к читателю (публиц. Отступления). В документальности (подлинности), персонализованности (личностности и эмоциональности) и заключается специфика и выразительность публиц. Речи.Структура авторского "я" формирует и систему жанров, в которых реализуется П.

С. Обычно выделяют информационные жанры (хроника, информационная заметка, интервью, репортаж), аналитические жанры (статья, корреспонденция), худож.-публиц. Жанры (очерк, фельетон, памфлет, эссе, рецензия).Естественная форма бытования П. С. – письменная. Но он реализуется и в устной форме – доклады, речи, выступления на собраниях, митингах, в государственных и общественных организациях и т.д.П. С. Занимает ведущее место в стилистической структуре рус. Литер. Языка. По силе и масштабу влияния на развитие лит. Языка, формирования языковых вкусов, речевых норм он превосходит худож. Речь. Особенно велика роль в этих процессах СМИ. Многие новые средства лит. Выражения рождаются и проходят апробацию сначала в П. С. Однако следует иметь в виду и возможность отрицательного влияния СМИ на лит.

Язык (злоупотребление заимствованиями, жаргонами, вульгаризмами, нарушение языковых норм и т.д.).Лит. Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. – М., 1971. Его же. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медия. – М., 1994. Рогова К.А. Синтаксические особенности публицистической речи. – Л., 1975. Светана С.В. Телевизионная речь. – М., 1976. Вакуров В.Н., Кохтев Н.Н., Солганик Г.Я. Стилистика газетных жанров. – М., 1978. Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды / Под редакцией Д.Э. Розенталя. – М., 1980. Его же. Современная публицистическая картина мира // Публицистика и информация в современном обществе. – М., 2000. Лысакова И.П. Язык газеты. Социолингвистический аспект. – Л., 1981. Ее же. Тип газеты и стиль публикации.

Опыт социолингвистического исследования. – Л., 1989. Солганик Г.Я. Лексика газеты. Функциональный аспект. – М., 1981. Васильева А.Н. Газетно-публицистический стиль речи. – М., 1982. Майданова Л.М. Структура и композиция газетного текста. – Екатеринбург, 1987. Стилистика русского языка. Жанрово-коммуникативный аспект стилистики теста / Под редакцией А. Н. Кожина. – М., 1987. Лаптева О.А. Живая русская речь с телеэкрана. – Сегед, 1990. Аргументация в публицистическом тексте. – Свердловск, 1992. Вещикова И.А. Публицистический стиль как единица в системе функциональных разновидностей языка. – Вестник Моск. Ун-та. Сер. IХ. Филология. – 1992. – №1. Кайда Л.Г. Авторская позиция в публицистике. Автореф. Дис. … д-ра. Филол. Наук. – М., 1992. Какорина Е.В. Стилистические изменения в языке газеты новейшего времени.

Автореф. Дис. … канд. Филол. Наук. – М., 1992. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – 3-е изд. – М., 1993. Кожина М.Н., Дускаева Л.Р. Лингвостилистические изменения в русской газете последнего десятилетия, "Stylistyka-II". – Opole, 1993. Лазарева Э.А. Системно-стилистические характеристики газеты. – Екатеринбург, 1993. Дускаева Л.Р. Диалогичность газетных текстов 1980–1990-х гг. Автореф. Дис. … канд. Филол. Наук, 1994. Русский язык / Под редакцией E. Širjaev. – Opole, 1997. Виноградова В.Н. О некоторых изменениях в стилистике русского языка, "Stylistyka-VII". – Opole, 1998..

Значения в других словарях
Произносительный, или фонетический, орфоэпический, стиль

– категория устной формы речи, научное изучение которой в отечественной русистике начинается в XX в. И связано с именем Л.В. Щербы. П. С. – это выделяемые в системе литературного произношения соотносительные варианты фонетического выражения, противопоставление которых осуществляется за счет определенного набора признаков. Совокупности таких признаков и конституируют стиль в фонетике. Системы П. С. И содержание стиля, их соотношение и весомость в общей стилистической картине, состояние стилистиче..

Прямая речь

(от лат. Oratio recta) – один из способов передачи чужой речи (см.) – воспроизводимая дословно речь какого-либо лица, оформленная как относительно самостоятельное предложение и вводимая в текст словами другого лица – автора этого текста, так называемыми авторским словами, комментирующими ситуацию. Напр. "Вот граница. – сказал Ноздрев. – Все, что не видишь по эту сторону, все это мое, и даже по ту сторону, весь этот лес, который вон синеет, и все, что за лесом, все мое" (Н. Гоголь).Употребление П..

Разговорная лексика

– см. Стилистически окрашенная лексика.. ..

Разговорность

– см. Разговорный стиль.. ..

Дополнительный поиск Публицистический стиль Публицистический стиль

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Публицистический стиль" в словаре Стилистический энциклопедический словарь русского языка, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Публицистический стиль, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 22 символа