Регулятивность

195

– системное качество текста, заключающееся в его способности "управлять" познавательной деятельностью читателя (Сидоров Е.В., 1987). Р. Худож. Произведения имеет нежесткий, вариативный характер, отличается подвижностью, образной ориентацией, ассоциативной направленностью. Р. Текста, связанная с другими его особенностями – информативностью, структурностью, интегративностью (Е.В. Сидоров), определяет меру и способ подачи эстетической информации. Связь со структурностью выражается в том, что Р. Охватывает все элементы текстовой структуры, коррелируя с его общей целевой программой (об иерархии целевых программ см. Дридзе Т.М., 1980, 1984). Соотнесенность с иерархией целей определяет взаимозависимость Р. Текста и его целостности и интегративности.Р.

Связана и с особыми функц. Качествами худож. Текста. Предсказуемостью / непредсказуемостью текстового развертывания, вариативностью интерпретации и образностью. Эти качества определяют своеобразие регулятивной эпифункции худож. Произведения.Таким образом, на уровне текста можно говорить о Р. Как одном из его системных качеств и о регулятивной эпифункции как коммуникативном проявлении эстетической функции худож. Текста. На уровне макроструктуры текста целесообразно выделять способы Р., т.е. Приемы организации текстовых микроструктур, регулирующих процесс восприятия на основе соотнесенности с целевой программой текста и спецификой канала связи с адресатом.Поскольку "за каждым высказыванием стоит волевая задача" (Выготский Л.С., 1996, с.

357), которая соотносится с одним из этапов текстового развертывания и общей целевой программой текста, в основу выделения регулятивных структур (регулятивов) в рамках коммуникативной стилистики текста положено осознание читателем мотива (микроцели) в рамках общей коммуникативной стратегии текста. Так как регулятивные структуры организуются по-разному, можно говорить о различных способах Р., напр., разных видах сопряженности стилистических приемов и типов выдвижения, выделенных в рамках стилистики декодирования вслед за М. Риффатером. Описание многообразных способов Р. Текста может быть объектом специального исследования в текстах разной жанрово-стилевой ориентации в аспекте регулятивных универсалий и индивидуально-авторской реализации.На уровне элементов текста выделяются регулятивные средства.

По объему, структуре, значимости и смыслу они могут быть нетождественными единицам узуса, т.к. Это порождение конкретной текстовой системы, отражающей авторское мировидение, его творческий замысел. Регулятивные средства выделяются функционально. С их помощью выполняется та или иная психологическая операция в интерпретационной деятельности читателя. Средства Р. Худож. Текста дифференцируются на лингвистические (ритмико-звуковые, лексические, морфологические, словообразовательные, синтаксические) и экстралингвистические (композиционные, логические, графические). Чаще всего Р. Имеет комплексный интегративный характер, однако можно говорить и о преобладании регулятивных средств одного типа, своеобразной доминанте Р.

По характеру следования в тексте выделяются контактные и дистантные регулятивные средства. По соотнесенности с информативно-смысловым и прагматическими уровнями текста выделяются прагмемы и информемы (см. Болотнова Н.С., 1992). Среди типов регулятивных средств имеются яркие и слабые по степени актуализации в тексте и коммуникативному эффекту. По способности актуализировать микроцель в пределах текстовых фрагментов или макроцель в рамках общей коммуникативной стратегии текста различаются регулятивы-локативы и регулятивы-концепты (Болотнова Н.С., 1998).Средства и способы Р. Текста в целом определяются как спецификой худож. Сферы общения, так и своеобразием творческого метода автора, традициями литературных школ, направлений, к которым он принадлежит, индивидуально-авторским мировидением.

Для поэзии М.И. Цветаевой, напр., характерен полный спектр разнообразных лингвистических средств Р., но особенно значимыми являются ритмико-звуковые и лексические. Ср. Суждение М.И. Цветаевой. "О Маяковском сказано – мною обо мне сказанное. Я слово беру – на прицел. А словом – предмет, а предметом – читателя!" На основе данных средств формируются наиболее характерные для поэта способы Р. – сопряжение стилистических приемов антитезы и оксюморона, создающие контраст как доминирующий в лирике М.И. Цветаевой тип выдвижения языковых средств. Все это отражает характер мировосприятия страстной, мятущейся души поэта, обостренно воспринимающей мир во всей его сложности и противоречивости.Таким образом, на уровне текста можно говорить о его Р.

Как о системном свойстве и регулятивной эпифункции. На уровне структуры текста – о регулятивных структурах (регулятивах), на уровне элементов текста – о регулятивных средствах разных уровней. Регулятивные средства формируют регулятивы (текстовые структуры регулятивного типа), регулятивы создают регулятивную макроструктуру, по-разному определяющую способность текста управлять познавательной деятельностью читателя в зависимости от индивидуальной манеры писателя.В аспекте идиостиля (см.) важно, какие средства Р. Доминируют в творчестве данного автора. Так, в исследовании Н.Г. Петровой (2000) убедительно раскрыта символическая функция звуковой организации слова и текста К.Д. Бальмонта, специфика "звукобукв". Превалирование Е (зеленого), И (синего), Ю (голубоватого, сиреневого), создающих ведущую сине-зеленую цветовую гамму в стихах поэта.

На фоне общих тенденций, характерных для словотворчества и словоупотребления в поэзии начала ХХ в., выявлены и индивидуальные особенности автора (доминирование многозначных слов, использование в основном общеупотребительной и стилистически нейтральной лексики и др.). Что касается типов лексических регулятивов, у К. Бальмонта наиболее важны заглавия (хотя это универсальный регулятив, относящийся к стилистическому узусу, типы заглавий отражают творческую индивидуальность автора), регулятивные цепочки, лексические регулятивные структуры, основанные на принципе синтаксического параллелизма.Наряду с типами лексических регулятивных средств и регулятивных структур, важен характерный для конкретного автора механизм их использования, т.е.

