Речевая системность функционального стиля

230

– это взаимосвязь разноуровневых языковых и текстовых единиц в конкретной речевой разновидности, основанная на выполнении единой коммуникативной цели и общей функции, обусловленная экстралингвистической базой этой разновидности, прежде всего назначением в обществе соответствующей формы общественного сознания (науки, искусства, права и т.д.). Это взаимосвязь и системность языковых единиц именно на текстовой плоскости (в самой организации речи), реализующая конструктивный принцип (см.) данного функц. Стиля. Своя особая Р. С. Свойственна как каждому Ф. Стилю (т.е. И данному типу текстов), так и отдельному тексту. Принцип Р. С., или стилистико-речевой организации, существенно отличается от принципа организации уровневой системы языка, так как последний (по Соссюру) заключается в значимости, ценности (valeur) каждой единицы языка как члена системы (в смысле имманентной сущности) в противопоставлении с другими единицами.

Речевая же системность стиля обусловлена экстралингвистической стилеобразующей основой функц. Стиля – реализацией в речи назначения в социуме соответствующей формы сознания и вида деятельности, задач общения и т.д.Своеобразный стиль той или иной социально значимой разновидности речи (представленной тем или иным конкретным текстом-произведением или целым корпусом последних) создается не набором средств одной стилистической окраски – подобных в языке не так много, но функционально и семантически специализированными средствами, исторически (в процессе развития данного функц. Стиля) приспособленными для реализации общения в данной сфере. В итоге создается специфическая речевая (текстовая) организация, особый композиционный тип речи с определенным функц.-стилевым своеобразием.

Так, напр., поскольку для науч. Речи характерны обобщенно-отвлеченность (абстрагизация) и подчеркнутая логичность и терминированность как ее сущностные стилевые черты (в силу обусловленности речи абстрактно-понятийным и строго логическим типом мышления), то в ней активизируются языковые единицы (всех уровней языковой системы) с абстрактным и обобщенным значением, а также и акцентированно выраженные в тексте логичность и точность изложения. Это касается не только лексики, но и морфологии и синтаксиса. В науч. Текстах активизируется не только абстрактная лексика и слова с общим значением (термины и не термины), но и грамматические формы и конструкции с наиболее общим (не конкретным) значением. Напр., высокочастотны глаголы наст.

Времени во вневременно́м (абстрактном) значении (Земля вращается вокруг Солнца. Вода замерзает при 0°) (в отличие, напр., от более конкретных по значению форм настоящего момента речи (актуального) (иду домой) или наст. Исторического (пришел и вижу), более свойственных разг. И худож. Речи). Широкоупотребительны существительные в форме ед. Числа в обобщенном значении (как названия не отдельных, считаемых предметов – дуб, береза, ель, но как обозначение породы. Дуб – порода светлолюбивая) и т.д. Высока частотность использования страдательных, обобщенно-личных, неопределенно-личных и безличных конструкций. Все эти единицы, широко используемые в науч. Текстах, выступают в одной функции – выражение конструктивного принципа данного функц.

Стиля – и на этой основе взаимосвязаны на текстовой плоскости, придавая последней особую функц.-стилевую общетекстовую окраску (см.) как специфическую черту данного функц. Стиля. Оф.-дел. Речи, направленной на регулирование отношений между гражданином и обществом, между социальными институтами власти и предписывающей выполнение определенных правовых норм, свойственны императивность и долженствующе-предписующий характер как ее общая стилевая черта. Это достигается широким употреблением здесь не только слов со значением долженствования, необходимости (нужно, необходимо, следует, обязан и т.д.), но и форм с аналогичным значением (напр., временны́х форм глагола со значением настоящего долженствования. Пароходство выплачивает пеню, в смысле – должно выплачивать) и соответствующих конструкций (напр., инфинитивных.

Инфинитив глагола со словами должен, обязан, имеет право и т.д.).Подобная системность принципиально отлична от понятия "система (строй) языка", так как она образуется на коммуникативно-функциональной экстралингвистической основе каждого функц. Стиля. Ее в общих чертах можно назвать по ведущему стилевому признаку того или иного функц. Стиля. Научный как обобщенно-отвлеченный и подчеркнуто логичный. Публиц. Как информативно-воздействующий. Худож. Как выразительно-изобразительный. Оф.-дел. Как предписующе-долженствующий.При этом та или иная общеязыковая единица (лексема, форма, конструкция) при использовании ее в том или ином функц. Стиле как бы семантически расщепляется и определенной своей стороной участвует в выражении и создании речевой системности соответствующего стиля (напр., форма наст.

Времени глагола в науч. Речи преимущественно выступает во вневременно́м, абстрактном значении. В оф.-дел. – в значении долженствования. В разг. – момента речи (наст. Актуального) или в значении будущего. В худож. – в значении наст. Исторического, хотя здесь более активизируются формы прош. Времени, так как идет повествование. В публиц. Формируется особое значение (употребление) этой формы – наст. Репортажное).Созданию общей стилевой характеристики и специфики речевой системности того или иного функц. Стиля способствуют в каждом из них свои закономерности функционирования языковых единиц в функц. Стилях – см., в том числе носящие вероятностно-статистический характер.В аспекте собственно текстового уровня Р. С. Ф. С. (подстиля и т.д.) выражается не только указанными взаимосвязями дотекстовых языковых единиц, но и в таких особенностях организации речи (обусловленных все той же экстралингвистической основой функц.

Стиля.), как специфичная архитектоника и композиция текста, соотношение разных функц.-смысловых типов речи в тексте данного Ф. Стиля, своеобразие и своя динамика речевых жанров и форм речи, реализация и взаимодействие определенных текстовых категорий. Все это взаимосвязано в целях выполнения единого коммуникативного задания и функции в качестве реализации экстралингвистической основы соответствующего функц. Стиля. Так, в науч. Речи активизируется рассуждение (см.) с элементами описания (как выражение понятийно-логической формы мышления). Композиция (см.) развивается путем реализации фаз познавательной деятельности ученого (от проблемной ситуации к идее/гипотезе, ее доказательству и, наконец, выводам). При этом большую роль в науч.

Текстах играет категория гипотетичности (см.), вообще своеобразный набор и связь текстовых категорий. Текстовые категории (см.) являются функц.-стилистически ориентированными при их реализации в текстах различных функц. Стилей (Матвеева, 1990). Т.о., все единицы текста (языковые и текстовые) взаимосвязаны общей функцией.Введение в науч. Оборот понятия "Р. С. Ф. С." позволило выйти на новый уровень изучения функц. Стилей и оказалось (напр., по мнению В.В. Одинцова, 1980, с. 16–17) весьма перспективным. Вместо описания совокупности языковых средств какого-либо функц. Стиля, которые обычно повторялись в описаниях стилей, не выявляя действительной их специфики, появился инструмент определения последней, так как речевая системность неповторима (и не может заимствоваться из стиля в стиль).

Кстати, это критерий для сопоставления и разграничения функц. Стилей.Предпосылками для формирования понятия Р.с. (как оно представлено выше) послужили высказывания В.В. Виноградова о худож. Тексте как "целостной организации речи" (1930) и И.Р. Гальперина о функц. Стилях как "замкнутых системах… использования языковых средств" (1954), а также о вероятностной структуре речи (Андреев, Зиндер 1963, см. Стилостатистический метод анализа текста). Позже Б.А. Серебренников отмечает, что речь не может быть несистемной (1983). Особое место занимают работы Е.В. Сидорова о смысловой системности речи (текста), рассматриваемой в аспекте психолингвистики.Лит. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М., 1963. Кожина М.Н.