Характер взаимосвязи лексических регулятивов в общей структуре текста или отдельных текстовых фрагментов. В лирике К. Бальмонта, по данным Н.Г. Петровой (2000), особенно значимыми оказались следующие способы взаимосвязи лексических регулятивов. 1) сопряженность заглавия с лексической регулятивной цепочкой. 2) сопряженность заглавия с лексической регулятивной структурой, основанной на принципе синтаксического параллелизма. 3) сопряженность заглавия с лексическими регулятивными структурами, основанными на принципе синтаксического параллелизма. 4) сопряженность заглавия с регулятивной цепочкой и лексической регулятивной структурой, основанной на принципе синтаксического параллелизма.Моделирование лексической регулятивной макроструктуры текста и анализ особенностей регулятивной стратегии автора также является важным для изучения его идиостиля в коммуникативно-деятельностном аспекте.

Как показали эксперименты по определению границ информем и прагмем (регулятивных единиц информативно-смыслового и прагматического уровней худож. Текста), в инвариантной модели восприятия поэтического текста наибольшее единство в ответах информантов наблюдается в случае многократного и многоканального воздействия разных регулятивных средств, объединенных в рамках общей коммуникативной программы текста (Болотнова Н.С., 2001). Экспериментальный анализ поэтических текстов показал, что наибольшая общность в ответах информантов, связанных с выделением информем, наблюдается, если они. А) выделены графически. Б) имеют грамматическую законченность. В) содержат изобразительно-выразительные средства. Г) обладают сильной связанностью.

Д) находятся в сильной позиции (в начале и в конце стихотворения). При этом текст рассматривался как особым образом организованная регулятивная макроструктура, стимулирующая смысловое развертывание и отражающая взаимосвязь регулятивных микроструктур (регулятивов), формирующихся на основе регулятивных средств. Границы регулятивов определялись их соотнесенностью с "волевой задачей" автора (Выготский Л.С., 1996), осознаваемой адресатом как проявление коммуникативной стратегии творца. Обнаружена приоритетная значимость не столько строфики, сколько смыслового (тематического) и логико-грамматического критериев в выделении информем. Роль лексических средств заключается в актуализации повторяющихся смысловых признаков описываемых реалий.

Их "накопление" стимулирует формирование микросмыслов разного уровня обобщения и общий смысл текста.Как показало экспериментальное исследование границ прагмем, обычно они совпадают с границами строф в стихах, характеризующихся несколькими микротемами, смысловой и эмоциональной динамикой. Важную роль в формировании эмоциональной тональности прагмем, судя по данным экспериментов, играют ключевые слова, имеющие определенную коннотацию. Именно она в основном определяет тональность прагмемы. На границы прагмем оказывает влияние и тип лексического структурирования текста.Разработка теории Р. Представляется перспективной для коммуникативной стилистики художественного текста (см.).Лит. Дридзе Т.М. Язык и социальная психология.

– М., 1980. Ее же. Текстовая деятельность и структура социальной коммуникации. Проблемы семиосоциопсихологии. – М., 1984. Сидоров Е.В. Проблемы речевой системности. – М., 1987. Болотнова Н.С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня. – Томск, 1992. Ее же. О теории регулятивности художественного текста, "Stylistyka-7". Ее же. О трех направлениях коммуникативной стилистики художественного текста и изучении текстового слова // Коммуникативно-прагматические аспекты слова в художественном тексте. – Томск, 2000. Ее же. К вопросу о границах прагмем в поэтическом тексте // Говорящий и слушающий. Языковая личность, текст, проблемы обучения. Матер. Междунар. Науч.-метод. Конф. (Санкт-Петербург, 26–28 февраля 2001 г.).

– СПб., 2001. Ее же. О соотношении прагмем и информем в поэтическом тексте как форме коммуникации (по данным экспериментов) // Художественный текст и языковая личность. Проблемы изучения и обучения. Матер. Всерос. Науч.-практ. Конф. (11–12 октября 2001 г.). – Томск, 2001. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1996. Петрова Н.Г. Типы лексических регулятивных структур в поэзии К. Бальмонта. – Вестник Томск. Гос. Пед. Ун-та. – Вып. 6. – Сер. "Гуманитарные науки (Филология)", 1998. Ее же. Лексические средства регулятивности в поэтических текстах К.Д. Бальмонта. Дис. … канд. Филол. Наук. – Томск. 2000. Болотнова Н.С., Бабенко И.И., Васильева А.А. И др. Коммуникативная стилистика художественного текста. Лексическая структура и идиостиль / Под редакцией проф. Н.С. Болотновой.

– Томск, 2001..

Значения в других словарях
Разговорность

– см. Разговорный стиль.. ..

Разговорный стиль

(разговорно-бытовой, разговорно-обиходный, повседневного общения) – один из функц. Стилей, но в системе функц.-стилевой дифференциации лит. Языка занимает особое место, т.к. В отличие от других не связан с профессиональной деятельностью человека, используется только в неофициальной сфере общения и не требует для его применения специального обучения. Им овладевают с раннего детства.Ярче всего специфика Р. С. Проявляется в непринужденном непосредственном общении, а потому она тесно связана с устно..

Рекламы язык и стиль

– см. Язык и стиль рекламы.. ..

Религиозный стиль

– см. Церковно-религиозный стиль.. ..

Дополнительный поиск Регулятивность Регулятивность

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Регулятивность" в словаре Стилистический энциклопедический словарь русского языка, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Регулятивность, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 14 символа