К проблеме речевой системности и функц.-стилистических норм в связи с описанием и изучением рус. Языка // Межд. Конф. Преподавателей рус. Яз. И лит. – М., 1969. Ее же. О речевой системности науч. Стиля ср. С некоторыми другими. – Пермь, 1972. Ее же. Стилистика русского языка. – М., 1993. Лариохина Н.М. Вопросы синтаксиса научного. Стиля речи. – М., 1979. Одинцов В.В., Стилистика текста. – М., 1980. Разг. Речь в системе функц. Стилей совр. Рус. Лит. Языка / Ред. О.Б. Сиротининой. – Саратов, Лексика, 1983, Грамматика, 1992. Сидоров Е.В. Проблемы речевой системности. – М., 1987. Матвеева Т.В. Функц. Стили в аспекте текстовых категорий. – Свердловск, 1990. Салимовский В.А. Семантический аспект употребления слова в функц. Стилях речи. – Пермь, 1991. Его же. Смысловая структура науч.

Текста в отношении к дотекстовым единицам // Очерки истории науч. Стиля. Т. II. Ч. 1. – Пермь, 1996. Его же. Речевые жанры науч. Эмпирического текста // Текст. Стереотип и творчество. – Пермь, 1998. Рябцева Н.К. Мысль как действие, или риторика рассуждения // Логический анализ языка. Модели действия. – М., 1992. Баженова Е.А. Специфика смысловой структуры научного текста и его композиция // Очерки истории науч. Стиля рус. Лит. Языка ХVIII–ХХ вв. Т.П. Ч. 1. – Пермь, 1996. Трошева Т.Б. Формирование рассуждения в процессе развития научного стиля русского литературного языка. XVIII–XX вв. (сопоставительно с другими функциональными разновидностями). – Пермь, 1999..

Значения в других словарях
Речевая агрессия

– использование языковых средств для выражения неприязни, враждебности. Манера речи, оскорбляющая чье-л. Самолюбие, достоинство. В наибольшей степени Р. А. Находит воплощение в разг. И публиц. Сферах коммуникации.Содержательная сторона и формы Р. А. Исторически изменчивы. Р. А. Может переживать периоды активизации и спады употребления. Особенно характерна для совр. Этапа развития рус. Лит. Языка.Первой фиксацией Р. А. В рус. Публицистике можно считать обличительные "Послания" Ивана Грозного к кн..

Речевая культура

– часть культуры народа, связанная с использованием языка. В нее включается сам язык, его этническая специфика, функциональные и социальные разновидности, воплощенные в устной или письменной форме. Кроме того, в нее входят и этнические особенности языковой картины мира, и сформировавшиеся обычаи и правила поведения (в том числе использование невербальных средств), совокупность текстов на данном языке. (См. Определение речевой культуры в Энциклопедии "Русский язык", 1997.)Каждый народ за века сво..

Речевая ситуация

– ситуация, в которой осуществляется речевое взаимодействие между коммуникантами. Ее важнейшие параметры обычно описываются на основе классических моделей коммуникативного акта (К. Бюлер, Р. Якобсон и др.). Согласно модели Р. Якобсона, этими параметрами являются адресант, адресат, контекст, сообщение, контакт и код. В отечетвенной стилистике существенно дополненный вариант этой схемы предложил К.А. Долинин. В его трактовке набор взаимосвязанных и частично переходящих друг в друга параметров Р. С..

Речеведение

– новая, еще только складывающаяся область знания, иначе, лингвистика речи (в отличие от собственно лингвистики языка, языковедения). Термин "речевéдение" употребляется по отношению к комплексу научных дисциплин, объединенных общим объектом изучения – речь, речевая деятельность, речевое общение и поведение. В лингвистике две сферы исследований, в одной изучаются языковые системы (строй языка), в другой – речь. "Лингвистика речи, – по определению Н.Д. Арутюновой, – имеет своим объектом все те ти..

Дополнительный поиск Речевая системность функционального стиля Речевая системность функционального стиля

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Речевая системность функционального стиля" в словаре Стилистический энциклопедический словарь русского языка, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Речевая системность функционального стиля, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 41 символа